23 февраля 2017 г. исполнилось 73 года депортации чеченского и
ингушского народов. В Чечне и Ингушетии отметили эту трагическую для
народов дату. В России отношение к депортации другое. Бытует мнение, что
их выселили за предательство, и довольно многие, если не большинство
населения, считают, что это было сделано Сталиным правильно.
Люди
черпают информацию из различных источников, большая часть которых
приводит различные примеры "предательства" чеченского и ингушского
народов, при этом забывают, как чеченцы попали в состав России и в каком
году. Вообще, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять
народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки,
чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них
семь народов (немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и
крымские татары) лишились при этом и своих национальных автономий.
Депортации в СССР подверглось ещё множество других этнических,
этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки,
«кулаки» самых разных национальностей, в основном русские, поляки,
азербайджанцы, курды, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани,
украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы,
болгары, армяне, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики, якуты и
другие.
Первые депортации начались в 1920 г., выселяли терских казаков,
земли имущество и живность досталась чеченцам. Чеченцы жестоко
расправлялись с депортируемыми. Это была трагедия для терских казаков.
Большевики, однако, это поощряли. Потом депортировали семиреченских
казаков (в 1921 г.), а дальше — по нарастающей.
Причины
депортации в основном были следующими: участие в белом движении, участие
в антисоветских восстаниях, имущественное положение (кулаки),
недовольство советской властью (в основном подкулачники), подозрение в
нелояльности или возможном сотрудничестве с разведками иностранных
государств (финны, поляки, курды, иранцы), сотрудничество с немцами и их
союзниками и ряд других. Что интересно, ряд народов выселялись
полностью, невзирая на заслуги некоторых их представителей перед СССР.
Например Ахмет-хан Султан, дважды герой Советского Союза. Его мать
депортировали, несмотря на просьбы этого знаменитого летчика. И только
личное вмешательство командующего воздушной армии, где служил дважды
герой, спасло мать героя от депортации.
Будем справедливы. СССР
был не одинок в таких вопросах. Президент Рузвельт 19 февраля 1942 года
своим чрезвычайным указом №9066 поручил военному министерству поместить
всех японцев (около 112 тысяч человек), независимо от того, имели они
американское гражданство или нет, в концентрационные лагеря. Правда,
японцы имели право обратиться в суд и добиться признания этой депортации
незаконной. И таких лишений, как наши граждане, они не испытали.
Депортировали
немцев после 2-й мировой Чехословакия, Венгрия, Польша и Югославия, в
последних двух странах тоже не очень церемонились с депортируемыми.
Но
я хочу написать о народах-"предателях" — так их тогда называли наши
партийные и государственные чиновники. Начну с того, что чеченцы,
ингуши, крымские татары и большинство других народов-"предателей" в
состав России попали не добровольно. С ними Россия вела войны, в
результате которых территории этих народов были присоединены к
Российской империи вместе с народами. Отдадим должное царским
правителям: они давали возможность местному населению уехать туда, куда
те пожелают, и это поощряли. Выезжали черкесы, абхазы, крымские татары и
ряд других. Очень много выехало в Османскую империю. Мудро поступали
наши цари или нет, спорить не буду. Но вот население с этих завоеванных
территорий они в армию российскую не призывали, брали только
добровольцев. Добровольцы были. Например, знаменитая "Дикая дивизия",
Текинский конный полк, Крымско-татарский конный полк и ряд других. Но,
обращаю ваше внимание, только добровольцев. Видимо, царские чиновники
понимали, что не все могли простить России победы в этих войнах и не все
считали, что царским повелением можно установить любовь к России.
Считаю,
поступали мудро. Пытались проводить эксперименты, но заканчивались они,
как правило, восстаниями. Так, попытка мобилизовать киргизов даже на
работы привела к восстанию в 1916 г. А вот на что рассчитывали в СССР,
когда начали призывать в Красную Армию представителей этих народов, мне
непонятно. Неужели большевики не знали, что Чечню мы завоевали, почти
полвека шла беспощадная война, гибли не только солдаты и казаки, но и
мирное население с обеих сторон. И вошли эти земли в состав России после
разгрома их войска и практически его полного уничтожения, в 1864 г.
Отдельные отряды, а потом абреки терроризировали Чечню и Дагестан до
революции. После революции и до самой Великой Отечественной войны, а
потом и в ходе ее войска НКВД вели борьбу с бандформированиями на
территории Чечни. По продолжительности борьбы с советской властью Чечня
уступала только басмачеству в Средней Азии. Погибло большое количество
солдат РККА, сотрудников НКВД, местных жителей и участников
бандформирований. Советская власть у чеченцев ассоциировалась с полной
свободой от всего и от всех государственных структур. Они не понимали,
почему во время революции можно было грабить казаков, а после революции
стало нельзя грабить крестьян? Ведь товарищ Киров и Орджоникидзе
поощряли их борьбу с казачеством в свое время. Горная часть Чечни вообще
была очень сильно религиозной, и любая попытка, связанная с унижением
их веры, приводила к волнениям. Зачем их призывали в РККА? Потом,
видимо, дошло, и товарищ Берия в 1942 г. разрешил брать только
чеченцев-добровольцев. А с какой стати, например, крымские татары,
должны были воевать за советскую власть? Может, советская власть дала
возможность воссоздать государство крымских татар? Или дала возможность
беспрепятственно ездить в Мекку? Или представители советской власти
считали, что достаточно декрета, и крымские татары сразу, как в сказке,
полюбили советскую Россию? Они наоборот, как очень религиозный
мусульманский народ, посмотрев на борьбу коммунистов с религией,
уничтожение мечетей, издевательства над священнослужителями, не стали в
своем большинстве сторонниками советской власти. Например, не всем
верующим мусульманам нравилась теория свободной любви, которую
проповедовала товарищ Коллонтай. Им это было просто непонятно, ведь
времена и нравы были другие. Их не призывали в русскую армию и не
заставляли класть жизни за чуждые им идеи. И в царской России их это
устраивало. А те, кто пошли добровольцами, воевали неплохо, были среди
них и генералы и георгиевские кавалеры. Туда они шли только добровольно.
А идей Маркса и Ленина, берусь смелость утверждать, они, видимо, даже
не знали. И в Красной Армии крымские татары, кто пошел туда добровольно,
воевали неплохо. Один дважды герой, семь героев Советского Союза, герой
Польской Народной Республики. Пять полных кавалеров орденов Славы и это
на 360 тыс. народа, на 1944 год. И если взять другие депортированные
народы, картина будет такая же: 10 немцев, 6 чеченцев, 8 калмыков.
Смею
утверждать, что нет в России и не было в СССР народов-предателей, были
ошибки наших руководителей в национальном вопросе и огромная ошибка в
вопросах вероисповедания. И ленинская национальная политика, отношение
Ленина к религии, его наплевательское отношение к истории России
показали свою несостоятельность, если посмотреть ее современный
результат. СССР распался по национальному признаку (кстати, Дзержинский,
Орджоникидзе и Сталин были против ленинской национальной политики).
Бесконечные войны, рост национализма в бывших советских республиках,
растущая русофобия, миллионы этнических беженцев (границы союзных и
автономных образований определялись волевым решением), тысячи погибших…
Мечты, основанные на фантазиях, как правило, не сбываются.