В первом материале об
истории военного дела народов Апеннинского полуострова речь шла о
самнитах, поскольку автору показалось, что их влияние на военное дело
Рима было более значительным. Понятно, что пришлось коснуться и
этрусков, о военной организации которых в той же Википедии дано всего-то
два предложения. Но… все случилось так, как и должно было случиться:
тут же нашлись «знатоки», совершенно точно знающие, что этруски - предки
русских (славян), ну и понеслось. И хотя таких людей на данном сайте, к
счастью, немного, они есть. А это уже как на корабле: если есть в
обшивке маленькая «дыра», то жди большой течи. Надо латать, пока она не
началась. Поэтому, видимо, есть смысл вернуться к теме этрусков и
посмотреть, а кто они такие, откуда, и далее подробнее изучить их
военную историю, оружие и доспехи.
Воин и амазонки – настенная роспись из Таргинии, 370 - 360 г.г до н.э. Археологический музей Флоренции.
О
том, откуда они пришли на Апеннинский полуостров сообщал еще Геродот,
писавший, что этруски – это выходцы из Лидии – территории в Малой Азии, и
что их название тиррены или тирсены, а римляне называли их туски
(отсюда Тоскана). Долгое время считалось, что культура Вилланова – это
их культура, но сейчас она больше ассоциируется с другим местным
населением – италиками. Однако после дешифровки лидийских надписей эта
точка зрения подвергалась критике, поскольку оказалось, их язык не имеет
ничего общего с этрусским. Современная точка зрения такова: этруски -
это не лидийцы как таковые, а еще более древний, доиндоевропейский народ
западной части Малой Азии, принадлежащий к «народам моря». И очень
возможно, что именно с ними был связан древнеримский миф об Энее, вожде
побитых троянцев, который перебрался в Италию после падения
крепкостенной Трои. Данные археологии почему-то сегодня достаточно
большое количество людей не убеждают: «все это подделки, закопанные в
землю» – утверждают они, хотя совершенно непонятно, какая у этих
«закопок» может быть (или была) цель. В общем-то, получается, что цель
одна: «обидеть Россию». Однако цель этого «мероприятия» опять же
непонятна. До революции 1917 года Россия была империей, правители
которой находились в самом тесном родстве с правящими домами Европы. То
есть смысла в этом не было никакого. После революции ее сначала всерьез
никто не воспринимал, то есть, зачем обижать и так обиженного и зарывать
деньги в землю? А вот когда мы действительно стали из себя что-то
представлять, то тут закапывать что-либо стало уже просто поздно –
достижения науки позволяют распознать любую фальшивку.
И
вот как раз именно наука дала нам самое главное доказательство того,
что Геродот и археологи были правы. Можно считать доказанным, что
древние этруски перебрались в Италию из Малой Азии, где они жили на
территории современной Турции. Сопоставляя генетические данные жителей
тосканского региона (древней Этрурии) с данными граждан из Турции,
ученые Туринского университета сделали вывод об их очевидном сходстве.
То есть на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского
полуострова, о котором сообщал Геродот – справедливо! При этом изучались
ДНК жителей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло.
Донорами генетического материала стали мужчины из семей, которые
проживали в этом районе, по крайней мере, в течение трех поколений, и
чьи фамилии для этого региона уникальны. Игрек-хромосомы (которые как
раз и передаются от отца к сыну) сопоставляли с игрек-хромосомами людей
из других районов Италии, с Балкан, Турции и также острова Лемнос в
Эгейском море. Совпадений с генетическими образцами с Востока оказалось
больше, чем из Италии. Ну, а у жителей Мурло был обнаружен генетический
вариант, который встречается вообще только лишь у жителей Турции. Тут уж
как говорится – все, дальше спорить не о чем.
Этрусская подвеска с изображением свастики, 700 - 600 гг. до н.э. Бользена, Италия. Музей Лувр.
Правда,
есть еще лингвистика, а она не может пока дать исчерпывающий ответ на
вопрос о происхождении этрусского языка. Хотя известно более 7000
этрусских надписей, его родства с какой-либо семьей языков не
установлено. Ну, вот не установлено и все тут! Причем даже
исследователями из СССР. Но если этруски выходцы из Малой Азии и имеют
предками лидийцев, то их язык должен принадлежать к вымершей
хетто-лувийской (анатолийской) группе индоевропейских языков. Хотя
данные о его индоевропейском происхождении недостаточно убедительны.
Воины этруски несут павшего товарища. Национальный музей вилла Джулия, Рим.
И
вот тут окончательный ответ на эти споры дали… коровы! Изучение
митохондриальной ДНК коров из Тосканы, проведенное группой генетиков под
руководством Марко Пеллеккья из Католического университета Святого
Сердца в Пьяченце показало, что их далекие предки имеют своими прямыми
родственниками коров из Малой Азии! При этом исследовались животные всех
регионов Италии. И оказалось, что около 60% митохондриальной ДНК коров
из Тосканы идентичны митохондриальной ДНК коров с Ближнего Востока и из
Малой Азии, то есть на родине легендарных этрусков. Одновременно это
исследование не установило родства между тосканскими коровами и скотом с
севера и юга Италии. Ну, а поскольку коровы животные домашние,
поскольку они не летают, не плавают и не мигрируют стадами, становится
понятно, что из одной части Средиземноморья в другую они могли попасть
только лишь по морю на кораблях. А кто в тот период времени мог плавать
по Средиземному морю на кораблях и «наследить» таким вот образом своими и
«скотскими» генами? Только «народы моря», сначала поселившиеся на
Сардинии, а затем и на материке. Кстати, древнейшее племенное название
этрусков «Турша» или «Туруша» известно и по египетским памятникам эпохи
Рамсеса II - то есть времени, когда он вел войну с «народами моря».
Ну,
а затем они просто ассимилировались. Не ушли из Италии, как утверждают
некоторые славянофилы, чтобы стать предками славян, а именно
ассимилировались. Иначе… их генов мы бы сегодня на ее территории не
нашли. Для этого надо весьма долго… совокупляться, чтобы так хорошо
«наследить». Да и скот они тогда бы тоже угнали, ведь в то время это
было огромной ценностью. Но нет: и люди, и скот – все это осталось в
Италии. А это значит, что никакие этруски не русские, и нашими предками
никогда не являлись!
Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренции.
Теперь
культура. Ее характерные черты – будь то духовная культура или
материальная, окончательно никогда при переселении не исчезают. Особенно
это касается религии. Известно, что этруски верили в загробную жизнь
усопшего и, как и египтяне, старались обеспечить его «на том свете» всем
необходимым. В результате, этруски строили для них гробницы так, чтобы
они напоминали покойнику его родной дом и наполняли их утварью и
мебелью. Усопших подвергали кремации, а прах помещали в специальную
урну. Известные и прекрасные скульптурные саркофаги.
Этрусский
саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI
век до н. э. Национальный музей вилла Джулия, Рим.
Захоронению
вместе с урной подлежали личные вещи и драгоценности, одежда, оружие и
разные бытовые предметы, то есть присутствовала стойкая вера в душу
человека, с телом не связанную! На стенах гробниц рисовали такие
приятные во всех отношениях сцены, как пиры, спортивные игрища и танцы.
Поминальные игры, бои гладиаторов, жертвоприношения усопшим – все это
должно было облегчить их участь на «том свете». В этом религия этрусков
сильно отличалась от представлений греков, для которых гробница было
просто гробницей, местом для мертвого тела, но и не более того!
Главными
этрусскими божествами являлись богиня любви Туран, Тумус – аналог
греческого бога Гермеса, Сефланс – бог огня, Фуфлунс - бог вина, Ларан -
бог войны, Фесан – богиня зари, Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти –
Калу, Кульсу, Лейон и др. Свои религиозные взгляды этруски записали в
священных книгах, а римляне их потом перевели и много всего интересного
из них почерпнули, в частности, о гаданиях по внутренностям животных, о
небесных знамениях и разных обрядах, при помощи которых можно
«подействовать» на богов.
Этрусская чернофигурная ваза с изображением сражающихся гоплитов, око.550 г. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Как
и многие древние общества, этруски проводили военные кампании в течение
летних месяцев; совершали набеги на соседние районы, пытались
захватывать земли, ценные товары и рабов. Последние могли быть принесены
в жертву на могилах усопших, чтобы почтить их память, аналогично тому,
как Ахилл постарался почтить память убитого Патрокла.
Этрусский шлем коринфского типа, VI – V вв. до н.э. Даллаский музей искусств, Техас.
Письменные
памятники этрусского периода носят фрагментарный характер, но и они
дают основание считать, что этруски соперничали с ранними римлянами за
господство в центральной Италии в течение почти двух веков (c.700 до
н.э. - 500 до н.э.), но первыми из соседних с Римом культур начали
поддаваться римской экспансии.
Этрусский шлем из Британского Музея.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 862
Рейтинг поста:
Скорей всего правильнее указать здесь период до 1905 г.- до начала распада Российской Мировой Империи на разные государства, в т. ч. отделение ниппонов (Япония), Англии и др.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 5
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста: