История кокошника - тайны русского костюма. Или Исконная русская красота - наше наследие
В дополнение к посту Сергея Овчинникова "Чем на
Руси косы покрывали.О важности женского головного убора и что значит
Кичиться..." https://cont.ws/post/470229
Задела за душу русская красота, захотелось тоже поделиться в развитие темы.
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Коко́шник
— старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита
вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а
кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий
веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из
убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском
позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде
(главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в
боярской.
Название «кокошник»
происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха.
Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях
была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской,
Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме
наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники
полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы
назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или,
например, «сорока».
Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали
парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых —
драгоценными камнями.
Кокошники были очень разнообразны по
конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было
то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы,
заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Обычай
закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем
славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с
дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято
было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье
дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.
Кокошники изготавливались обычно профессиональными
мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на
ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники,
передавали их по наследству, часто они использовались несколькими
поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Кокошник считался праздничным и даже свадебным
головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и
символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не
только украшением женщины, но и ее оберегом.
В Симбирской губернии впервые его одевали в день
свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого
ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях
специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и
жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную,
позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край
кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам,
над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.
Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в
семье и передавались по наследству.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех
частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а
внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент -
оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак
плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской
верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:
стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого -
новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ
связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды.
Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским
оберегом.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы
просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза",
появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в
народном сознании "сладку ягодку и аленький цветочек".
Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей
костюма сохранял архаичные черты, содержитмногочисленные временные
напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в
поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной
семьи.
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот
головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут
праздничной или свадебной одежды.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.
Увлечение
русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к
женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду
входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и
длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II,
относящееся к 1863 г.: «Императрица была в ало-бархатном русском платье,
унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой
диадеме на голове...».
Война с Наполеоном, всколыхнув
небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему
национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в
европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной
талией и филигранными пуговицами спереди. На портретах того грозного
времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета
Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское
движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных
кокошников.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое
придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого
открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со
шлейфом.
Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге
мастерская Ольги Бульбенковой из бархата разных цветов и парчи (для
императрицы и великих княгинь) со вставками из белого атласа. Рисунок
роскошных золотых вышивок был предопределен указом в соответствии с
положением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в
России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.Kokoshniks
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+