Флот Петра Великого. Как зарождалось морское могущество России
315 лет назад Петр I издал указ о постройке на реке Сяси (район
Ладожского озера) шести 18-пушечных кораблей. В эти же дни он приказал
«на реках Волхове и Луге для нынешней свейской службы сделать 600
стругов»
«Веслами и смекалкой»
В 1720
году был издан «Морской указ Петра I». На долгие века этот документ
стал моральным и даже уголовным кодексом русских моряков.
Балтийский
флот зародился во время Великой Северной войны 1700-1721 годов.
Строительство галер было начато по приказу императора Петра Алексеевича в
1702 году на верфях, находящихся на реках Сясь, Луга и Олонка. Для
того, чтобы шведы не разгромили верфи, первое время территорию охраняли
корабли, купленные Российской Империей за границей. Война со шведами
была в разгаре, русские были вынуждены атаковали крупные корабли
неприятеля на утлых лодочках. Регулярные столкновения происходили под
Архангельском, на Ладожском и Чудском озерах. Многие суда были отбиты у
шведов, что называется, с помощью «весел и смекалки».
В срочном
порядке на реке Сясь началась постройка шести фрегатов. Петр I прекрасно
понимал, что без сильного флота овладеть берегами Невы и ее устьями
невозможно. Первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор Александр
Меншиков отправился в разведку и нашел очень удобное место для новых
верфей - на реке Свирь в Лодейном поле. «Леса зело изрядные», - писал
князь императору. Петр лично поехал в это глухое место и шесть недель
трудился без устали, своими руками заложив и начав постройку 7 фрегатов,
5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиота и 13 бригантин. Кроме
Лодейного поля, суда строились на реке Луге, в Селицком рядке.
Тогда же царь распорядился на
реках Волхове и Луге «сделать 600 стругов для свейской службы»
(«свейской» означает шведской). На выполнение этих грандиозных планов
были брошены огромные силы, мастера съезжались в этот заболоченный край
со всей России. Струги – это небольшие плоскодонные парусно-гребные
суда, которые предназначались для передвижения по рекам. На Луге дело
пошло быстро, уже через несколько месяцев было готово 170 стругов, а вот
на Волхове работы застопорились, пришлось на место выезжать графу
Шереметьеву и лично руководить работами.
Русские суда петровского
флота строились по лучшим английским и голландским чертежам. Но вот
качество первых из них было не на высоте. Дело в том, что материал
подвозили не самый подходящий для кораблестроения, рабочие не отличались
опытностью. Но главное - Петр так сильно торопил мастеров, что те
вынуждены были поступиться качеством ради скорости.
Виселицы для лесорубов
Первые
фрегаты типа «Штандарт» имели длину 27 метров, ширину 7 метров, были
вооружены 28-30 пушками. На этом легендарном паруснике был поднят
штандарт Петра I с двуглавым орлом, в лапах и на крыльях которого были
изображены карты четырех морей: Балтийского, Белого, Каспийского и
Азовского, выход к которым был осуществлен в петровские времена.
Отдаленность верфей на Свири, Сяси, Волхове очень
беспокоила царя, поэтому он начал укреплять устье Невы. На Заячьем
острове заложил Петропавловскую крепость, на острове Котлин –
укрепления. Главная база нового Балтийского флота была названа Кроншлот.
За
каких-нибудь 10-15 лет в условиях непрекращающейся войны со шведами, в
безлюдном и болотистом краю вырос Санкт-Петербург. Из Тамбовской,
Воронежской, Казанской и Нижегородской губерний непрерывным потоком шли
люди, сплавлялся лес. В окрестностях Петербурга были посажены дубовые
леса, которые под страхом смерти было запрещено вырубать. А чтобы
некоторые не ослушались, по берегу Невы установили виселицы для
лесорубов-нарушителей. Надо сказать, что народ с неохотой отправлялся в
Петербург: платили тут с задержками, условия жизни в болотах оставляли
желать лучшего. Постоянно вспыхивали различные эпидемии, рабочие гибли
тысячами в этой тяжелой среде.
По пояс в ледяной воде
В
1707 году принята новая судостроительная программа по Балтийскому
флоту: 27 линейных кораблей, от 50 до 80 орудий на каждом, шесть
32-пушечных фрегата и шесть 18-пушечных шняв. Первым русским линейным
кораблем стала «Полтава», которая была заложена в конце 1709 года на
Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и спущена на воду летом 1712
года. Строительством корабля руководил сам Петр I.
Первыми
матросами русского флота стали выходцы из «потешных войск». Эти молодые
люди выросли рядом с будущим императором, учились вместе с ним военным и
гражданским наукам и участвовали с Петром в первых учениях. 30 лучших
путешествовали вместе с царем по Голландии и Англии. Сотни матросов и
офицеров были наняты в Голландии.
Император не жалел средств на
создание и содержание флота. В 1712 году на эти нужды было отпущено 400
тысяч рублей; в 1715 – уже 700 тысяч, в 1721 – более миллиона рублей, с
1722 по 1725 годы – свыше полутора миллионов ежегодно.
Проживая в
Петербурге, Петр ежедневно заглядывал в адмиралтейство, прикидывал
чертежи, давал строителям практические указания, спорил о той или иной
детали строящегося для флота корабля.
Морские операции Балтийского флота в то время были регулярными, император не позволял застаиваться кораблям на пристанях.
Историки
особо выделяют действия российских кораблей под Выборгом в 1710 году,
Гангутский бой в 1714 году, крейсерство капитана Бредаля в Балтийском
море в 1715 году и набег Апраксина на берега Швеции в 1719 году.
Петр I обожал
море. По злой иронии оно стало одной из причин смерти императора. В
ноябре 1724 года недалеко от Лахты сел на мель бот с солдатами и
матросами. Петр как раз проезжал неподалеку, направляясь на оружейный
завод в Сестрорецке. Судно захлестывали высокие волны, оно было на грани
гибели. Несмотря серьезную хворь, император бросился в ледяную кашу.
Находясь по пояс в воде, он руководил спасением людей. Все были спасены,
но Петр сильно простудился и спустя два месяца скончался в возрасте 52
лет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+