Лейтенант Лео Гредвелл по профессии был адвокатом. Остальные "головорезы” из его команды — рыбаками.
Их
корабль был слабейшим в квадрате. Профессиональных военных моряков на
нём не было — таким служить на "Айршире”не позволяла гордость. Оружия
нет. Скорости нет. Скрытности нет — штиль, лето, полярный день. Зато
есть полярные миражи, показывающие, что происходит за горизонтом.
Море кишит подлодками и самолетами Люфтваффе. На траверзе "Айршира”
покачиваются трое таких же горемык, с экипажами из моряков торгового
флота. Навигационных карт для высоких широт нет. Охранение ушло. Помощи
ждать неоткуда.
Лейтенант сцепил зубы и повел свой маленький конвой.
* * *
Вечером
4 июля 1942 года британское Адмиралтейство сняло охранение конвоя
PQ-17, предложив транспортам самостоятельно пробиваться в русские порты.
Военный флот отошел полным ходом на Запад.
Корвет "Айршир” из непосредственного охранения конвоя остался с транспортами посреди Баренцева моря.
Глядя
вслед уходящим эсминцам, командир корвета лейтенант Гредвелл понял, что
с 10 узлами ему за военными кораблями не угнаться. Ждать его никто не
собирался. Конвой к тому времени уже достиг 30 град. в.д., и
возвращаться было слишком поздно. Вооруженным траулерам, тральщикам и
корветам было приказано самостоятельно добираться до Архангельска.
На этом связь с командованием прервалась. Некогда мощный конвой постепенно таял на горизонте.
Большинство транспортов шли на северо-восток, надеясь укрыться в бухточках Новой Земли и оттуда дотянуть до Архангельска.
Кто-то повернул на север в надежде отсрочить встречу с немецкими подлодками.
Вооруженная
"мелочь” — корвет ПВО "Паломарес”, тральщики "Бритомарт”, "Хэлсион” и
"Саламандер” — сбились в кучу и, отстреливаясь, стали пробиваться к
Новой Земле. Тяжелогруженые транспорты, желающие присоединиться к
отряду, посылались прочь, несмотря на отчаянные просьбы о защите.
Решение мотивировалось приказом о необходимости рассеяния конвоя, что,
однако, не мешало самим тральщикам держаться сообща.
Грозный HMS Ayrshire (FY 225)
Корвет
"Айршир” под командованием Гредвелла поступил интереснее. Он двинулся
на северо-запад, почти в обратном направлении. Будучи предоставленным
сам себе, он вскоре присоединил два транспорта "Айронклайд” и
"Трубадур”, и, объявив себя командующим отрядом, направился к границе
паковых льдов. Туда, где меньше всего шансов нарваться на неприятности.
По пути их маленький отряд встретил транспорт "Силвер Сод”, который также присоединился к конвою Гредвелла.
Дальнейшее
выживание в опасных водах целиком зависело от находчивости бывшего
адвоката, который сумел предложить ряд остроумных, но весьма действенных
мер по защите судов.
Вооруженный траулер "Айршир” водоизмещением
500 тонн военной ценности не представлял. В случае появления противника
он был бы скорее потоплен, чем смог бы сделать выстрел из своей
единственной пушки. Стремясь как-то повысить огневую мощь своего
соединения, лейтенант Гредвелл предложил использовать бронетехнику на
борту транспорта "Трубадур”.
Матросы, вооружившись, инструментов быстро сорвали пломбы.
Лязгая
траками по обледеневшей палубе, танки "Шерман” выстроились в
оборонительную линию вдоль бортов. Их башни были развернуты в сторону
моря, а расчехленные орудия заряжены и приготовлены к стрельбе. Танки
поставлялись сразу с комплекте с вооружением, боезапасом и всеми
необходимыми принадлежностями, включая электроплитку и обмундирование
экипажа.
Теоретически
усилия Гредвелла могли иметь шансы на успех. Вылетевший из тумана
вражеский эсминец или идущая в надводном положении подлодка могли
попасть в неприятное положение. А морская история изобилует примерами,
когда всего одно удачное попадание, например в ТА, губило военные
корабли.
Достигнув арктического льда, Гредвелл не остановился и
продолжил следовать вглубь на 20 миль — до тех пор, пока позволяла
ледовая обстановка. Туда, где их могут зажать льды, но точно не достанут
немецкие подлодки.
Лавируя среди льдин, суда застопорили ход и
погасили котлы, чтобы не выдавать себя дымами. Бежать им было некуда. По
плану Гредвелла, они должны были провести в этом районе несколько дней,
дожидаясь, пока немецкие подлодки закроют "сезон охоты” и вернутся в
базы. Тогда, его отряд, возможно, получит шанс проползти вдоль границы
льдов к Новой Земле.
Оставалась последняя проблема. В любой
момент стоящие без хода транспорты могли быть обнаружены с воздуха.
Беспомощный отряд стал бы отличной мишенью для бомбардировщиков.
Гредвелл
приказал собрать в мастерских все белила и выкрасить палубы и борта со
стороны открытого моря в ослепительно белый цвет. А там, где не хватало
краски — использовать белые простыни.
12
июля немецкие самолёты-разведчики обследовали зону поиска судов конвоя
PQ-17, не обнаружив ни одного уцелевшего судна. Немецким командованием
было заявлено о полном уничтожении конвоя.
Из хроники боевых действий.
Спустя
трое суток шум в радиоэфире начал стихать. Так и не обнаруженные
противником суда выбрались из ледового плена и добрались до пролива
Маточкин Шар. По пути был ими встречен и включен в состав отряда
транспорт "Бенджамин Харрисон”, а "Айршир” подобрал три шлюпки с
экипажем потопленного "Фэйрфид Сити”.
Там их и встретили корабли Северного флота и благополучно отконвоировали в Архангельск.
Узнав
о конвое лейтенанта Гредвелла, британское командование впало в ступор. С
одной стороны, он нарушил приказ. С другой стороны — в той ситуации все
действовали как попало, а сам приказ об оставлении конвоя мог быть
расценен как преступная ошибка.
Факт есть факт. Три из
одиннадцати спасшихся транспортов каравана PQ-17 были личной заслугой
лейтенанта Гредвелла. Его наградили Крестом за доблестную службу. А
сразу по возвращении перевели на противолодочный корвет HMS Thirlmere —
еще более убогий баркас, чем предыдущий "Айршир”.
Сокрушающий все на своем пути HMS Thirlmere (FY 206)
Так
герой встретил окончание войны и, сойдя на берег, продолжил заниматься
адвокатской практикой. В мирное время столь грамотным и решительным
людям на флоте делать нечего.