Троицкий мост и набережная
Говоря о набережных, невозможно обойти молчанием питерские мосты.
Почему я говорю это, вы поймёте, просмотрев видео. Обратите внимание, на
кадрах очень часто видно каменную облицовку набережных и мостов.
Думаю, что для общего зрительного представления о
размерах гранитных блоков облицовки набережных этого видео пока
достаточно. Теперь перехожу непосредственно к мосту. Троицкий мост
соединяет два острова - Петроградский и 1-й Адмиралтейский.
Во время его строительства в гранит были
одеты не только русловые опоры моста, но и трёхпролётная каменная
эстакада с Петербуржской стороны (ближняя на фото) и примыкающие участки
набережной.
Почему речь в проекте идёт о большем количестве объектов, я думаю, будет понятно из следующего:
Домик Петра I и часть Гагаринского буяна. Гравюра конца XIX века.
Пристань Гагаринский Буян на Петровской набережной в наше время
Посмотрите, в каком виде привозятся на строительство гранитные блоки. Это - 1870 год начало строительства Литейного моста.
Примерно два десятка лет отделяет эту стройку
от строительства каменной эстакады. Думаю, что за это время технологии
обработки гранита не изменились радикально. Поначалу, когда мне
встретилось упоминание об этой эстакаде, она называлась соединительной
дамбой. И из документов становится известно, сколько камня потребовалось
на её сооружение (по проекту). Строительные работы были разделены на
поочерёдно выполняемые подряды - кондиции, каждый подряд передавался
одному изполнителю, и участие в строительстве определялось на конкурсной
основе. Чтобы было понятнее, каковы были строительные работы, привожу
описание подрядов.
Были утверждены жёсткие сроки для окончания
строительных работ - все работы должны быть завершены к 1 августа 1901
года. Нас интересует второй подряд:
Как мы можем видеть, на всё про всё у
строителей по второму подряду было всего 7,5 месяцев. Из Известий
городской думы выясняется, что именно такие жёсткие сроки вызвали
трудности и с выбором подрядчиков, и с затянувшимися по срокам
переговорами с кандидатами. Помня о том, что не только виды строительных
работ, но и работы в каменоломнях, и возможности транспортировки камня
по воде зависят от времени года, это было вполне обоснованным. Пока
произходили один за другим торги на подряды, пересматривался
первоначальный проект дамбы и условия строительства. Так предлагалось
укоротить дамбу или изменить линию её примыкания к берегу.
Конечно, Думу очень интересовала и стоимость работ
Предлагаю также ознакомиться и с условиями кондиции №2
Что говорит о культуре строительства того
времени. Но вернёмся к каменным делам. Владелец каменоломен был внуком
купца Якова Андреевича Брусова и сыном инженера-архитектора Якова
Яковлевича Брусова. Он также был владельцем склада гранита.
"В объявлении в ВПб на 1903 год
сообщалось: Михаил Я. Брусов. Гранитные работы и каменоломни.
Набережные. Гранитные части мостов. Гранитные части шлюзов и плотин.
Цоколи церквей, домов и решеток. Облицовка зданий гранитом. Лестницы и
отдельные ступени. Колонны. Монументы. Фонтаны. Тротуары и переходы.
Мостовые. Камни под машины. Отдельные камни для разного рода построек и
проч. Ремонт старых сооружений из гранита. С.-Петербург, В. О. Большой
пр., 70." http://www.citywalls.ru/
Конечно, нужно помнить о том, что это письмо
было написано до торгов. Однако оно по-своему интересно. Мы можем
понять, что работы по ломке и поставке гранита, а также каменного
строительства имеют свои особенности и, следовательно, свои пределы
возможности. В данном случае, насколько я понимаю, речь идёт о
возможностях подрядчика второй кондиции.
Думаю, что и во времена Екатерины II, когда
ещё не существовало железных дорог, а каменное строительство ещё только
развёртывалось в ширь, условия были не лучше. К тому же, во времена
постройки Троицкого моста, уже пользовались электричеством, и суда были
на иной тяге. Но, основные технологии каменных работ оставались, по
сути, такими же, как и при Екатерине.
Из данного письма мы также можем узнать, что
на все каменные (бутовые, гранитные и облицовочные) работы был определён
объём камня в 368 кубических саженей. При переводе на наши мерки (1
куб.саж. = 9,7127 м³ ) имеем с округлением 3574,3 м³ камня, который
нужно было выломать, нужное количество вчерне отесать и доставить к
месту строительства. Однако, в другом документе встречается уже иная
цифра - 623 куб.саж., что составляет 6051 м³. Итак, 6 тысяч кубометров
камня нужно было выломать, доставить, обработать и уложить на место в
течение 7 месяцев.
А вы говорите, лазерные болгарки, устранение гравитации звуком, откопали...
(продолжение следует)
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|