Жители Качемак-села на Аляске до сих пор говорят по-русски и носят русские национальные костюмы
Пожалуй, единственный способ сохранить родную
культуру в чужой стране, или по крайней мере замедлить процесс
ассимиляции в современных условиях — это полная изоляция. Пример тому —
удаленная деревня русских староверов Качемак-село на окончании
Кенайского полуострова штата Аляски, где до сих пор, через 150 лет после
продажи территории Америке, люди говорят на русском, носят русские
национальные костюмы и ходят в православную церковь.
До
Качемак-села, расположенного в сорока милях (около 60 км) к
северо-востоку от города Хомер, просто так не добраться. Вскоре после
выезда из города, трасса сменяется узким горным серпантином, а затем — и
вовсе крутой земляной тропой, по которой едва проедет одна машина.
Заледеневшими зигзагами тропа ведет через поросшие ельником овраги
далеко вниз, в деревню.
Погода за время пути тоже резко меняется —
с чистого аляскинского неба хлопьями валит густой белый снег, с гор
спускается плотный туман. Телефонная связь пропадает, в лесной тишине
глухо отдаются собственные шаги. Машину в какой-то момент пришлось
оставить на обочине — иначе обратно можно и не подняться.
Качемак-село
расположено на берегу залива Кука в глухом изолированном месте. Кроме
дороги, в село можно добраться на лодке. Сразу за деревней начинаются
крутые скалистые горы.
Если Николаевск — первое поселение русских
староверов на Аляске — на сегодняшний день разросся до масштабов
современного города, то в Качемак-селе мало что изменилось с момента
основания деревни в конце шестидесятых годов прошлого столетия. Согласно
истории, староверы, преимущественно беспоповцы, перебрались сюда из
соседнего Николаевска вскоре после основания, когда американское
правительство начало проводить на Аляске политику ассимиляции —
открывать в деревнях американские школы и больницы, прокладывать трассы и
дороги к большим городам.
Был конфликт и с поповцами —
староверами, принявшими священство. С 1983 года в Николаевске строилась
первая церковь староверов на Аляске — событие, заставившее многих
беспоповцев искать новые места обитания.
Житель села Григорий
вспоминает, как мальчиком с семьей перебрался в Качемак. "Церковь
построили, мы и ушли. Негодно с прохорянами жить", — говорит он о
Николаевске. "Прохорянами" беспоповцы называют староверов, принявших
священство.
Раньше основным промыслом в Качемак-селе было
рыболовство, затем его сменила охота. Сейчас самым прибыльным видом
деятельности является строительство — местные ездят на строительство
домов в соседние города.
В Качемак-селе до сих пор можно услышать
русскую речь. В отличие от легкодоступного Николаевска, до более
удаленного изолированного Качемака американизация еще не добралась – по
крайней мере, не такими темпами.
"Говорят еще на русском кое-как. Читают по-славянски", — отмечает житель деревни Митрофан.
Молодые
язык еще помнят, но и тут, впрочем, уже заканчивается строительство
американской школы — Kachemak-Selo School. Открыть обещают к 2017-2018
учебному году. Русский в школе тоже будут преподавать, но занятия
факультативные. По дороге попадаются знаки на английском языке.
В
селе есть моленная — аналог церкви у беспоповцев. Службы проходят на
русском. "Негоже язык забывать. Живешь на чужбине, а язык свой помни", —
говорит Григорий.
Сохранение русской культуры, языка особенно
важно для местного населения: ведь даже старшее поколение родилось уже
не в России, многие там никогда и не бывали. За событиями в стране тоже
не следят. Но говорить по-русски для местных важно – это часть
культурной памяти.
https://ria.ru/world/20170404/...
Рейтинг публикации:
|