На борту американского авианосца «Рональд Рейган»
(USS Ronald Reagan) на базе ВМС США Йоко у входа в Токийский залив,
загорелся самолет, сообщило издание Stars and Stripes .
Самолет дальнего
радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye стоял в ангаре, где
произошло возгорание из-за короткого замыкания. Огонь был быстро
потушен и никто не пострадал. Пожар на борту новейшего американского
авианосца почти совпал со временем визита на авианосец премьер-министра
Японии Синдзо Абэ и командующего третьей флотилией вице-адмирала Норы
Тайсон. Однако, пожар успели потушить до того момента, когда они ступили
на палубу.
Резонансные аварии и пожары на американских авианосцах стали недоброй традицией ВМС США.
Самой масштабной
катастрофой считается пожар на ударном авианосце «Форрестол» в
Тонкинском заливе в 1967-м году. Это крупнейшая трагедия в современной
истории ВМС США. В огне погибло 134 человека, еще 161 моряк получил
ранения и ожоги.
Пожар бы вызван
самопроизвольным запуском 27-мм неуправляемой ракеты «Зуни», которая
сорвалась с пилона штурмовика «Скайхок» и врезалась в полностью
заправленные и снаряженные к вылету самолеты. 17-часовой пожар охватил
шесть палуб корабля, сдетонировали девять авиабомб на полетной палубе.
Корабль и его авиакрыло полностью утратили боеспособность, 21 сгоревший
самолет выбросили за борт.
Не менее страшным
был пожар на атомном авианосце «Энтерпрайз» на Гавайях в 1969-м году.
Корабль едва не погиб на учениях перед отправкой во Вьетнам. Реактивная
струя от самолета случайно ударила в стеллаж с ракетами «Зуни». Ракеты
загорелись и самопроизовльно взлетели. В итоге: многочасовой пожар,
разлив топлива из самолетов, взрывы на полетной палубе, 27 погибших и
120 обожженных моряков. «Энтерпрайз» лишился 15 самолетов.
В 1966-м году на
борту авианосца «Орискани» матрос переносил связку сигнальных ракет,
перекинув вытяжные шнуры через плечо. Одна из ракет за что-то
зацепилась, шнур рванул и ракета запустилась. Матрос отбросил ее в
сторону на ящик с такими же ракетами. Ракеты загорелись и разлетелись
по всему ангару. Погибло 44 человека, еще 156 были ранены и обожжены.
Сгорели почти все самолеты на ангарной палубе.
В 1972-м году
истребитель «Фантом» неудачно приземлился на палубу авианосца «Мидуэй» и
врезался в стоящие на палубе самолеты. 5 погибших, 23 раненых, 8
самолетов потеряны.
А вот более свежие примеры.
В 1981 году
приземляющийся на палубу авианосца «Нимиц» самолет радиоэлектронной
борьбы EA-6B «Праулер» врезался в вертолет «Си Кинг». От возникшего
пожара взорвалась ракета «Сперроу», затем еще четыре. 14 убитых, 39
раненых. Сгорело девять штурмовиков «Корсар», три тяжелых перехватчика
«Томкэт», три самолета противолодночной обороны S-3 «Викинг», A-6
«Интрудур», а также виновники трагедии: EA-6B «Праулер» и вертолет «Си
Кинг».
В 1988-м году в
Аравийском море на борту «Нимица» у штурмовика A-7E заклинило
электрический спуск шестиствольной пушки «Вулкан», которая делает 4000
выстрелов в минуту. «Взбунтовавшаяся» пушка изрешетила
самолет-заправщик KA-6D. Из его баков выплеснулся керосин, превратив
самолет в огненный факел.
Пылающий
самолет столкнули за борт, но перед этим он успел поджечь 5 самолетов
«Корсар», а также стоявшие рядом «Викинг» и «Интрудер».
В 1991-м году
на «Нимице» (CVN-68) при посадке разбился F/A-18C «Хорнет». Горящую
машину покинул экипаж, но её двигатели не отключились и работали в
форсажном режиме. Авианосец спас смелый механик, сумевший залезть в
кабину самолета и отключить двигатели.
Во время посадки
на движущийся авианосец «Авраам Линкольн» погибла Кара Халтгрин –
первая женщина-пилот палубной авиации. Её F-14 «Томкэт» упал в воду при
заходе на посадку в 1994-м году.
1998 год. Авария
на авианосце «Энтерпрайзе». Самолет EA-6B «Праулер» нарушил запрет
диспетчера и приземлился прямо на другой самолет – S-3 «Викинг».
Совсем недавняя
авария: в 2011-м году истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet
взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца
«Джон С. Стеннис». Сообщалось о 10 раненых.
Всего за послевоенную историю зарегистрировано более сотни крупных аварий на американских авианосцах.
В некоторых
случаях причиной аварий является непрофессионализм или нарушение
дисциплины. Но в основном это следствие того, что авианосцы – самые
сложные инженерные конструкции, созданные человеком. Как я уже писал в
одной из своих статей,
несчастья, преследующие авианосцы, вызваны избыточно
сложной конструкцией корабля и его гигантскими размерами. Это приводит к
системной потере надежности. Тысячи механизмов, миллионы деталей –
каждую секунду на корабле обязательно ломается один из элементов
конструкции. Периодически выходит из строя один из критически важных
объектов – и тогда начинается лавинообразное нарастание технических
проблем, приводящих к полной потере боеспособности корабля.
В отличие от
обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей, авианосцу приходится
работать с 20-тонными объектами (авиатехникой), которые постоянно
перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля,
периодически разгоняясь до 250 км/ч. Отсюда – 260 метровая палуба,
катапульты, аэрофинишеры, оптическая система посадки, могучие подъёмники
и силовое оборудование.
Самолеты служат
повышенным источником опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов
реактивных моторов приходится прокладывать десятки километров труб
системы охлаждения под полетной палубой – вкупе с мощными насосами.
Постоянная работа с пожароопасными и взрывчатыми веществами, которые, в
отличие от ракетного крейсера или подлодки, обычно рассредоточены
буквально на каждом шагу – все это откладывает свой отпечаток на
конструкцию авианосца (особые меры хранения топлива, противопожарная
безопасность, элеваторы боеприпасов). Отдельным пунктом стоит
энергетическая установка колоссальной мощности с системой отбора энергии
для питания катапульт.
Американские
авианосцы вовсе не чемпионы по аварийности. Пальму первенства тут прочно
удерживает французский «Шарль де Голль», корабль- катастрофа, который
практически не выходит из сухого дока.
Что касается
«визит-эффекта», то есть совпадения чрезвычайных происшествий с
появлением на борту судна знатных гостей, то на флоте это называют
«адмиральским эффектом». В физике он известен, как эффект Паули по имени
Вольфганга Паули, блестящего теоретика физики, лауреата Нобелевской
премии за 1945-й год. Он «прославился» своей удивительной особенностью:
как только он заходил в лабораторию, там всегда что-нибудь ломалось.
Лабораторное
оборудование ломалось даже тогда, когда Паули просто проезжал мимо.
Однажды высокоточные приборы в лаборатории Джеймса Франка в Гёттингене
внезапно без каких-либо причин перестали работать. Франк «хохмы ради»
написал письмо Паули в Цюрих, в котором описал произошедшее. Паули
ответил, что ездил к Нильсу Бору и во время лабораторного ЧП у Франка
как раз ехал на поезде, который сделал остановку в Гёттингене.
В этом ключе
стоило бы проверить, где находился господин Синдзо Абе во время
катастрофы на Фукусиме, и в случае «положительного результата» сделать
надлежащие выводы.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук Источник: argumentiru.com.
Рейтинг публикации:
|