В своём стремлении сохранить мировое устройство на уровне 90-х годов прошлого века и начала 2000-х, то есть, свои возможности применять силу, где захочется, США используют самые грязные методы воздействия на те страны, которые не желают подчиняться диктату Белого дома.
Пытаясь отвлечь внимание от собственных многочисленных преступлений в отношении человечности, Вашингтон традиционно разжигает по всему миру очаги нестабильности, повсеместно провоцируя межнациональные и межэтнические конфликты.
В этом смысле Кавказ в буквальном смысле является для Белого дома весьма «лакомым куском», и США не жалеют сил и средств на достижение своих целей в этом регионе.
Одним из наиболее перспективных, с точки зрения американских «ястребов», направлений по разжиганию кровавых распрей в этом регионе является так называемый «черкесский вопрос».
Территория любого государства складывалась в результате войн. Итогом боевых столкновений становилось формирование границы — как некой условной компромиссной черты, разделяющей сферы интересов этих государств.
Соответственно, эта граница проводилась с преобладающим учётом интересов страны, армия и военный потенциал которой на данный момент оказывались сильнее. Едва эти силовые составляющие могущества державы-победительницы ослабевали, другая сторона начинала искать пути к пересмотру некогда сложившегося статус-кво в свою пользу. Так было, так есть, и, к сожалению, вероятно, так будет ещё очень долго.
Итак, что такое «черкесский вопрос»? Его адепты, чьим ярким представителем является махинатор и просто нечестный человек по имени Мераб Чухуа, возглавляющий расположенный в Тбилиси некий «Черкесский культурный центр», утверждают, что в середине XIX века черкесский этнос, бывший союзником имама Шамиля в борьбе с Россией, оказался почти под корень уничтожен «имперскими российскими» властями.
Муссируется утверждение, что численность черкесов в результате политики на уничтожение этого народа сократилась на 96 процентов.
Выглядит это по меньшей мере несерьёзно. А вот приходится таки оправдываться, доказывать, что в данном утверждении немалая доля лукавства. Общеизвестно, что в результате имперской политики Москвы на всех необъятных просторах России не был уничтожен ни один народ. Никогда, при самых кровавых наших правителях, поголовной резни по этническому признаку не проводилось. Нет, наши предки не были милыми добрячками, они умели воевать, однако с наступлением мира предпочитали с покорёнными народами мирно сосуществовать. Даже трагические переселения народов — они являлись именно переселениями, но никак не уничтожением. Это — факт, с которым можно при желании спорить, но опровергнуть который невозможно.
В то же время «добренькие и цивилизованные» американцы уничтожили полностью несколько сотен индейских племён. По самым минимальным оценкам, США и Великобритания самым прямым образом причастны к физическому истреблению десятков миллионов людей, начиная с несчастных аборигенов острова Тасмания неподалёку от Австралии, и заканчивая сотнями тысяч несчастных индейцев или африканских рабов…
Более того, свои зверские ковбойские привычки Вашингтон без стеснения на протяжении свой истории демонстрирует в сфере международных отношений: чего стоит варварская бомбардировка Дрездена, применения ядерного оружия против Японии или более свежие примеры Ирака, Ливии или Югославии?
И кто после это поверит вашингтонским «волкам в овечьих шкурах»? Только тот, кто желает своему народу кровавых потрясений и бесчисленных жертв…
Итак, как на самом деле развивались события на Кавказе в середине XIX столетия? И в какой степени соответствует действительности поднимаемый «черкесский вопрос»?
Борьба с Шамилем и Имаматом на протяжении долгого времени являлась основным фактором, определявшим ситуацию в регионе. Война, которая в России называлась Крымской, а в Европе — Восточной, не могла не отразиться и на Кавказе. Англия и Турция активно подстрекали местные народы к борьбе против России. Вполне понятно, что в первую очередь их влияние оказывалось на население западной части Северного Кавказа, где как раз и проживали черкесы.
Черке́сы (самоназвание: адыгэ) — одна из народностей адыгов, живущая
в Карачаево-Черкесии (Россия). Численность 60,8 тыс. человек, в том
числе в Карачаево-Черкесии — 50,2 тыс. человек. С древнейших времен
черкесы называют себя «адыгэ», так же как и кабардинцы, адыгейцы.
Проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесской республики. Живут также
в странах Ближнего Востока, куда были выселены во второй половине XIX
века. Здесь под названием «черкесы» объединяются все адыги, абхазы,
а иногда и другие народы Северного Кавказа, переселившиеся сюда после
присоединения Северного Кавказа к России. (Википедия)
С середины июля 1856 года английские военные корабли начали доставлять
сюда специально подготовленные за границей отряды горцев, наёмников,
оружие и боеприпасы для разжигания борьбы против России. Они же
доставляли сюда воззвания сначала с призывом горцам принять подданство
Англии или Франции, а впоследствии призывали к переселению на территорию
Турции. В частности, в феврале 1857 года в районе Туапсе два британских
корабля высадили около 200 бойцов т. н. «польско-английского легиона»
во главе с полковником Теофилом Лапинским (иначе Теффик-бей). Помимо
собственного вооружения, легионеры привезли несколько пушек, 40 ящиков
винтовок, а также огромное количество зарядов к ним.
Не стоит забывать, что на протяжении всего XIX века отношения между двумя империями — Российской и Османской — оставались весьма напряжёнными и время от времени разражались войнами. В этих условиях Турция была кровно заинтересована в нагнетании напряжённости в тылу российских войск. В то время как царское правительство столь же было заинтересовано в замирённом тыле.
Так что сепаратизм кавказских народов издавна подогревался из-за моря.
Российские власти стремились замирить край, а не залить его кровью.
С этой целью был разработан план, предусматривавший постепенное
продвижение со стороны Чёрного моря и со стороны реки Лабы параллельно
Кавказскому хребту. По мере продвижения закладывались крупные опорные
пункты. В частности, в мае 1857 года было основано Майкопское
укрепление — ныне столица Адыгеи город Майкоп.
Автором плана являлся генерал Викентий Козловский, он же и заложил крепость.
По мере того, как власть Москвы в регионе укреплялась, всё больше
местных народов изъявляли покорность и принимали российское подданство.
Особенно на этом поприще преуспел генерал Григорий Филипсон, которому
удалось привести к присяге более 60 тысяч человек. В числе признавших
власть Москвы оказался и сподвижник Шамиля Мухаммед Эмин.
В августе 1860 года кавказский наместник генерал от инфантерии Александр Барятинский провёл во Владикавказе совещание высшего руководства Кавказской армии, на котором Григорий Филипсон предложил план усмирения Северо-Западного Кавказа. Этот до мозга костей военный человек выступал за исключительно мирный путь решения проблемы. Он подчёркивал, что процесс реализации его плана может растянуться не на одно десятилетие, зато в результате на эти земли придёт мир.
Однако существовала и иная точка зрения. Её придерживался командующий всеми войсками Правого крыла Кавказской армии генерал-лейтенант Николай Евдокимов. Николай Иванович являлся сторонником силового пути решения проблемы. Он выступал за подавление вооружённого сопротивления горцев и за приведение к покорности территории путём устройства казачьих поселений.
Князь Барятинский и за ним царь Александр Николаевич признали план Евдокимова более действенным и поручили ему же его реализовать. В результате осуществлённых зимой и весной того же года административно-территориальных преобразований теперь Николай Иванович именовался начальником Кубанской области.
Кампания началась летом 1860 года. Дело происходило следующим образом. От рек Лаба, Белая, Уруп в сторону Кавказского хребта сквозь леса прорубались просеки, прокладывались дороги, основывались поселения. Сопротивление подавлялось. Впрочем, особо сильного сопротивления этому планомерному и последовательному продвижению не было. Русские власти определяли места, на которых предлагалось селиться горцам. Кто не желал покоряться, тому предоставлялось право отселяться в Турцию.
Сама по себе экспансия одного народа на исторические земли другого — явление, которое вряд ли можно признать вполне справедливым. Однако выше мы уже говорили, что именно в результате такого проникновения одних народов в ареал обитания других и формировалась территория всех государств. Среди черкесских и других обитавших на склонах хребта племён имелось три варианта действий. Принять российское подданство — в этом случае к ним никаких репрессивных мер не применяли, они оставались жить на родных землях, хотя у них по соседству появлялись теперь казачьи поселения. Брать в руки оружие и драться с пришельцами — тем самым они обрекали себя на гибель, потому что русская армия была несопоставимо сильнее. Эмигрировать в Турцию — Россия их к этому не принуждала, а только не препятствовала, в то время как за море их манили турецкие и английские эмиссары.
Согласимся, что данную политику геноцидом никак не назовёшь.
Вернее, назвать, конечно, можно что угодно и как угодно, но только
неправдой это будет.
В результате реализации плана Евдокимова к 1865 году в западной части северных отрогов Кавказа образовалось около 90 станиц и посёлков, в которых обосновалось около 16 тысяч русских и казачьих семейств.
Особого разговора заслуживают черкесы и представители других народностей, которые предпочли эмигрировать в Турцию. Дело в том, что Османская империя была заинтересована в этих переселенцах. Константинопольское правительство планировало использовать этих тюрок-мусульман для расселения в местностях с преобладающим христианским населением — на Балканах и на территории Армении.
Соответственно, в земли, на которые надвигались русские войска и казачьи поселения, направилось великое множество турецких агитаторов, которые сулили переселенцам немалые льготы, типа освобождения от налогов и от военной службы. В результате за море отправилось примерно полмиллиона черкесов. Ну, право: на геноцид совсем не похоже!
Более того: российские власти, заинтересованные в том, чтобы наиболее ортодоксально настроенные враги поскорее покинули земли империи, предложили своё содействие в переселении, зафрахтовав для этой цели пароходы. Однако эмигрировавшие горцы не могли поверить в такое благородство со стороны своих идейных противников и отказывались от такой помощи. С другой стороны, и турецкие власти оказались неготовыми к такому наплыву желавших переехать, и не обеспечили их достаточным количеством пароходов…
В общем, получилось так. Русскими кораблями горцы воспользоваться не пожелали. Турецкие с таким людским потоком не справлялись. Тут же нашлось множество «частных» перевозчиков, которые за плату брались перевезти людей через Чёрное море. Перегруженные утлые судёнышки далеко не всегда достигали вожделенного османского берега — сколько переселенцев нашли упокоение на дне Понта Эквсинского, неведомо. Оставшиеся пережидать лютую зиму 1862−1863 годов во временных лагерях на российском побережье, умирали массами. Успевших перебраться в Турцию размещали в специально оборудованных для них лагерях, которые также оказались неспособными принять и обогреть всех желавших, и в которых смертность также носила массовый характер. Так что смертность для черкесов-эмигрантов на этом тернистом пути в благословенную Османию оказалась непомерно высока.
И вот спустя 150 лет «благородный» Вашингтон решил позаботиться о черкесах: в марте и октябре 2010 года под эгидой американского «Джеймстаунского фонда» и Тбилисского университета Илии в столице Грузии прошли две конференции по черкесской и северокавказской тематике. Именно для этого на деньги «Джеймстаунского фонда», в руководящий совет которого входят такие «искренние» друзья народов Кавказа как политолог Збигнев Бжезинский и бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, в Тбилиси был создан так называемый «Черкесский культурный центр», который возглавил некий Мераб Чухуа.
За американские деньги вокруг этой личности сразу же начали действовать представители различных правозащитных организаций из… Швеции, Германии, Швейцарии и прочих стран, которые находятся совсем рядом с Кавказом…
Однако в реальности громкие и помпезные мероприятия и заявления вокруг «черкесского вопроса» оказались просто пшиком.
Мамука Арешидзе, директор Центра стратегических исследований Кавказа из Тбилиси отмечает:
-- Во времена Саакашвили черкесский вопрос был камнем преткновения
между Россией и Грузией. Сейчас такого заострения по этой теме нет,
но актуальность взаимоотношений с народами Северного Кавказа по-прежнему
остается.
Сейчас эта организация («Черкесский культурный центр» -- от Ред.)
действует значительно менее активно, чем в то время. Некоторые встречи
и мероприятия по этому направлению проводятся, но не так активно, как
это было при Саакашвили. И это не удивительно, поскольку тогда внимание
к этому вопросу создавалось во многом искусственно, власти прилагали
к этому специальные усилия. Сейчас, без этой поддержки Грузия
естественным образом выстраивает отношения со всеми народами Северного
Кавказа в целом, без акцентов на связях с представителями только одной
из многочисленных наций, населяющих этот регион.
Мераб Чухуа особой активности в своей работе не проявляет — по крайней
мере, в СМИ о нем сообщения практически не появляются. И это опять же
следствие отсутствия специальной поддержки со стороны государства — без
этого его деятельность не вызывает особого интереса.
Известный грузинский политолог Иосиф Цискаришвили говорит, что «грузино-черкесские добрососедские отношения имеют свое
начало еще до того, как население этого региона узнало о существовании
американского материка. Поэтому любые потуги иностранных государств
в данном вопросе должны учитывать не только географические,
но и этнические, и культурологические особенности черкесского народа
и его давних связей с народом Грузии. Любые геополитические усилия без
учета местной специфики обречены на неудачу. Вопросы о большей автономии
черкесского народа, действительно, периодически поднимаются. И очень
сомнительно, чтобы кто-нибудь в нынешней России мечтал о превращении
территорий, где проживают черкесы, в независимое государство…»
Гулбаат Рцхиладзе, руководитель Института Евразии (Тбилиси), кандидат политических наук считает:
-- Хотя это особо не афишируется, но сюда продолжают приглашать, например, по линии Центра культурных отношений «Кавказский дом», различных представителей мировой черкесской диаспоры. С их участием проводятся некие совещания и собрания, но их содержание остается практически неизвестным — в медийном пространстве эти мероприятия практически не освещаются. Возглавляет этот Центр некий «кавказовед» Мераб Чухуа, который периодически выступает с провокационными заявлениями и публикациями на черкесскую тематику, в частности, о том, что «геноцид стал частью черкесской идентичности». Да и очень часто сотрудничество с зарубежными фондами используется в личных целях и бывает связано с финансовой нечистоплотностью…
После всего сказанного становится совершенно очевидным, что усердно муссируемый Белым домом так называемый «черкесский вопрос» на деле является всего лишь одним из способов разжигания межнациональных конфликтов на Кавказе.
Но, к счастью, там живут мудрые люди, по сравнению с которыми американские «специалисты по геополитике» просто невежественны…