Как нарастал "культурный слой" в городах: свидетельства очевидцев.
"...Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная
облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как
ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к
вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты
переулка -- жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по
переулку в шевелящуюся гнилую яму.
В тумане двигаются толпы
оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. Это торговки
съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с
"тушенкой", жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над
жаровнями, с бульонкой, которую больше называют "собачья радость"...
Хитровские "гурманы" любят лакомиться объедками. "А ведь это был
рябчик!" -- смакует какой-то "бывший". А кто попроще -- ест тушеную
картошку с прогорклым салом, щековину, горло, легкое и завернутую
рулетом коровью требуху с непромытой зеленью содержимого желудка --
рубец, который здесь зовется "рябчик".
А кругом пар вырывается
клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в
общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и
ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка
уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой
водки.
Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими
ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти
дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил
пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному. Под нижними нарами,
поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись
повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины
между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой
подстилки, кроме собственных отрепьев...
На площадь приходили прямо с вокзалов артели приезжих
рабочих и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным.
Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу.
После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников:
последние скупали все, что попало. Бедняки, продававшие с себя платье и
обувь, тут же снимали их и переодевались вместо сапог в лапти или
опорки, а из костюмов -- в "сменку до седьмого колена", сквозь которую
тело видно...
Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии
владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко
(потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира -- "Пересыльный" и
"Сибирь", а в доме Ярошенко -- "Каторга". Названия, конечно, негласные,
но у хитрованцев они были приняты. В "Пересыльном" собирались
бездомники, нищие и барышники, в "Сибири" -- степенью выше -- воры,
карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была "Каторга" --
притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. "Обратник",
вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший,
если он действительно "деловой", встречался здесь с почетом. Его тотчас
же "ставили на работу".
Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке..."
Являлась
ли описанная обстановка исключительной особенностью Москвы? Имелись ли
подобные Хитровке районы в других городах России и, возможно, Европы?
Наблюдалось ли что-то похожее раньше или Хитровка возникла исключительно
благодаря предвоенной /предреволюционной ситуации,которая сложилась в
России в начале 20 века?
Конечно же, наблюдалось. Конечно же,
подобные районы существовали и раньше - не только в России, а
практически - по всей Европе, начиная с эпохи "ранней индустриализации" в
14-15 вв.
Причем, в периоды войн, эпидемий и
экономических кризисов почти вся городская территория превращалась в
"хитровки". Более того, зачастую районы проживания ремесленников и
индустриальных рабочих мало отличались от городских трущоб и страдали от
криминала.
Так, в 1872 г. известный французский художник Гюстав Доре издал свой знаменитый альбом "London. A Pilgrimage".
Он содержал 180 гравюр, выполненных по рисункам с натуры, сделанных им
во премя пребывания в Лондоне. По понятным причинам эта публикация была
без восторга встречена местной элитой.
В целом,
европейская классическая литература, городские архивы, коллекции гравюр и
ранних фотографий показывают нам повседневную уличную жизнь во всей ее
неприглядности.
Лишь небольшое количество городов
могло позволить себе мощеные улицы, и то - исключительно в богатых
кварталах. Вплоть до 2й половины 19 в. канализация существовала только в
виде сточных канав и речушек, откуда жидкие отходы самотеком уходили за
городскую черту. Вывоз бытового мусора был, в основном, на совести
домовладельцев, которые иногда предпочитали накапливать пищевые отходы и
экскременты людей и животных на дому, чтобы затем продать их
посредникам на удобрения. К тому же, долгое время связь между
антисанитарией и эпидемиями не была очевидной, поэтому выгребные ямы и
скотобойни могли находиться внутри жилых кварталов, привлекая
всевозможных паразитов, а также крыс, бродячих собак и кошек.
Помимо них, по улицам бродила мелкая живность
в виде свиней и домашней птицы, оставляя, наравне с лошадьми, тонны
помета, который в дождливую погоду беспрепятственно растекался повсюду
(привет незабвенному Миргороду и его Главной Луже, описанной
Н.В.Гоголем)))
На общем фоне
индустриальных трущоб 18-19 вв. Москва, хотя и почти не мощеная, была
сравнительно благополучным городом, благодаря своей свободной
малоэтажной застройке и большому количеству зелени.
Москва в начале 19 века
Однако,
повсеместная урбанизация и жадность домовладельцев быстро увеличивали
скученность, пожароопасность и антисанитарию в городских кварталах. Даже
там, где власти или частные лица раскошеливались на мощеный проезд или
артезианскую скважину, высокая рождаемость сопровождалась высокой
смертностью.
Подвалы и полуподвалы,
служившие раньше подсобными помещениями для хранения пищевых продуктов и
накопления нечистот, стали сдаваться "понаехавшим" для проживания.
Теперь там и спали, и выполняли надомную работу все члены семьи, включая
малых детей - иногда в 2-3 смены, так что "постели не остывали".
Неизбежными при таком образе жизни были
желудочные заболевания, туберкулез, травматизм, пьянство и... накопление
нечистот в черте города.
Конечно, хозяйки старались, как
могли, поддерживать чистоту в жилище. Но что было делать, если сама
вода, по большей части, кишела инфекцией? О дезинфекции путем кипячения
простые люди и слыхом не слыхивали, а топливо в любом случае стоило
денег. Отсюда развилась традиция с самого раннего возраста давать детям
пиво, как более "безопасный" напиток.
Продажа спиртного
Сушка белья
В 1850х
годах р.Темза именовалась не иначе, как "Большая вонючка", а решение о
необходимости строить хоть какую-то общегородскую систему удаления
нечистот было принято только после нескольких эпидемий холеры.
Дворники
и метельщики улиц, как и полицейские, были привычны только в богатых
кварталах. В бедных - уборка проводилась самими жителями, в меру их
заинтересованности, часто - силами стариков и детей.
(Справа внизу - фигура мальчика, нанятого
состоятельным мужчиной для расчистки пути перед ним самим и перед дамой,
которую он сопровождает).
Ничего удивительного в
том, что такой режим эксплуатации с годами повышал уровень проезжей
части и придомовых участков. Сравните два вида церкви в лондонском
округе Ламбет:
гравюру 1831 г.
и фото 1956 г.
Неужели для такой "усадки" совершенно необходим ядерный взрыв и всемирный потоп?
UPD: На самом деле, по этой теме есть несколько научных работ (история городских служб и проч.) и даже популярные сериалы - например, "Грязные города" (FILTHY CITIES), ведущий Дэн Сноу http://1bbc.co/dok/bbc/1712-bb...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+