Россия –
континентальное государство, но длина её границ, проходящих по водной
глади, составляет 2/3 от общей их протяженности. С древности русские
умели ходить по морям и умели воевать на море, но настоящие флотские
традиции нашей страны насчитывают около 300 лет. ( Продолжение поста посвященного ПЕТРУ I )
Хотя до сих пор спорят о конкретном
событии или дате, откуда берет начало история российского флота, но одно
всем понятно - это случилось в эпоху Петра Великого.
Использовать
водные пути для перемещения вооруженных сил в стране, где реки были
главными путями коммуникации, русские стали очень давно. Упоминания
легендарного пути «из варяг в греки» уходят в глубь веков. О походе
«лодьев» князя Олега к Царьграду слагали былины.
Войны
Александра Невского со шведами и немецкими крестоносцами имели одной из
главных целей обустройство русских поселений вблизи устья Невы, чтобы
иметь возможность свободного судоходства по Балтийскому морю. На юге
борьбу за выход в Черное море с татарами и турками вели запорожские и
донские казаки. Их легендарные «чайки» в 1350 году успешно атаковали и
захватили Очаков.
Первый русский военный
корабль «Орел» был построен в 1668 году на реке Оке, в селе Дединове по
указу государя Алексея Михайловича. Но своим настоящим рождением
российский военный флот обязан мечте и воле его сына – Петра Первого.
В 1720 году был издан «Морской указ Петра I». На
долгие века этот документ стал моральным и даже уголовным кодексом
русских моряков.
Балтийский флот зародился во время Великой
Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галер было начато по
приказу императора Петра Алексеевича в 1702 году на верфях, находящихся
на реках Сясь, Луга и Олонка. Для того, чтобы шведы не разгромили верфи,
первое время территорию охраняли корабли, купленные Российской Империей
за границей. Война со шведами была в разгаре, русские были вынуждены
атаковали крупные корабли неприятеля на утлых лодочках. Регулярные
столкновения происходили под Архангельском, на Ладожском и Чудском
озерах. Многие суда были отбиты у шведов, что называется, с помощью
«весел и смекалки».
В срочном порядке на реке Сясь началась
постройка шести фрегатов. Петр I прекрасно понимал, что без сильного
флота овладеть берегами Невы и ее устьями невозможно. Первый
Санкт-Петербургский генерал-губернатор Александр Меншиков отправился в
разведку и нашел очень удобное место для новых верфей - на реке Свирь в
Лодейном поле. «Леса зело изрядные», - писал князь императору. Петр
лично поехал в это глухое место и шесть недель трудился без устали,
своими руками заложив и начав постройку 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13
полугалер, 1 галиота и 13 бригантин. Кроме Лодейного поля, суда
строились на реке Луге, в Селицком рядке.
Тогда же царь
распорядился на реках Волхове и Луге «сделать 600 стругов для свейской
службы» («свейской» означает шведской). На выполнение этих грандиозных
планов были брошены огромные силы, мастера съезжались в этот
заболоченный край со всей России. Струги – это небольшие плоскодонные
парусно-гребные суда, которые предназначались для передвижения по рекам.
На Луге дело пошло быстро, уже через несколько месяцев было готово 170
стругов, а вот на Волхове работы застопорились, пришлось на место
выезжать графу Шереметьеву и лично руководить работами.
Русские суда петровского флота строились по лучшим
английским и голландским чертежам. Но вот качество первых из них было не
на высоте. Дело в том, что материал подвозили не самый подходящий для
кораблестроения, рабочие не отличались опытностью. Но главное - Петр так
сильно торопил мастеров, что те вынуждены были поступиться качеством
ради скорости.
Первые фрегаты типа «Штандарт» имели длину 27
метров, ширину 7 метров, были вооружены 28-30 пушками. На этом
легендарном паруснике был поднят штандарт Петра I с двуглавым орлом, в
лапах и на крыльях которого были изображены карты четырех морей:
Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского, выход к которым был
осуществлен в петровские времена.
Отдаленность верфей на
Свири, Сяси, Волхове очень беспокоила царя, поэтому он начал укреплять
устье Невы. На Заячьем острове заложил Петропавловскую крепость, на
острове Котлин – укрепления. Главная база нового Балтийского флота была
названа Кроншлот.
За каких-нибудь 10-15 лет в условиях
непрекращающейся войны со шведами, в безлюдном и болотистом краю вырос
Санкт-Петербург. Из Тамбовской, Воронежской, Казанской и Нижегородской
губерний непрерывным потоком шли люди, сплавлялся лес. В окрестностях
Петербурга были посажены дубовые леса, которые под страхом смерти было
запрещено вырубать. А чтобы некоторые не ослушались, по берегу Невы
установили виселицы для лесорубов-нарушителей. Надо сказать, что народ с
неохотой отправлялся в Петербург: платили тут с задержками, условия
жизни в болотах оставляли желать лучшего. Постоянно вспыхивали различные
эпидемии, рабочие гибли тысячами в этой тяжелой среде.
В 1707 году принята новая судостроительная программа
по Балтийскому флоту: 27 линейных кораблей, от 50 до 80 орудий на
каждом, шесть 32-пушечных фрегата и шесть 18-пушечных шняв. Первым
русским линейным кораблем стала «Полтава», которая была заложена в конце
1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и спущена на
воду летом 1712 года. Строительством корабля руководил сам Петр I.
Первыми
матросами русского флота стали выходцы из «потешных войск». Эти молодые
люди выросли рядом с будущим императором, учились вместе с ним военным и
гражданским наукам и участвовали с Петром в первых учениях. 30 лучших
путешествовали вместе с царем по Голландии и Англии. Сотни матросов и
офицеров были наняты в Голландии.
Император не жалел средств на создание и содержание
флота. В 1712 году на эти нужды было отпущено 400 тысяч рублей; в 1715 –
уже 700 тысяч, в 1721 – более миллиона рублей, с 1722 по 1725 годы –
свыше полутора миллионов ежегодно.
Проживая в Петербурге, Петр
ежедневно заглядывал в адмиралтейство, прикидывал чертежи, давал
строителям практические указания, спорил о той или иной детали
строящегося для флота корабля.
Морские операции Балтийского флота в то время были регулярными, император не позволял застаиваться кораблям на пристанях.
Историки
особо выделяют действия российских кораблей под Выборгом в 1710 году,
Гангутский бой в 1714 году, крейсерство капитана Бредаля в Балтийском
море в 1715 году и набег Апраксина на берега Швеции в 1719 году.
Петр I обожал море. По злой иронии
оно стало одной из причин смерти императора. В ноябре 1724 года недалеко
от Лахты сел на мель бот с солдатами и матросами. Петр как раз проезжал
неподалеку, направляясь на оружейный завод в Сестрорецке. Судно
захлестывали высокие волны, оно было на грани гибели. Несмотря серьезную
хворь, император бросился в ледяную кашу. Находясь по пояс в воде, он
руководил спасением людей. Все были спасены, но Петр сильно простудился и
спустя два месяца скончался в возрасте 52 лет.
За последующие 300 лет российскому
флоту довелось одерживать героические победы времен Ушакова и Нахимова и
терпеть жестокие поражения у Севастополя и Цусимы, чествовать Великую
Победу и познать горечь раздела Флота в девяностые. После наиболее
тяжелых разгромов Россия лишалась статуса морской державы. Периоды
возрождения после полного упадка знает история российского флота и
прошлых веков, и новейшего времени.
Сегодня флот набирает мощь после
очередного разрушительного безвременья, и важно помнить, что началось
все энергией и волей Петра I, верившего в морское величие своей страны.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+