Софийский кафедральный собор Новгорода Великого. Цикл Храмы России
СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Новгородская София — один из наиболее выдающихся
памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка
его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и
великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София
повторяла Киевскую не только по названию.
Храм Святой Софии — главное сооружение города,
он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы,
идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию». Собор
в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.
История
Южный фасад Софийского собора в Новгородском Кремле. фото Глазунова Владимира
Собор Софии Премудрости Божией в Кремле Великого Новгорода. Вид с северо-востока.
Вид с северо-запада
Над
порталом расположены фресковые изображения, исполненные в 16 веке.
Первоначальная живопись почти не сохранилась., т.к неоднократно
подновлялась. В самом верху фресок просматривается изображение Святой
Троицы, т.е Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, что есть суть Бога
Единого, символизирующего неделимую сущность Бога, проявляющего Себя в
различных формах.
Деревянная София XI в. Реконструкция
Л.Е.Красноречьва.У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших
дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили
известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства,
деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце
Пискупли (Епископской) улицы.
Но недолго простоял многокупольный храм - красавец. В
1045 г., как повествует летописец, "сгоре Святая София в субботу, по
заутрене...". Вскоре после пожара, в этом же году, заложили новую,
каменную Софию.
Храм был выстроен повелением Новгородского князя
Владимира и освящен святителем Лукой Жидятой, управлявшим тогда
Новгородской епархией. Строительство завершено в 1050 г.(это довольно
быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня
и кирпича). Данные о времени освящения собора расходятся. В
Новгородской 1-й летописи это событие отнесено к 1050 г., а в
Новгородской 3-й летописи — к 1052 г. Данные о первоначальной росписи
собора константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства
имеются в Новгородской 3-й летописи. Историк древнерусского искусства В.
Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050
г. в воскресенье — в предпразднество Преображения Господня. Оно было
связано с окончанием строительства собора. Второе же имело место в
праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста— 14 сентября 1052
г., когда София была уже расписана фресками и украшена иконами. Между
прочим, подобная же, двойная, дата указана источниками и относительно
Софии Киевской.
Главный храм Новгорода, подобно киевскому, был
посвящен Софии Премудрости Божией; новгородцы гордились своей Софией.
Слова князя Мстислава «где Святая София, ту Новгород» надолго стали
крылатыми, выражая уважение горожан к главной святыне родного города.
Возведением этого громадного даже по современным
представлениям, собора, были заложены основы художественной школы
новгородского зодчества, отличавшейся от архитектуры Фрески Софийского
собораблестящих княжеских сооружений Киева.
Уже в 30-х гг. XII в. София Новгородская перестала
быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой
республики. На площади перед собором проходило вече. Здесь древние
новгородцы с помощью жребия выбирали себе владыку. Для его избрания
созывалось все новгородское духовенство. Обычно вече намечало трех
кандидатов. А затем слепец или мальчик брали два жребия и тот, чей
жребий оставался, становился новгородским владыкой.
С присоединением в XV в. Новгорода к Москве святая
София утратила свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет
собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской
губернии.
Почти тысячелетняя история собора полна разного рода
событиями. Летописи сообщают о многочисленных строительных и отделочных
работах в храме, о захоронениях новгородских владык и князей, о
политических событиях в Новгороде, напрямую связанных с Софией.
Советская власть закрыла Софийский собор в 1929г. Древнейший новгородский храм стал музеем.
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) София была разграблена и повреждена:
В
1942 году во время массированного артобстрела советскими войсками было
почти полностью уничтожено изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109
года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, во
многих местах были пробиты своды и стены.
Немецкими
оккупантами из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено
множество произведений искусства, среди которых были также ценности из
Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.
Звонница Софийского собора в Кремле Новгорода Великого. Вид через восточный фасад аркады Гостиного двора.
Звонница Софийского собора с колоколами в Кремле Новгорода Великого.
Восточный фасад яруса звона звонницы Софийского собора в Кремле Новгорода Великого.
В
послевоенные годы Софийский собор был восстановлен. В нем разместили
выставки «Рукописная и старопечатная книги», «Софийский дом в экономике и
культуре Новгорода», «Софийские граффити».
14 августа 1991 г.
сессия Новгородского областного совета народных депутатов утвердила
решение облисполкома о передаче Софийского собора в постоянное и
безвозмездное пользование Новгородской епархии Русской Православной
Церкви. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день
состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II. С этого дня в храме не прекращаются
богослужения.
В архитектурном отношении Софийский собор Великого
Новгорода - выдающийся памятник отечественного и мирового зодчества. Он
является древнейшим каменным сооружением Северной Руси. София
Новгородская — лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве и на
целое столетие старше Собора Парижской Богоматери.
Строительные особенности собора, сравнение его с Софийским собором в Киеве
Каменное
строительство в Новгороде в первой половине XI в. отсутствовало. Для
возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны, и
почти наверняка она пришла из Киева. Об этом нам скажет сама
архитектурная композиция собора, но об этом же свидетельствуют и
обстоятельства его возведения. Заказчиками нового здания выступили не
только епископ и князь Новгорода Владимир, но и отец последнего великий
князь киевский Ярослав Мудрый. В какой-то мере повторяется даже логика
киевского градостроительства. Ведь Ярославом закладывается в Киеве рядом
с городом Владимира новый, больший по размерам, в последнем возводится
каменный Софийский собор (до этого деревянный Софийский собор
располагался в другом месте и не имел такой значимости). В Новгороде
после пожара деревянной Софии новая ставится в расширенном и обновленном
князем детинце, она сразу берет на себя роль архитектурной доминанты
всего города, сохраняя ее на протяжении всех последующих столетий.
Материалы,
примененные при строительстве, и строительная техника принципиально
аналогичны киевским. Смешанная кладка из камня и плинфы на цемяночном
растворе стала в Новгороде только упрощеннее и грубее: больше
применяется булыжный камень, из него почти сплошь выложены стены и
столбы. Однако все арки и своды сложены в классическом для Киева и
Константинополя технике кладки с утопленным рядом. Как и в последних,
широко используются расчерчивание и раскраска лицевых поверхностей стен с
целью создания иллюзии регулярной кладки из плинфы или из камня. Среди
плинф в нижних частях центральной апсиды встречаются светлоглиняные,
привезенные, очевидно, из Киева, ибо такой глины нет в Новгороде.
Главным
аргументом в пользу киевского генезиса новгородского собора является
сходство общей композиции обоих памятников. Оба храма — пятинефные с
галереями и лестничными башнями, с обширными хорами, в углах которых
устроены как бы одностолпные палаты, оба имеют многоглавые завершения.
При ведущей роли княжеского заказа и участии одних и тех же зодчих в
строительстве обоих Софийских соборов (конечно, не все мастера перешли в
Новгород, но какая-то их часть — весьма вероятно) можно было бы ожидать
копийного повторения киевского образца. Однако этого не произошло.
Требования и вкусы новгородцев придали оригинальность их грандиозному
каменному храму, причем настолько мощную и отчетливую, что он в
последующие столетия часто становился образцом для местных зодчих. Не
только церковный, но и художественный авторитет главного храма являлся
непререкаемым.
Планы Софийских соборов: 1 - в Киеве, 1037-1040-е годы. 2 - в Новгороде, 1045 - 1050 гг., 3 - в Полоцке, серед. XI в.
Вертикальный разрез собора
Софийский
собор в Новгороде меньше киевского прототипа (сторона центрального
подкупольного квадрата 6,10 м против 7,75 м), стены же его несколько
толще — 1,23 и против 1,12 м. Столбы с каждой стороны имеют лопатки,
из-за чего их форма, как и в Киеве, оказывается крестообразной. Однако, в
отличие от киевского памятника, вынос лопаток неодинаков. Его
наибольшим размером является толщина центральных подпружных арок (около
60 см), наименьшим — толщина малых арок (около 35 см). Если границы этих
колебаний установлены из соображений строительной техники и
конструкции, то сами колебания не образуют системы, они случайны. Все же
заметно тяготение лопаток, несущих малые арки, к наименьшему размеру — к
толщине этих арок.
Современный вид Софийского собора в Киеве, который был существенно видоизменен в 17 веке.
Отдельные элементы, убранство собора
Сотни паломников устремляются в
древнюю Софию, чтобы поклониться ее святыням. Главная святыня
собора--чудотворная икона Божией матери "Знамение". Здесь в
раках(гробницах) почивают мощи новгородских святых: епископа Никиты,
архиепископов Иоанна и Григория, князя Владимира и матери его княгини
Анны, князей Мстислава и Феодора.
Мартириева паперть Софийского собора
История креста центрального купола
Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до войны
Во
время войны крест центрального купола был вывезен оккупантами из
"голубой дивизии" Франко в Испанию, где был обнаружен служителями в
начале 21 века и в итоге возвращен в собор.
На
кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа
Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко
расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть
голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После
Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение
городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
В 2007г. на купол был установлен новый крест:
Алексеевский крест
Алексеевский крест, существует он с XIV века, и
был установлен по повелению архиепископа Алексия (1360 - 1388 гг.) в
специальной нише на западной стороне собора, справа от Магдебургских
врат. По его периметру высечена надпись: " В лето 68(...) писан бысть
крест сий в Новегороде благословением и повелением боголюбиваго
преосвященного архиепископа Олексия и поставлен на поклонение
правоверным людем, а владыце архиепископу Олексию дай Бог многаа лета и
здравие и спасение и детем его и всему миру". Возможно, крест был
установлен в память Куликовской битвы 1380 года.
Крест высечен из
известняковой плиты и имеет высоту 174 см. Его поле занимают пять
композиций: в центре — Распятие, на ветвях: вверху—Благовещение Божией
Матери, на боковых-- Рождество Христово и Сошествие во ад,
внизу—Вознесение Господне. http://wetfield.livejournal.co...
Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками
Пророк Соломон. Фреска в барабане храма
Особо стоит отметить Корсунские ворота Софии Новгородской.
Магдебургские ворота Софийского собора в Новгородском Кремле.
Как
только не называли средневековые бронзовые двери Софии Новгородской,
украшенные прихотливыми рельефами. И Корсунскими, и «немецкими», и
Магдебургскими, и Плоцкими, и Сигтунскими. Точно можно сказать только,
что эти чужеземного происхождения двери были замечательным образом
«славянизированы».
С XV века в Новгороде существовало предание, о том,
что врата якобы привез из Византии князь Владимир – отсюда и название
«Корсунские» (от греческого города Корсунь). Но все рельефы явно
выглядят западноевропейскими и сопровождаются надписями на латыни.
Согласно другой легенде, новгородцы привезли врата как трофей из
шведского города Сигтуны в 1187 году. По еще одной версии, врата
изготовили в середине XII века в немецком городе Магдебурге для
польского собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке.
Считается, что на вратах изображены магдебургский епископ Вихман и плоцкий епископ Александр.
Корсунские врата - это настоящий шедевр древнерусского
искусства. На дверях 48 многофигурных рельефных композиций с
библейскими сценами. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи,
а под ними - перевод на русский язык. Врата разделены орнаментальными
каймами.
В нижней части левой створки помещены фигуры мастеров,
которые, вернее всего (историки в этом согласны), врата отливали, -
Риквина и Вайсмута. Надпись на латыни поясняет: «Риквин меня сделал».
Дверные рукояти по средневековой традиции изготовлены в виде звериных
масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями. Считается, что
эти барельефы олицетворяют Ад и неизбежность Страшного суда. В пасти
масок - человеческие головы. Надо полагать, головы грешников. Над всеми
композициями латинские надписи дублированы русскими переводами.
Среди изображений людей на створках находятся фигуры
вероятных заказчиков - магдебургского епископа Вихмана (1152-1192,
Германия) и плоцкого епископа Александра (1129-1156, Польша). По весьма
неубедительному преданию, епископ Александр заказал для главного храма
Плоцка эти врата между 1152-1154 годами, а посредником и распорядителем
заказа выступил епископ Вихман. Поэтому оба они символически (с
указанием имен) и помещены на вратах.
В средней части левого створа врат имеется пластина с
изображением человека, а над изображением - русская надпись: «Мастер
Авраам». Здесь тоже нет второго мнения - это новгородский литейщик,
который собирал врата, после того как их привезли в Новгород, и дополнял
их фигурами собственной работы и древнерусскими надписями. Не случайно
же в его руках мы видим молот и клещи.
Почему Аврааму уделена такая значительная роль? Есть
гипотеза, что эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в
первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при
перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого
памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю. Все это
говорит за то, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в
этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и
были бы сохранены все детали), а как военная добыча.
Распятый Христос между Марией и Иоанном-евангелистом.
Историки
утверждают: поскольку врата являлись исключительно ценным предметом
католического церковного культа, невозможно предполагать, чтобы католики
продали их неверным «схизматикам», и, с другой стороны, новгородцы вряд
ли стали бы покупать предмет католического культа для украшения своей
главной святыни (тем более что ряд изображений на вратах неприемлем в
качестве оформления православного собора). Врата могли быть помещены в
Софийский собор, скорее всего, как военный трофей, напоминающий о
какой-либо славной победе новгородских войск».
Сретение Господне.
Шведские
хроники упоминают о взятии карелами Сигтуны в 1187 году. Ряд историков
предполагают, что именно тогда Сигтунские врата были привезены в
Новгород как военный трофей.
Спустя почти пять веков шведы, оккупировавшие
Новгородскую Землю во время Смуты, попытались вернуть утраченную
реликвию. Однако шведский военачальник Делагарди не рискнул это сделать.
В своем письме он писал государственному канцлеру Оксенштиерну:
«Относительно
медных врат, которые его королевское величество желает, чтобы ему
прислали из Новгорода ради их достопримечательности, тем более, что они
были некогда взяты из Сигтуны, — то я очень бы желал исполнить
приказание его королевского величества, но так как эти врата... служат
входом в главный храм митрополита здесь, в кремле, куда он ежедневно
ходит, то это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства. Но, когда
между нами идут переговоры, мы не должны трогать этих врат, пока не
увидим исхода переговоров; и если, вопреки нашим ожиданиям, переговоры
не будут благополучны, то мы, конечно, должны взять отсюда не одни эти
врата».
Врата так и остались в Новгороде. Сначала она
находились в приделе Рождества Богоматери Софии Новгородской, а затем
были перенесены в западный портал собора. Сейчас их открывают только на
праздники, когда в Софийском соборе служит архиепископ Новгородский и
Старорусский.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+