«Долой стыд!»: сексуальная революция в СССР 20-х годов
Совершенно голые люди на улицах СССР,
мужчины и женщины, украшенные только лентами через плечо с лозунгом
«Долой стыд!». «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей
красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!»
Как это было и чем все закончилось — читайте в нашем выпуске.
Когда Страна Советов только зародилась, в обществе бурлили кардинальные
перемены. Начало 20-х годов принесло в СССР сексуальную революцию. В
новом обществе традиционный институт семьи и брака считался буржуазным
пережитком. На свет появились организации, ведущие пропаганду
новаторских культурных ценностей.
В конце 1924 года вся страна устно и в печати принялась живо обсуждать
новое небывалое событие — демонстрации общества «Долой стыд!». В 20-е в
стране множились идейно-помешанные «люди новой формации», которые
разгуливали по улицам голыми, громогласно заявляя, что стыд — это
буржуазное прошлое советского народа.
В 1920-х гг. советских граждан призывали вступить в общество «Долой стыд!».
Вот некоторые отклики современников на эти события:
«Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и
женщины) с повязками через плечо "Долой стыд". Влезали в трамвай.
Трамвай останавливали, публика возмущалась» (писатель Михаил Булгаков).
«Кто-то хохотал до слез, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря:
"Апокалипсис! Конец света!" — и растерянно спрашивали у прохожих: "Что ж
это? И нас заставят раздеться?"" (художница Наталья
Северцова-Габричевская).
«Появилось даже общество "Долой стыд!". Кто его придумал — не знаю. Мне
запомнился только один эпизод из его "деятельности". В трамвай, идущий
по бульварному кольцу, в вагон, где была я, на остановке вошла голая
пара. Ничего, кроме красных полотнищ от бедра к бедру, на них не было.
На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали,
требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих, но, пока
возмущенные шумели, трамвай подошел к остановке, и голая "агитбригада",
раздавшая несколько листовок, вылезла сама. Возможно, это была кампания,
проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд» (писательница
Наталья Баранская).
«В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества
"Долой стыд". Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью
"Долой стыд", оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:
— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в
одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!
Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, "сына солнца и
воздуха" избили. В другой раз мы с женой видели, как из трамвая, ругаясь
и отплевываясь, выскакивает публика. В вагон ввалилась группа голых
"детей солнца и воздуха", и возмущенные люди спасались от них бегством.
Опыт не удался, выступления апостолов советской морали вызвали такое
возмущение, что властям пришлось прекратить это бесстыдство»
(белогвардеец Александр Трушнович).
Иллюстрация к сборнику сценариев агитационных комсомольских спектаклей.
«Голые демонстрации» проводили не из-за бесстыдства или
раскрепощенности, а с фундаментальным идеологическим обоснованием:
«Одежду носят наживающиеся на эксплуатации буржуи. Мы не буржуи, поэтому
должны отвергнуть одежду». Мотивацией служили даже идеи дарвинизма:
«Человек произошел от обезьяны. Значит, люди — животные. Животные не
носят одежду. Следовательно, мы тоже не должны носить одежду».
В 1922 году стало популярным движение «за новый быт» с лозунгом «Долой кухонное рабство!».
В Петрограде 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета «Об
отмене брака» шествием лесбиянок. Троцкий в своих воспоминаниях
утверждает, что на это известие Ленин радостно отреагировал: «Так
держать, товарищи!»
Идеолог общества «Долой стыд!» Карл Радек.
В Москве демонстранты прошли по Красной площади нагишом с красными
перевязями через плечо, требуя от всех остальных членов российского
общества примкнуть к ним. Идейным вдохновителем голых пролетариев был
верный сын ленинской партии и близкий друг Льва Троцкого Карл Радек,
возглавлявший колонны раздетых, марширующих у стен священного Кремля.
«Да, во главе этого шествия банного вида шел большевик со стажем,
любимец Ленина, Карл Радек. Впрочем, он и по квартире разгуливал
совершенно обнаженным, пугая малых детей родной сестры, с которой жил…»
Идеолог общества «Долой стыд!» Карл Радек и шарж Н. Бухарина.
Современники называли Радека «эротоманом с крайне отталкивающей
внешностью». По некоторым сведениям, к обществу имела отношение и
Александра Коллонтай, проповедница свободной любви.
Идеолог свободной любви Александра Коллонтай.
Самые массовые демонстрации проходили в 1924-1925 гг. В них принимали
участие около 10 тысяч человек. Они выступали на площади с такими
обращениями к народу: «Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас, и
увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших
оковы символов буржуазных предрассудков!»
Демонстрации были не только такими…
Демонстрации общества «Долой стыд!» стали в эти месяцы излюбленной темой
для острот. В октябре 1924 года харьковский журнал «Красная оса»
шутливо сообщал: «Снова голые. Отделом демографической статистики
зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды
во всех случаях прошли благополучно». Помимо Москвы, демонстрации
общества «Долой стыд!» проходили еще в нескольких городах, в том числе
Харькове, Саратове и Севастополе.
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе вспоминал: «В 1925 году при
покровительстве советского правительства образовалось общество "Долой
стыд!". Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить
голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества
были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т.д. Я
видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
Первое время растерянная милиция не знала, как поступать со столь необычными нарушителями порядка...
«Долой стыд!» у стен Кремля: настоящий нудистский пляж на берегу
Москвы-реки, 1920-е. Одно время такое разрешалось, но к началу 30-х
милиция стала бороться за нравственность.
Наконец, сам нарком здравоохранения Николай Семашко в центральной газете
«Известия ВЦИК» дал необходимые разъяснения. «Подобное поведение
необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения, —
заявил он. — Во-первых... жестоко ошибаются, когда думают, что если
ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая
"революционность"... Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде
совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять
свое тело под пыль, дождь и грязь... Улицы Москвы — не берег Черного
моря... В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество
нравственности. В тот момент, в который мы живем, когда еще не изжиты
такие капиталистические уродства, как проституция, хулиганство,
обнажение содействует не нравственности, а безнравственности... Поэтому я
считаю абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если
нужно, то репрессивными мерами».
Вот как раз к этим временам относится дружеский шарж, размещенный в
«Красном перце»: стыдливо прикрывающий свою наготу Семашко вопрошает: «А
кипяченая ли здесь вода?»
Карикатура на общество «Долой стыд!» и на стыдливого наркома Семашко, 1924-25.
Документов об этом движении сохранилось очень мало. Преимущественно это
воспоминания современников. Исследователь С. Агарков объясняет это так:
«Партия в последующем очень негативно относилась к тому периоду, когда
пропагандировала сексуальную свободу, распущенность. Достать снимки,
протоколы и документы об обществе "Долой стыд!" труднее, чем какие-то
документы НКВД. Фотографии демонстраций на Красной площади — а их
несколько десятков, — они так упрятаны в архивы партии, что до них
трудно докопаться, некоторые вывезены за рубеж».
Утренняя гимнастика. Фото А. Родченко, 1932.
В целом же демонстрации натуристов 1924 года в СССР вовсе не были чем-то
курьезным и случайным, несвойственным эпохе. Скорее наоборот, они были
только верхушкой айсберга тех перемен, которые революция внесла в
социально-бытовую и половую сферу жизни общества. Хотя после 1924 года
нудизм в СССР и был вытеснен в сферу семейного отдыха, но и здесь его
массовость производила в те годы на иностранцев неизгладимое
впечатление.
Лауреат Пулитцеровской премии Х.Р. Кникерборгер описал свое путешествие в
1931 году по берегам Москвы-реки. Он оказался гостем настоящей
фантастической «страны нудистов». Вот его наблюдения: «Тысячи мужчин и
женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в
игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто
принимают воздушные ванны, греясь на солнце... Большинство участников
пикника, юных атлетов и более старших людей — полностью обнажены...
Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в
яме для прыжков либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них
нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях,
проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками... На
другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены... Ниже,
в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или
просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого
внимания».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: Avenger (2 мая 2017 17:50) Статус: |
"Если вы люди злые, то почему умеете творить добро детям своим, а если вы люди добрые, то отчего-же вы не творите добро детям нашим, как своим?" Иван IV (Грозный).
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1437
Рейтинг поста: