До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам
показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо
менее... хм... благоуханна. Причем это относится не только к мрачному
Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса
принципиально ничего не изменилось.
К мытью тела тогдашний
люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться
можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого,
основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало,
иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже -
колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец
XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при
рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от
вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII
мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк
отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось
гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется
мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те
ходили в баню раз в месяц - безобразно часто. Если в ХV - ХVI веках
богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они
вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею
пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно
готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV
мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело
монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные
процедуры.
В те смутные времена уход за телом считался
грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и
никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь
духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было
смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге
люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались
особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным
христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с
отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком
святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились
тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев,
когда им приходилось переходить вброд реки.
Люди настолько
отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном
учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ
мыться. "Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются
купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в
воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге "Новое природное
лечение", - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...". Доктору мало кто верил...
Духи
- важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция
на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской
парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела
резкими и стойкими духами.
Король-Солнце, проснувшись
однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по
утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов),
повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в
котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких
духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.
Первоначально
эти "пахучие смеси" были вполне естественными. Дамы европейского
средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела,
смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее,
чтобы привлечь внимание желанного объекта.
С приходом
христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на
полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой
канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи
помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь
нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка.
Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок
из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки
стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX
(ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено
удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув:
"Берегись!" Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были
придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего
лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа
дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни
одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При
"нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у
открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых
затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале,
например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен
благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского
дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в
капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли
малую (и не очень) нужду.
Король-Солнце, как и все
остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов
любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались
тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли
было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк?
Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции
стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох
кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой
пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех
лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек
в несколько слоев. Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно,
вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой
целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать
Прекрасных Дам от блох. Естественно, набожные люди предпочитали
испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в
"Комедии книги" приводит виды молитв из молитвенника под названием:
"Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый
день и по разным случаям", в число которых входит "Молитва при отправлении естественных потребностей".
Не
имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную
стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль "канализации" и
выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за
городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось
надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько,
что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось -
вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче
экскрементов. Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу
не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно
дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули,
"весенняя обувь" горожанина, без которых передвигаться по улицам было
просто невозможно.
Вот как, по данным европейских археологов,
выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост
этого средневекового "сердцееда" редко превышал один метр шестьдесят (с
небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).
Небритое и немытое лицо этого "красавца" было обезображено оспой (ею
тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в
свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во
множестве копошились вши и блохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что
для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с
ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели
средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и
закусывая чесноком - для дезинфекции. Кроме того, во время очередного
похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем
желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и
снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.
Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял... прямо в латы.
Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так
легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по
запаху.
Если в начале средневековья в Европе одним из
основных продуктов питания были желуди, которые ели не только
простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не
было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи
использовались не только для демонстрации богатства, они также
перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами. В Испании в
средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы
чесноком. Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме
работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской
красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.
Сифилис
ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за
сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот
кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не
страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это
по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при
достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро
вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины
мудрецов перестали быть в почете до наших дней. Благодаря уничтожению
христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную
блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь
необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над
крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и
инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами,
способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и
чумы.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как
например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во
время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж
для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить
"зоопарк", носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не
уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку
блохи и вши действительно не прилипают. Влюбленные трубадуры собирали с
себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Кровати,
представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой
и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение.
Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели
- чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается,
что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней
не было видно клопов. Кормить собой вшей, как и клопов, считалось
"христианским подвигом". Последователи святого Фомы, даже наименее
посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил
на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны - этологические
корни налицо) - значило высказывать свое расположение.
Средневековые
вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция)
обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра
города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с
окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в
мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем
специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь.
Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
Пренебрежение
гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы ("черной
смерти") Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до
половины.
Медицинские методы оказания помощи в то время
были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того,
чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего средства"
использовался тяжелый деревянный молоток, "киянка", удар которого по
голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми
последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым
кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В
средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит -
получи огненный штырь в задницу - и свободен. Здоров.
Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным поледствиям привести не могло.
Кроме
клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех
подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и
подлежали изгнанию - "зло должно выйти наружу". У истоков кровавого
поверья стояли монахи - "отворители крови". Кровь пускали всем - для
лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода -
по календарю. "Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и
с полным правом давали рекомендации". Основная проблема была в самой
порочной логике такого лечения - если улучшение у больного не наступало,
то вывод делался только один - крови выпустили слишком мало. И
выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал.
Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло,
вероятно, жизней не менее, чем чума.
Была в средневековой
европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро - а к этому
они и стремились, памятуя Гиппократа: "Причиняющее боль должно быть в
них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется
скоро" - то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника
хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки
обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в
Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с
использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII
веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в
христианской Европе обо всем этом позабыли. Широко распространяются в
средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит
также рецепт "божественной воды", названной так за свои чудесные
свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым
здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и
внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью
перегонки превращается в жидкость. Нарочитое пренебрежение к смерти и
презрение к земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на
человеческие черепа. Историк Рат-Вег поражался такому обычаю, широко
распространенном в Европе еще в 18-ом веке:
"Трудно
представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды.
Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы
устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными
лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в
благоговейное созерцание". Но удивляться тут особенно нечему - у
такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане
тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые
христиане жили в катакомбах в окружении трупов.
Для языческой культуры это было неприемлемым
явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами
языческого храма Сераписа: "они привели в это священное место так
называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но ....
собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по
приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними".
Этим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, Церковь добилась
того, что народ в Европе еще в 17-ом веке свято верил, что истертые в
порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из
обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников
приготовляли возбуждающий любовный напиток.
Выражение "переплет из человеческой кожи" скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде "абажуров из кожи в Бухенвальде" и "мыла из евреев".
Но если на пресловутые абажуры посмотреть нигде не получится ввиду их
отсутствия, то прототипы этого "навета" вполне реальны. Книг,
переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно. Книги или
пергамент, обернутые в человеческую кожу, появились в средневековье,
когда стало широко практиковаться дубление человеческой кожи (и
сохранение других частей тела). Эти книги до нас не дошли, хотя есть
некоторые исторические сообщения касательно Библии XIII-ого века и
текста Decretals (Католическое церковное право), написанных на
человеческой коже.
Среди других переплетенных в
человеческую кожу документов - копия Прав Человека и нескольких копий
французской Конституции 1793 г. Великий инквизитор Испании Томас де
Торквемада (1420-1498), широко прославившийся своей священной борьбой с
еретиками, стал своеобразным "лицом Инквизиции", наряду с Крамером и
Шпренгером. Торквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на
кострах 10 220 человек. Гораздо меньше известно другое - сколько
человеческого материала "врагов народа" было использовано более
рационально. Сжигание заживо эмоционально заслоняет от нас куда большее
количество "общественно полезных" приговоров образовавшейся в Испании
"экономической инквизиции". Например, тем же Торквемадой к ссылке на
галеры было приговорено 97 371 человек. Именно на галерах должны были
эти еретики искупать свою вину перед Господом. Томас Торквемада был
духовником инфанты Изабеллы Кастильской (той самой, которая гордилась
тем, что мылась два раза в жизни).
В отношении "истинных"
врагов Церкви (то есть, например, тех кто отказывался признать свою вину
или посмел не "заложить" свою семью, родственников и друзей) Инквизиция
была непримирима - только костер. У остальных еретиков всегда был
выбор: быстрая смерть в огне (тогда еще быстрая - сожжение на сырых
дровах христиане придумают позже) или галеры. Ссылка на галеры
фактически являлась той же смертной казнью, только отложенной -
большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до
окончания второго года заключения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: sasha1959 (10 марта 2016 09:28) Статус: |
Что мы знаем о осаде в 1612 году Кремля казаками и русским ополчением? Не многое. Пришло время открыть одну из самых чёрных страниц нашей истории и рассказать о том, о чём ранее не было принято говорить боясь "обидеть" поляков, считающих и считавших себя ранее авангардом Европы, а Россию и русских быдлом, которых нужно цивилизовывать. Итак, начнём.
Плотно обложив Китай город и Кремль, осаждавшие Москву казаки и земцы, устанавливали всё новые и новые пушки и начали непрерывный их обстрел калёными ядрами и гранатами, усугубляя действие голода, ознаменовавшегося среди поляков случаями людоедства. Заносчивая польская шляхта, озверев от голода, отправили к гетману Ходкевичу двух шляхтичей с отчаянным призывом о помощи, и занялась людоедством. Для поляков и русских бояр, запертых в Кремле и Китай-городе, наступили судные дни. Они еще бодрились и на предложение сдаться отвечали бранью и насмешками: видано ли дело, чтобы благородные шляхтичи сдавались скопищу голытьбы и мужиков! Называя русский народ наиподлейшим в свете, их благородия между тем выкапывали из земли полусгнившие трупы и пожирали их. Обезумевшие от голода, они в горячечном бреду бросались друг на друга с саблями, видя в товарищах лишь плоть, годную для употребления в пищу. Никогда – ни до, ни после – древняя русская твердыня, да и вся европейская история не видала более диких и ужасных сцен, чем те, которые демонстрировали польские шляхтичи и жолнеры. «Я многих видел таких, - рассказывает участник осады пан Будило, - которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли». А между тем, поляки ассоциировали себя как авангард цивилизованной Европы. Вот как писал о планах Речи Посполитой видный польский дипломат, свидетель и участник событий 1612 года Станислав Немоевский в 1607 году в своих «Записках»: «После победы, при великой славе и работе рабов - мощное государство и расширение границ; мы не только в Европе стали бы могущественнее других народов, но наше имя сделалось бы грозным для Азии... А выше всего - расширение и соединение католической церкви, и приобретение такого количества душ для Господа Бога». Даже откровенный западник Бердяев так об этом писал в работе «Души народов»: «Польша шла на русский Восток с чувством своего культурного превосходства. Русский духовный тип казался полякам не иным духовным типом, а просто низшим и некультурным состоянием». Но может быть, русские историки преувеличивают? Обратимся к очевидцу этих событий, польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей. Пехотный порутчик Трусковский съел двоих своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел. Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с судейского места. Во время этого страшного голода появились разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без плачу и ужасу на умирающего человека … Многие добровольно шли на смерть и сдавались неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, - он сохранял ему жизнь; но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что прежде нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на части». Из записок киевского купца Б. Балыка, пришедшего за сокровищами Кремля в 1612 г. и тоже оказавшегося в осаде, мы узнаём: "В сентябре начался страшный голод. Наша пехота чуть не вся вымерла. Немцы всех кошек и собак поели, мед с зельем и травою ели... Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть. Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот, забили и тут же съели... Два пехотинца ворвались в дом князя Ф. Мстиславского и стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на куски, съели…».
Впрочем, как говориться, не так страшен волк, тобишь голод, как его изображали поляки, так как в последствии выяснилось, что осаждённые сделали большие запасы человеческой солонины. Когда донские казаки князя Трубецкого ворвались в Китай-город, 22 октября (4 ноября по новому стилю), их взорам предстало омерзительное зрелище – множество котлов, наполненных засоленным человеческим мясом.
Описание людоедских запасов осаждённых поляков, которые предстали взорам казакам даёт келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин: «И обрeтошя много тщанов (чанов) и наполов плоти человeческиа солены и под стропами (под стропилами, на чердаках) много трупу человeческого; и сeдошя в Китаe христолюбивое воиньство». Судя по этому описанию заготовленной человечины, поляки, вопреки своим дневникам и летописям, особо не голодали. Подтверждение всем этим сведениям мы находим в «Пискаревском летописце» (ПСРЛ, т.34, стр. 218): «И после того на Москве в городе в осаде почал голод быть великой, и люди людей ели и собаки, и кошки, и всякое поганое, и почали здаватися бояре и дворяне, и литва, и съезд у них почал быть. И в ту пору некой смотрением божиим крикнув казаки князя Дмитреева полку Трубецково с десницами на город-Китай с Кулишек от Всех Святых с Ыванова лушку. И город взяли октября в 22 день, в четверг перед Дмитревского суботою. И литву и немец многих побили, и казну поймали. И достальные паны и немцы заперлися з бояры в Кремле-городе и здалися за крестным целованьем».
Увидев столь омерзительное зрелище людоедства, и узнав о том, что поляки съели попавших к ним в плен их товарищей, донские казаки вырезали весь гарнизон Китай-города.
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247
История каннибализма в Европе http://tehnowar.ru/22037-istoriya-kannibalizma-v-evrope.html
День народного единства 4 ноября — история нового праздника России http://polezner.ru/den-narodnogo-edinstva-4-noyabrya-istoriya-novogo-prazdnika-r ossii/ My Webpage
Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность
Раймонд Ажильский, историк похода
Освободители Гроба Господня
Несмотря на общеизвестность каннибализма во время первого Крестового Похода (ссылка на каннибализм в 1098 г. входит в любую Timeline(1) в интернете), иногда такие факты робко пытаются подвергнуть сомнению.
Например, некое "Общество изучения Крестовых Походов" так отвечает на этот вопрос:
"Вопрос: - Мне сказали, что во время похода вместо обычной пищи крестоносцы кормились местными младенцами, зажаренных на кольях. Это чудовищно. Не затруднит ответить?
Ответ: - "Поедание младенцев" - стандартное для цивилизации Запада обвинение против религиозного или политического противника. Так римляне обвиняли христиан в поедании младенцев, средневековый Запад обвинял в том же евреев и т. д… Раймонд Ажильский действительно сообщает о каннибализме Тафуров во время осады Мары, но он единственный из историков Крестовых Походов, кто пишет об этом. Возникает соблазн придти к заключению, что, поскольку обвиняемые являлись бедными воинами, крестьянами, презираемыми более благородными рыцарями, то последние могли считать их способными на любое извращенное поведение. Другими словами, обвинение скорее отражает страх и недоверие между классами, чем реальные события."(2)
Почему же у авторов не "возникает соблазн" заметить, что "стандартное для цивилизации Запада обвинение", как они сами и написали, предназначено для обвинения врагов, а не своих же братьев - христиан. Ах, да, забыл, классовая борьба же была! Маркс отдыхает. А ведь Раймонд Ажильский - непосредственный участник событий, находящийся в первых рядах при осаде Антиохии и Иерусалима (см. католическую энциклопедию 3). К тому же Раймонд Ажильский не просто христианин, а священник, организовавший "обретение Копья Лонгина" и спустя две недели вдохновлявший с его помощью крестоносцев на штурм Антиохии. "В бою участвовал и капеллан Раймунд Ажильский: поддерживая на ходу свою священническую сутану, он нес в руках копье Господне, вид которого должен был придать силы атакующим"(10).
Но действительно ли свидетельство Раймонда Ажильского единственное? Отнюдь нет. И странно, что "Общество изучения Крестовых Походов" об этом не ведает.
Проблема в том, что обычно цитаты приводятся без всяких ссылок, что дает многим повод сомневаться в их происхождении и заявлять: "вы это сами все придумали". Попробуем исправить этот пробел.
Более реально, чем упомянутая выше "классовая борьба", выглядит списание "Благородными Крестоносцами" своих грешков на кого-нибудь другого - этакого "козла отпущения" - тафуров (по старому принципу: "мы цыгане хорошие, а лошадей воруют цыгане плохие, мы их не знаем"). Впрочем, о тафурах(17) - "нищих проходимцах, которые якобы выбрали своим королем одного нормандского рыцаря по имени Тафур и прослыли пожирателями человечины"(4) нам известно не так много, и этот вопрос требует отдельного изучения. Ведь большинство "освободителей Гроба Господня" отправились в поход из-за вполне определенных корыстных целей, а Тафуры, таинственные Святые Люди(18), Король которых был правой рукой Петра Пустынника и, считалось, короновал самого предводителя Крестового похода - герцога Готфрида Бульонского(18), были общиной бедствующих воинов, сражающихся с неверными не за деньги, а за христианскую идею. И рыцарям, вдохновленным на сражения лишь предстоящими грабежами Иерусалима, такая "христианская идея", как пожирание трупов, действительно могла казаться дикостью.
И христианские рыцари в ответ на жалобы по поводу такой диеты от эмира Антиохии, расположенной в 50 километрах от "эпицентра каннибализма" - Мары, лишь разводили руками: "Даже все вместе мы никак не можем повлиять на Короля Тафуров"(5). Здесь надо напомнить, что Папа Урбан II в 1096 г. на соборе в городе Клермоне (Франция) в речи, приведенной Гвибертом Ножанским(20) и Фулькерием Шартрским(21), провозгласил полное отпущение грехов всем христианам - участникам будущего похода.
"Летописец сухо сообщает, что ничего необычного в этом каннибализме не было и удивляется только тому, что крестоносцы иногда все же ели собак, а не только людей" - см. труд Миллза "История крестовых походов"(6)
Докладная записка Папе - "ужасному голоду подверглась наша армия при Маре, которая была поставлена перед отвратительной необходимостью питаться телами сарацин...", обычно также цитируемая без ссылки, происходит из средневековой хроники "Gesta Francorum"(7).
Широко известная цитата, принадлежащая хроникеру похода Альберту Ахенскому(8) - "зловонные уже трупы врагов поедались христианами"(9) - последними не оспаривается, но отмечается, что Альберт Ахенский не был участником событий.
Христианская логика, как обычно, дает сбой. С одной стороны, даже непосредственный участник событий мог бы солгать, с другой, если некий врач Лука, никогда не видевший Иисуса Христа, пишет Евангелие, основанное на рассказах его босса, самозванного тринадцатого апостола Савла-Павла, который тоже никогда не видел Христа и даже не видел никого из Апостолов, кроме Петра (да и того только две недели), то христиане почему-то такому Евангелию верят беспрекословно.
Но, действительно, насколько можно доверять Альберту Ахенскому?
Католическая энциклопедия сообщает, что хроника Ахенского написана беспорядочно и неразборчиво, хронология неточна, и лучше смотреть на его произведение, как "на излияние глубоко религиозного и поэтического сердца"(8) (образец "поэтического излияния" см. приложение 1)
Историк Заборов М.А. пишет, что если написанное Альбертом Ахенским о Петре Пустыннике, вероятно основано на легендах, то "его [Альберта Ахенского] рассказы о походах Петра и Готфрида Бульонского скорее всего опирались на свидетельства участников, а излагаемая им история государств крестоносцев в целом совпадает с данными из других источников".(10)
В "Истории упадка и разрушения Римской Империи" (1776-1780) Едвард Гиббон, писавший:
"Христиане всех сект спасались бегством от жестокости собратьев... От страшной потребности голода иногда жарили и пожирали плоть младенцев или взрослых пленников... Среди турок и сарацин идолопоклонники из Европы слыли человекоедами. Шпионы, которым удалось проникнуть на кухню Боэмунда, видели несколько человеческих тел не вертелах"(11), в примечаниях к 58-й главе дает нам ссылки и на другие источники - Анна Комнена, Гвилберт, Рауль Канский, Роберт Болдрик(12). Кстати, Боэмунд Тарентский, провозглашенный после победы правителем Антиохии - не "бедствующий тафур", а один из предводителей Первого Крестового Похода.
Для окончательного прояснения ситуации обратимся к книге любимого христианами известного историка Филипа Шаффа "История Христианской Церкви"(13). В книге отмечается, что "Поэтика Крестового Похода представлена в основном Раулем Канским в "Деяниях Танкреда" и др.(14) Участник же событий Рауль Канский (15) "поэтику похода" рисует так (см приложение 2).
Что же касается так называемой Бойни на Маре, то свидетельство этого летописца не нуждается в дополнительных комментариях:
"В Маре наши воины варили взрослых язычников в котлах, детей же насаживали на колья и пожирали их уже поджаренными"(16).
Здесь нас интересует хронологический вопрос, никем ранее не отмеченный.
Вопрос о корреляции этого реально происходившего каннибализма с принятием догмата о поедании реального тела Христа в Евхаристии.
В 1059 "каннибальский догмат" о присутствии "истинной плоти Христа" в евхаристии становится новым догматом Церкви. Теперь христианин, причащаясь, должен есть не хлеб, "но подлинное тело Христа, которое едят зубами" (Беренгар Турский, 1059 год), должен "наложить зубы на Его Плоть", ощущать эту плоть "дрожащим языком, покрасневшим от крови" (Святой Иоанн Златоуст).
И следующие поколение христиан в Первом Крестовом походе (1096 - 1099 гг.) в поедании человеческой плоти ничего противоестественного уже не видит....
Приложение:
Альберт Ахенский:
"Произошли чудесные сцены, достойные запечатления. Некоторые из наших людей - а это были самые милосердные из наших - резали головы врагов. Другие же из наших сражали их стрелами, а некоторые же кидали их живьем в огонь, а затем еще долго пытали и медленно убивали. Улицы городов были полны срубленными головами, руками и нижними конечностями. Так, что даже ходить по улицам, то и шаг, не спотыкаясь об эти конечности и головы было довольно затруднительно. Но все это было ничто по сравнению с храмом царя Соломона. А, вам интересно, что было там? Если рассказать вам начистоту, то, думаю, вам сложно будет поверить в мой рассказ. Скажу вам, по крайне мере вот что, кровь, лившаяся в храме царя Соломона, доходила до коленей наших людей". (p1)
Рауль Канский:
... везде убивают, грабят и опустошают..
Всякий рыщет за тем, в чем нужду имеет...
Одежды - нагой, жаждущий - чашу к вину добывает,
К сокровищам алчный торопится...
...Душит старцев один, другой отбирает младенцев,
Многих заботит (одно): повырывать из ушей украшенья. (p2)
Раймонд Ажильский:
"Тут ты увидел бы поразительное зрелище ... На улицах и площадях города можно было видеть кучи голов, рук и ног. Если поведаем правду - превзойдем всякую вероятность. Достаточно сказать, что в Храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коня ... Драгоценным зрелищем было видеть благочестие пилигримов перед Гробом Господним и как они рукоплескали, ликуя и распевая новый гимн Богу".
Фулькерий Шартрский:
"Спасавшиеся арабы и эфиопы, бежав, приникли в башню Давида; а другие заперлись в храме возле Гроба Господа и Соломона: В этом храме было зарезано почти десять тысяч человек. И если бы вы там были, ноги ваши до бедер обагрились бы кровью убитых. Что сказать? Никто из них не сохранил жизни... Не пощадили ни женщин, ни младенцев".
(2) - I have been told that while campaigning the crusaders would eat local babies roasted on a spit in lieu of more readily available fodder. This sounds beyond barbaric. Care to answer?? - 'Eating babies' is a standard accusation in Western civilisation against one's religious or political opponents. It is the ultimate taboo, as you will realise. Hence the Romans accused the early Christians of eating babies, the medieval West accused Jews and heretics of eating babies, in medieval literature pagans eat babies, the Revolutionary French peasantry accused the French nobility of eating babies. The crusaders did eat their horses (which in Britain at least is only one step up from eating babies) and during the first crusade one group of warriors (the 'Tafurs') were accused of eating babies…. The Tafurs were recorded to have resorted to cannibalism at the siege of Ma'arra; this was reported by Raymond of Aguilers, but not by other chroniclers of the First Crusade (France, Victory, p. 315 and note 49). It is tempting to deduce that they were accused of this crime because they were poor warriors, even peasants, despised and feared by the more noble warriors who regarded them of being capable of any depravity. In other words, the accusation reflects fear and distrust between classes, rather than what actually happened. Society for the Study of the Crusades http://freespace.virgin.net/nigel.nicholson/SSCLE/Crusade%20Faqs/f-babies.html
(3) Raymond d'Agiles (Or AGUILERS.) (Раймонд Агильский, Раймунд Ажильский) - A chronicler and canon of Puy-en-Velay, France, toward the close of the eleventh century. He accompanied the Count of Toulouse on the First Crusade (1096-99), as chaplain to Adhemar, Bishop of Puy, legate of Pope Urban II. With Pons de Balazuc he undertook to write a history of the expedition, but, Pons having been killed, he was obliged to carry on the undertaking alone. At a sortie of the crusaders during the siege of Antioch (28 June, 1098) Agiles went before the column, bearing in his hands the Sacred Lance. He took part in the entry into Jerusalem, accompanied the Count of Toulouse on his pilgrimage to the Jordan, and was at the battle of Ascalon. After this he is lost sight of. His "Historia Francorum qui ceperunt Hierusalem" (P.L., CLV, 591-668) is the account of an eyewitness of most of the events of the First Crusade. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company http://www.newadvent.org/cathen/01210b.htm
(4) Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. — СПб.: «Евразия», 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0072-7 /// Pernoud R. Les hommes de la croisade. — J. Tallandier. — 340 p.
(5) "When the Emir of Antioch protested about the cannibalism of the Tafurs, the princes could only admit apologetically: 'All of us together cannot tame King Tafur'." (N. Cohen, In Search of the Millennium, pp. 66-7.)
(6) One chronicler dryly says there is nothing surprising in the matter, and wonders that they sometimes ate dogs in preference to Saracens. Charles Mills, History of the Crusades, vol. i., pp. 173, 227.
(7) Medieval Sourcebook: Gesta Francorum Circa 1100-1101, an anonymous writer connected with Bohemund of Antioch wrote the Gesta francorum et aliorum Hierosolymytanorum (The Deeds of the Franks) This text was used by the later writers as a source. http://www.fordham.edu/halsall/source/gesta-cde.html
The Gesta Francorum and other medieval chronicles describe how starving Europeans ate dead Saracens in the absence of any other sustenance during the First Crusade. http://www.britarch.ac.uk/ba/ba65/letters.shtml
(8) Albertus Aquensis (Альберт Ахенский) - A chronicler of the First Crusade. His "Chronicon Hierosolymitanum de bello sacro", in twelve books, from 1095 to 1121, printed in Bongars (Gesta Dei per Francos, I, 184-381), is also found in the fourth volume of the "Recueil des historiens des croisades". It is now usually accepted that he was a canon of Aachen (Aix-la-Chapelle), though Wattenbach asserts (Deutsch. Gesch. II, 179) that it is yet doubtfulwhether the earlier locating of him at the church of Aix-en-Provence be not correct. His narrative is written with little order and less critical skill, his chronology in inexact, and his topographical references are often greatly disfigured. But the work is to be looked on as the outpouring of adeeply religious and poetic heart, which saw in the contemporary Christian knighthood the salvation of the civilization of Christendom. The Catholic Encyclopedia, Volume I 1907 Robert Appleton Company
(9) Chronist Albert Aquensis Am 15 Juli 1099 wurde ... der Feinde wateten", Am 11.12.1098 wurden bei der Eroberung der Stadt Marra (Maraat an-numan) wieder Tausende umgebracht. Wegen der darauf einsetzenden Hungersnot wurden "die schon stinkenden Leichen der Feinde vom Christenvolke verzehrt", berichtete der christliche Chronist Albert Aquensis. [WW36]
(10) Заборов М.А. Историография крестовых походов. М., 1971, КРЕСТОНОСЦЫ НА ВОСТОКЕ
(11) "They consumed, with heedless prodigality, their stores of water and provision: their numbers exhausted the inland country: the sea was remote, the Greeks were unfriendly, and the Christians of every sect fled before the voracious and cruel rapine of their brethren. In the dire necessity of famine, they sometimes roasted and devoured the flesh of their infant or adult captives. Among the Turks and Saracens, the idolaters of Europe were rendered more odious by the name and reputation of Cannibals; the spies, who introduced themselves into the kitchen of Bohemond, were shown several human bodies turning on the spit: and the artful Norman encouraged a report, which increased at the same time the abhorrence and the terror of the infidels." The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/chap58.htm
(12) "This cannibal hunger, sometimes real, more frequently an artifice or a lie, may be found in Anna Comnena, (Alexias, l. x. p. 288,) Guibert, (p. 546,) Radulph. Cadom., (c. 97.) The stratagem is related by the author of the Gesta Francorum, the monk Robert Baldric, and Raymond des Agiles, in the siege and famine of Antioch.] " The History Of The Decline And Fall Of The Roman Empire By Edward Gibbon http://www.ccel.org/g/gibbon/decline/volume2/nt580/079.htm
(13) Schaff, Philip (1819-1893) Schaff, Philip, History of the Christian Church, (Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, Inc.) 1997. The material has been carefully compared and corrected according to the Eerdmans reproduction of the 1907 edition by Charles Scribner's sons, with emendations by The Electronic Bible Society, Dallas, TX, 1998. History of the christian church http://www.ccel.org/s/schaff/history/ Chapter vii. the crusades http://www.ccel.org/s/schaff/history/5_ch07.htm
(14) "The Poetry of the Crusades is represented chiefly by Raoul De Caen in Gestes de Tancrede; Torquato Tasso, the Homer of the Crusades, in La Jerusalemme liberata; Walter Scott: Tales of the Crusades, Talisman, Quentin Durward, etc. The older literature is given in full by Michaud; Bibliographie des Croisades, 2 vols. Paris, 1822, which form vols. VI., VII, of his Histoire des Croisades." Schaff, Philip, History of the Christian Church
(15) Radulphus Cadomensis (Raoul [dit] de Caen) (Рауль Канский) - ученый историк; род. около 1080 г. Приняв в 1096 г. участие в крестовом походе, он примкнул к знаменитому Танкреду и написал историю этого похода под заглавием "Gestes de Tancr e de", так как главной ее целью является прославление этого героя и его подвигов. Написанное на месте действий, на глазах участников и очевидцев, оно отличается достоверностью и дает подробности, которых нет в других источниках. Издано Мартеном (Mart e ne, "Anecdota", т. III), Муратори и Гизо (Guizot, "M emoires relatifs a l'histoire de France"). Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/085/85939.htm
(16) "In Maarra our troops boiled pagan adults in cooking pots; they impaled children on spits and devoured them grilled." (Radulph of Caen) The Frankish chronicler Radulph of Caen http://www.crusades.org/chronology.htm
Тафуры
(17) "Peter the Hermit became their spiritual leader and saint; they moreover elected a military commander whom they called Tafur, the Turkish for King of the Beggars; and laid down certain rules; for instance, no one was to be tolerated among them who possessed any money; he must either quit their honorable community, or hand over his property to the King of the Beggars for the common fund. The princes and knights did not venture into their camp except in large bodies and well armed; and the Turks said of the Tafurs, that at they liked nothing so well to eat as the roasted flesh of their enemies." Von Sybel, History and Literature of the Crusades, p. 31, 32.
(18) "This same bishop from Calabria was a friend of one Arnaulf, a very minor ecclesiastic who, with the help of the bishop, was later elected the first Latin patriarch of Jerusalem! "A strange group survived from the earlier 'people's crusades' called TAFURS, who earned a certain notoriety when some of their numbers were accused of cannibalism by the emir of Antioch. Of this group there was an inner 'college' presided over by a King Tafur. The contemporary chronicles present King Tafur as a man whom even the crusade princes approached with humility, even reverence. It was this King Tafur who is said to have performed the coronation of Godfroi de Bouillon. Moreover, King Tafur was said to be associated with Peter the Hermit. Could it be possible that this inner group, and the King, were the representatives from Calabria? The name TAFUR could, with one letter change, be an anagram for ARTUS, a ritual name...." "the princes ... while admitting the effectiveness of the Tafurs in battle clearly regarded them with misgiving and embarrassment. Yet, if one turns to a vernacular epic written from the standpoint of the poor one finds the Tafurs portrayed as a Holy People and 'worth far more than the Knights.'" by Norman Cohn. The Pursuit of the Millenium.
(19) According to Guibert of Nogent, one of the few literate crusaders, these foot soldiers "marched barefoot, bearing no arms, and had no money at all. Entirely filthy in nakedness and want, they lived on the roots of plants". But they also developed a taste for human flesh, revelling in their reputations as man-eaters. "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating," wrote Guibert. The crusaders resorted to cannibalism several times on their three-year trek to Jerusalem. At the siege of Ma'arra, near Antioch in Syria, another chronicler, Fulcher of Chartres, described how "our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there". Eventually, now numbering just one third of their original strength, 10,000 foot soldiers and 1,000 knights arrived at Jerusalem, on June 7, 1099. Their first assaults were a fiasco as they had no means of scaling the walls, and were driven to a frenzy as defending Muslims spat down on their crosses. On July 15 they finally breached the wall and, in a 36-hour orgy of destruction, every man, woman and child in the city was massacred. "Our squires and footmen split open the bellies of those they had just slain in order to extract from the intestines the gold coins the Saracens had gulped down into their loathsome throats while alive," wrote Fulcher. "Our men ran through the city, not sparing anyone, even those who begged for mercy." http://portal.telegraph.co.uk/news/main.jhtml?xml=/news/2001/09/18/wmid318.xml&s Sheet=/news/2001/09/18/ixhome.html
(20) Гвиберт Ножанский (Guibert of Nogent) - хронист, аббат, теолог, участник похода, автор "Monodiae" ("Vita sua"): "In full view of the enemy they roasted the bruised body of a Turk for eating".
(21) Fulk (or Fulcher) of (de) Chartres. (Fulсherii Сarnotensis) Фулькерий Шартрский (Фульхерий Шартрский) - французский священник и хронист, автор "Иерусалимской истории" (Historia Hierosolymitana / Gesta Francorum Hierusalem peregrinantium), сопровождавший отряд герцога Роберта Нормандского, а затем в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского (Балдуина 1, короля Иерусалима) во время штурма Эдессы: "Our people were so frenzied by hunger that they tore the flesh from the Saracens who had died there, which they chewed and devoured though it had been insufficiently cooked".
(p1) August C. Krey, The First Crusade: The Accounts of Eye-Witnesses and Participants, Pinceton & London, 1921, s. 261
(p2) Radulphi Cadomensis. Gesta Tancredi. - Recueil des historiens des croisades. Historiens Occidentaux, t. III, Paris, 1866, p. 694, 697. (пер. М. А. Заборова) Текст воспроизведен по изданию: История крестовых походов в документах и материалах. М. 1975
http://absentis.org/abs/crusade.htm
Дети на экспорт http://sergeytsvetkov.livejournal.com/445508.html My Webpage
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Геннадий Коваленко
День народного единства 4 ноября — история нового праздника России
http://polezner.ru/den-narodnogo-edinstva-4-noyabrya-istoriya-novogo-prazdnika-r
ossii/ My Webpage
Первый Крестовый Поход каннибалов
Дети на экспорт
http://sergeytsvetkov.livejournal.com/445508.html My Webpage