Во второй половине XIX века небольшая Корея, и ранее бывшая частым
объектом захватнических кампаний соседних Китая и Японии, превратилась в
одну из главных целей японской колониальной экспансии. Набиравшая силу
японская держава рассматривала Корею как свое потенциальное владение.
Подготовка к колонизации Кореи, тем не менее, сталкивалась с
определенными проблемами, среди которых были и попытки корейского народа
защитить свою независимость, и позиции Китая и Российской империи.
Однако, после Русско-японской войны 1904-1905 гг., Япония все же смогла
установить протекторат над Кореей. 22 августа 1910 года Корея была
окончательно присоединена к Японии и перешла под управление японского
генерал-губернатора.
Разумеется, такое положение не могло
понравиться передовой части корейского общества. Тем более, что в
Японской империи ко всем неяпонским народам относились как к людям
второго сорта, и корейцы не были исключением. Однако, поскольку Япония
все же была более развитой не только в военном и экономическом, но и в
культурном отношении страной, в Корее стали распространяться популярные в
Японии революционные идеи. Так на корейскую землю проник анархизм –
идеология, которая в определенный момент стала доминирующей в
восточноазиатском революционном движении.
В отличие от
европейских стран и даже от той же Японии, в Корее начала ХХ века
анархистские идеи прочно соединились с идеей корейского национализма,
точнее – освободительного национализма, ориентированного на достижение
национальной независимости и освобождение от японского империализма.
Поэтому и теория, и практика корейского анархистского движения в этот
период истории страны имели собственную специфику, значительно
отличающуюся от европейских и даже японских анархистских тенденций. Тем
не менее, история корейского анархизма в первой трети ХХ века неразрывно
связана с историей анархистского движения в Японии и, в меньшей
степени, в Китае. Корейские анархисты того времени находились под
влиянием своих японских единомышленников, от которых и заимствовали
многие идеи и лозунги. С другой стороны, корни корейского анархизма
уходили в крестьянское национально-освободительное движение. Именно
крестьянство, составлявшее тогда подавляющее большинство населения
Кореи, периодически восставало против японских колонизаторов, что
позволяло анархистам рассматривать крестьянские массы как не только
потенциально, но и реально революционные.
На Корею оказали огромное влияние революционные события в
соседней России. К 1918-1919 гг. большинство корейских революционеров
находилось в эмиграции в соседнем Китае. Поскольку Китай имел свои счеты
с Японией, он достаточно спокойно предоставлял политическое убежище и
корейским, и японским революционерам. Именно в эмиграции в Китае, под
влиянием китайских и японских анархистов, корейские революционеры и
стали принимать анархистские идеи.
- Син Чхэхо и товарищи в Шанхае, 1919 год
Одним
из первых корейских анархистов стал Син Чхэхо (1880-1936) – выходец из
знатной фамилии Син, предок которой был среди разработчиков корейского
алфавита. Получив хорошее домашнее образование, Син Чхэхо уже в юные
годы подавал большие надежды в качестве знатока конфуцианской литературы
и традиционной корейской и китайской поэзии. В 1898-1905 гг. Син Чхэхо
учился в университете Сонгюнгван. Именно в этот период он и начал свое
знакомство с европейской философской литературой. Под влиянием идей
философов эпохи Просвещения, Син Чхэхо постепенно стал отходить от
традиционной конфуцианской философии. Устроившись после университета в
газету «Хвансон Синмун», Син Чхэхо уже окончательно сформировался как
корейский националист, противник японской оккупации. Наибольшую
ненависть у Син Чхэхо вызывали не столько даже японские власти, сколько
представители корейской аристократии, которые, забыв о национальном
достоинстве, заискивали перед колониальными чиновниками. В то же время,
критикуя японские колониальные власти, Син Чхэхо с большим интересом
относился к японскому революционному движению, в том числе и к
анархистам. Постепенно он все больше убеждался в необходимости
утверждения социальной и политической справедливости революционным
путем.
Как и многие другие политически активные корейцы, Син Чхэхо выбрал для
себя путь эмиграции. В 1910 году он покинул Корею и поселился в
российском Владивостоке. Здесь он проживал до 1913 года, сотрудничая в
одной из корейских националистических газет. В 1913 году Син уехал в
Китай, где обосновался в Шанхае. В то время Шанхай был одним из
важнейших экономических и культурных центров Китая, поэтому не было
ничего удивительного в том, что основная масса и корейских, и японских
политических эмигрантов проживала именно в Шанхае. Тем не менее, Син,
прекрасно владевший китайским языком, в 1915 году перебрался в Пекин,
где устроился на работу в китайские издания Бэйцзин Жибао и Чжунхуабао. В
Китае Син Чхэхо прожил очень долго. В 1919 году он был избран спикером
Палаты представителей Временного правительства Кореи в изгнании, которое
размещалось в Шанхае. Но, выступая за революционную борьбу против
японских колонизаторов, Син критиковал президента Временного
правительства Кореи Ли Сынмана. В конце концов, политические разногласия
с Ли Сынманом заставили Син Чхэхо отойти от работы во Временном
правительстве и вернуться из Шанхая в Пекин.
В 1920 году Син
Чхэхо стал редактировать журнал «Согван» («Рассвет»), который
первоначально находился на марксистских позициях. Но затем в
марксистских идеях Син Чхэхо разочаровался. Скорее всего, причиной тому
были опасения, что могущественная Советская Россия сможет подчинить
маленькую Корею своему политическому влиянию. Анархизм для Син Чхэхо, в
первую очередь, был политической идеологией, не связанной с каким-либо
из крупных государств мира. В 1921 году Син Чхэхо основал корейский
анархистский журнал «Чхонго» («Небесный барабан»), в котором начал
публиковать статьи и материалы мирового анархистского движения. Журнал,
кстати, издавался на китайском языке, что открывало доступ к нему и
китайскому читателю.
В начале 1920-х гг. среди корейских
революционеров – как анархистов, так и представителей других
политических течений, - все больше укрепляется точка зрения о
необходимости развертывания вооруженной повстанческой борьбы против
японских колонизаторов. Так, общество «Ыйёльдан» - «Союз энтузиастов
справедливости», основанное в 1920 году, поставило своей целью
проведение вооруженных операций против японских правительственных
учреждений и чиновников на территории Кореи и Китая. Японские власти
обвиняли активистов общества в проведении бомбовых атак на полицейские
участки в Пусане, Миряне и Сеуле, обстреле Восточно-колонизационного
общества и Корейского промышленного банка. Но эти акции, несмотря на
широкое освещение в прессе, не оказали существенного влияния на ситуацию
в Корее. Убедившись, что путь одиночных диверсий не может привести к
освобождению Кореи, организаторы общества, к которому примкнул и Син
Чхэхо, приняли решение перейти к формированию массового антияпонского
движения. В первую очередь, они рассчитывали поднять рабочие и
крестьянские массы Кореи на борьбу против колонизаторов, а уже после
народно-освободительной революции можно было бы решить вопрос о будущем
политическом и экономическом строе независимой Кореи.
Еще
в 1919 году была создана «Северная военная администрация» - корейская
анархистская повстанческая команда, действовавшая в Маньчжурии. Ее
основателем и лидером был Ким Чваджин (1889-1930, на фото) – выходец из
знатной корейской семьи, получивший военное образование, а затем
работавший школьным учителем. В 1917 году он присоединился к Корейскому
корпусу освобождения – военно-политической организации, действовавшей в
Маньчжурии и в Шанхае и кроме политической деятельности промышлявшей
вымогательством денег у корейской буржуазии.
В начале 1920-х
годов продолжается и укрепление связей между корейскими и японскими
анархистами. Очень символичным был союз корейского анархиста Пак Ёля и
японской анархистки Канеко Фумико. Пак Ёль родился в 1902 году в Мунгён
провинции Кенсан-Пукто. В 1919 году, из-за подозрений в участии в
национально-освободительном движении, он был вынужден бросить учебу в
сеульской средней школе. Продолжать образование Пак Ёль отправился в
Японию – в Токио, где устроился разносчиком газет. К этому времени
молодой человек уже симпатизировал анархизму, поэтому достаточно быстро
познакомился с токийскими единомышленниками и создал вместе с ними
собственную группу – «Общество недовольных» (Футей-ша). Эта организация,
как и многие другие анархистские группы Японии, Китая и Кореи, ставила
своей целью осуществление акций «прямого действия» против представителей
власти.
Во время жизни в Японии Пак Ёль (на фото) познакомился со своей
ровесницей – японкой Канэко Фумико. Она была чуть младше – родилась в
1903 году в Котобуки в Иокогаме, в семье детектива полиции Фумиказу
Саэки, принадлежавшего к самурайскому роду, и простой крестьянки Кикуно
Канэко. К тому времени, когда Канэко Фумико чуть подросла, ее отец
оставил службу в полиции, стал злоупотреблять алкоголем. В конце концов,
он бросил старую жену. Мать Канэко Фумико также долго не задержалась
одна и вскоре вышла замуж. Девочка осталась с бабушкой и дедушкой по
материнской линии. Они и приняли решение переехать в Корею.
С
1912 по 1919 годы Канэко Фумико проживала в Корее – в доме своей
бездетной тети. Фактически она была домработницей у своих родственников,
хотя и имела возможность посещать школу. В 1919 году шестнадцатилетняя
Фумико вернулась в Японию, в Иокогаму, а в 1920 году перебралась в
Токио. Здесь она устроилась разносчицей газет, познакомилась с
активистами христианской миссии «Армии Спасения», а затем – и с
японскими социалистами. Одновременно она посещала занятия в вечерней
школе, где познакомилась с Хацуо Нияма – японской девушкой, ставшей ее
подругой и наставницей в анархистской идеологии. В это же время
произошло и судьбоносное для Канэко Фумико знакомство с Пак Ёлем.
Молодой кореец сразу приглянулся девушке и они стали революционными
соратниками, а затем и возлюбленными.
Вместе с Пак Ёлем Канэко
Фумико приняла участие в создании «Общества недовольных». Вполне
вероятно, что этой небольшой организации удалось бы функционировать и
далее, если бы 1 сентября 1923 года не произошло знаменитое «Великое
землетрясение Канто». Оно принесло Японии большие человеческие жертвы и
масштабные разрушения. Власти опасались, что последствиями землетрясения
могут воспользоваться леворадикальные силы, чтобы организовать
восстание. Кроме того, руководство страны было обеспокоено и возможной
перспективой начала антияпонского восстания в Корее.
По всей
стране начались репрессии против активистов революционного движения.
Прежде всего, полиция арестовывала корейцев и сотрудничавших с ними
японцев. Под стражу взяли и Пак Ёля. Канэко Фумико, как подруга
корейского революционера, также была арестована. После
непродолжительного следствия Пак и Фумико были признаны виновными в
государственной измене. Их обвинили в том, что они якобы готовили
покушение на японского императора и с этой целью собирались приобрести
взрывное устройство. Находясь в заключении, Канэко Фумико написала свою
автобиографию, которая сегодня считается одним из наиболее достоверных
документальных источников по истории японского и корейского анархизма
начала 1920-х годов.
В
конце концов, Пак Ёль и Канэко Фумико были приговорены к смертной
казни. Незадолго до вынесения приговора им была предоставлена
возможность официально стать мужем и женой. Казалось бы, ничто уже не
могло спасти молодых анархистов от неминуемой смерти. Однако, японский
император распорядился помиловать и Пак Ёля, и Канэко Фумико. Смертную
казнь им заменили пожизненным заключением. Но Канэко Фумико порвала
приговор и требовала ее казнить. В 1926 году она совершила самоубийство в
тюремной камере. У Пак Ёля нервы оказались крепче – он нашел силы
пережить длительное тюремное заключение и провел за решеткой двадцать
два года. В октябре 1945 года Пак Ёль был освобожден американскими
войсками. После освобождения 43-летний анархист, 22 года проведший в
тюрьме, вернулся на родину. В годы Корейской войны он перебрался в КНДР,
где и прожил вторую половину жизни, скончавшись в 1974 году в возрасте
72 лет.
Однако, приговор Пак Ёлю и Канэко Фумико не повлиял на
дальнейшее развитие корейского анархистского движения. В 1928 году
корейские эмигранты, входившие в состав Союза корейских анархистов
Китая, основали Восточный союз анархистов, в который входили
представители ряда восточноазиатских стран и территорий – Китая, Японии,
Кореи, Тайваня и Вьетнама. Было начато издание журнала «Донг-Банг»
(«Восток»). Поскольку на издание прессы требовались немалые средства,
активисты организации приступили к подделке финансовых документов. За
это был арестован один из ветеранов корейского движения Син Чхэхо. Его
приговорили к десяти годам лишения свободы. В 1936 году он скончался в
тюрьме Йеосун.
- Корейская федерация анархистов, 1928 год
Тем
не менее, корейское анархистское движение продолжало существовать,
распространив свою деятельность и на внутреннюю часть страны. В Сеуле и
Пхеньяне возникли анархистские группы. В 1929 году была создана
Корейская федерация анархистов-коммунистов, костяк которой составили
активисты «Общества черных товарищей», действовавшего в Квансо. В июле
1929 года был создан Союз корейских анархистов Маньчжурии, работавший в
городе Хэлим в Северной Маньчжурии. В Шанхае действовал Южно-китайский
союз корейской молодежи. В это время осложнились и отношения анархистов с
просоветскими элементами в корейском революционном движении. Так, в
1930 г. при невыясненных обстоятельствах в Шанхае был застрелен Ким
Чваджин, считавшийся одним из лидеров анархистов. Но наиболее серьезный
удар по анархистским организациям Кореи был нанесен японскими
спецслужбами в 1930-е годы, когда, в связи с началом боевых действий в
Китае, японское руководство всерьез озаботилось проблемой нейтрализации
всех революционных и оппозиционных организаций страны. Многие видные
анархисты оказались за решеткой, выйти откуда они смогли лишь после
поражения Японии во Второй мировой войне.