«За империю всех империй,
За карту, что вширь растет».
(Редьярд Киплинг «По праву рождения»)
За карту, что вширь растет».
(Редьярд Киплинг «По праву рождения»)
В прошлый раз иллюстрациями из журнала «Нива» за 1899 - 1900 гг. история англо-трансваальской войны отнюдь не закончилась, ведь она продолжалась и в 1901-ом, и в 1902 гг. Однако количество фотографий в журнале за 1901 года значительно уменьшилось. Впрочем, и сама война приняла другой характер. После сдачи армии Кронье буры были деморализованы. Их коммандо просто разошлись по домам. А пока они там проходили курс реабилитации, англичане успели оккупировать большую часть их страны, и им пришлось перейти к партизанской тактике.
Конная атака буров. Рис. из журнала «Нива». Еще один любимый рисунок из моего детства, перерисованный много раз в зависимости от необходимости. Луи Буссенар, описывавший первую атаку Молокососов, не погрешил против истины: буры и иностранцы-волонтеры, как правило, не имели ни пик, ни сабель и поэтому атаковали англичан, паля по ним из винтовок на скаку.
Все «прогрессивное человечество», говоря современным языком, осуждало англичан, но толку от этого осуждения было немного. «Угольные станции» по всему свету, неприступная крепость Гибралтар, Суэцкий канал, контролируемый именно англичанами, армада броненосцев – все это делало Англию неуязвимой для критики, как слон не замечает дробинки.
Война с бурами привела к использованию многих видов нового для того времени оружия и, в частности, не только пулеметов «максим», но и 37-мм автоматических пушек конструкции все того же Хайрема Максима. Впрочем, не только война. Из журнала «Нива» я в свое время узнал о том, что электрический чайник, например, поступил в продажу еще в 1901 году, а бытовой пылесос… в 1908 году, причем не где-то там в Англии, а именно у нас в России.
А вот это пушка Максима с пробитым кожухом охлаждения. Такие повреждения для этой системы были фатальны. Вода вытекала, ствол перегревался, и стрельба становилась невозможной.
В то же время поручик Едрихин, который находился в Южной Африке в качестве корреспондента газеты «Новое Время» (и, по-видимому, являвшийся также агентом российской военной разведки) и писавший в газеты под псевдонимом Вандам, уже тогда предостерегал россиян: «Плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом... Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ». Но обратите внимание, о чем он писал – о «мировом господстве», то есть считал, что Россия его вполне была достойна!
А вот артиллерия крупных калибров в этой войне применялась старая, образца 1877 года. Пушки не имели противооткатных приспособлений и позади них ставились металлические «горки», являвшиеся тормозами отката. Естественно, что высокую скорострельность такие орудия развивать не могли. Впрочем, и Луи Буссенар об этом также написал, разрушительная мощь таких орудий была огромна, так как их снаряды начинялись пикриновой кислотой. У французов взрывчатка на ее основе называлась мелинитом, у англичан лиддитом. Поскольку это был еще и хороший краситель (!), дым при их разрыве был зеленого цвета!
Тем не менее мощная информационная поддержка буров в газетах всего света вызвала массовые симпатии к бурам и в их армию хлынул поток волонтеров-добровольцев буквально отовсюду. Понятно, что большая часть добровольцев состояла из голландцев (около 650 человек), французы, традиционно не любившие англичан (400), немцы, не любившие их едва ли не больше (550), американцы (300), итальянцы (200), «горячие шведские парни» (150), ирландцы, которые Англию вообще ненавидели (200), и русские, в сердца которых стучался «пепел сожженной справедливости» (около 225).
Голландский отряд добровольцев под командованием полковника Максимова 1 октября 1900 года, ставшего впоследствии первым и последним «русским бурским генералом». Так что добровольчество это традиция давняя.
Понятно, что в целом это было немного, но среди волонтеров было много талантливых офицеров, специалистов-артиллеристов, врачей, то есть эта международная поддержка для буров была весьма ценной. Другое дело, что, как справедливо написал Луи Буссенар в своем романе «Капитан Сорви-голова», отношение к ним со стороны буров было просто отвратительным. Конечно, даже будь оно другим, буры все равно бы проиграли, так как с Англией тягаться им было не под силу. Но цена победы для англичан была бы намного выше!
В 1900 году англичане начали впервые в истории войн применять бронированные паровые транспортеры для перевозки войск в глубину страны. 5-мм сталеникелевая броня защищала их от тупоконечных маузеровских пуль на всех дистанциях огня. Наличие пушки, буксируемой сзади, позволяло отбить атаку крупных конных отрядов, так что потери англичан в ходе передвижений по стране резко снизились.
Паровые тракторы таких транспортеров имели большие задние колеса с развитыми грунтозацепами, поэтому проходимость их была весьма велика.
Надо отметить, что именно на полях Трансвааля прошли свое тестирование многие виды современного вооружения – лидиттовые снаряды и пулеметы «максим», новая униформа цвета хаки, и массово использованные бронепоезда, концентрационные лагеря для мирного населения и многое другое, что впоследствии самым активным образом использовалось в годы Первой мировой войны.
Интересно, что в Южной Африке англичане применяли не только свои «максимы», но и опробовали американские пулеметы Браунинга, прозванные «картофелекопалкой». Англичанам они не понравились, но сами американцы приняли их на вооружение и поставляли в Россию в 1914 – 1917 гг. В годы гражданской войны в России этот пулемет был вторым по массовости.
Сами буры после нанесенного им поражения сопротивлялись еще год. Но англичане перешли к новой тактике. Вся страна была поделена на квадраты, разделенные колючей проволокой, проходы между заграждениями которой контролировали бронепоезда и система пакгаузов с мощными прожекторами и телеграфной связью.
«Буры пытаются пересечь линию проволочных заграждений у пакгауза». Рис. из журнала «Нива».
Удивительно, но судя по этому тексту, прожектор в то время назывался… «иллюминатором»!
На проволоку вешали банки из-под джема, патрули ходили с собаками, так что прорваться через них было трудно. Достаточно было атаковать один пакгауз, как ему на помощь тут же отправлялся бронепоезд, подавлявший буров огнем. Конечно, оставалась еще пустыня, где не было проволоки и пакгаузов, однако и жить там было невозможно, так как не было ни воды, ни еды. Население, согнанное в лагеря, тоже ничем не могло помощь бурам-партизанам.
Опять-таки буры пускались на самые разные хитрости, чтобы прорвать проволочные заграждения англичан, для чего насылали на них стада взбесившихся буйволов. Кстати, эта фраза встречается в журнале «Нива» и… затем дословно перекочевала в роман А. Толстого «Аэлита», где аналогичным образом с азиатами воюют атланты. Но… ни в романе, ни в реальной жизни бедные буйволы победить противника так и не помогли!
Победа буров у Твифонтена. Да, буры побеждали англичан и дальше. Но на каждую победу у них в итоге приходилось два поражения.
Наконец, 31 мая 1902 года буры, чрезвычайно и не без оснований опасавшиеся за жизни своих жен и детей, вынуждены были пойти на капитуляцию. В результате республика Трансвааль и Оранжевая республика Британией были аннексированы.
Вот так, канатами, англичанам приходилось нередко «блиндировать» свои паровозы. «Бронепаровоз» под названием «Лохматая Мэри», 1902 г.
Но надо отметить также, что своим мужеством и упорным сопротивлением, а также в определенной степени и благодаря симпатиям всей мировой общественности буры довольно «легко отделались». Они сумели выторговать всем участникам войны амнистию, добились права на самоуправление. Голландский язык был разрешен к использованию в государственных учреждениях и в суде, его также разрешили изучать в школах. Более того англичане даже выплатили бурам компенсации за их разрушенные фермы и дома, так что кто-то из них на этом даже обогатился, поскольку проверить, что там у кого сгорело и какова была общая площадь уничтоженных построек, удавалось далеко не всегда. Но самое главное, что англичане – ярые противники рабства, позволили бурам и впредь эксплуатировать, а также и уничтожать чернокожее население Африки, что легло в основу будущей политики апартеида.
А вот, что писал журнал «Нива» относительно начала переговоров буров с англичанами. Специальные уполномоченные разъехались тогда по бурским коммандо обсуждать вопрос о мире, и Китченер обещал в этом бурам не препятствовать.
Буры обсуждают вопрос о мире. Рис. из журнала «Нива».
Следует отметить, что англичане в ходе этой войны запятнали себя множеством совершенно откровенных преступлений, которые тем более бросались в глаза современникам, что до того, ничего подобного во время войн не происходило. Особенно возмутительным показался расстрел бурского генерала Шееперса, который был захвачен на ферме больным. Над ним был устроен суд, который обвинил его в убийстве мирных жителей посредством крушения поезда и жестоком обращении с пленными англичанами. Естественно, что он был признан виновным и расстрелян. Известие об этом возмутило весь мир и дело дошло до того, что один из американских конгрессменов предложил, чтобы государственный секретарь САСШ заявил протест британскому правительству в связи с казнью бурского офицера. Протест был заявлен, однако, ничего, естественно, это не изменило. Но понятно, что недоверие и недоброжелательство россиян по отношению к англичанам имеют очень давние корни.
Генерал Шееперс. Рис. из журнала «Нива».