Индусский национализм: идеология и практика. Часть 2. Добровольные слуги Родины
В первой половине ХХ века в индийском национально-освободительном
движении сформировалась и укрепилась праворадикальная тенденция,
представлявшая собой индусский национализм с религиозным подтекстом.
Основой индийской национальной идентичности сторонники индусского
национализма считали «индусскость» — принадлежность к индусскому
«культурному коду», под которым понималась, в первую очередь,
религиозная составляющая. К индусам относили индуистов, а также
представителей других индийских религий — буддистов, джайнистов, сикхов.
Формирование концепции «хиндутвы» — «индусскости» было связано с
деятельностью философа Винаяка Дамодара Саваркара, возглавлявшего в
1937-1943 гг. крупнейшую националистическую организацию «Хинду Маха
Сабха». Однако, кроме «Хинду Маха Сабха» в рассматриваемый период в
Индии произошло оформление и ряда других националистических организаций,
находившихся на еще более радикальных позициях.
Один из известнейших деятелей индусского националистического движения
Кешаврао Балирам Хедгевар (1889-1940) был земляком Винаяка Саваркара и
его верным последователем. Он тоже родился в Махараштре, в городе Нагпур
— в семье брахманов — маратхов. Но, в отличие от юриста Саваркара,
Хедгевар получил медицинское образование и работал врачом. На
становление его взглядов оказали большое влияние идеи «Хинду Маха
Сабхи». Первоначально Хедгевар принимал активное участие в деятельности
Индийского национального конгресса, однако постепенно разочаровался в
умеренности его позиций. Куда большие симпатии вызывали у молодого врача
политические изыскания Винаяка Саваркара, который, как казалось многим
представителям молодого поколения индусских националистов, формулировал
наиболее верные принципы национально-освободительного движения. Как и
Саваркар, Хедгевар считал очень важной задачей не только борьбу против
британского колониализма, но и нейтрализацию угрозы отсоединения
исламских территорий. Основой для формирования будущего индийского
государства должны были стать индусские религия и культура. Хедгевар
критически относился к переходу индусов в христианство и ислам, считая
их чуждыми для индийского менталитета религиями. Уже в начале 1920-х
гг., разочаровавшись в деятельности Индийского национального конгресса,
Хедгевар задумался о возможности создания собственной политической
организации, которая могла бы выступать с националистических позиций. В
1925 году была основана организация «Раштрия сваямсевак санг» — Союз
добровольных слуг родины, ставшая впоследствии одной из крупнейших в
Индии индусских праворадикальных организаций.
Хотя Хедгевар не
отмежевывался от кампании гражданского неповиновения, к которой призывал
Махатма Ганди, его последователи принимали участие в столкновениях с
полицией. Сам Хедгевар считал, что организация только выиграет от
военизированной структуры и агрессивного поведения. Образцом структуры
националистической организации он считал фашистскую партию Италии. Как и
другие индийские политические деятели того времени, включая Субхаса
Чандра Боса и даже Махатму Ганди, Кешаврао Балирам Хедгевар открыто
восхищался Бенито Муссолини и итальянским фашизмом. В марте 1934 г. он
даже провел конференцию, на которой обсуждались перспективы возможной
реорганизации «Раштрия сваямсевак сангх» по образцу нацистской партии
Германии и фашистской партии Италии.
В начале 1930-х годов
деятельность РСС вышла за пределы Махараштры. Ячейки (шакха) этой
организации стали открываться и в других провинциях и регионах
Британской Индии. В 1932 году численность сторонников Хедгевара
составляла всего 500 человек, но затем счет пошел на тысячи. Этому
способствовало очень мудрое решение Хедгевара — перейти с санскрита на
хинди и маратхи в чтении ритуальных молитв на собраниях организации. К
1940 году численность организации выросла до 100 тысяч человек. Но в это
время «Раштрия сваямсевак сангх» лишилась своего первого лидера.
Кешаврао Балирам Хедгевар много болел, его терзали непрекращающиеся боли
в спине. 21 июня 1940 года в возрасте всего 51 года Хедгевар скончался.
Из-за болезни последние годы жизни он постепенно отошел от руководства
организацией. На посту лидера «Раштрия сваямсевак сангх» его сменил
другой, не менее харизматичный человек — Мадхав Садашив Голвалкар
(1906-1973). Он был намного младше и Саваркара, и Хедгевара —
принадлежал уже к более позднему поколению индусских националистов.
Голвалкар доводился земляком Саваркару и Хедгевару — он также родился в
Махараштре, в небольшом городке Рамтек в районе Нагпура. У отца Мадхава,
трудившегося школьным учителем, была большая семья — девять детей, но
лишь Мадхаву посчастливилось выжить. Он поступил в Бенаресский
индуистский университет, где в 1928 году получил степень магистра
зоологии. Получив образование, Голвалкар первое время продолжал работать
преподавателем в том же Бенаресском университете. В 1931 году, будучи
сторонником индийского национально-освободительного движения, он вступил
в ряды молодой организации «Раштрия сваямсевак сангх». Как человек
образованный и активный, в 1933 году он возглавил отделение РСС.
В
1937 году Голвалкар уехал в Бенгалию, где стал учеником Свами
Акхандананды — одного из последних учеников Рамакришны. Интересно, что
Свами Акхандананда придерживался идеи отсутствия различий между
представителями разных религий и принимал к себе в ученики даже
мусульман. Но Голвалкара, убежденного индусского националиста, это
почему-то не оттолкнуло. Судя по всему, сотрудничество со Свами
Акханданандой следовало политическим интересам Голвалкара и Хедгевара,
которые стремились, таким образом, поднять популярность РСС в среде
индуистов. В июле 1940 года Голвалкар был избран президентом «Раштрия
сваямсевак сангх».
Под руководством Голвалкара происходило
дальнейшее становление и укрепление организации. На протяжении трех
десятилетий он оставался ее бессменным лидером, сумев превратить РСС во
всеиндийскую популярную националистическую организацию. Когда началась
Вторая мировая война, Голвалкар не скрывал своих прогитлеровских
позиций. В этом его взгляды расходились даже с взглядами Винаяка
Саваркара, который, как известно, поддержал Великобританию, и
приближались к позиции Субхаса Чандра Боса. Однако, когда британская
администрация потребовала от Голвалкара распустить военизированные
формирования РСС, он предпочел не противоречить колониальным властям и
безропотно выполнил их требования. В конце концов, даже британские
чиновники были вынуждены признать, что организация действует сугубо в
рамках законодательства и закрывать ее не за что. То, что Голвалкар
пошел навстречу колонизаторам, объяснялось тем, что он не хотел дать
повод к запрету организации. Тем более, шла Вторая мировая война и
британские власти легко пошли бы на запрет РСС, так как считали ее очень
ненадежной организацией, способной перейти на сторону японских войск в
случае их вторжения.
Пожалуй,
именно во время Второй мировой войны для Голвалкара стало куда более
важным бороться с тенденциями исламского сепаратизма на северо-западе
Британской Индии, чем с самим британским колониализмом. Поскольку вопрос
предоставления Индии независимости в перспективе и так считался
решенным, Голвалкар главную угрозу видел в предстоящем расчленении Индии
на индусскую и мусульманскую части. Именно в северных районах Индии
«Раштрия сваямсевак сангх» в 1940-е годы развернула наиболее бурную
деятельность, пытаясь вовлечь в свои ряды как можно большее количество
индусов. С другой стороны, и сами индусы, особенно из числа мелких
предпринимателей, стремились вступить в РСС, чтобы обрести поддержку и
защиту этой организации. Именно боевики РСС играли ключевую роль в
многочисленных акциях против мусульман на территории Северной Индии.
Когда
в 1948 году был убит Махатма Ганди, РСС также не обошли стороной
репрессии. Поскольку убийца Ганди Натхурам Годзе был в прошлом членом
РСС, правоохранительные органы заподозрили ряд руководителей
организации, включая и Голвалкара, в причастности к покушению. Сам
Голвалкар был арестован и полгода провел в заключении, выйдя на свободу
лишь в августе 1948 года. Правительство независимой Индии приступило к
политике арестов и репрессий в отношении членов «Раштрия сваямсевак
сангх», что стало для индусских националистов настоящим шоком — ведь они
не ожидали, что лидеры национально-освободительного движения, встав у
руля власти, продолжат репрессивную политику британской колониальной
администрации. 9 декабря 1948 года РСС начала кампанию неповиновения,
что привело к аресту самого Голвалкара и 60 тысяч его последователей. В
январе 1949 года кампания неповиновения была прекращена.
В
послевоенные годы «Раштрия сваямсевак сангх» только набирала
численность. К началу 1970-х годов количество членов организации
достигло миллиона человек. За тридцать лет руководства Голвалкару
удалось увеличить численность РСС в десять раз — по сравнению со 100
тысячами членов организации в последний год руководства Кешаврао
Хедгевара. Что касается политической платформы, то она оставалась
прежней — опора на концепцию «хиндутвы». Голвалкар подчеркивал, что
единственными полноправными хозяевами земли Индии должны быть только
индусы как носители «индусскости». Парсы и иудеи, жившие в городах
побережья, рассматривались как гости, а христиане и мусульмане — как
«чужие». Голвалкар крайне негативно относился к переходу индусов в
другие, неиндийские религии. Но не только индийских христиан и мусульман
Голвалкар рассматривал в качестве объекта ненависти. Он негативно
оценивал китайцев, что также можно понять, поскольку в 1960-е — 1970-е
гг. Китай стал естественным геополитическим конкурентом и противником
Индии. Много нареканий у европейских исследователей вызывает позитивная
оценка Голвалкаром политики Адольфа Гитлера в Германии 1933-1945 гг.,
опыт которой активисты РСС призывали перенимать для возможного
использования на индийской земле.
Однако, в современный период
позиции «Раштрия сваямсевак сангх» по ряду вопросов существенно
изменились. Так, если Голвалкар позволял себе негативные высказывания о
семитах, симпатизируя Адольфу Гитлеру и нацистской идеологии и политике,
то его современные последователи диаметрально противоположны.
Современная «Раштрия сваямсевак сангх» занимает открыто произраильскую
позицию — как и «Хинду Маха Сабха». Дело в том, что современный Израиль
рассматривается индусскими националистами как один из бастионов на пути
распространения исламского фундаментализма, угрожающего, как считают
лидеры РСС, и индусской идентичности. Соответственно, страна, воюющая с
фундаменталистами, рассматривается в качестве потенциального союзника
для Индии. РСС подвергает резкой критике целый ряд непопулярных мер
индийского правительства, считая, что они создают неравноправные условия
для индуистов и представителей других конфессий. Больше всего вопросов у
РСС возникает в отношении мнимого покровительства индийского
правительства христианскому и мусульманскому меньшинствам Индии. Лидеры
РСС считают, что секулярная политика индийского руководства, на словах
направленная на обеспечение равных условий для представителей разных
религиозных групп и общин, на деле оборачивается созданием
привилегированных условий для христиан и мусульман, а страдают от
секуляризма исключительно адепты индийских религий, к которым власти
относятся куда строже.
С
другой стороны, политические оппоненты обвиняют «Раштрия сваямсевак
сангх» в фашизме. Особенно активны в этих обвинениях представители
левого крыла индийского политического спектра. Марксисты считают, что
РСС фактически копирует не только организационные, но и идеологические
принципы фашистских партий. Основанием для подобных обвинений служит
разделяемая РСС и другими партиями «хиндутвы» концепция превосходства
индусов над представителями других религиозно-культурных общин Индии.
Кроме того, неприязнь со стороны левых встречает негативное отношение
РСС к идеологии и практике мультикультурализма, поскольку организация
выступает за однородное в культурном отношении индийское общество. Но
защитники РСС обвинения в фашизме организации отвергают, ссылаясь именно
на то, что РСС отстаивает не расовую или этническую, а культурную
идентичность. Принадлежность к индусской культуре является для РСС куда
более значимым фактором, тем этническая принадлежность. В этом отношении
РСС, безусловно, отличается от американских и европейских нацистских и
расистских организаций.
Несмотря на свою одиозность, «Раштрия
сваямсевак сангх» делает и много добрых дел для простого народа Индии,
не относящихся к плоскости политики. Поскольку партия обладает
организованными и дисциплинированными отрядами своих последователей, она
способна решать многие важные проблемы. Прежде всего, активисты
организации участвуют в аварийно-спасательных и
ремонтно-восстановительных работах после чрезвычайных ситуаций и
катастроф природного характера. Так, РСС принимала участие в
восстановлении селений, разрушенных Гуджаратским землетрясением в 2001
году. В этой кампании участвовали 35 тысяч активистов партии. Такие
действия РСС вызвали одобрение даже у тех политических сил, которые в
целом относятся к праворадикальной идеологии партии негативно. В 2013
году активисты РСС помогали пострадавшим от наводнения в Уттаракханде. В
2006 году под опеку одной из структур РСС были взяты 57 детей — сирот
из штата Джамму и Кашмир, причем 38 из них были детьми из мусульманских
семей.
Однако, периодически из Индии приходят и новости совершенно иного порядка. Речь идет о фактах участия активистов РСС в
нападениях на представителей иноконфессиональных групп населения, на
культовые места и учреждения других религий, в особенности ислама и
христианства. Но эти действия находят поддержку со стороны отдельных
слоев индийского общества.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+