Они остались за границей, но сохранили и традиции, и
язык, и веру. Этнические группы русских за пределами России очень
разнообразны, но общее в них то, что именно они являются хранителями
частицы «русского мира» за рубежом.
Албазинцы
Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским
населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на
китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское
самоназвание.
В XVII веке русские казаки и первопроходцы
осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и
императорский Китай. В 1685 году войска императора Кан Си организовали
успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков
человек, в том числе и священник, попали в Пекин.
По
одним данным, их привели в столицу насильно. По другим, люди добровольно
приняли новое подданство. Албазинцам отвели отдельный район для
проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была
русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В
Пекине во время боксёрского восстания китайских православных, среди
которых были и албазинцы, убивали. Уничтожались храмы и в период
культурной революции.
В наши дни албазинцы продолжают
жить в Пекине. Их численность оценивается в несколько сот человек. Часть
из них вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том,
что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.
Потомки русских на Аляске
Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать
регион. Но не все. Часть сотрудников Русско-Американской компании
осталась. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники
заводили семьи, женились на представительницах местных народов. В
поселке Нинилчьик, где живут потомки русских, сохранился особый диалект
русского языка.
Изучили его лингвисты Мира
Бергельсон и Андрей Кибрик. В XXв американские власти боролись с
местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под
удар попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В диалекте много
обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и
алеутского. Машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от
английского baby). Кириллицу утратили. Утрачен средний и частично
женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее,
аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского
языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи
глубоко осели в местной культуре. В соседних населенных пунктах местные
жители, не зная русского, на свадьбах кричат Gorko.
Казаки-некрасовцы
Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения
Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната
Некрасова до 8 тыс. человек-староверов сначала отправились на Кубань,
на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства.
Оттуда некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за
места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые
также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи. В итоге община
разделилась, часть Игнат-казаков переселились в Энос на побережье
Эгейского моря и на озеро Майнос в азиатской части Османской империи.
Дунайская часть община
слилась с другими староверами. Эносские казаки влились в майносскую
общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили
некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей.
Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной
причиной того, что люди покинули родные земли. Взаимодействие с турецким
и греческим населением было минимальным. А за брак с турком могли и
казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу,
были казаки и в охране султана.
К
началу ХХв отношения с турецкими властями ухудшились. Усилилось
налоговое бремя. Мужчин обязали служить в армии на регулярной основе,
некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив
Дарданеллы в Первую мировую. Воевали как отдельная часть. Многие из
казаков решили вернуться, на что и получили разрешение царского
правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911г, оттуда они
направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское войско и выделили
земли. Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в
Россию не возвращаться».
В 1920-е уже в
Советскую Россию возвращались другие семьи. В период становления
турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков, из-за чего даже был
бой с турецкими войсками. В кемалистской Турции некрасовцев хотели
отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты
для турецкого населения. Некрасовцы служили в армии уже как обычные
призывники. В 1960-е прошел второй этап репатриации. Некрасовцы
поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую
Родину так и не переехали, эмигрировав в США. В СССР некрасовцы
сохранили религиозность, знание турецкого языка, но в целом
адаптировались к новой условиям жизни, сохранив самобытность.
Русские в Китае
Помимо албазинцев в КНР давно живут и другие русские. Русские
включены в список 56 национальностей Китая, которые признаны
правительством. Мало того, на севере страны, существует русская
национальная волость – Шивей. Волость в 2005 году вошла в десятку самых
привлекательных волостей в Китае, конкурс проводился центральным
телевидением КНР.
В Шивей живет более 4000
человек, из них русских около 1700. В городе Ээргуна находится русский
этнографический музей. Кроме того, в уезде Сюнькэ провинции Хэйлунцзян
есть село Сяодинцзыцунь. Здесь проживают более 900 человек, из которых
почти половина – китайские русские. По решению местных властей село
переименовано в Русское Пограничное. Эта группа русских перешла на
китайский язык, внешне люди тоже больше похожи на азиатов, но сохранили
культуру, бытовые особенности и обычаи, православие.
Регулярно празднуются Пасха и Рождество. Колорит, русские
деревянные дома привлекают в волость китайских туристов с других районов
страны. Русские стали селиться на этих землях в XVIII-XIX веках,
переезжали крестьяне, казаки, оседали купцы и священники. Большое
количество русских приехало после 1917 года.
Липоване
Из-за гонений и притеснений многие староверы покидали Россию.
Значительная часть поселилась в устье Дуная. Сейчас липоване проживают в
Румынии, Молдавии, Одесской области и частично в Болгарии. По разным
данным, в Румынии липован от 30 до 100 тысяч человек. Сейчас этническая
группа официально признана румынскими властями. В парламенте есть
представитель липован.
При правлении Чаушеску
русских хотели ассимилировать, запрещалось преподавание на русском
языке, но липоване сохранили и старую веру, и язык, и обычаи. Многие до
сих пор по традиции ходят с бородой. Внешность у липован русская, а не
румынская. Множество сел липован расположены по украинскому и румынскому
берегам Дуная. Главный промысел липован – рыбная ловля. Известное село
Вилково – «дунайская Венеция» - также является липованским.
Есть несколько версий происхождения названия этногруппы.
Возможно, от селения Липовцы, где скрывались староверы. В австрийской
литературе утвердилась версия, что этноним происходит от последователей
филипповского согласия, которые первыми появились в Молдавии и
первоначально назывались «филиппованами», а позднее название
сократилось. В Румынии в состав общины липован влились некрасовцы. В
советское время часть липован переехали на историческую Родину.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+