1956 год в цвете: каким был мир 60 лет назад
1956 год в цвете: каким был мир 60 лет назад
Очередная серия нашего проекта 20 век в цвете посвящена
1956 году за пределами СССР (о нём будет следующая часть). Самой
большой проблемой при подготовке поста было выбрать несколько десятков
снимков из нескольких сотен имеющихся. Давно заметил этот парадокс: по
1950-м годам ярких исторических фотографий на порядок больше, чем по
1990-м, например, и в разы больше, чем по 1980-м.
Начнём, как обычно, с политических событий, которых в 56-м было предостаточно.
В октябре началось венгерское восстание — одно из самых причудливых
событий в истории 20 века. Предатели-коммунисты пытались возглавить
фашистский мятеж! Достаточно сказать, что главой "революционного
правительства" был старый большевик Имре Надь, член ВКП(б) с 1918 года, сексот НКВД с 1933 г., гражданин
СССР (!), занимавшийся при Сталине "советизацией" Венгрии, в т.ч. в
качестве главы карательных органов в 1945-46 гг. Разумеется, мятежники
не признавали "революционное правительство" и собирались повесить
"главного революционера" как только до него доберутся.
Главным виновником венгерской трагедии был Н. Хрущев, который своими
маниакальными попытками "десталинизировать" венгерское руководство
полностью дезорганизовал правительство одной из самых стабильных
просоветских стран. При этом Венгрия 1956 года предсталяла собой по сути
"затаившееся" реакционно-консервативное общество времён диктатора
Хорти, где избежавший "чисток" кадровый состав армии и полиции состоял
преимущественно из хортистcких офицеров. Страна управлялась крошечной
когортой из нескольких сотен идейных коммунистов коминтерновcкой
закваски с опорой на небольшой штат МГБ и гарантии советской армии.
Когда Хрущёв своими руками вывел эту систему из равновесия, всё полетело
в тартарары.
23 октября 1956 года "митинги студентов за демократический социализм" вдруг переросли в хорошо организованное восстание.
Для современной Венгрии символом тех событий стали "сапоги Сталина" — остатки снесённого толпой памятника советскому вождю:
История венгерского мятежа — это история глупости и предательства.
Первые вооруженные нападения можно было ликвидировать сразу силами МГБ,
но предатели-коммунисты приказали бойцам госбезопасности не оказывать
сопротивления "народу" и сложить оружие, после чего мятежники стали
убивать несчастных самыми изуверскими способами.
На втором этапе, когда начался массовый захват складов оружия, мятеж
можно было быстро раздавить силами советских воинских частей, но Хрущев
по просьбе коммунистов-предателей приказал срочно вывести наш контингент
из Венгрии, что окончательно свалило страну в кровавый хаос фашистского
террора.
За считанные дни на месте народной Венгрии образовалось враждебное СССР
государство с многотысячной группировкой вооруженных до зубов
"повстанцев" и примкнувших к ним частей регулярной венгерской армии.
Когда 4 ноября советские танки вновь вошли в Будапешт, им уже пришлось
вести полноценный войсковой штурм города. О накале сражений на улицах
венгерской столицы говорит следующий снимок:
Напоминаю, что для просмотра картинки в большем разрешении надо открыть изображение.
Другие цветные снимки венгерского мятежа можно посмотреть здесь.
Вопреки расхожему мнению, СССР разгромил именно вооруженный мятеж, но не
саму "венгерскую революцию", которая, скорее, победила. Хрущёв передал
власть одному из членов "революционного правительства", Яношу Кадару
(тому самому, который громогласно обещал "лечь под первый советский
танк"), в самый последний момент успевшему переметнутся на сторону
неизбежного победителя. В обмен на сохранение военно-политической
лояльности Москва предоставила венграм почти полную свободу в плане
социально-экономического устройства. Поэтому в 1989 году в стране не
случилось уже никакой "бархатной революции", просто отбросили ненужные
более декорации.
Кого заинтересовала тема, рекомендую почитать Мифы о венгерском восстании.
Из стран социалистического лагеря волнения в 1956-м затронули также
Польшу, и опять-таки по причине хрущёвских игрищ в "десталинизацию". Как
и Венгрия, Польша была лишь поверхностно "советизированной" страной, за
фасадом ПНР оставалась всё та же старая Речь Посполита — ревностно
католическая крестьянская страна с сильным националистическим духом.
Поляки прежде всего — "добрые католики", фотограф Erich Lessing, 1956 г.:
В Чехословакии было спокойно, Прага отмечает Первомай 56-го с портретами коммунистических лидеров разных времён и народов:
29 октября 1956 года внезапной атакой израильской армии на египетские
войска и высадкой воздушного десанта у них в тылу началась вторая
арабо-израильская война, которая в израильской историографии носит
название "Операция "Кадеш". В результате этой войны израильтяне всего за
несколько дней нанесли сокрушительное поражение египетской армии и
захватили Синайский полуостров, то есть, взяли под контроль территорию, в
несколько раз превышающую площадь самого Израиля.
Ключевую роль в планировании операции «Кадеш» сыграл начальник Генштаба
Армии обороны Израиля Моше Даян. Вот он на снимке 1956 года:
Успеху израильского наступления сопутствовало то, что через день после
его начала в войну на стороне Израиля вступили Англия и Франция, сперва
уничтожившие на аэродромах египетские ВВС, а затем высадившие десант в
зоне Суэцкого канала и захватившие город Порт-Саид. Однако военная
победа вскоре обернулась для Израиля, Англии и Франции дипломатическим
фиаско. Под давлением международного сообщества (интересно, что при этом
США и СССР выступили единым фронтом) они уже через несколько месяцев
были вынуждены вывести войска с территории Египта (Подробнее о той войне со снимками военной техники).
26 июля 1956 года Насер объявилсяет о национализации Суэцкого канала.
Суэцкий канал в 56-м на снимке Rene Burri, Magnum Photos:
Президента Египта Насер на снимке Говарда Сохурека, 1956 год:
Наконец-то ушедший на покой Уинстон Черчилль 11 января 1956 года
награжден медалью Бенджамина Франклина. Портрет политика в 1956-м:
Английская королева Елизавета II совершает визит в Нигерию, тогда ещё британскую колонию, 1956:
Красный Китай в 1956 году переживает небывалый подъём: советские
специалисты на голом месте создают там целые отрасли индустрии:
автомобилестроение, авиастроение, танкостроение, тяжелую металлургию.
Тем временем место Пекина в Совете Безопасности ООН занимает Тайбэй.
Американцы прикрыли Тайвань своим флотом и превратили остров в свой
"непотопляемый авианосец".
Военный парад в Тайбее в 1956 году:
"Холодная война" идёт на убыль, но её отзвуки сотрясают мир.
20/21 мая 1956 года провели первый воздушный взрыв водородной бомбы на атолле Бикини в Тихом океане:
Давайте попробуем теперь окунуться в культурную жизнь 56-го.
21 февраля 1956 года Элвис Пресли дебютировал на американских радиочартах с песней "Heartbreak Hotel":
Элвис не только поёт, но и танцует рок-н-рол:
Восходящая звезда встречает неоднозначную реакцию со стороны
американского общества. Консервативная пресса называет его "заразой,
насланной коммунистами, чтобы развратить американскую молодёж". В южных
штатах мракобесы давят пластинки Элвиса тракторами.
Образцовая американская семья середины 1950-х не слушает рок-н-рол, а ходит в церковь.
Сторонник расовой сегрегации табачный плантатор Маршалл Джойнер и его
семья склонили головы в молитве перед обедом, г. Гринвилл, штат Северная
Каролина, июль 1956 года:
Фильмография 1956 года.
"Автобусная остановка" с Мэрилин Монро:
Джина Лоллобриджида в фильме "Собор Парижской Богоматери" 1956 года:
ТУТ ОНА ЕЩЁ ЛУЧШЕ!
Итальянка Софи Лорен посещает Канский фестиваль в 1956 году:
Марлен Дитрих в Монте-Карло на снимке Willy Rizzo/Paris Match, 1956:
Немного о моде.
Деловые костюмы американок в Сан-Франциско (B. Anthony Stewart/National Geographic, 1956):
Лыжная мода 1956 года:
Окинем беглым взгядом жизнь городов 1956 году.
Спустя 11 лет после войны Берлин ещё лежит в руинах:
Автомобильный трафик в восточном секторе Берлина не особенно напряженный, 1956:
В Хельсинки 56-го весьма популярны советские "Победы":
Атмосфернейший парижский трафик 1956 года — открытая площадка автобуса,
мотороллер, фермерский "каблучок" на базе 2CV, очаровательный "свинячий нос" Citroen HY:
По Барселоне 56-го ездили такие вот двухэтажные троллейбусы:
В Глазго ещё ходят двухэтажные трамваи:
Старый стамбульский трамвайчик доживает последние годы, чтобы потом
возродиться в 1990 г. уже как heritage tram (снимок 1956-го):
В Стамбуле 1956 года до начала эры мостов и туннелей лодочники были одной из главных городских примет:
Совсем другая стать - авенида Хуареса в Мехико, почти Бродвей, 1956:
На юге США ещё царила расовая сегрегация.
Отдельный вход для "цветных" в универмаг города Мобил, штат Алабама, 1956-й:
В Сайгоне 1956-го первая в мире выделанная велополоса?
Бангкок уже вступил в эру процветания, но до хайвеев и небоскрёбов в
1956-м было ещё как до Луны, а машины (тогда сплошь импортные) делили
узкие улицы с велорикшами:
А вот Тайбэй в 1956-м был ещё совсем архаичным:
В Шанхае 1956 года почти исчезли легковые автомобили, зато по-прежнему много лодок (фото М. Савина):
На современных кадрах в том же ракурсе уже нет лодок, зато всё застроено высотками от горизонта до горизонта.
60 лет назад в Греции можно было снимать 19 век без декораций. Работа в поле, фотографы Franc и Jean Shore, 1956 год:
Автомобильная история 1956 года, как обычно, делилась на американскую и всего остального мира.
В США достигла кульминации эпоха "автомобильного барокко", машины были
не просто большими, а роскошными, блиставшие обилием хромированных
деталей и причудливыми изгибами линий. При этом модельный ряд казался
просто бесконечным: 40 автомобильных брендов выставляли ежегодно по
несколько новых моделей.
Обязательными атрибутами автомоды были панорамные стёкла и "плавники" на задних крыльях.
Cadillac Series 62 Coupe de Ville, 1956:
Dodge Custom Royal Lancer D-500, 1956:
"Плавники" на задних крылья подражали ракетным крылья-стабилизаторам, у некоторых компания ракетная мода заходила ещё дальше.
Oldsmobile Golden Rocket концепт, 1956:
А по другую сторону океана производители соревновались, кто сделает автомобиль более компактным.
FIAT Multipla Taxi, 1956:
Дизайн у европейских машинок был отнюдь не ракетный, а просто
округло-пузатенький. И на конвейере они стояли не год-два, как в Штатах,
а в разы дольше.
Renault Dauphine выпускался с 1956 по 1968 год (фото 1956 года):
Fiat-1900 1956-го:
Wartburg — марка восточногерманских легковых автомобилей, выпускавшихся с
1956 по 1991 год на народном предприятии Automobilwerk Eisenach в
городе Айзенах.
С 1956 по 1965 год выпускалась модель Wartburg 311 (фото 1956 года):
Суперстильный дизайн 1956 года — IBM Manufacturing and Administrative Center, город Рочестер, штат Миннесота:
Вычурность американских автомобилей контрастировала с лаконичностью нового архитектурного дизайна.
Sunrise Shopping Center во Флориде, 1956:
Торговый центр в г. Эдине, штат Миннесота, 1956:
К середине 50-х относится американский эксперимент с аналогом наших "хрущоб".
Социальный микрорайон «Пруитт-Айгоу», Сент-Луис, Миссури, США. Официально открыт в 1956 году:
Американский эксперимент с "социальными микрорайонами", как известно, полностью провалился. Они быстро превращались в гетто.
В мире бурно развивается гражданская авиация. Уже появились первые
модели реактивных лайнеров, но в небе пока господствую винтовые машины
вроде знаменитого Constellation (1956 г.):
Стюардесса на борту самолёта компании BOAC, Britannia, 1956:
В австралийском Мельбурне с 22 ноября по 8 декабря 1956 года прошли XVI летние Олимпийские игры:
Во время соревнований по спортивной гимнастике за один час 11 раз
поднимался советский флаг и звучал советский гимн. Спортсмены СССР
увезли 11 золотых, 6 серебряных и 5 бронзовых медалей, став абсолютными
чемпионами мира.
Соревнования по конному спорту пришлось проводить в Стокгольме, а не в
Мельбурне из-за действовавшего в Австралии жесткого карантина на ввоз
животных.
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|