Прочитала все материалы В. Шпаковского об оружии и доспехах древнего Эгейского мира и подумала, что будет неплохо рассказать и о других интересных моментах, связанных с историей и культурой этого региона планеты. И, в частности, о минойской культуре, предшественнице воинственного времени ахейцев и о… гибели людей минойской цивилизации, потому что фрески и письмена об этом молчат, хотя раскопки и научные изыскания продолжаются уже очень давно. Зато простые люди толпами «ломятся» на Крит, превращаясь в истинных паломников, движимых целью обязательно пройти стезю семи красивейших афинских юношей и девушек, доставляемых, как гласит легенда, на жертвенный алтарь полубыку-получеловеку Минотавру.
Маленькая реконструкция огромного дворца
Дорога в Лабиринт…
Что же толкает их в обитель монстра, находящегося на Крите, где так тесно переплелись мифы, культура и наука? Вследствие чего людей так манят места бывших жертвоприношений, произошедших много веков тому назад? И почему они тратят тут такие суммы денег, будто бы принося великую дань царю Крита – именитому правителю Миносу? И отчего, оказываясь в дворцовом комплексе Кноссос, откуда бы ни приехали туристы, главный вопрос задают именно о лабиринте: существовал подземный лабиринт Минотавра или нет? И услышав отрицательный ответ, не верят этому и с наслаждением кружат по раскопкам знаменитого Кносского дворца, воображая себя то героем-спасителем Тесеем, то английским археологом Эвансом, обнаружившим его в 1900 г. н.э.
Ритон из камня с рельефным изображением сельскохозяйственных рабочих с вилами и метлами в руках! (1500 – 1450 гг. до н.э.) Археологический музей в Ираклионе, Крит.
Таким образом, если полагаться на мнение ученых, здесь, на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры появилась первая европейская культура. Эванс дал ей название минойской по имени прославленного Миноса. Она была отмечена учеными как высочайшая в своем развитии культура человечества. Ведь минойская культура послужила основой древнегреческой. По крайней мере, более ранние культуры здесь науке не известны. Остатки ее нашли лишь в начале ХХ в. Самым знаменитым памятником этой культуры является Кносский дворец в Ираклионе. Фрески на стенах дворца раскрывают характер жизни народа, миролюбивого и очень радостного.
Фрагмент ритона.
Минойцы – не греки. Греки – не минойцы
Гораздо раньше древних греков, которые стремились к абсолютной гармонии тела и духа, минойцы, очевидно, ее уже приобрели. Первая великая культура, предтеча древнегреческой цивилизации, как считают ученые, являлась культурой… абсолютно счастливых людей!
Ядром социального устройства было не превосходство, а содружество. Догадка того, что это была миролюбивая эпоха, подтверждается еще одним немаловажным фактом – абсолютным отсутствием любых фортификационных строений. Процветала экономика, развивались искусства. То, что крито-минойское искусство - это искусство мажора, очевидно даже не профессионалам. А то, что оно это не стиль, а вкус, причем изысканный, не отрицают и искусствоведы.
Критской культуре неведомо трагическое. Пессимистичные настроения – не стиль жизни минойцев. Краски минойской эры колоритны, живопись разноцветна и жизнерадостна. Черный силуэт на красной обожженной глине у греков появится значительно позже.
Игра с быком. Знаменитая минойская фреска из Кносского дворца.
В минойском искусстве нет батальных сцен. Здесь нет ни воинов, ни героических завоевателей, а потому культовой фигурой является женщина, дающая жизнь. Вывод напрашивается определенный, что в минойской культуре, в частности, в искусстве, тогда доминировали жизнь и любовь к жизни.
262 символа и целый миллион загадок
На Крите никогда не было подземных богатств. Достояние их страны – легенды и мифы античной Греции, и вещественные доказательства существования минойской культуры, которые обеспечивают безбедную жизнь жителям острова уже огромное количество лет. Один только музей археологии в Афинах по полноте и уникальности собрания превосходит собрание экспонатов археологического музея Ираклиона, охватывающего период развития истории в 6000 лет.
Золотые изображения двойного топора (1700–1600 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона, Крит.
Здесь находятся и бережно сохраняются подлинники всех фресок, которые нашли во время раскопок Кносского дворца. Тут собраны и прочие, не менее существенные экспонаты Минойской культуры: керамика камарского стиля, с прозрачными, как у хорошего фарфора, стенками; резьба по камню, печати, микроскульптура, украшения из золота. Один из центральных экспонатов – фестский диск – самое первое минойское письмо, изготовленное в виде глиняного «блина» диаметром 16 сантиметров. Обе стороны диска исписаны по спирали иероглифообразными знаками. Сохранился этот диск благодаря прекрасному свойству глины: при обжиге приобретать особую прочность. Пожар, возникший в Кносском дворце, разрушил его до основания, но уникальный диск сохранился до наших времен. На обеих сторонах этого артефакта 262 символа, из них 46 – неодинаковых. Значения этих знаков теперешняя наука все еще не знает, но предполагает, что там написан культовый гимн богине-матери. В археологическом мире есть такая подходящая линия: необъяснимое объясняют ритуальным значением.
Колонны Кносского дворца. Фото А. Пономарева.
…Стоит пристально посмотреть сквозь каменные рога быка с кносских руин на гору Юхтас, как в ее абрисах узнается лицо человека с бородой. Это Зевс, благословляющий туристов на визит в Кносский дворец, археологический комплекс площадью 22000 квадратных метров, имеющий 300 помещений разнообразного назначения: царские покои, сокровищницы, мастерские, склады, ванные комнаты… Троном Миноса, коему уже четыре тысячи лет, можно любоваться бесконечно долго, а копию престола можно лицезреть в здании Международного суда в Гааге…
Тронный зал с грифоном в Кносском дворце на Крите. Фото А. Пономарева.
Рядом с колоссальными пифосами – сосудами для хранения оливкового масла, меда, вина и иной провизии, высотой с человека – приходят мысли о ненасытности и запасливости человека. Время изготовления сосудов около 1800 г. до н.э.
Вот в таких кувшинах тогда хранили зерно. В девушке рядом с кувшином ровно 1 м 70 см.
На раскопках были обнаружены больше сотни таких сосудов вместимостью до одной тонны. … Обитатели Кносского дворца стремились жизнь в нем сделать наиболее благоприятной. Факт, потрясающий воображение, но верный: во дворце была проведена идеальная по своим качествам водопроводно-канализационная система, устроенная так, что, в любом месте, где произошла утечка воды, систему можно было бы без труда и быстро починить. Интересно, что в начале ХХ в. при проведении на Крите раскопок, канализация на острове отсутствовала, и потом Артур Эванс, увидев круглое отверстие и возле него пепел, очевидно, это был деревянный унитаз, принадлежащий царице, он вскричал: «Теперь я единственный человек на Крите, у кого есть настоящий туалет!». Эванс считал, что обнаружил самый древний туалет в мире. И этого пока что так никто и не опроверг.
Богатый немец Шлиман и богатый англичанин Эванс
До Эванса к тому месту, где впоследствии был открыт Кносский дворец, подбирался еще 63-летний Генрих Шлиман. У него была цель – скупить эти земли, чтобы покопаться там самому, но сделку заключить не удалось. Причину называют следующую: вроде бы Шлиман не купил его потому, что количество оливковых деревьев на этом участке при подсчете не совпало с заявленным. То есть турки (на то они и турки!) решили его обмануть, вот он и не стал заключать с ними сделку. Скорее всего, тут сыграло роль его самолюбие. Его, ученого с мировым именем, оскорбило то, что его хотели попросту провести. А вот историк и журналист Эванс был менее щепетильным, а кроме того – был гораздо моложе Шлимана. И у 48-летнего британца было целых пятнадцать лет про запас. Весной 1900 г. Эванс купил тут землю, так как человеком был не бедным и имел возможность, хотя и не без риска, распоряжаться внушительными суммами. Он начал копать и с самого начала исследований открыл расписанные фресками стены, керамику еще домикенских времен и глиняные таблички с письменами. К концу археологических изысканий была откопана четверть Кносского дворца. Год спустя Эванс огласил свое пожелание: ему потребуется, по крайней мере, еще год, чтобы отыскать все, что представляет научный интерес. Но он просчитался. И через четверть века там все еще шли раскопки …
Настенная роспись в «Доме женщин» в Акротири, Санторин, Греция.
Современники Артура Эванса, мягко говоря, его бранили: технология раскопок в то время была несовершенна, а одним из главных «грехов» Эванса считают то, что стремясь уберечь древние стены дворца от пагубного влияния солнца и дождя, Эванс закреплял их бетоном; а другие, что казались более поздними, сносил, иные надстраивал, делая внешний вид дворца таким, каким он его видел, – слишком велико было желание показать Кносский дворец в виде романтических древних развалин… Хотя к чести его заметим, что сделанные находки не вывозились из Греции: это осталось в фондах музеев Крита и Афин. Эванс расходовал колоссальные собственные средства на расширение археологических изысканий. И… умер в возрасте 90 лет абсолютно счастливым – из исторического небытия он явил на «свет божий» казалось бы навсегда ушедшую культуру и представил ее всему миру.
Минойский матриархат
…Тонкая талия, яркий макияж, огромные глаза, воздушные кружева на плечах, – соблазнительное творение, элегантность и грациозность которой не испортили века, проведенные этим чудом в земле... «Это же истинная парижанка!» – вскричал один из наемных рабочих Эванса, узрев фреску с изображением юной минойской «барышни». Она действительно напомнила археологам элегантных француженок самого начала ХХ века, вот имя «парижанка» так и осталось за ней навечно.
Секира из Аркалохори – бронзовый литой обоюдоострый топор, вероятно, сакрального назначения, найденный в пещере Аркалохори греческим археологом Спиридоном Маринатосом в 1935 году. 1700 – 1450 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона. Крит.
Из-за этого в критской живописи отдельные искусствоведы находят первые признаки импрессионизма, и сравнивают ее утонченность с декадентством, подмечая, что импрессионистское видение критского живописца отталкивались, однако, не от пресыщенности жизнью, как на Западе, а от молодости… Глядя на «парижанку», люди делают предположения о минойской моде, отображающей стиль жизни минойского общества, где женщине была определена немалая социально-политическая роль.
Вот она – знаменитая «парижанка».
Что представляли собой женщины той поры? Они, также как и мужчины, были стройными и невысокими. Носили много дорогих украшений: серьги, диадемы, золотые подвески. Минойские мужчины также любили драгоценности. «Минойки» обожали пышные платья с длинными многослойными юбками и… открытым корсажем, лица затеняли головными уборами, дабы сохранить кожу бледной. Считали неприличным обнажать живот, но вот грудь обнажали охотно! Они не были схожи с пленницами из гарема, коих супруги или отцы отпустили из заточения по случаю знаменательного события… Глядя на их изображения, так и хочется увидеть их в каком-нибудь зрелищном кино, хотя снять такое, скорее всего, никогда не удастся. В 1952 году была предпринята попытка показать их в кинофильме «Странствия Одиссея», где влюбившаяся в Одиссея юная красавица критянка, как раз и облачается в характерный критский наряд перед свадьбой. Но… по причине нравственности грудь ей пришлось прикрыть вставкой из белой ткани, чего на самом деле не было. И вот представьте фильм, в котором у всех героинь грудь обнажена и там же еще происходят какие-то приключения. Смешно, не правда ли?
Целых три «парижанки»…
Критские женщины обладали необычно тонкой талией и были хрупки. Минойские мужчины также были стройны и хорошо сложены. Все они носили длинные волосы, уложенные в причудливые прически. Сопоставлять можно долго, а итог один: в творениях минойского искусства мужчины имеют очень даже женственный вид. На фресках из Кносса их отличают исключительно по раскраске – мужчин изображали с красновато-коричневой кожей, а женщины щеголяли удивительно белой. Последние же на всех фресках представлены посещающими культовые церемонии, танцующие и соревнующиеся в полном равноправии с мужчинами. Для женщин там была не просто свобода: все ученые утверждают – у минойцев был самый настоящий матриархат. И характерная у минойской цивилизации вся система ценностей ориентировалась именно на женщин, – и образ жизни, и темы в искусстве определяли именно женщины. Вот только к чему это все привело?
Кувшинчики для благовоний из археологического музея в Ларнаке, Кипр.
Гнев богов или же интриги взбалмошных женщин?
От Кносского дворца, сооруженного, приблизительно, в 1900 г. до н.э. и превратившегося в развалины после землетрясения в 1700 г. до н.э., заново отстроенный и окончательно обрушившегося после пожара (поджога?) 1400 года до н.э., остались только развалины. То, что не развалилось во время природных катастроф и не сгорело в огне, в римскую эпоху было разворовано людьми. Камни пошли в ход в качестве строительного материала для жилищ. Но речь идет не о варварском отношении к древней цивилизации, а об исчезновении минойской культуры.
Восстановленная часть Кносского дворца. Фото А. Пономарева
К сожалению, иероглифическая письменность и линейное письмо «А» так и остались не расшифрованными. Ученым известно главное: минойцев не интересовала война. Жили они безмятежной, но короткой жизнью – в ту пору пятьдесят лет почитались глубокой старостью, а зрелый возраст у мужчин наступал в 35, а у женщин в 27 лет. Но с течением времени о женщинах минойского Крита никто уже и не вспоминал…
Кувшины из Кносского дворца выставлены тут же и все их фотографируют. Фото А. Пономарева.
Отчего же погибли минойцы? От землетрясений, разыгравшихся на близлежащем острове, где высота волны цунами, начавшейся возле Санторина, могла достигать высоты двухсот метров? Или от психологического шока, ведь всеобщий природный катаклизм означал, что высшие силы наслали страшную кару на весь народ? А может от агрессии иноземцев? Или из-за банальных женских интриг? Известно, там, где верховенствуют женщины, никакие нити Ариадны к одной истине не приведут: их будет великое множество, и всякая будет по-своему правильной…
Саркофаг из Ларнаки. Он хоть и не минойского времени, но все равно очень древний и впечатляет.
От античного театра ведет дорога, которая объединяет большой Кносский дворец с малым. Здесь до сих пор идут раскопки, – дворец уже на поверхности земли, но для посетителей он пока закрыт. Безусловно, работы должны продолжаться, заодно должно изучаться и дно подле берегов Крита. В настоящее время, когда мир стал единственной и необходимой формой сосуществования всего человечества, общественный строй Крита может представлять больше чем просто академический интерес.
Фестский диск, сторона А. Археологический музей Ираклиона, Крит.
«…Фестский диск никогда не будет расшифрован – уж очень мало текста в этом письме», – полагают одни. «Новые раскопки помогут отгадать загадки гибели первой европейской культуры и укажут путь к всеобщей гармонии», – от всей души верят вторые. Ну а живущим ныне остается только надеяться на правоту последних. И что отнюдь не священный гимн написан на фестском диске, а оставленная нам в наследство предками формула любви и «рецепт» мировой гармонии, за который человечество не пожалеет ни одно из сокровищ мира. И там же среди символов есть изображение бегущего человека, одетого в короткие штаны. Может статься, что именно он торопится сообщить человечеству некий секрет счастья, которому уже целых четыре тысячи лет?
Фестский диск, сторона В. Археологический музей Ираклиона, Крит.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 76
Рейтинг поста:
Будем опять жить.
Будет служение Богу.
РОСИЮНИЯ чарует очи.
Никуда от нее не денешься, не излечишься.
Ни единожды услышим мы:
вы чьи будете, росичи, что для вас почести,
в кудрях шлемы; разговоры о вас.
Не забудем Ее мы, в этом мире божьем.
http://www.veda.siteedit.ru/page40
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 54
Рейтинг поста:
после временной метки 46:46 даётся информация по Фестскому диску.
Смотрите, анализируйте...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 68
Рейтинг поста: