Археологический комплекс Чан-Чан (Chan Chan)
расположен в долине Моче, на берегу Тихого океана, в 5км от города
Трухильо и в 550 км от Лимы. Чан Чан — крупнейший глинобитный город
мира.
Древние постройки занимают площадь свыше 14 км2.
Центральная часть города сформирована девятью так называемыми «дворцами»
— крупными, обнесенными стенами, площадками, более мелкими секторами и
отдельно стоящими пирамидами.
Центр города покрывает территорию
приблизительно в 6 км2. Остальная часть комплекса – древние, плохо
сохранившиеся сооружения: остатки дорог, каналов, стен, кладбищ. В 1986
году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению,
позднее город включили в Красный список объектов Всемирного наследия,
как архитектурный памятник, находящихся под угрозой уничтожения.
С
языка чиму, согласно транскрипциям, составленным испанскими хронистами,
Чан-Чан переводится как «Большое солнце» или «Сверкающее солнце». Таким
образом, практически не возникает сомнений, что название города, так
или иначе, связано со светилом.
Чан Чан – столица могущественного
и богатого, технически развитого царства Чимор культуры Чиму (1100 —
1470 года). Город был построен во второй половине IX века, и особенно
процветал с XIII по XV столетие. Максимальное количество жителей
составляло свыше 30 000, а по некоторым данным, в период максимального
расцвета, в городе иогло жить до 100000 человек.
Столица чиму
состояла изначально из девяти автономных округов, каждый из которых
управлялся отдельным правителем, проявившим доблесть в бою. Эти
правители почитались как короли. Каждый округ имел собственные места
захоронений с богатыми вложениями в них драгоценных камней, керамических
изделий и с десятками скелетов молодых женщин.
Когда в конце XV
века (1470 год) пришли завоеватели-инки, они не могли взять Чан-Чан
военным путем. Поэтому нападающие соорудили дамбу для того, чтобы
повернуть реку, на которой стоял Чан-Чан, в другом направлении. Лишь
нехватка воды заставила осажденных сдаться инкам. После завоевания
инками город стал терять свое значение. Однако разрушили и разграбили
его не инки, которые больше стремились к расширению своей империи
Тауантинсуйю, чем к богатству. Разрушение пришло, когда империей инков
завладели испанцы. От всей культуры чиму после этого мало что осталось.
Сегодня сохранились лишь огромные площади с обветшалыми домами из самана
и руины культовых сооружений.
Необходимо отметить, что культура
Чиму, включенная в состав Тауантисууйю (название инкской империи), по
многим аспектам превосходила созданное сынами Солнца общество. Стоит
отдать должное инкам, они смогли не только увидеть и сохранить
достижения чуждого им народа, но и принять их в свою культуру. Инки
завладели городом Чан Чан в результате полной его блокады. Солдаты
разрушили акведуки, тем самым лишив жителей источников пресной воды. За
период войны погибло огромное количество горожан. Павший Чан Чан
восстановили, население вернулось к мирной жизни.
Так что, к приходу испанцев, город
стал одним из множества благополучных индейских поселений великой
Инкской Империи, с относительно небольшим количеством жителей, и важной
политической роли более не играл. В период властвования испанской короны
Чан Чан был излюбленным полигоном мародерских раскопок конкистадоров,
поскольку среди европейских захватчиков бытовало мнение, согласно
которому в толще глиняных стен «дворцов» и в пирамидах сокрыты несметные
сокровища.
При строительстве города мастера
использовали материалы, наиболее доступные в регионе. Самым
распространенным был саман – глинистый грунт, иногда смешанный с тоторо
(разновидность камыша). Стены дворцов — мощные кладки из необожженного
кирпича, воздвигнутые на каменном фундаменте. В строительстве жилых
секторов, пандусов, платформ, были использованы битые необожженные
кирпичи и смешанные с глиной строительные отходы. Поскольку Чан Чан
расположен в засушливом регионе страны, древесины при строительстве
использовали мало. В основном, из нее делали столбы, колонны и
притолоки. Крыши крыли плетеной соломой. Современных посетителей
впечатляет красота, видимая простота и стильность древних сооружений.
К приходу инков Чан Чан был самым крупным городом
своего времени на южноамериканском континенте и остается крупнейшим
глинобитным городом мира по сей день. Древние постройки занимают площадь
свыше 14 км2. Город функционально делился на две части — центр и
периферию.
Центр города прямоугольной формы покрывал территорию
примерно в 6 км2 ивключал три типа построек : обнесенные стенами
площадки, которые также называют цитаделями или дворцами; уаки или
усеченные пирамиды, а также вспомогательные постройки.
Периферия
города была занята пахотными землями, фруктовыми садами, кладбищами, а
также хозяйственными и сельскохозяйственными постройками:
зернохранилищами, складами, ирригационной системой.
Центром города
являются девять основных дворцов (цитаделей). Постройкам присущи
сходные черты организации. Все дворцы ориентированы с севера на юг, все
имеют один единственный вход, расположенный в северной стене. Такая
организация позволяла держать под контролем приход и уход «гостей».
Внутреннее пространство каждого дворца разделено на три сектора:
северный, центральный и южный.
В «Северной части» располагалась большая
церемониальная площадь, по периметру ограниченная низкими стенами –
тумбами, которые, видимо, использовали как посадочные места при
проведении общественных мероприятий. Вглубь территории, к зоне,
называемой аудиенциями, вел пандус. Аудиенции – серия внутренних
двориков, в центре которых располагались U-образные здания. Назначение
построек – ритуальное.
«Центральный сектор» был представлен самым
большим количеством складских помещений. Кроме того, именно здесь
располагалась «Погребальная Платформа» — маленькая пирамида с усеченной
вершиной. В сакральном сооружении находил упокоение господин каждой из
цитаделей. Хозяина хоронили в сопровождении слуг, жен, наложниц, а также
снабжали всем необходимым для жизни имуществом. Конечно же, именно этот
сектор вызывал наибольший интерес у испанских конкистадоров, охотников
за сокровищами, с самого начале экспансии (с 1532 года).
Южный сектор был самым просторным. Благодаря работе
археологов стало известно, что именно в этой части цитадели проходила
повседневная жизнь владельца. Здесь были кухня и спальни, а также именно
здесь располагались колодцы, обеспечивающие весь дворец пресной водой.
На
территории города Чан Чан сохранились остатки археологических
комплексов, не входящие в девятку «наиважнейших». Они принадлежали
нижестоящей элите города. Организация комплексов сильно напоминает
организацию девяти дворцов.
Стоит подчеркнуть, что цитадели не
были просто жилыми комплексами, но включали площадки для ритуальных
действий, а также выполняли роль «офисов-кабинетов», т.е. были рабочими
местами администрации.
Сейчас для посетителей открыт дворец Тсшуди (Чуди); начаты реставрационные работы дворца Риверо.
Дворец Тсшуди или Центральный Дом – самый известный из
глинобитных дворцов города Чан Чан, был возведен, примерно, в 1400
году. Другие названия цитадели – Ник Ан, т.к. комплекс был посвящен богу
моря Ни, что отчетливо прослеживается в украшениях морской тематики.
Дворец Тсшуди являет собой яркий пример архитектурного стиля чиму.
Важной достопримечательностью и отличительной особенностью дворца
является церемониальный бассейн, расположенный в центральной части и
сохранившийся до наших дней. Этот впечатляющий резервуар, видимо, был
сценой церемоний, связанных с водой и плодородием.
До сих пор
здесь можно обнаружить два стиля дизайна резьбы: животные – птицы, рыбы и
мелкие млекопитающие; графика – стилизованное изображение тех же самых
животных. Все резные фигуры были покрашены в желтые или черные цвета.
Резные фигурки в Чане Чане изображают крабов, черепах и сети для ловли
различных морских животных. Чан Чан, в отличие от большинства других
прибрежных руин в Перу, расположен близко к Тихому океану.
В 1986 году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия
ЮНЕСКО. К сожалению, город постепенно разрушается. Причины — ежегодные
бури, которые все сильнее видоизменяют пустынные прибрежные территории;
повышение уровня грунтовых вод; влияние климатической аномалии
Эль-Ниньо, а также нелегальные поселения на территории археологического
комплекса, разрастание города Трухильо. Из-за продолжающегося
разрушения, Чан-Чан был включен в Красный список объектов Всемирного
наследия, как объект, находящихся под угрозой уничтожения. В наши дни
ученые разных стран борются за сохранение города.
В последние годы
к усиленной эрозии древнего города приводит климатический феномен
Эль-Ниньо. Десятилетиями в этой местности едва бывали осадки, однако
вместе с переменой климата ежегодные бури становятся все сильнее и
видоизменяют пустынные прибрежные территории. Лучше всего сохранился
район Чуди, названный в честь швейцарского исследователя Иоганна Якоба
фон Чуди. Этот район постепенно восстанавливается и открыт для посещения
туристов. Здесь можно увидеть некоторые праздничные залы с роскошными
орнаментами. До 1998 года саманные сооружения покрывали специальной
глазурью, защищавшей их от осадков. Однако с тех пор феномен Эль-Ниньо
стал настолько силен, что необходимо было построить стальные леса, чтобы
древние сооружения не размыло.
В 2014 году завершены работы по строительству защитных
навесов над построенным из необожженного кирпича (адобы) древним
доинкским городом Чан-Чан. Об этом заявило Министерство культуры Перу.
Работы над USD 60.000 проектом были начаты в начале декабря прошлого
года, было задействовано 70 рабочих.
Здания древнего города,
расположенного недалеко от прибрежного города Трухильо, построены из
самана (необожженного кирпича) и поэтому постоянно подвергаются
разрушительному воздействию сильных дождей, приносимых тёплым океанским
течением Эль-Ниньо.
И хотя в этом году Эль-Ниньо не
ожидается, всё же даже небольшие осадки могут оказать воздействие на
стены с изящным резным орнаментом. «Всё спланировано так, чтобы свести к
минимуму риск повреждения от дождей, — сообщил глава проекта Хенри
Гайосо. – В расчет приняты возможные воздействия до, во время и после
дождей. Это гарантирует сохранность археологического комплекса».
Работы включили в себя очистку дренажной системы и установку защитных навесов над стенами комплекса.
Напомним,
Чан-Чан был внесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия в 1986 году.
Город был столицей царства Чиму, контролировавшего территорию северного
побережья Перу с 900 гг. вплоть до покорения армией инков под
командованием Тупака Инки Юпанки в конце XV века. В период своего
расцвета, Чан-Чан был самым крупным городом доколумбовой Америки и самым
крупным городом из необожженного кирпича во всем мире.
В то же время, следует отметить, что на текущий момент
Чан-Чан включён ЮНЕСКО в список мест, которым грозит опасность и не
только от воздействия дождей, но также от эрозии почв и людей, которые
вторгаются на соседние с городищем территории с целью занятия сельским
хозяйством, строительством домов и организации свалок.
Для
поднятия самосознания у граждан страны и воспитания гордости за наследие
Перу, Министерство культуры организовывает в Трухильо летние программы
по ремеслу и искусству для детей, где будут задействованы мотивы
доколумбовых городов севера страны.
Надо сказать, что известность Чан-Чан возрастает в
связи развитием Специального Проекта, направленного на популяризацию
исторического памятника в средствах массовой информации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+