Символ Меровингов золотые пчелы.
При земляных работах по строительству приюта вблизи
церкви Сен-Брис 27 мая 1653 года было найдено захоронение, которое тут
же стало самой обсуждаемой новостью во всех монархических семьях Европы и
в Ватикане.
В гробнице сохранились боевой топор, два
меча (короткий — скрамасакс и длинный — спата), копьё, щит, а также
ценные ювелирные изделия — золотая брошь-застёжка плаща, золотой
браслет, порядка 300 маленьких золотых кулонов в виде пчёл, служащих
украшением парчового плаща, и кошель с 90 золотыми солидами чеканки
времени императоров Восточной Римской империи. Золотые ручки мечей и
маленькие пчёлы были инкрустированы гранатом. Найден был также скелет
мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной
печатью, где значилось Childerici Regis («Король Хильдерик»). Ни у кого
не возникло сомнений, что была найдена гробница Хильдерика, короля
сикамбров из династии Меровингов. Хильдерика I, сына Меровея, отца
Хлодвига (Хильд-Рик — на старофранкском «мощный воитель»). Но в этом
захоронении имелись также предметы, относящиеся больше к области магии и
колдовства, чем к королевской власти: отрезанная лошадиная голова,
голова быка, сделанная из золота, и хрустальный шар.
Это было первое физическое подтверждение существования легендарных «длинноволосых королей» Франции.
Леопольд-Вильгельм
Габсбургский, которому первому сообщили о находке, поручил своему врачу
Жан-Жаку Шифле, увлекающемуся археологией, описать захоронение и
зарисовать находки. В 1655 году Шифле опубликовал книгу на латыни
«Anastasis Childerici I. Francorum regis».
Начиная с 1983 года
систематизированные раскопки вблизи церкви Сен-Брис заставили
пересмотреть все, что было ранее известно и о месте захоронения короля, и
о похоронном ритуале той эпохи. Было обнаружено кладбище, самые древние
захоронения которого относятся к периоду 450-525 годов. В двадцати
метрах от того места, где были найдены останки короля, удалось
обнаружить три отдельных захоронения в скальном грунте, в которых
находились скелеты дюжины коней — скелеты целые, не расчлененные, что
свидетельствует о жертвоприношении. В могильники врезаны захоронения
воинов VI века. Масштаб турнейского жертвоприношения подтверждает вывод о
наличии королевского могильника.
Король на печати носит длинные
волосы, ниспадающие косичками на плечи, что роднит его с "волосатыми
королями” древних франков, на груди и плечах у него — панцирь и
палудаментум — одеяние римских военачальников. В могильном кладе короля
вместе с оружием и драгоценностями, исполненными по канонам
перегородчатой эмали, находилась золотая крестообразная фибула
(застежка). Процедура похорон Хильдерика была варварской, языческой
(независимо от того, включала она или нет ритуал жертвоприношения),
погребение совершалось по римскому образцу: рядом с дорогой и за
городской чертой. Через многие годы рядом с погребением была построена
церковь, названная в честь святого Брикция, одного из святых заступников
меровингской династии, принявшей христианство.
Но христианство
Меровингов было странным, примером чему может служить некрополь в Лавуа
(Мез), где располагалась могила вождя, воплощенная в строении или холме,
притягивавшая к себе прежде всего захоронения родственников, а затем и
членов его военной свиты и ближайших помощников. В Мезьере и Ордене
могилы вождей наслаивались, по мере того, как они сменяли друг друга во
главе общины. Рядом располагались могилы воинов — в смерти франкское
общество объединялось мощной групповой солидарностью. В сельской
местности до VIII века они оставались верными обычаям публичных
погребений-кладбищ с рядами могил, достигавшими порой сотен метров.
В
начале V века нашествие гуннов на Европу повлекло за собой широко
развернувшуюся миграцию. Именно в эту эпоху сикамбры перешли Рейн, вошли
в Галлию и обосновались на территории современной Бельгии и на севере
Франции в районе Арденн. Сто лет спустя там было образовано королевство,
в центре которого находилась современная Лотарингия. Не стоит думать,
что сикамбры вошли в Галлию подобно орде варваров. Их появление не было
отмечено никакой суматохой, никакими жестокостями, как это часто бывало.
Напротив, они наилучшим образом слились с местным населением. В течение
веков язычники сикамбры поддерживали с римлянами прекрасные отношения,
применяя у себя их нравы, обычаи и принципы управления, становились
офицерами императорской армии, римскими консулами. И когда в конце V
века рухнула империя, управление Галлией просто перешло в другие руки.
Сын первого Меровея, носивший то же имя, был провозглашен в Турнэ
королем франков. При его наследниках франкское королевство продолжает
процветать, это была цивилизация, сравнимая в некоторых аспектах с
Византией. Главной деятельностью франков были сельское хозяйство и
торговля в Средиземноморье, но высоким уровнем отличались и их ремесла,
как свидетельствуют различные и многочисленные экспонаты, выставленные в
европейских музеях.
Короли Меровингов обладали сказочными для тех
мест богатством — золотые монеты печатались в больших количествах на
королевских фабриках, одна из которых была расположена на месте
современного города Сьон в Швейцарии. Многочисленные образцы этих монет
существуют и в наши дни: на них вычеканен равноконечный крест, тот
самый, который возьмет себе во время крестовых походов франкское
королевство в Иерусалиме.
Династия Меровингов окружена тайной и
легендами. Мужчины меровингского рода не были «священными» королями, но
начинали считаться таковыми с двенадцатилетнего возраста; этот день
рождения не был отмечен никакой публичной церемонией, ни коронацией, ни
помазанием на царство — просто начиная с этого дня они, как будто
подчиняясь некоему священному праву, брали на себя бремя власти. Роль
короля больше состояла прежде всего в том, чтобы «быть», чем «делать»,
царствовать не управляя, воплощать в себе символ, быть ритуальной
фигурой и королем-священником одновременно. Подобно Патриархам из
Ветхого Завета, даже после того, как они обратились в христианство,
Меровинги содержали гаремы. Церковь, что любопытно, не протестовала.
В
середине первого века католической Церкви угрожала серьезная опасность.
Римский епископ провозгласил себя папой между 384 и 399 годами, но его
статус совершенно не походил на нынешнее папство. Римская Церковь
обладала едва ли большей властью, чем Церковь кельтская, с которой
пребывала в постоянном разногласии. Римская Церковь хотела выжить, она
нуждалась в могущественной поддержке. И она ее нашла. Все подробности
были описаны в знаменитом «Житии святого Ремигия».
В 496 году
между Хлодвигом и представителем Ватикана Ремигием был оформлен договор,
позже известный как пакт Хлодвига. Для Рима это была беспрецедентная
политическая победа, обеспечившая выживание Церкви и устанавливавшая ее
высшую духовную власть над всей Западной Европой. Наконец-то она стала
равной Константинополю — блестящей и далекой родине греческого
православия. Хлодвиг получал титул Novus Konstantinus. Теперь между
духовной властью и светским государством существовала нерасторжимая
связь, ибо одно приносило клятву верности другому, и оба были связаны
друг с другом навсегда. Церковь связывала себя с династией. Договор
можно было изменить, но его нельзя было ни отменить, ни порвать, ни
предать.
Но Ватикан предал Меровингов.
Интересный факт: Наполеон, став императором, заменил в гербе и мантии лилии Валуа на пчелы Меровингов.
Источник
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|