Заканчивается май, многие люди все больше времени проводят на даче,
сажают помидоры, огурцы, картошку. Сажаю ее на своей даче и я, правда,
немного. И всякий раз вспоминаю при этом забавный и поучительный эпизод
из своей жизни, как мне пришлось готовить картофельный посадочный
материал в одном из сельских хозяйств Самарской, вернее Куйбышевской
области (так она тогда называлась) в 1986 году. История эта интересна и
поучительна, поскольку имеет прямое отношение к довольно часто
рассматриваемой ВО теме развития науки в СССР. Интересно, что чаще всего
пишут об этом люди, не имевшие и не имеющие к ней никакого отношения,
но, если судить по их комментариям – «знающие все и вся». Ну, а как
бывало в то время это на самом деле и пойдет наш рассказ.
Вот таким был в те годы Куйбышевский университет…
В
аспирантуру КуГу (Куйбышевского государственного университета) я
поступил 1 ноября 1985 года и должен был закончить ее соответственно 1
ноября 1988-ого. Мой научный руководитель – бывший первый ректор этого
университета Алексей Иванович Медведев, вызвал меня к себе для
знакомства, расспросил, что у меня жена и дочка остались в Пензе,
выяснил, что настроен я самым решительным образом и отступать мне
некуда, то есть написать и защитить диссертацию мне нужно любой ценой, и
выдал такой расчет, что не 36 месяцев у меня запасе, а гораздо меньше.
Потому как летний отпуск, конечно, не в счет, потом всякие ЧП
непредвиденные, так что «писать нужно быстро», сказал он. В конце мая, а
именно 25 числа, «жду от тебя введение и первую главу». Ну, я и
«пошел».
По прошествии первых 90 дней в три часа ночи проснулся в
холодном поту. Мне приснилось, что я мало сделал. Встал, закутался в
теплый халат, поскольку в комнате студенческого общежития было очень
холодно и под завывание ветра принялся просматривать собранный материал.
Материала оказалось не так уж и мало и, успокоенный, я уснул. Ну, а
потом закончилась зима, наступил довольно холодный апрель, и вот тут-то
меня неожиданно и вызвали в партком университета. Оказалось, что
парторгу я понадобился отнюдь не как «молодой коммунист,
лектор-пропагандист, агитатор и преподаватель истории КПСС», а как…
дешевая рабочая сила!
«Мы отправляем на помощь селу бригаду
аспирантов, – сказал он. – Людей в деревне не хватает, а партии надо
выполнять Продовольственную программу. Мы не можем отправить аспирантов
второго и третьего года обучения. А вот первый год вполне может немного и
поработать на свежем воздухе!»
– И на сколько? – упавшим голосом спросил я.
– Где-то на месяц, не меньше, – ответил он тоном, не допускающим возражений.
– Но как же, мне 25 мая сдавать Медведеву введение и первую главу!
– У вас печатная машинка есть?
– Есть!
–
Ну вот и отлично! Возьмете ее с собой и там все и напишете! Сочетание
умственного труда с физическим - это как раз то, о чем писали Карл Маркс
и Фридрих Энгельс. Так что вперед! Партия говорит «надо», коммунисты
отвечают «есть!»
– Но у меня нет рабочей одежды…
– Зайдете на склад, там вам все выдадут!
Что
было делать? Кивнул и пошел на склад, где по моему размеру оказались
только сапоги! А на утро нас, то есть бригаду «вузовской науки» уже ждал
автобус – везти в село. Конечно, случись такое сейчас, я бы ни за что
не поехал. Пошел к врачу, заявил бы, что у меня хронический гастрит (а
он и был!), что у меня обострение и заниматься физической работой в поле
мне противопоказано. А то и в больницу лег на обследование. Но по
молодости многое воспринималось иначе, особенно в советское время, когда
люди боялись поступать… «индивидуально». Раз сейчас не болит, то лучше
уж «как все!»
Правда, я все-таки сходил к своему научному
руководителю. Вдруг поможет? Напирал на то, что в таких условиях я
просто физически не успею сделать работу в срок. А он мне: «Надо
успеть!» Сказал – как отрезал!
Кроме меня в бригаду входили
следующие аспиранты: еще один историк КПСС с той же кафедры, что и я,
научный коммунист, философ, высший математик, физик, биолог – специалист
по бабочкам, юрист и экономист – всего десять человек (одного не
помню).
Мы тут же все перезнакомились и долго смеялись над тем,
что науку нашу будем делать на картошке. Тем более, что ехали мы на пару
с девушками с какого-то местного завода. Но нам стало совсем не до
смеха, когда мы оказались на месте. Жилье нам отвели в бараке с рядами
двухэтажных дощатых нар. Больше там ничего не было, но зато жившие до
нас рабочие расписали беленые стены изображениями женских копулятивных
органов.
Пошли завтракать. Овсянка и чай! «На большее вы еще не
заработали!» Потом пошли в поле. За пять километров! А там горы
картошки. Огромных выставочных картофелин, я в жизни таких никогда не
видел. И вот сидят около этих гор картошки местные бабы – задницы у них –
просто огромные, я тоже таких никогда не видел, – рубят ее кривыми
ножами и бросают в фанерные ящики размером с письменный стол! В поле
ледяной ветер. По оврагам лежит снег. И посреди всего этого мы. Все –
горожане. Я в деревне второй раз после сельхозработ еще на первом курсе
института. И даже без возможности переодеться. На голове шляпа. Кожаное
пальто из рыжего кожзама. Клетчатый серый костюм и… резиновые сапоги
выше колен. И все мы примерно такие же. В кепке, помнится, был только
один.
Бригадир объясняет: очень большую картофелину рубить на
четыре части, поменьше – на две. Вот вам ножи и рукавицы. Норма 14
ящиков на человека в день. Цена ящика – 14 копеек. Все! «Арбайтен!»
Бабы смеются. «Вы кто? Аспиранты? Абсиранты!!! Ха-ха! Глянь, в шляпах, а этот еще и очки надел. Умора!»
Сели
мы на перевернутые ведра. Начали работать. С непривычки мускулы болят.
Ящики наполняются кое-как. Учетчица смеется: «Это вам не головой
работать!» На обед пошли назад. А из еды кое-какие щи и опять овсянка –
«Столько наработали!» Потом опять на поле…
Вечером пришли мы в
наш холодный барак, улеглись на матрацы непонятно чем набитые,
естественно никто не раздевался – холодно, и кое-как заснули. Надо ли
говорить, что место общего пользования рядом с бараком имело еще более
гнусный вид. Его, скорее всего, не чистили с момента основания…
На следующий день все это же самое повторилось опять.
Но
на третий день испытания холодом и овсянкой мы решили, что надо что-то
делать! «Мы здесь элита нации, – сказал философ, – так неужто мы не
сделаем так, чтобы и рыбку съесть, и на костях покататься?» Решили, что
нам нужна научная организация труда. Начали с хронометража действий
местных баб и изучения их телодвижений. Затем подобрали песню под
темп-ритм этих движений и оказалось, что под него идеально подходит
«Гимн Коминтерна»: «Товарищи в тюрьмах, в застенках холодных / Вы с
нами, вы с нами, хоть нет вас в колоннах, / Не страшен нам белый
фашистский террор, / Все страны охватит восстанья костёр!»
Мой
коллега, знавший ее наизусть, написал слова, и мы их разучили. Потом
решили, что нам нужен ланч в 11.00 и тут вызвался я, заявив, что буду
готовить на всех печеную картошку, потому что это очень полезное блюдо
при заболеваниях желудка, а «желудочниками» оказались восемь человек из
десяти. «Но картошки понадобится много, – сказали мне, – как ты ее
столько напечешь?»
– Умею! – ответил я. И началось! Запели хором и
начали рубить эту проклятую картошку. И дело пошло не в пример живее!
Затем я пошел, нарубил дров в овраге, взял большое ведро, пробил в днище
пару дырок, набил выставочной картошкой, перевернул его, обложил
дровами и запекал ее так 40 минут на сильном огне. Кто не знает – это
отличный способ! В результате получается чистая, не обугленная, печеная
картошка!
Поели, подкрепились, согрелись – работа пошла еще лучше, и мы до обеда сделали всю дневную норму!
На
обед уже был суп с мясом, гуляш, компот – словом, жизнь стала
налаживаться! После обеда, поскольку норму мы выполнили, на поле мы не
пошли, а легли по русскому обычаю поспать. Поспали – купили гуашевых
красок в сельмаге и все непристойные «треугольники» на стенах и
соответствующие надписи зарисовали огромными яркими цветами в стиле
Бернара Палисси. Физик сделал нам кипятильник из двух бритвенных лезвий и
пары спичек, и мы напились чая, не выходя из нашего барака. Потом
философ отправился к нашем соседкам, рассказывать заводским девахам про
камасутру (после чего рассказывал нам, как они это все воспринимали!).
Математик с физиком принялись играть в покер, я пошел в столовую писать
введение, а мой коллега по кафедре устроился читать том Ленина о
сельском хозяйстве – такая у него была тема.
На следующий день
захолодало еще больше, но надеть нам было нечего, поэтому мы как индейцы
навахо или арапахо завернулись в одеяла прямо поверх шляп, опоясались
веревками и так вот на поле и пошли. Горячая картошка придала нам сил, и
мы опять всю норму сделали до обеда. Пообедали и… на поле опять не
пошли. А нафиг?
Тут к нам приходит бригадир и требует, чтобы мы
шли работать. А мы ему: «За 14 копеек ящик? Да пошел ты…» «Так вы ничего
здесь не заработаете!» – принялся он нас увещевать. А мы ему – «А нам
такие заработки и не нужны. Нас сюда послали по принуждению, исполнять
наш партийный долг, и мы его исполняем. Внеэкономическое принуждение к
труду, так сказать. А выгоды у нас тут нет никакой. Мы просто рабы
обстоятельств!»
От таких умных слов бригадир просто «ошизел» и
уже на следующий день попытался нас обмануть при учете. Но не тут-то
было! Высший математик, что брал интегралы в уме, быстро все подсчитал и
раскрыл его жульничество. Юрист тут же назвал статью и срок, на который
он может быть осужден за такие дела. А я объяснил, что партия и
правительство не для того посылают научные кадры месить тут навоз, чтобы
их здесь еще и обжуливали, и как коммунист он запросто может положить
свой билет на стол, если о его действиях мы сообщим «куда надо»! Хотел
он нас покрыть… нехорошими словами, но увидел наш настрой и сдержался, и
больше уже таких попыток не предпринимал.
А у нас наступил самый
настоящий «коммунизм». В 7 утра хороший завтрак и физический труд на
свежем воздухе под пение Коминтерновского гимна, в 11.00 ланч из
печеного картофеля со сливочным маслом из местного магазина, кильками в
томате и чаем. В 13.30 обед, потом с 14 до 15.00 здоровый послеобеденный
сон. Затем «чай среди цветов на нарах». Потом научная работа по
интересам. Совсем уже вечером интеллектуальные беседы. Биолог
рассказывал нам о подробностях половых сношений между бабочками. Юрист –
забавные примеры нашей юридической безграмотности, философ – о влиянии
камасутры на умы девушек-работниц, я и мой коллега – забавные истории о
жизни наших партийных чинов, почерпнутые из партийных архивов Пензы,
Куйбышева и Ульяновска, а там было, о чем рассказать… Самым приятным
занятием были споры с молодым научным коммунистом, моложе всех нас,
которому все вокруг казалось правильным и понятным, а мы ему доказывали,
что существует большая разница между словом и делом, и что мы лучший
пример неэффективности внеэкономического принуждения к труду и неумения
нашей партии наладить результативную работу крестьян на селе.
«Интересно, а в американских университетах тоже посылают аспирантов на
картошку?» И надо было видеть, как он моргал глазами и блеял в ответ
что-то невразумительное про то, что там негров вешают. А мы ему – а не
умеешь руководить, так не берись! Правда, никто из нас тогда даже не
думал, что все так быстро рухнет, но что перемены стране необходимы, в
нашей компании это понимали 9 из 10.
Впрочем, одна польза от
посещения нашего «общежития» бригадиром все-таки была. Он нам подкинул
мысль о том, что здесь можно заработать. Но как? Этот вопрос я, как
пропагандист-агитатор, взял на себя и… пошел к местному парторгу. «Как у
вас с выполнением плана лекционной пропаганды?» – спросил я его и
получил ожидаемый ответ – «Плохо! За полгода план не выполнен. Никто к
нам не едет. И деньги есть, а лекторов нет!» «Ваше счастье, – говорю, –
будет вам лекторий силами аспирантов КуГУ». «Но темы? – забеспокоился
парторг. – Если только все про роль партии в строительстве социализма,
то… народ не пойдет». «А мы сделаем так, – сказал я, – одна тема для
отчета, другая для народа. Так вы и план выполните, и деньги на вас
висеть не будут, и нам будет хорошо».
На том и порешили, и в
местном клубе повесили объявление о лекциях, читаемых аспирантами. Там
были разные и подчас довольно удивительные темы: «Американская программа
СОИ – угроза миру и прогрессу» и «Загадки древних цивилизаций», «КПСС и
«уроки правды» (тогда эта тема была очень популярной, М.С. Горбачев как
раз сказал, что нам надо извлечь уроки из наших достижений и ошибок), и
«Древняя духовная культура Индии», «Яйценоскость кур-несушек и пути ее
повышения», «Юридические права супругов при разделе имущества», «Партия –
ум, совесть, и честь нашей эпохи», «Эндемики Самарской Луки» и даже…
«Пришельцы среди нас».
Удивительно, но после первых наших лекций
люди стали к нам ходить даже и на лекции «про партию», а уж «духовная
культура Индии» вызвала в колхозниках самый живой интерес! Платили нам
по 10 рублей за лекцию, так что, кто хотел, тот заработал на этом очень
даже неплохо. А уж как нас парторг благодарил – это надо было видеть!
А
между тем, начался май. Потеплело и кутаться в одеяла уже не
требовалось. Мы договорились с женщиной-завскладом, и она предоставила
нам свою баню для помывки и напоила чаем с медом, а я не только написал
введение и первую главу, но и подготовился к детской телепередаче
«Мастерская школьной страны», которую тогда вел на ТВ Куйбышева – собрал
модель каравеллы Колумба из бумаги и все необходимое, чтобы потом за 30
минут сделать ее прямо перед камерой. Начался сев, и мы еще немного
поработали на картофелесажалках, но тут срок нашего пребывания подошел к
концу.
Последний день мы отметили небольшим пиршеством на берегу
тамошней речки, и тут почему-то нас бросило в некие мечты. Мы подумали о
том, что совсем неплохо было бы нам всем… захватить власть в этом
колхозе и организовать в нем все по уму. Решили, что, во-первых, надо
построить у трассы, благо она рядом, несколько придорожных кафе и
гостиницу: «Пикник у обочины», «Деревенские пирожки», «Вкусный борщ»,
«Ночлег с хорошей баней». Это дало бы нам живые деньги и повысило
заинтересованность местного населения. Во-вторых, речку можно было бы
запрудить и поставить мини-гэс, чтобы получать свою собственную
электроэнергию, а по берегам пруда разводить нутрий на мех и на мясо.
Открыть мастерскую по пошиву шапок и курток из нутриного меха. Далее,
кардинальным образом повысить урожайность – весь навоз, что копился у
крестьян по дворам, вывести на поля. Создать лечебный центр хиппотерапии
для детей инвалидов и активно освещать его деятельность в СМИ. Но
главное – ввести научную организацию труда: продавать алкоголь в селе
только в пятницу, а в понедельник выборочно тестировать всех выходящих
на работу на содержание в крови алкоголя, предварительно подписав с ними
соответствующий трудовой договор. Много спиртного в крови – штраф в
пользу тех, кто у кого мало! За хорошую работу – премия, за плохую –
штраф, опять-таки в пользу тех, кто работает хорошо. Премия родителям за
тех детей, которые хорошо учатся и напротив – штраф тем, у кого они
получают двойки. И тут же – платные курсы для отстающих. За счет колхоза
всем построить типовые дома с канализацией и центральным отоплением за
счет биогаза, а биогаз получать с навоза, сдаваемого с крестьянских
подворий. Больше сдал – меньше заплатил за отопление! Словом,
предлагалось сделать все так, чтобы «высокоморальное поведение» стало
единственно возможным способом существования в этом селе, хочешь ты
этого или не хочешь.
Подумали мы так, помечтали, потом рассудили,
что в тех условиях, что мы имеем в СССР сейчас, такого нам просто не
позволят сделать, а кроме того, нам не нужны помойки. С тем мы оттуда и
уехали.
Шеф встретил меня весьма сурово. «Ну, как работа?
Сделали?» «Вот, все сделал!» И шеф сразу потеплел. «Значит успели? Ну,
это хорошо!» Про себя я тогда подумал – «конечно, все это было неплохо,
своего рода «испытание себя». Опять же печеная картошка полезна при
гастрите, а мы ее, наверное, тонну съели, не меньше. Но ведь очевидно и
другое… научные кадры так использовать неэффективно. Каждый должен
заниматься своим делом. И…как бы нам это в дальнейшем не аукнулось». И
оказался прав, к сожалению! Вот только наша правота или неправота где-то
там внизу, когда есть те, кто на самом верху, ровным счетом
ничегошеньки не значит!