Календарь майя похож на древнекитайский — ранние контакты?
Древний китайский календарь и календарь майя имеют так
много общего, что вряд ли они были созданы независимо друг от друга,
считает Дэвид Х. Келли. Статья Дэвида на эту тему опубликована в журнале
Pre-Columbiana.
Келли, археолог и эпиграфист, работал в
Университете Калгари в Канаде. Он получил известность в 1960-е годы за
большой вклад в расшифровку письмен майя. Его статья «Азиатские
компоненты в изобретении календаря майя» была написана 30 лет назад, но
только недавно её впервые опубликовали в журнале Pre-Columbiana.
Гипотезу,
которую выдвинул Келли, многие считают спорной. Он утверждал, что
календари указывают на контакты между Евразией и Мезоамерикой более 1
000 лет назад, что противоречит устоявшейся теории о том, что такой
контакт произошёл лишь несколько сотен лет назад.
Келли поддержал
спорную теорию о ранних заокеанских контактах, эта теория имеет много
сторонников. Сходство календарей является лишь частью доказательств
ранних контактов индейцев майя и китайцев.
Другой исследователь,
который по совпадению имеет почти такое же имя, Дэвид Б. Келли, лингвист
из Университета Showa в Токио, использовал компьютерную программу для
анализа сходства между этими двумя календарными системами. Его доклад,
озаглавленный «Сравнение дат китайского и мезоамериканского календарей»,
опубликован в последнем выпуске Pre-Columbiana.
Сходство
В
обеих календарных системах дни связаны с различными элементами (вода,
огонь, земля и так далее) и животными. Возможно, одна и та же
календарная система была переделана каждой культурой по-своему.
Мы рассмотрим лишь несколько сходств, приведённых учёными в качестве примеров.
Китайский Зодиак. Фото: zh-tw.kankan.today
Календарь майя. Фото: ca.ntdtv.com
Животные
Одни
и те же дни в обоих календарях связаны с оленем, собакой и обезьяной.
Животные других дней также похожи. Например, один день в календаре майя
связан с ягуаром, а этот же в китайском календаре — с тигром. Другой
день связан с крокодилом в календаре майя, а в китайском — с драконом.
Ассоциации, по существу, схожие, хотя конкретные проявления отличаются в
зависимости от местной фауны или знаний людей. Домашние животные, такие
как лошади, овцы, коровы и свиньи, отсутствуют в календаре майя.
Другой пример сходства между календарями — комбинированная символика кролика и луны.
«В
день восьмой у атцеков, день Кролика, правила Майауель, богиня луны и
пьянящего напитка пульке, — пишет Келли. Изображения кролика на луне
появились в Мезоамерике в VI веке. — Изображения кролика на луне,
приготавливающего эликсир бессмертия, впервые появились в Китае в период
династии Хань, в I веке до н.э. или чуть раньше».
Китайская
система также соответствует евразийской. В Старом Свете календарные
системы были перемешаны. Келли привёл греческую, индийскую и другие
системы в качестве примеров того, что календари в разных культурах имеют
схожие корни, хотя разнятся по форме.
Он пришёл к выводу, что
китайский и майя календари имеют один и тот же источник и не развивались
независимо друг от друга. Он также показал, что даже если некоторые
элементы календаря майя не соответствуют китайскому календарю, они
согласуются с другими евразийскими системами, что подтверждает теорию
раннего контакта.
Элементы
Дэвид Б. Келли использовал
компьютерную программу INTERCAL, разработанную астрономом Денисом
Елиоттом, чтобы найти схожие элементы между календарными днями майя и
китайскими пятью стихиями (огонь, вода, земля, металл и дерево).
Нужно
отметить, что дата начала календаря майя является предметом дискуссий.
Никто не знает наверняка, когда начался отсчёт, принято считать, что 11
августа 3114 г. до н.э.
Дэвид Б. Келли начал с этой даты и
обнаружил девять сходств между двумя системами в любой из периодов в 60
дней, все они связаны с именами дней и животных.
После этого он
сместил дату начала на четыре дня, до 7 августа 3114 года, и обнаружил
30 сходных черт в любой из 60-дневных периодов, включая сходство
элементов.
Эллиотт предупредил, что его программа будет становиться менее точной со смещением даты начала назад во времени.
Тем
не менее, Дэвид Б. Келли пишет: «Несмотря на отсутствие полного
сходства, возможность систематической связи между определёнными
месоамериканскими названиями дней недели и китайскими Небесными Стеблями
(элементы) и Земными Ветвями (животные) является дразнящей, мягко
говоря».
Символизм
Перед Келли стояла сложная задача
распутывания узлов изменения ассоциаций с течением времени. Он привёл
несколько примеров того, как ассоциации, которые, на первый взгляд, не
соответствуют друг другу, могут иметь какую-то связь.
Например,
список майя Pipil из Гватемалы имеет Черепаху в 19-м положении; в
малайском списке также Черепаха в 19-м положении; другие списки майя и
ацтеков имеют грозу в 19-м положении; а индийские — собаку в 19-й
позиции.
«Соотношение грозы, собаки и черепахи, как правило,
считается противоречивым, — пишет Келли. — Тем не менее, богиней 19-го
ацтекского дня была Чантико, богиня огня, которую другие боги превратили
в собаку. Концепция собаки-молнии распространена во всех районах Азии, а
также в Мексике, это буддийское влияние. Иллюстрация в тибетской
рукописи показывает, как собака-молния сидит на черепахе, что прекрасно
сочетает понятия, связанные с 19-й позицией в списке животных. Майянский
Мадридский Кодекс также изображает собаку, сидящую на черепахе, —
биологическая странность».
Оба учёных отметили лингвистическое сходство между именами календарных дней.
Дэвид
Б. Келли писал: «Сходство проявляется и в лингвистике. Слова,
обозначающие двадцатеричный порядок в некоторых диалектах майя, и слова,
отражающие десятичный порядок в некоторых китайских диалектах, почти
взаимозаменяемы. На мой взгляд, соответствия, которые я описал,
убедительно свидетельствуют о культурных контактах между людьми Евразии и
людьми древней Гватемалы или Мексики».
Он предположил, что такой контакт мог произойти примерно в конце первого или начале второго века нашей эры.
Источник: http://www.epochtimes.ru/kalen... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|