В год 100-летия русской революции, на наш взгляд, следует объективно,
без политических перекосов в пользу тех или иных оценок Октября 1917-го,
рассмотреть тот фундамент экономики и социальной сферы, что был создан в
регионах в 1917-1991 гг. Такой подход необходим ещё и потому, что
основные фонды экономики и социальной сферы в регионах РФ остаются базой
их развития и в постсоветский период. Особенно это характерно,
например, для ряда национальных автономий Северного Кавказа,
восстановленных ровно 60 лет тому назад.
Напомним, в январе 1957
г., были воссозданы некоторые северокавказские автономии в составе
РСФСР, на основе указов Президиума Верховного Совета СССР «О
восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», «О преобразовании
Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР в составе РСФСР», «О
преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую
автономную область в составе Ставропольского края РСФСР». С того времени
темпы социально-экономического развития северокавказских регионов в
советский период, особенно со второй половины 1950-х, были одними из
самых высоких в СССР. Здесь уже к 1968-1969 гг. ежегодный прирост ВВП
достигал 9-11% и находился на уровне Грузинской, Армянской,
Азербайджанской ССР и республик Прибалтики. В большинстве других союзных
республик этот показатель был ниже как минимум на треть, а в РСФСР -
ниже почти вдвое...
Такие пропорции социально-экономического развития в основном сохранялись вплоть до распада СССР.
Заметим, что и сегодня в этих регионах до 45-60% совокупной
продукции промышленности и АПК, до 65-70% объема выработки
электроэнергии, протяженности сети автомобильных дорог, 80-85%
железнодорожной сети и до 70% жилого фонда приходится на объекты,
построенные в середине 1950-х - второй половине 1980-х.
Скажем, в
Кабардино-Балкарской АССР была создана плодоовощеконсервная
промышленность (в гг. Нальчик, Прохладный, Баксан), поныне
обеспечивающая не только внутренний спрос в республике, но и поставки
продукции более чем в 40 субъектов федерации и на экспорт. На юге
автономии (г. Тырныауз) на базе местных запасов руд еще в 1940 г. был
введен в действие один из крупнейших в стране молибдено-вольфрамовый
комбинат. Объем его производства после 1957 г. возрос более чем втрое к
середине 1980-х. За тот же период комбинат был реконструирован, его
мощности регулярно обновлялись. В настоящее время прорабатываются
варианты восстановления этого предприятия, обеспечивавшего до трети ВВП
Кабардино-Балкарии.
А взять, к примеру, Чечено-Ингушскую АССР.
Уже в середине 1960-х республика стала одним из флагманов развития
нефтепереработки и нефтехимии в СССР. После 1957 г.
нефтеперерабатывающий завод в Грозном, действующий еще с досоветского
периода, был преобразован в крупный нефтехимический комплекс. Его
разнообразная продукция поставлялась почти по всему СССР и
экспортировалась более чем в 30 стран.
В тот же период в
республике было налажено производство и нефтегазового оборудования. По
темпам развития отрасли Чечено-Ингушетия вплоть до конца 1980-х была
одним из лидеров СССР.
За 1966—1970 гг. осуществлено свыше 440
крупных плановых мероприятий по техническому прогрессу, в том числе 120
по механизации производственных процессов, около 140 — по передовой
технологии, 30 — по автоматизации, свыше 130 — по
научно-исследовательским работам. Текстиль, пищепром, глубокая
переработка нефте- и газохимического сырья, рекордно высокие темпы
автодорожного, жилищного строительства и создания объектов досуга и
культуры, постоянное расширение, как и в других восстановленных
автономиях, сети научно-исследовательских учреждений – это были, можно
сказать, визитные карточки Чечено-Ингушской АССР вплоть до последних лет
печально известной перестройки.
Характерно, что именно через
Чечено-Ингушетию в 1970-х - начале 1980-х были проложены нефтепроводы из
Казахстана и Азербайджана к портам Новороссийск и Туапсе. Хотя прямые
маршруты через Калмыкию, северные районы Ставрополья и Краснодарского
края были короче и менее затратные, решение было принято в пользу
Чечено-Ингушской АССР.
Отметим также создание и активное развитие в
автономиях Северного Кавказа таких отраслей промышленности, как
электротехническая, химическая, металлообрабатывающая, стройиндустрия,
сельхозмашиностроение, производство товаров двойного назначения.
Совокупные объемы производства в этих отраслях к концу 1980-х возросли,
минимум, в шесть раз в сравнении с уровнем второй половины 1950-х. У
регионов-соседей по Северному Кавказу этот показатель оказался почти
вдвое меньше.
Напомним и о том, что с 1957-го высокими, если не
рекордными, темпами в автономиях развивались курортно-туристическая
сфера. Были освоены свыше 30 новых источников целебных минеральных вод и
лечебных грязей. Регионы покрылись сетью санаториев, пансионатов, домов
отдыха, турбаз. В конце 1960-х – середине 1980-х здесь бывали туристы
более чем из 30 стран.
А что касается, скажем, жилищного
строительства и выработки электроэнергии, то темпы их роста в автономиях
с 1957-го и вплоть до конца 1980-х были самыми высокими в обширном
Северокавказском районе СССР. (Район включал наряду с Краснодарским
краем, Ставропольем, другими северокавказскими автономиями и Ростовскую
область, территория которой почти втрое больше территории
Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни и Ингушетии вместе
взятых.)
Эти достижения стали возможными, прежде всего, за счет
растущего притока капиталовложений из общесоюзного бюджета и других
централизованных источников финансирования.
За 1957-1988 гг.
суммарные вложения из всех источников в экономику и социальную сферу
воссозданных автономий возросли более чем 15 раз (показатель примерно
такой же, как в Прибалтике и Закавказье). В среднем по РСФСР этот
показатель увеличился за тот же период примерно в девять раз, а по
динамике поставок разнообразного оборудования из других регионов с этими
автономиями мало кто мог поспорить в СССР. Разве что Закавказье,
Прибалтика, Украина и Узбекистан.
По многим оценкам, приток
научно-технических кадров в автономии Северного Кавказа из других
российских регионов за 1957-1986 гг. возрос почти в 20 раз (поставки
различного оборудования увеличились примерно так же), при этом до 65-70%
были русскими. Практически своим развитием автономии были обязаны
другим регионам РСФСР. Между тем по мере ослабления в послесталинский
период контрольно-регулирующих функций «центра», что сопровождалось
ростом благосостояния в восстановленных автономиях, стали возникать
антирусские (антироссийские) и одновременно - антисоветские настроения. А
в Чечено-Ингушетии – ещё и эксцессы, прямо или косвенно
спровоцированные местными национальными элитами. Эти эксцессы имели
место в Грозном в 1958 и 1973 гг.
Так, после столкновений в
чечено-ингушской столице (15-18 января 1973 г.) было принято
постановление ЦК партии «Об антиобщественных националистических
проявлениях в г. Грозном». В республику выехала группа работников ЦК
КПСС и Совмина РСФСР. По возвращении этой группы в Москву отделы
пропаганды и организационно-партийной работы ЦК КПСС подготовили отчет. В
документе отмечалось: «...националистически настроенные лица допускали
оскорбления, угрозы, хулиганские действия, насилие в отношении граждан
других национальностей, особенно русских. Что вынуждало последних
выезжать за пределы республики».
В качестве примера упоминался
Сунженский район, который «за последние три года покинули 9 тысяч
русских, в том числе в первом квартале 1973 года 780 человек».
Но
и в последующие годы Москва всё реже вмешивалась во внутреннюю политику
большинства национальных регионов СССР, продолжая при этом наращивать
финансирование их экономики и социальной сферы. Это не могло не
стимулировать национал-сепаратистских настроений с русофобским акцентом,
а затем по мере ускорения горбачевской «перестройки» вполне конкретных
проектов обретения нацрегионами независимости. Или, по крайней мере,
проектов достижения уровня автономии. При таких общесоюзных трендах
стали неизбежными 1990-1991 гг. и их последствия, включающие распад
Чечено-Ингушетии и последовавшие (в первой половине 1990-х) военные
действия против дудаевских и продудаевских сепаратистов в Чечне.
Таким образом, национальная и социально-экономическая политика не была одинаковой в разных регионах СССР.
В
итоге постепенно усугублявшиеся диспропорции стали одними из главных
причин в обострении межэтнических проблем как составной части системного
кризиса во второй половине 1980 гг., эпилогом которого стал распад
Советского Союза.
Сохранение аналогичных диспропорций в постсоветской
России таят в себе те же угрозы, что и в недавние времена. Вопрос: как
не наступить на старые грабли?