Сегодня, когда внимание всего мира в достаточной степени приковано к Кубе в связи со смертью Фиделя Кастро, мы тоже решили внести свою лепту. Но речь пойдет не о боевом пути и политической карьере товарища Фиделя, а об одной операции, одним из действующих лиц которой был товарищ Дмитрий.
Точнее, Дмитрий Тимофеевич Язов, последний Маршал Советского Союза, а в описываемые времена – полковник.
Наш рассказ посвящен операции «Анадырь».
Как это ни странно, сведения об этой операции можно получить не только в архивах МО. Там, кстати, сложнее, поскольку гриф «Секретно» по многим аспектам еще не снят.
Есть в Омской области такая деревенька, Язово. И живут там в основном Язовы. В том числе не только однофамильцы, но и родственники Дмитрия Тимофеевича. И в избе, где родился будущий маршал, есть что-то вроде маленького музея.
Собственно, все началось с того, что один из авторов побывал в этом селе. И там ему подарили довольно редкое издание
И основываясь на материалах, почерпнутых из этой книги, мы и поведем свой рассказ.
В начале 1962 года подполковник Язов командовал полком. Обычным, хотя и отличным. Служба шла своим чередом ровно до того момента, когда в полк для проверки боевой готовности прибыл Главнокомандующий Сухопутными войсками Маршал Советского Союза В. И. Чуйков. Как и большинство Маршалов Победы, Чуйков отличался крутым нравом и жестким спросом за упущения по службе. И решения принимал быстро. Так что, для командира полка приезд такого военачальника был событием неординарным. И многообещающим.
После представления командира полка Чуйков отвел Язова в сторону от сопровождающих генералов и офицеров для разговора. Суть разговора известна со слов самого Маршала Язова.
Планируются большие учения, на которые планируется послать полк, но в несколько измененном составе. Возглавить этот полк предложено подполковнику Язову. Я приведу цитату из воспоминаний с точными словами Маршала Чуйкова.
"Не растеряетесь? Вам придется действовать самостоятельно, а возможно, и воевать. А на войне -как на войне. Сам принимаешь решение, сам организуешь его выполнение. Ну что, не напугал я вас?"
Итак, подполковнику Язову предстояло сформировать новый полк, по составу равный бригаде под условным номером 400. Думаю, читателям будет интересен состав полка:
-3 мотострелковых батальона на БТР
-танковый батальон
-артиллерийский дивизион
-батарея САУ-100
-2 зенитные батареи (одна - орудия С-60, вторая зенитно - пулеметная)
-батарея ПТУР
-инженерно-саперная рота
-рота связи
-автомобильная рота
-рота радиационной и химической разведки
-тыловые подразделения.
Штатная численность полка была порядка 2500 тысяч человек. Оснащен 100 автомобилями, способными поднять одновременно два БК и большую часть тылового обеспечения. Техника была исключительно новая. Это же касалось вооружения. Или с заводов, или с арсеналов.
Никто, включая командира полка, даже не представлял будущей задачи. Официальная версия формирования и интенсивной боевой подготовки была «участие в войсковых учениях где-то на севере с возможным применением ядерного или даже термоядерного оружия».
Сейчас необходимо на время уйти из полка тогда уже полковника Язова в большую политику.
Военная операция разрабатывалась штабом ВС СССР ещё до официальных переговоров с Фиделем Кастро. Дипломатические же шаги были поручены первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана Ш. Р. Рашидову и главнокомандующему Ракетными войсками стратегического назначения Маршалу Советского Союза С. С. Бирюкову. 30 мая Ф. Кастро согласился на предложение советского руководства о размещении ракет на Кубе.
О группировке следует сказать отдельно. Дело в том, что большинство читателей уверены, что США пошли на переговоры только благодаря баллистическим ракетам. А это далеко не так.
Планировалось перебросить на Кубу группировку советских войск общей численностью 51 000 человек. В её состав входили соединения и части РВСН, сухопутных войск, ВВС, ПВО, ВМФ.
В июне 1962 года командующим Группой советских войск на Кубе был назначен дважды Герой Советского Союза генерал армии И. А. Плиев, а заместителем - командующий Винницкой ракетной армией генерал-лейтенант П. Б. Данкевич.
РВСН: 51-я ракетная дивизия (командир генерал-майор Стаценко) в составе 3-х полков ракет средней дальности (до 2 000 км) Р-12 (24 пусковые установки) и 2-х полков (16 ПУ) ракет Р-14 (дальность до 4 500 км). Задача была поставлена нанести ответный удар в случае нападения американцев. Я вынужден это подчеркнуть. Просто потому, что сегодня есть множество противоположных версий, вроде того, что СССР сам планировал нанести удар.
Более того, приказ о нанесении удара ракетами не мог отдать даже Плиев. Только Москва. То есть, изначально ракеты на Кубе были определенным сдерживающим фактором для американцев. Решение о начале полномасштабной войны должны были принимать в Вашингтоне.
Прикрывать ракетные полки должны были 4 мотострелковых полка, одним из которых и был полк полковника Язова. Прикрытие с воздуха осуществляли две дивизии ПВО. Кроме ракет на Кубу направлялись 42 бомбардировщика Ил-28, 40 истребителей МиГ-21, 34 ракеты "Комета" береговой противокорабельной системы "Сопка", 80 фронтовых крылатых ракет, 6 пусковых установок тактических ракет "Луна", 144 зенитных ракеты С-75.
Чтобы оценить масштаб всей операции достаточно привести одну цифру. Для переброски грузов и личного состава к местам погрузки потребовалось порядка 21 000 железнодорожных вагонов и платформ.
Но вернемся в полк полковника Язова. Теперь он получил наименование 108 отдельного мотострелкового и 20 июня 1962 года начал выдвигаться с места формирования. Последний эшелон полка выбыл 18 августа. Пункт назначения - Кронштадт. Боевой задачи и конечного пункта назначения так никто и не знал.
В Кронштадте произошло вообще с точки зрения военного человека невообразимое. Боевую технику погрузили на гражданские суда, а личный состав переодели в гражданскую одежду и строго ограничили общение с внешним миром. Даже средств связи не было. Полное молчание и незаметность.
Язов был назначен начальником морского эшелона на теплоходе "Победа". А вообще, таких судов в операции было задействовано 85. И совершили они 180 рейсов!
Вооружение маскировалось под сельхозтехнику. Личный состав размещался в трюмах. Режим секретности был полный. Даже капитаны(!) кораблей не знали маршрута. Они получали карты всего мирового океана и секретный пакет, который необходимо было вскрыть через несколько дней плавания.
Дизель-электроход "Индигирка". Груз - ракеты.
Катера "Комар" на борту советского транспорта.
Итак, теплоход "Победа" выходит из порта. Куда выходит - никто не знает. Да и выход в принципе только один. В Северное море. Там-то и вскрывается первый пакет. Задача - Ла-Манш. После Ла-Манша вскрыт второй пакет. И только тут капитан и командир полка узнают конечный пункт назначения. Куба.
Сегодня часто задают вопрос о том, почему американцы допустили переброску такой массы личного состава (из запланированных 51 тысячи переброшено 43 тысячи человек). Неужели американская разведка не смогла отследить перемещение таких масс войск?
Видимо, американские разведчики полагали, что русским просто не под силу осуществить такую операцию.
Однако, практика показала, что десятки тысяч советских солдат и офицеров смогли. Теснота трюмов теплоходов, морская качка, высокая влажность и повышенная температура, отсутствие элементарных санитарно-бытовых условий. Прогулки по 20-25 человек в ночное время. Двухразовое питание в темное время суток. Очень ограниченный рацион продуктов. И это от 18 до 24 суток...
9 сентября 1962 года теплоход "Победа" прибыл на Кубу. Но в порту Никаро места для разгрузки не нашлось. Везде стояли советские суда. И "Победе" пришлось идти в порт Антилья. И уже там разгружаться. Одновременно с "Победой" на Кубу прибыл и теплоход "Омск" с первыми подразделениями дивизии Стаценко. Маршал Язов потом шутил, сибиряки напугали Америку.
Так закончился первый этап операции "Анадырь" Предстояло ещё выгрузить технику и вооружение, поставить технику на боевое дежурство, причем сделать это необходимо было скрытно. Предстояло выгрузить личный состав. И всё это на не оборудованных причалах, в полной темноте, в джунглях, в условиях тропического климата.
Жара, яркое солнце, ежедневный тропический ливень "по расписанию" в 16 часов, который не только не приносил облегчения от зноя, но и наоборот, делал условия невыносимыми. И палатки, которые к утру обрастали зеленым грибком.
Враждебной оказалась даже окружающая среда. Самое распространенное на Кубе дерево гуава. Попадании его сока на кожу вызывало долго не заживающие язвы. А русские парни по привычке использовали эти деревья для постройки помещений и сооружений. Через небольшое время, особенно после дождя, помещения становились ядовитыми. Начались массовые болезни. Именно потому, уже на месте, пришлось корректировать места дислокации частей. Войска переводились на высоты, где местность продувалась ветрами. Кстати, такое решение принято после консультации с кубинскими медиками, которых направил лично Кастро.
Итог. Коротко. Смогли.
Авиабаза 32 гвардейского истребительного авиационного полка ПВО в Сан-Антонио
14 октября американский самолет-разведчик У-2 предоставил своему командованию фотографии района Сан-Кристобаль, где оборудовались стартовые позиции для ракет Р-12. Кстати, к чести наших солдат и офицеров, стартовые позиции были обнаружены уже после того, как они были оборудованы и готовы к боевому применению. Фотографии были опубликованы в журнале "Таймс". А 17-18 октября сведения были подтверждены новой серией фотографий.
Шпионский снимок базы в Сан-Кристобале.
Об этом мало кто пишет, но в США тогда началась паника. Впервые за всю историю своего существования, США почувствовали приближение военной угрозы. Более того, американцы почувствовали дыхание ядерной войны. Тысячи людей ринулись на север, в Канаду.
Но тучи сгустились и над островом свободы. Над позиционным районом полков и дивизий летали американские реактивные самолеты, а по ночам рядом с частями слышалась стрельба и разрывы гранат. Это кубинские солдаты уничтожали многочисленные диверсионные группы «из бывших местных», которые прибывали с американского континента.
Разведчик U-2 в полете над Кубой
Армада американских кораблей стягивалась к кубинским берегам. Только боевых кораблей американцы задействовали 183! Блокада сделала своё дело. Советские транспорты, которые везли ракеты Р-14, вынуждены были повернуть назад. Однако, просто не могу об этом не написать, экипаж теплохода "Александровск" сумел прорваться сквозь плотную блокаду американского флота и доставил на Кубу ядерные боеприпасы.
Эсминец "Чарльз П. Сесил"
Патрульный самолет "Локхид Р2-V Нептун"сопровождает наше судно в Карибском море
Не меньший подвиг совершили советские подводники из бригады подводных лодок капитана 1 ранга В.Н. Агафонова. К берегам Кубы подошли четыре дизельные подводные лодки, вооруженные торпедами с ядерными зарядами. Почему я назвал это подвигом? А как можно назвать выполнение такой задачи в условиях, когда за вами охотятся 85% американских противолодочных сил? Три авианосные противолодочные ударные группы во главе с авианосцами "Уосп", "Рэндольф" и "Эскерс", вертолетоносец "Тетис Бей", свыше 180 судов всех классов, около 200 самолетов ПЛО.
Тактика поиска лодок была отработана. Но американцы и русские не имели приказа на уничтожение противника. Необходимо было заставить противника либо уйти, либо сдаться. Береговые гидроакустические станции наводили на шумы лодки авиацию. Самолеты с помощью гидроакустических буев "Джули" обнаруживали лодку и ставили маркеры. Дальше в район устремлялись эсминцы. Именно эсминцы с помощью учебных мин пытались заставить лодки всплыть.
Русские лодки отрывались от эсминцев и уходили от преследования, но при этом вынуждены были расходовать электроэнергию. Зарядку батарей же можно было произвести только в надводном положении.
Первой лодкой, которая вынуждена была всплыть 26 октября была Б-130. Командир лодки капитан второго ранга Н. А. Шумков принял такое решение после того, как из строя вышли все три дизеля. Заводской брак, как стало известно потом. Лодка была замечена патрульным "Орионом", но успела погрузиться и три дня мастерски уклонялась от американцев.
Самым драматичным было второе всплытие. Всплытие, о котором многие слышали, но слухи за многие годы обросли подробностями, которых не было на самом деле.
Вечером 27 октября, израсходовав весь запас электроэнергии, всплыла лодка Б-59. После всплытия лодка моментально была окружена 11 американскими кораблями. Однако, освещенная буями, прожекторами с кораблей, с наведенными на неё орудиями, лодка на сдавалась. Экипаж приступил к зарядке аккумуляторов.
Самолеты с "Рэндольфа" 12 раз облетали лодку, стреляя из пушек впереди по курсу. У командира лодки, капитана второго ранга В. Г. Савицкого, "не выдержали нервы". Наглецов надо было как-то остановить. Капитан приказал зарядить торпедные аппараты торпедами с ядерными боеголовками и приготовиться в атаке. Уверен, если бы не вмешательство начштаба 69 бригады капитана второго ранга В. А. Архипова, Савицкий применил бы торпеды после первого же попадания в лодку.
А дальше было то, что периодически бывает в службе подводников. Лодка подняла советский военно-морской флаг и потребовала прекратить провокации по семафору. Это разрядило обстановку. На мостике одного из американских эсминцев оркестр даже исполнил "Янки дудль" в честь наших моряков.
В ходе зарядки аккумуляторов из Москвы был получен приказ оторваться от американцев и уйти к Бермудским островам. Представьте ситуацию. Приказано практически невозможное. Но не для советских моряков. Вечером 29 октября Б-59 неожиданно нырнула. А на месте лодки плавал привальный брус с прибитыми к нему консервными банками. Более 6 минут американские акустики видели только этот брус. Этого времени оказалось достаточно для успешного выполнения задачи.
30 октября всплыла лодка Б-130. (номер 945). Дизеля лодки тоже были выведены из строя, но, фактически руками экипажа, собрав один из трех, лодка под американским эскортом была направлена к буксиру "Памир", который и сопроводил её на базу.
31 октября после 35-часового преследования "Чарльзом Сесилом" всплыла лодка Б-36 (номер 911). 2 ноября лодка, настроившись на частоту американца, "забила" его акустику и быстро нырнув на глубину в 200 метров ушла от "конвоира". В дальнейшем лодка сама "конвоировала" "Тэтис Бэй" в районе Бермуд.
Самолет ВМФ США "Мартин РSМ-2 Мерлин" над всплывшей ПЛ Б-36
Но был в советском подводном флоте капитан, который имел странное для подводника прозвище - Осторожный. Так называли командира лодки Б-4 капитана второго ранга Р. А. Кетова. Лодка Осторожного хоть и была несколько раз обнаружена, но не была ни разу "поймана". Специалисты-подводники связывают такое "везение" ещё и с тем, что на лодке впервые была применена новейшая шумопеленгаторная гидроакустическая станция МГ-10.
14 ноября лодки получили приказ вернуться на базу и в середине декабря вошли в Кольский залив, а затем заняли своё место в губе Сайда. А мы вернемся к нашим знакомым на остров.
После объявления морской блокады советские войска по приказу из Москвы были приведены в полную боевую готовность. Случилось это 22 октября в 22 часа 30 минут. А 23 октября прозвучало знаменитое заявление ТАСС: "Если агрессоры развяжут войну, то Советский Союз нанесет самый мощный ответный удар".
Советские ядерные ракеты приведены в наивысшую готовность и нацелены на США. Ракеты покрывали территорию по линии Филадельфия - Сент-Луис – Даллас - Эль-Пасо. Полк полковника Язова занимал позиции в районе города Ольгин. Солдаты и офицеры были уверены, что война начнется в ночь с 26 на 27 октября или утром 27 октября.
Фидель Кастро дал команду сбивать американские самолеты. Такую же команду дал генерал Плиев. На счету кубинских ПВО в этот день появился американский истребитель F-104. Наши же "довольствовались" сбитым с высоты в 21 километр американским самолетом-разведчиком "Локхид U-2". Снять его смог ЗРК "Десна" ракетой С-75.
Позиция ПВО рядом с отелем "Ривьера", Гавана
Фидель Кастро на позициях артиллерии ПВО
Обломки сбитого советской ракетой "Локхид U-2" 27 октября 1962 года
Сведения о сроках и других конкретных деталях операции, которые появились "из ниоткуда" были точными. Американцы планировали высадку 5 000 десантников на побережье Кубы. Для этого было задействовано более 70 различных судов. Официальное "прикрытие" операции заключалось в том, что к американцам должно было обратиться новое "законное правительство" Кубы. Представителями нового "правительства" должны были бы стать представители организации "Альфа-66", которые уже находились на острове.
Непосредственно перед операцией, когда корабли десанта уже вышли в море, представителями советской армии и РВС Кубы была проведена молниеносная операция по нейтрализации "Альфы-66". Было захвачено 440 контрреволюционеров. Но главное, американцам пришлось прекратить операцию. Войны удалось избежать.
В дело вступили дипломаты. Договоренности были достигнуты. 28 октября 1962 года Плиев получил директиву Генштаба, согласно которой позиции 51-й ракетной дивизии должны быть демонтированы, а сами установки и ракеты вывезены в Союз. В период с 1 по 9 ноября на 12 советских судов, которые находились в то время на Кубе были погружены 42 ракеты. Операция "Анадырь" была завершена!
С военной точки зрения операция была проведена блестяще.
Первое. В кратчайшие сроки была переброшена серьезная группировка войск на расстояние в 10-11 тысяч километров.
Второе: Войскам удалось обеспечить такой уровень секретности, при котором некоторые данные американцы не знают даже сейчас. Например, количество советских военнослужащих американцы оценивали, как 4-4,5 тысячи человек. После уточнения данных - 12-16 тысяч человек.
Наличие ядерных боеголовок мы подтвердили только в 1992 году. Американцы были уверены, что отогнали от Кубы транспорт с этими головками во время блокады. "Подставлен" нами был теплоход "Полтава".
Третье. Советской дипломатии удалось добиться гарантий ядерной безопасности от США. Четвертое. Наши военные доказали не только "универсальность" нашей техники, её способность работать в любых условиях (вспомните сбитый разведчик американцев), но и способность советского солдата быстро адаптироваться в любых климатических условиях.
Более того, в карибском кризисе именно советские воины впервые в истории стали миротворцами. Именно они сдержали американскую агрессию против Кубы.
Дмитрий Язов и Рауль Кастро.
Фидель Кастро выступает перед теми, кого он называл "Братья по оружию".
А наш главный герой, как и его полк, остался на Кубе. Нужно было передать технику и вооружение. Обучить кубинцев работать на этой технике. Именно там, на Кубе, полковник Язов встретил многих советских руководителей и военачальников. Это и Председатель Совета Министров СССР Анастас Микоян, Юрий Власов, Фидель и Рауль Кастро, Че Гевара, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза М. В. Захаров и другие.
А на кителе полковника Язова появился орден Красного Знамени. Но до маршальских погон было ещё очень далеко...