Первые русские, по классическим взглядам на историю,
пришли в Сибирь с Ермаком, в XVI веке. Однако время появления в Сибири
чалдонов, по современным научным историческим данным, точно не
определено. Согласно исследованиям части историков многие названия рек и
поселений в Сибири имеют русские и славянские корни задолго до общепринятого завоевания Сибири Ермаком, а многие до сих пор применяемые в обиходе чалдонами слова относятся ко времени еще до XIV века.
Например,
устаревшее и до сих пор применяемое чалдонами славянское слово «комони»
(кони), зафиксированное в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине», а
также другие типично славянские сибирские названия рек и местностей,
закрепившиеся в некоторых сибирских названиях задолго до прихода туда
русского населения после 1587 года, ставят под сомнение традиционно принятую историю появления чалдонов в Сибири после ее завоевания Ермаком.
Среди чалдонов до сих пор бытуют передающиеся от предков из рода в род легенды про их жизнь в Сибири до прихода Ермака, а
домашний уклад чалдонов, скорее, характерен для времен жизни славян до
возникновения княжеской власти — времен славянского уклада общинного
землевладения без четко выраженной централизованной власти. В связи с
данными историческими исследованиями в настоящее время историками
серьезно рассматривается гипотеза про славянское происхождение
чалдонов от сибирских поселенцев арийского и славянского происхождения
до прихода в Сибирь тюрок и монголоидных племен.
Что
немудрено, поскольку летописи фиксируют появление ушкуйников
вятско-новгородских на Оби в 1363 году, под начальством воевод
Александра Абакуновича и Степана Ляпы. Отсюда их потомки и осваивали
Сибирь задолго до Ермака. Что влекло русских в Сибирь? В первую очередь
рухлядь пушная, которая в те времена ценилась на вес золота. Жить в
Сибири было комфортно, враги располагались далеко, а тайга давала все
необходимое для жизни. Напомним, в Сибири никогда не существовало
крепостного права.
Со временем, после походов Ермака и населением Сибири сначала русскими казаками, а потом и переселенцами, чалдонами стали называть коренных русских Сибири, старожилов, а самоходами — переселенцев из всех районов Руси. Сами чалдоны выводят свое самоназвание как между Чалкой и Доном.
«Человеком с Дона» в Сибири принято называть любого представителя
казачьего сословия, «вольных людей»; а «людьми с реки Чалый»
иносказательно называли каторжан, ссыльных и разбойников, которых также
относили к «вольным людям», то есть к людям, не склонным подчиняться
власти. Отсюда же и тюремное выражение чалиться, т.е. сидеть в неволе. В
этом есть рациональное зерно, коренных чалдонов постоянно пополняли
беглые и бывшие каторжане, остававшиеся в душе вольными людьми, в
противовес к «холопам»-«самоходам». А чалдонские вольные традиции
ушкуйничества и казачества находили у беглых полное приятие и понимание.
Чалдоны — со своими кодексами жизни, с любовью к воле и
своими неписаными законами. У чалдонов много традиций, характерных
именно для них.
До прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи»
чалдоны ставили в Сибири дома, чем-то напоминающие малозаметные на
местности насыпные землянки и блиндажи, прикопанные в землю, которые при
необходимости можно было легко и быстро построить при переселении
чалдонов на новое место или в местах охоты и рыбалки. В настоящее время
привычку строить такие «охотничьи дома» в местах охоты и рыбалки
переняли все охотники и рыбаки, включая сибирских татар, в которых
принято оставлять спички, небольшие запасы еды, одежды, примитивной
посуды для других охотников и рыбаков. Чалдоны, в отличие от
земледельцев-самоходов, были преимущественно охотниками, рыболовами и
промысловиками. Еще одной характерной чертой чалдонов является большая
сибирская «чалдонская изба», состоящая из двух объединенных в один дом
частей и напоминающая «гармошку», с расположенной справа возле входа за
сенями женской кухней и «божницей» в дальнем, левом от входа, «красном»
углу избы. Возникновение традиции постройки большой срубленной
чалдонской избы связано с приходом в Сибирь Ермака и новых русских
поселенцев, от которых чалдоны переняли срубы и деревянные избы.
Необычной
особенностью чалдонских традиций является в настоящее время редко
соблюдаемый табуированный запрет захода мужчины «на женскую половину»
избы, в том числе на кухню, когда мужчине не разрешается ничего трогать
на кухне, «чтобы не осквернить»: мужчина не имеет права взять на кухне
даже кружку, чтобы попить воды. Что, вообще говоря, очень неудобно:
хочешь пить — приходится ждать, пока кто-то из женщин нальет и подаст
тебе воды, поэтому нередко возле кухни ставят бачок с водой и ковшом,
чтобы мужчина без женщины мог попить.
Право приготовления
пищи, лекарственных отваров, мытья посуды и приборки на кухне у
сибирских чалдонов имеет только женщина, поэтому, чтобы не допустить
захода мужчины на кухню, женщина обязана накормить и напоить пришедшего
мужчину, подать ему воды, если он хочет пить. Любой мужчина,
попытавшийся зайти на кухню, тут же будет отруган женщинами. В свою
очередь, женщина не должна пользоваться «мужскими инструментами» и
заходить на хозяйственную «мужскую половину», обычно — в сарай с
инструментами: брать в руки косу, молоток. Таким образом, несмотря на
«равноправие» мужчин и женщин, когда не считается предосудительным, если
девочки бегают вместе с пацанами рыбачить на речку и пасти скот, а
женщины ходят на охоту, в чалдонских традициях заложено распределение
женских и мужских семейных обязанностей по половому признаку.
В религиозной традиции у чалдонов бытовало двоеверие,
сочетание христианства с язычеством, частично привнесенным ушкуйниками,
частично заимствованном у коренных народов Сибири. В обиходе «красный
угол» с иконами у коренных русских сибиряков часто называется «божница» —
как пережиток славянских времен и времен «двоеданства», когда в красном
углу стояли статуэтки «божков». Уронить икону до сих пор считается
дурной приметой — «божа обидится». После установления власти русского
царя в Сибири чалдонов-язычников облагали двойной данью до перехода их в
христианство, впрочем, как и православных христиан староверов
(«кержаков»).
Антропологически и генетически чалдоны являют собой,
с одной стороны, среднеарифметических русских, следствие длительного
взаимосмешения коренных и беглых каторжан, казаков из разных русских
земель и т.д. Однако, с другой стороны, образ жизни чалдонов
предполагает их метизацию с местными племенами, хотя и не такую
значительную, как, возможно, кажется людям, далеким от реалий Сибири.
Тем не менее, у многих современных чалдонов, скорее всего, в материнских
генах сыщутся и корни традиционных этносов Сибири. Однако, к сожалению,
в настоящее время нет каких-либо исследований генетики русских коренных
популяций Сибири.
Ну и, напоследок. Стереотип сибиряка известен, и
очень хорошо проявляется в русском актере Егоре Позненко. В принципе,
так и выглядят коренные русские сибиряки.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+