Разумеется, такое положение не могло понравиться передовой части корейского общества. Тем более, что в Японской империи ко всем неяпонским народам относились как к людям второго сорта, и корейцы не были исключением. Однако, поскольку Япония все же была более развитой не только в военном и экономическом, но и в культурном отношении страной, в Корее стали распространяться популярные в Японии революционные идеи. Так на корейскую землю проник анархизм – идеология, которая в определенный момент стала доминирующей в восточноазиатском революционном движении.
В отличие от европейских стран и даже от той же Японии, в Корее начала ХХ века анархистские идеи прочно соединились с идеей корейского национализма, точнее – освободительного национализма, ориентированного на достижение национальной независимости и освобождение от японского империализма. Поэтому и теория, и практика корейского анархистского движения в этот период истории страны имели собственную специфику, значительно отличающуюся от европейских и даже японских анархистских тенденций. Тем не менее, история корейского анархизма в первой трети ХХ века неразрывно связана с историей анархистского движения в Японии и, в меньшей степени, в Китае. Корейские анархисты того времени находились под влиянием своих японских единомышленников, от которых и заимствовали многие идеи и лозунги. С другой стороны, корни корейского анархизма уходили в крестьянское национально-освободительное движение. Именно крестьянство, составлявшее тогда подавляющее большинство населения Кореи, периодически восставало против японских колонизаторов, что позволяло анархистам рассматривать крестьянские массы как не только потенциально, но и реально революционные.
На Корею оказали огромное влияние революционные события в соседней России. К 1918-1919 гг. большинство корейских революционеров находилось в эмиграции в соседнем Китае. Поскольку Китай имел свои счеты с Японией, он достаточно спокойно предоставлял политическое убежище и корейским, и японским революционерам. Именно в эмиграции в Китае, под влиянием китайских и японских анархистов, корейские революционеры и стали принимать анархистские идеи.
Одним из первых корейских анархистов стал Син Чхэхо (1880-1936) – выходец из знатной фамилии Син, предок которой был среди разработчиков корейского алфавита. Получив хорошее домашнее образование, Син Чхэхо уже в юные годы подавал большие надежды в качестве знатока конфуцианской литературы и традиционной корейской и китайской поэзии. В 1898-1905 гг. Син Чхэхо учился в университете Сонгюнгван. Именно в этот период он и начал свое знакомство с европейской философской литературой. Под влиянием идей философов эпохи Просвещения, Син Чхэхо постепенно стал отходить от традиционной конфуцианской философии. Устроившись после университета в газету «Хвансон Синмун», Син Чхэхо уже окончательно сформировался как корейский националист, противник японской оккупации. Наибольшую ненависть у Син Чхэхо вызывали не столько даже японские власти, сколько представители корейской аристократии, которые, забыв о национальном достоинстве, заискивали перед колониальными чиновниками. В то же время, критикуя японские колониальные власти, Син Чхэхо с большим интересом относился к японскому революционному движению, в том числе и к анархистам. Постепенно он все больше убеждался в необходимости утверждения социальной и политической справедливости революционным путем.
Как и многие другие политически активные корейцы, Син Чхэхо выбрал для себя путь эмиграции. В 1910 году он покинул Корею и поселился в российском Владивостоке. Здесь он проживал до 1913 года, сотрудничая в одной из корейских националистических газет. В 1913 году Син уехал в Китай, где обосновался в Шанхае. В то время Шанхай был одним из важнейших экономических и культурных центров Китая, поэтому не было ничего удивительного в том, что основная масса и корейских, и японских политических эмигрантов проживала именно в Шанхае. Тем не менее, Син, прекрасно владевший китайским языком, в 1915 году перебрался в Пекин, где устроился на работу в китайские издания Бэйцзин Жибао и Чжунхуабао. В Китае Син Чхэхо прожил очень долго. В 1919 году он был избран спикером Палаты представителей Временного правительства Кореи в изгнании, которое размещалось в Шанхае. Но, выступая за революционную борьбу против японских колонизаторов, Син критиковал президента Временного правительства Кореи Ли Сынмана. В конце концов, политические разногласия с Ли Сынманом заставили Син Чхэхо отойти от работы во Временном правительстве и вернуться из Шанхая в Пекин.
В 1920 году Син Чхэхо стал редактировать журнал «Согван» («Рассвет»), который первоначально находился на марксистских позициях. Но затем в марксистских идеях Син Чхэхо разочаровался. Скорее всего, причиной тому были опасения, что могущественная Советская Россия сможет подчинить маленькую Корею своему политическому влиянию. Анархизм для Син Чхэхо, в первую очередь, был политической идеологией, не связанной с каким-либо из крупных государств мира. В 1921 году Син Чхэхо основал корейский анархистский журнал «Чхонго» («Небесный барабан»), в котором начал публиковать статьи и материалы мирового анархистского движения. Журнал, кстати, издавался на китайском языке, что открывало доступ к нему и китайскому читателю.
В начале 1920-х гг. среди корейских революционеров – как анархистов, так и представителей других политических течений, - все больше укрепляется точка зрения о необходимости развертывания вооруженной повстанческой борьбы против японских колонизаторов. Так, общество «Ыйёльдан» - «Союз энтузиастов справедливости», основанное в 1920 году, поставило своей целью проведение вооруженных операций против японских правительственных учреждений и чиновников на территории Кореи и Китая. Японские власти обвиняли активистов общества в проведении бомбовых атак на полицейские участки в Пусане, Миряне и Сеуле, обстреле Восточно-колонизационного общества и Корейского промышленного банка. Но эти акции, несмотря на широкое освещение в прессе, не оказали существенного влияния на ситуацию в Корее. Убедившись, что путь одиночных диверсий не может привести к освобождению Кореи, организаторы общества, к которому примкнул и Син Чхэхо, приняли решение перейти к формированию массового антияпонского движения. В первую очередь, они рассчитывали поднять рабочие и крестьянские массы Кореи на борьбу против колонизаторов, а уже после народно-освободительной революции можно было бы решить вопрос о будущем политическом и экономическом строе независимой Кореи.
Еще в 1919 году была создана «Северная военная администрация» - корейская анархистская повстанческая команда, действовавшая в Маньчжурии. Ее основателем и лидером был Ким Чваджин (1889-1930, на фото) – выходец из знатной корейской семьи, получивший военное образование, а затем работавший школьным учителем. В 1917 году он присоединился к Корейскому корпусу освобождения – военно-политической организации, действовавшей в Маньчжурии и в Шанхае и кроме политической деятельности промышлявшей вымогательством денег у корейской буржуазии.
В начале 1920-х годов продолжается и укрепление связей между корейскими и японскими анархистами. Очень символичным был союз корейского анархиста Пак Ёля и японской анархистки Канеко Фумико. Пак Ёль родился в 1902 году в Мунгён провинции Кенсан-Пукто. В 1919 году, из-за подозрений в участии в национально-освободительном движении, он был вынужден бросить учебу в сеульской средней школе. Продолжать образование Пак Ёль отправился в Японию – в Токио, где устроился разносчиком газет. К этому времени молодой человек уже симпатизировал анархизму, поэтому достаточно быстро познакомился с токийскими единомышленниками и создал вместе с ними собственную группу – «Общество недовольных» (Футей-ша). Эта организация, как и многие другие анархистские группы Японии, Китая и Кореи, ставила своей целью осуществление акций «прямого действия» против представителей власти.
Во время жизни в Японии Пак Ёль (на фото) познакомился со своей ровесницей – японкой Канэко Фумико. Она была чуть младше – родилась в 1903 году в Котобуки в Иокогаме, в семье детектива полиции Фумиказу Саэки, принадлежавшего к самурайскому роду, и простой крестьянки Кикуно Канэко. К тому времени, когда Канэко Фумико чуть подросла, ее отец оставил службу в полиции, стал злоупотреблять алкоголем. В конце концов, он бросил старую жену. Мать Канэко Фумико также долго не задержалась одна и вскоре вышла замуж. Девочка осталась с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Они и приняли решение переехать в Корею.
С 1912 по 1919 годы Канэко Фумико проживала в Корее – в доме своей бездетной тети. Фактически она была домработницей у своих родственников, хотя и имела возможность посещать школу. В 1919 году шестнадцатилетняя Фумико вернулась в Японию, в Иокогаму, а в 1920 году перебралась в Токио. Здесь она устроилась разносчицей газет, познакомилась с активистами христианской миссии «Армии Спасения», а затем – и с японскими социалистами. Одновременно она посещала занятия в вечерней школе, где познакомилась с Хацуо Нияма – японской девушкой, ставшей ее подругой и наставницей в анархистской идеологии. В это же время произошло и судьбоносное для Канэко Фумико знакомство с Пак Ёлем. Молодой кореец сразу приглянулся девушке и они стали революционными соратниками, а затем и возлюбленными.
Вместе с Пак Ёлем Канэко Фумико приняла участие в создании «Общества недовольных». Вполне вероятно, что этой небольшой организации удалось бы функционировать и далее, если бы 1 сентября 1923 года не произошло знаменитое «Великое землетрясение Канто». Оно принесло Японии большие человеческие жертвы и масштабные разрушения. Власти опасались, что последствиями землетрясения могут воспользоваться леворадикальные силы, чтобы организовать восстание. Кроме того, руководство страны было обеспокоено и возможной перспективой начала антияпонского восстания в Корее.
По всей стране начались репрессии против активистов революционного движения. Прежде всего, полиция арестовывала корейцев и сотрудничавших с ними японцев. Под стражу взяли и Пак Ёля. Канэко Фумико, как подруга корейского революционера, также была арестована. После непродолжительного следствия Пак и Фумико были признаны виновными в государственной измене. Их обвинили в том, что они якобы готовили покушение на японского императора и с этой целью собирались приобрести взрывное устройство. Находясь в заключении, Канэко Фумико написала свою автобиографию, которая сегодня считается одним из наиболее достоверных документальных источников по истории японского и корейского анархизма начала 1920-х годов.
В конце концов, Пак Ёль и Канэко Фумико были приговорены к смертной казни. Незадолго до вынесения приговора им была предоставлена возможность официально стать мужем и женой. Казалось бы, ничто уже не могло спасти молодых анархистов от неминуемой смерти. Однако, японский император распорядился помиловать и Пак Ёля, и Канэко Фумико. Смертную казнь им заменили пожизненным заключением. Но Канэко Фумико порвала приговор и требовала ее казнить. В 1926 году она совершила самоубийство в тюремной камере. У Пак Ёля нервы оказались крепче – он нашел силы пережить длительное тюремное заключение и провел за решеткой двадцать два года. В октябре 1945 года Пак Ёль был освобожден американскими войсками. После освобождения 43-летний анархист, 22 года проведший в тюрьме, вернулся на родину. В годы Корейской войны он перебрался в КНДР, где и прожил вторую половину жизни, скончавшись в 1974 году в возрасте 72 лет.
Однако, приговор Пак Ёлю и Канэко Фумико не повлиял на дальнейшее развитие корейского анархистского движения. В 1928 году корейские эмигранты, входившие в состав Союза корейских анархистов Китая, основали Восточный союз анархистов, в который входили представители ряда восточноазиатских стран и территорий – Китая, Японии, Кореи, Тайваня и Вьетнама. Было начато издание журнала «Донг-Банг» («Восток»). Поскольку на издание прессы требовались немалые средства, активисты организации приступили к подделке финансовых документов. За это был арестован один из ветеранов корейского движения Син Чхэхо. Его приговорили к десяти годам лишения свободы. В 1936 году он скончался в тюрьме Йеосун.
Тем не менее, корейское анархистское движение продолжало существовать, распространив свою деятельность и на внутреннюю часть страны. В Сеуле и Пхеньяне возникли анархистские группы. В 1929 году была создана Корейская федерация анархистов-коммунистов, костяк которой составили активисты «Общества черных товарищей», действовавшего в Квансо. В июле 1929 года был создан Союз корейских анархистов Маньчжурии, работавший в городе Хэлим в Северной Маньчжурии. В Шанхае действовал Южно-китайский союз корейской молодежи. В это время осложнились и отношения анархистов с просоветскими элементами в корейском революционном движении. Так, в 1930 г. при невыясненных обстоятельствах в Шанхае был застрелен Ким Чваджин, считавшийся одним из лидеров анархистов. Но наиболее серьезный удар по анархистским организациям Кореи был нанесен японскими спецслужбами в 1930-е годы, когда, в связи с началом боевых действий в Китае, японское руководство всерьез озаботилось проблемой нейтрализации всех революционных и оппозиционных организаций страны. Многие видные анархисты оказались за решеткой, выйти откуда они смогли лишь после поражения Японии во Второй мировой войне.