Цель настоящей статьи – собрать в одном материале корабли, ознаменовавшие собой ключевые изменения в истории военно-морских флотов. Предлагаемый Вашему вниманию материал ни в каком случае не является рейтингом: совершенно невозможно оценить, что важнее для военно-морского искусства – появление паровой машины или замена гребных колес винтом, и автор не делает такой попытки.
Безусловно, представленный ниже перечень неполон, поскольку практически не захватывает античную историю и парусные флоты – а ведь там было множество этапных изменений. Однако проблема заключается в том, что про античные флоты сохранилось слишком мало информации и достоверность ее не всегда ясна. Кроме того, и это свойственно как для античности, так и для эпохи паруса, зачастую невозможно выяснить, когда то или иное новшество было применено впервые – трудно конкретизировать даже страну, в которой это произошло, не говоря уже о конкретном корабле. Поэтому предлагаемый Вашему вниманию список начинается с:
1. Линейный корабль «Принц Ройал» (1610 г), Великобритания
Первые парусные линейные корабли появились в начале 17-го века и были сперва двухдечными, но первым трехдечным линейным кораблем стал предлагаемый Вашему вниманию «Принц Ройал». Безусловно, крупные корабли, оснащенные большим количеством артиллерии, существовали и до этого – достаточно вспомнить тяжеловооруженные галеоны, а первым специально построенным артиллерийским кораблем считается каракка «Мэри Роуз» (1510). И все же все эти корабли – каравеллы, галеоны, каракки, и даже двухдечные «корабли линии» (как их называли в Англии) являлись лишь этапами к совершенству, каковым стал трехдечный линейный корабль. Те же галеоны являлись транспортно-боевыми кораблями, они были крупнее линейных кораблей, и менее маневренными. В абордажной схватке галеон имел предпочтение, но трехдечный линейный корабль оказался лучше приспособлен для артиллерийского боя, поэтому он стал вершиной «пищевой пирамиды» парусных флотов и более чем на 250 лет представлял собой единственное средство завоевания и удержания морского господства. «Принц Ройал» суждено было стать первым из таких кораблей.
2. Военный пароход «Демологос» (1816 г), США
Первый военный корабль с паровой машиной. «Демологос» строился в качестве плавбатареи для защиты гавани Нью-Йорка и стал, в сущности, предтечей броненосцев береговой обороны. Корабль имел весьма оригинальную конструкцию – катамаран, между корпусами которого размещалось гребное колесо. Мощность машины – 120 л.с., придавало «Демологосу» скорость до 5,5 узлов. Вооружение этого корабля должно было составить тридцать 32-фунтовых орудий и двух 100-фунтовых колумбиад. Все это в совокупности делало «Демологос» чрезвычайно опасным противником по линейный корабль включительно. Достаточно было дождаться штиля и выйти в море, к блокирующим гавань парусникам – тех вряд ли что-то смогло бы спасти. Именно с этого корабля начинает свой отсчет история паровых флотов.
3. Боевой корабль «Принстон» (1843 г), США
Первый в мире винтовой боевой корабль. После эпохи паруса и короткого «увлечения» гребными колесами винтовые военные корабли стали основой боевых флотов мира – и, за нечастым исключением, пребывают таковыми по сей день. «Принстон» имел водоизмещение в 950 т и паровую машину в 400 л.с.
4. Минный катер инженера Тизенгаузена, Россия (1853-56 гг, точная дата строительства неизвестна)
Этот кораблик, изображения которого, увы, история не сохранила, абсолютно ничем не знаменит, поскольку вскоре после постройки он затонул в ходе испытаний. Но, тем не менее, это был первый минный катер специализированной постройки, и как таковой он может считаться родоначальником всего «москитного флота» мира.
Ну а на приведенном выше изображении показан американский минный баркас, которому посчастливилось первому в своем классе совершить успешную минную атаку – им был потоплен броненосец южан «Албемарл». Правда, понятие счастья тут весьма относительно – баркас погиб вместе со своей целью, то ли будучи поврежден близким взрывом, то ли будучи затянут воронкой на месте гибели вражеского корабля.
5. Броненосец «Глуар» (август 1860 г), Франция.
Первый в мире мореходный броненосец. Строго говоря, броненосные корабли создавались во Франции и раньше, и даже участвовали в боевых действиях: так, «Лав», «Девастасьон» и «Тоннант» сражались в крымской войне и принудили к сдаче русскую крепость Кинбурн. Но все же эти корабли представляли собой не более чем бронированные плавбатареи, в то время как «Глуар» открыл миру эру мореходных броненосцев.
6. Броненосец «Уорриор» (октябрь 1861 г), Великобритания
Первый в мире броненосец с металлическим корпусом. Французский «Глуар» имел только металлический набор, обшивка оставалась деревянной. «Уорриор» же возвестил эру цельнометаллических бронированных кораблей в военном флоте.
7. Броненосный крейсер «Генерал-Адмирал» (1875), Россия
Первый в мире броненосный крейсер. В сущности, и до «Генерала-Адмирала» в различных странах были предприняты попытки бронирования фрегатов (и даже корветов и шлюпов), но, получив защиту, эти корабли утрачивали важнейшие характеристики крейсеров, такие как скорость и дальность хода. В сущности, это были малые броненосцы, а не крейсера. В то же время, во «владычице морей» Англии полагали, что океанскому крейсеру следует быть достаточно быстроходным, но безбронным и с мощной артиллерией, за счет чего такие крейсера смогут выбрать подходящую для них дистанцию боя, с которой их пушки способны будут сокрушить даже бронированные корабли.
В то же время Россия нуждалась в крейсерах, способных служить на Дальнем Востоке, прерывать океанскую торговлю Англии и сражаться с ее крейсерами. Идею океанского броненосного крейсера, который, будучи достаточно быстроходным и сильно вооруженным будет к тому же еще и хорошо защищенным, и тем получит преимущество перед британскими крейсерами, выдвинул контр-адмирал А.А. Попов, а реализована она была на русских верфях. Броненосный крейсер «Генерал-Адмирал» дал начало целому классу кораблей, в начале 20-го века преобразовавшемуся в линейные крейсера.
8. Торпедный корабль «Везувий» (1874 г) Великобритания.
Рассуждая о первенцах, давших начало тому или иному классу кораблей, очень трудно выделить родоначальника миноносцев и эскадренных миноносцев, поскольку на эту почетную должность претендуют как минимум четыре корабля. В сущности, основными признаками миноносца (и эскадренного миноносца) являются относительно небольшие размеры, высокая скорость, мореходность и торпеды в качестве основного вооружения. Проблема заключается в том, что ни один из четырех кораблей «первенцев» в точности этим требованиям не удовлетворяет.
Первым введен в строй британский торпедный корабль «Везувий», построенный в 1874 г, и вероятно, это первый корабль, вооруженный торпедой (не шестовой миной). Его размеры были невелики, при этом корабль получился маломореходным, а главное – тихоходным: максимальная скорость «Везувия» составляла каких-то 9 узлов, в то время как современные ему броненосцы развивали уже 13,5-14,5 узлов. Иными словами, идущий на полной скорости «Везувий» не мог бы догнать следующую экономическим ходом колонну броненосцев. Этот корабль создавался, скорее, в качестве защитника гавани, способного выйти в туман и атаковать вражеские блокирующие суда, стоящие на якоре. В эпоху парусных флотов "блокада на якоре" использовалась повсеместно, но в эпоху паровых она решительно устарела.
Второй претендент – это миноносное судно «Цитен», заказанное Германией в Англии и вошедшее в состав кайзеровского флота в 1876 г. Это было мореходное и весьма быстроходное для тех лет судно – на испытаниях оно развило 16 узлов полного хода, при этом было вооружено двумя подводными торпедными аппаратами и по совокупности качеств, вероятно, наиболее полно соответствовало ключевым характеристикам эскадренного миноносца. Но его полное водоизмещение составило 1152 т, что для миноносцев тех лет было чрезвычайно много, поэтому «Цитен» можно рассматривать, скорее, как торпедный вариант канонерской лодки.
Следующими претендентами на роль прародителя эсминцев являются британский миноносец «Лайтнинг» и русский миноносец «Взрыв». Оба они вошли в строй в 1877 г, но точная дата передачи флоту «Лайтнинга» неизвестна, отчего первенство между этими двумя кораблями не установлено. Британский миноносец был самым быстроходным из всей четверки – он развивал 18 узлов, но при этом его водоизмещение составляло всего 33 тонны, т.е., по сути, он был не более чем маломореходной миноноской.
В отличие от всех описанных выше кораблей, русский «Взрыв» должен был стать полноценным прообразом эскадренного миноносца. Проект предусматривал все – и малое водоизмещение (по разным данным 134 или 160 тонн), и, хотя бы не океанскую, но мореходность (ибо за основу взята конструкция мореходной яхты), и высокую скорость (17 узлов), и, конечно, торпедное вооружение (носовой подводный торпедный аппарат). По совокупности характеристик именно его и стоило бы считать основоположником, но… подвели ошибки в расчетах. Корабль получился весьма нехорош – реальная полная скорость по результатам испытаний не превышала 13,5 уз, и лишь впоследствии с трудом дотянули до 14,5. Также «Взрыв» имел проблемы с остойчивостью, что ставило под сомнение его мореходность, рысклив, отчего торпеду крайне трудно было навести на противника. В итоге с него даже сняли торпедный аппарат, перевооружив шестовой миной. В силу вышесказанного можно утверждать, что русские задумали первый в мире полноценный миноносец, но из-за ошибок при проектировании и, возможно, строительстве, блестящее начинание не привело к успеху.
Как видим, все 4 корабля имеют основания претендовать на «должность» основоположника классов миноносец/эскадренный миноносец, но ни один не имеет абсолютных прав на это звание. Остается только признать первенцем корабль наиболее ранней постройки, т.е. английский «Везувий».
9. Бронепалубный крейсер «Комюс» (1878 г), Великобритания
На фото - однотипный корабль "Клеопатра"
Никакой флот не мог позволить себе пополнять свои ряды исключительно броненосными крейсерами – это были достаточно дорогие корабли, серийная постройка которых была ограничена их сложностью, размерами и стоимостью. Флотам нужны были более легкие крейсера, но совсем без бронезащиты обойтись было нельзя – так появился класс бронепалубных крейсеров, первым из которых стал британский «Комюс». Надо сказать, что бронепалуба «Комюса» была плоской и располагалась над машинами, но под ватерлинией корабля. Однако впоследствии крейсера стали комплектоваться более мощными машинам, возвышающимися над ватерлинией, что заставило поднимать бронепалубу выше. А для того, чтобы вражеские снаряды не могли попасть в борт под бронепалубу, стали предусматривать специальные, уходящие ниже ватерлинии скосы. Но во всяком случае, именно «Комюс» получил бронированную палубу и стал родоначальником класса бронепалубных крейсеров, из которых впоследствии «вырос» класс легких крейсеров.
10. Броненосец «Ройал Соверен» (1892 г). Великобритания
На фото - однотипный броненосец "Худ"
С момента появления брони на кораблях, страны, обладавшие могучими флотами, судорожно искали наиболее эффективный тип броненосца для эскадренного сражения. Какие только корабли не создавались! И казематные броненосцы, и броненосцы-тараны, и сильно бронированные, но очень низкобортные корабли… Иные броненосцы выглядели весьма комично, иногда же поиск оптимального корабля приводил к трагедии (перевернувшийся и затонувший почти со всем экипажем британский броненосец «Кэптен»). Но в 1892 г англичане ввели в строй достаточно быстроходный (до 17 уз) крупный (свыше 14 000 т) высокобортный (высота надводного борта 5,5 м), вооруженный двумя двухорудийными крупнокалиберными установками в носу и в корме, отчего на борт могли стрелять все 4 тяжелых орудия, и оснащенный также скорострельной среднекалиберной артиллерией (10 шестидюймовок) броненосец «Ройал Соверен», чьи основные конструкторские решения стали стандартом для всех последующих эскадренных броненосцев мира.
11. Линейный корабль «Дредноут» (1906 г), Великобритания
Корабль, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником нового класса линейных кораблей. Отказ от использования среднекалиберной артиллерии в линейном бою и установка «только больших пушек» - десяти орудий калибра 305-мм (в то время как на эскадренных броненосцах таких орудий ставили не более четырех) позволил вести бой на немыслимых доселе дистанциях, на которых огневая мощь «Дредноута» значительно превосходила любой эскадренный броненосец. А установка новомодных турбин позволила развить «Дредноуту» 21 узел – с такой скоростью в те годы ходили не всякие крейсера. «Дредноут» настолько поразил воображение современников, что все последующие корабли этого класса также назывались дредноутами. В сущности, даже самые мощные и совершенные линейные корабли в истории человечества (такие как «Ямато», «Ришелье», «Вэнгард»), хотя и были неизмеримо сильнее «Дредноута», но не имели каких-то принципиальных отличий от последнего
12.Подводная лодка «Минога» (спуск на воду – 1908 г) Россия
Конечно, «Минога» вовсе не была первой подводной лодкой мира: до «Миноги» различными странами было создано множество подводных лодок, а некоторые из них даже приняли участие в боевых действиях. Но следует понимать, что возможности всех этих подводных лодок были либо крайне ограничены, или же вовсе стремились к нулю: виной всему было отсутствие подходящей энергетической установки. Паровые двигатели, бензиновые моторы, мускульная сила – все это, в лучшем случае, позволяло говорить о подводных лодках как об экстравагантном способе обороны портов и гаваней, но не более того.
Настоящим смертельно опасным оружием подводные лодки стали только после появления дизельных двигателей, на которых они двигались над водой и электромоторов для подводного хода. Именно дизель-электрическая энергетическая установка позволила подводным лодкам двигаться с достаточной скоростью и на достаточные расстояния, чтобы перехватывать торговые суда и даже служить угрозой для боевых кораблей. «Минога» стала первой подводной лодкой мира, получившей дизель-электрическую энергетическую установку.
13. Тральщик «Альбатрос» (1910 г) Россия.
Надо сказать, что по минно-тральному делу Россия является признанным лидером среди остальных стран. В России был изобретен первый трал, и к его классической схеме также пришли в России. Наша страна впервые осуществила боевое траление (русско-японская война), и именно в России был создан первый тральщик специальной постройки – «Альбатрос». Интересный аспект – несмотря на то, что «Альбатрос» создавался по заданию флота, и моряки называли его «тральным кораблем» или «тральщиком», морские чиновники упрямо считали «Альбатрос» портовым судном. Все дело в том, что в те годы мало кто задумывался о тралении в открытом море – предполагалось, что тралить придется не далее рейда. Отсюда и «портовое судно».
14. Крейсер «Хокинс» (1919 г), Великобритания
Наверное, ни один корабль не принес столько неприятностей крупнейшим флотам мира, сколько это сделали крейсера типа «Хокинс». В антирейтинге кораблей, оказавших наихудшее воздействие на историю кораблестроения, «Хокинс» вполне мог бы претендовать на первое место.
Столь мрачное вступление не отменяет факта, что сами по себе эти корабли были очень удачны. В первую мировую войну германские надводные рейдеры доставили англичанам большое беспокойство, при этом значительную опасность представляли германские легкие крейсера, ставшие достаточно дешевым, но высокоэффективным средством пресечения британских коммуникаций. В ответ англичане придумали концепцию «крейсера-охотника»: «Хокинс» был значительно крупнее типовых легких крейсеров, обычно имевших водоизмещение от 3 до 5,5 тыс. т, в то время как нормальное водоизмещение «Хокинс» достигло 9800 т. Его вооружение также было значительно сильнее – семь 190-мм орудий, из которых на борт могли вести огонь шесть, в то время как на легких крейсерах устанавливались только 105-152-мм пушки. «Хокинс» развивал 29,5-30 узлов, и это было больше, чем развивали многие легкие крейсера, но особое преимущество «Хокинсу» давали его размеры. Дело в том, что чем свежее погода, тем сильнее потеря скорости боевого корабля, но крупные корабли теряют скорость медленнее, чем малые и уже одно только это давало «Хокинсу» известные преимущества. Кроме этого, длина «Хокинса» была оптимальной для движения по океанским волнам, а потому этот корабль имел хорошие шансы догнать даже формально более быстроходные, но при этом более легкие и короткие корабли противника.
Естественно, к моменту Вашингтонской конференции и речи быть не могло о том, чтобы убедить Великобританию отправить на слом столь совершенные крейсера, поэтому именно их и взяли за образец при определении максимально допустимого размера для послевоенных крейсеров. И, конечно же, страны, ранее и не думавшие о постройке столь крупных кораблей, немедленно ринулись их строить…
Проблема заключалась в том, что «Хокинс» был отличным кораблем по меркам Первой мировой войны, но последующий за ней мир принес кораблестроению множество новаций – таких, как эффективные орудийные башни среднего калибра, например, но все это требовало дополнительного веса. А кроме того, 76 мм броня «Хокинса» неплохо противостояла 105-152-мм фугасным снарядам, но против собственных 190-мм и разрешенных Вашингтонскими соглашениями 203-мм орудий она была не слишком-то хороша. Таким образом, практически все страны столкнулись с тем, что в пределах 10 000 т невозможно построить хорошо защищенный, достаточно быстроходный и вооруженный 203-мм орудиями крейсер – приходилось либо заведомо нарушать договор, увеличивая водоизмещение, либо же создавать заведомо ущербные корабли. В результате «Хокинс», при всех его достоинствах, можно считать родоначальником едва ли не самого несбалансированного класса кораблей в истории человечества – так называемых «вашингтонских» или тяжелых крейсеров.
15. Авианосец «Хосе» (1922 г) Япония
«Хосе» был первым в мире вошедшим в строй авианосцем специальной постройки, но не только это стало поводом включать его в наш список. Все дело в том, что «Хосе» первым в мире получил основные признаки авианосцев будущего, таких как сплошная полетная палуба и небольшая «островная» надстройка (демонтированная в ходе одной из модернизаций корабля). Первым кораблем со сплошной полетной палубой стал британский «Аргус» (1918 г). До него авианесущие корабли либо несли гидросамолеты, для взлета и посадки которых палуба не нужна, либо же имели специальную полетную палубу вместо части надстроек, как например британский «Фьюриос», переделанный из легкого линейного крейсера. Но на «Аргусе» надстройка полностью отсутствовала. Таким образом, можно говорить о том, что японский «Хосе» стал первым авианосцем классической компоновки, применяющейся и сегодня.
16. Авианосец «Корал Си» (1947 г) США.
Первый боевой корабль мира, получивший на вооружение атомное оружие. Двадцать первого апреля 1950 года с его палубы поднялся в воздух бомбардировщик AJ-1 «Сэвидж», способный нести атомную бомбу.
17. Атомная подводная лодка «Наутилус» (1954 г) США
Первый боевой корабль, получивший атомную энергетическую установку. Отныне дальность хода для кораблей «взнуздавших атом» определялась только запасами воды, провизии и выносливостью личного состава. В принципе, этим все сказано, но хотелось бы обратить внимание уважаемых читателей на один нюанс.
Мы, как правило, достаточно хорошо знаем недостатки боевых кораблей собственной постройки, примером тому – описание проблем русского миноносца «Взрыв», данное в этой статье. В то же время западные страны как правило не слишком-то любят «выпячивать» проблемы их боевой техники, отчего мы нередко полагаем, что их корабли были совершеннее наших. Казалось бы, что «Наутилус» представлял собой подлинный прорыв в будущее и в какой-то степени так и было, но по некоторым данным корабль получился фактически небоеспособным – шумность первой в истории человечества атомарины была такой, что уже на 4-х узлах собственной скорости сонар становился совершенно бесполезен.
18. Ракетный крейсер «Бостон» (1955 г) США.
Первый боевой корабль, получивший на вооружение управляемое ракетное оружие (УРО), «Бостон» был построен как тяжелый крейсер, но в 1952 году встал на модернизацию, в ходе которой его кормовая башня 203-мм орудий была заменена двумя ЗРК «Терьер». Тем самым может считаться первым боевым кораблем с УРО.
На этом, пожалуй, список военных кораблей-первенцев можно закончить. Разумеется, перечень получился достаточно спорным: например, в него так и «просятся» американский крейсер «Тикондерога» (как носитель системы «Иджис», интегрирующей все средства вооружения корабля под централизованное управление) и советские боевые корабли на воздушной подушке. Но декларируемые возможности «Иджис» не были проверены на практике и потому неизвестно, насколько эффективно комплекс работает, а воздушная подушка все же не получила большого распространения среди ВМФ мира.
Интересно подсчитать, как распределились корабли-новаторы по странам:
Великобритания – 7 кораблей
США – 5 кораблей
Россия – 4 корабля
Франция – 1 корабль
Япония – 1 корабль
Трудно удивляться тому, что первое место в данном рейтинге заняла Великобритания – признанная владычица морей, чье господство начиналось с седых времен парусного флота и было «передано» США сравнительно недавно, после Второй мировой войны. У нашей страны весьма почетное третье место, а с учетом того, что Россия имеет основания претендовать на лидерство в номинации миноносцев («Взрыв»), ее рейтинг вполне сопоставим с Соединенными Штатами Америки.