Да, именно так назывался иллюстрированный альбом (издание Д.Я. Маковского), с которым мне довелось познакомиться в научной библиотеке краеведческого музея в Пятигорске. Выпуски 9-14 в красивом переплете, подобные нашим современным выпускам фирмы Де Агостини, только на соответствующем полиграфическом уровне. Имеется это издание и в фондах пензенского краеведческого музея, однако качество пятигорского экземпляра просто несопоставимо – и где это только они нашли так хорошо сохранившийся экземпляр?!
Для нас это не что иное, как любопытный образчик информационного обеспечения общественного мнения тех лет, а также исторический источник. Однако рассматривая его фотографии, следует помнить о цензуре, по-настоящему свирепой, иного слова и не подберешь, которая была в то время. Фотографии подбирались такие, что деталей на них особо-то было и не разобрать, давались общие планы, очень часто публиковались сделанные по фотографиям рисунки и, наоборот, так сильно ретушированные фотографии, что на них детали невозможно разобрать. Интересно, что цветные «картинки» печатались в то время отдельно, нарезались по размеру на резательных машинах вручную и также вручную наклеивались на страницы изданий, что, безусловно, делало их сильно дорогими. Цветных фотографий не было, но зато во множестве публиковались гравюры, офорты и акварели художников, опять-таки сделанные в манере того времени, и они тоже передают своеобразный дух той эпохи и манеру изображения.
Кому-то не нравится само название той «империалистической войны» – «великая». Но это люди того время сами так ее назвали и с этим уж придется нам смириться. В любом случае это ценный исторический источник, донесший до нас «вкус» и мироощущение той далекой от нас эпохи.
Ну, а наше знакомство с этим изданием мы начнем с картины Б.Б. Мазуринского «Встретились».
Графический рисунок, изображающий британского улана, возвращающегося с победой.
Французские траншеи против германских «чемоданов».
Британский офицер и суданцы-пулеметчики с пулеметом «Виккерс».
Французские пулеметы «Гочкис» – трофеи русской армии, добытые ими у турок!
Первая мировая война была войной артиллерии, из-за своего несовершенства выпускавшей просто невероятное количество снарядов. Пехотные командиры русской армии требовали от артиллеристов постоянной огневой поддержки и в заявках на ведение огня зачастую писали – «ураганный огонь», «барабанный огонь» и даже… «огонь до красного каления ствола»! Вот почему такие склады снарядов в тылу всех воюющих армий были явлением совершенно нормальным! В данном случае это временный склад снарядов французской армии под Верденом.
А это вид Вердена со стороны реки Маас. Поистине пасторальный пейзаж, не так ли?
Форт Дуомон под огнем германской артиллерии.
А вот так выглядело одно из знамен русского экспедиционного корпуса во Франции.
Во многих российских изданиях того времени первые танки назывались по-разному. В журнале «Нива» – их величали «тэнками», в ряде других – «лоханями», а танкистов – «лоханщинами». В «Образах и картинах…» их назвали почему-то «танка». И вот первое фото (или рисунок) – «Танка» в бою! Причем, здесь очень хорошо видны все технические особенности танка МК I.
«Немцы бегут от «танки» – скорее всего не фото, а сильно ретушированный под него рисунок.
"Танка" - вид сзади.
А вот это тоже, скорее всего, рисунок, а не фотография.
Тоже рисунок, поскольку танк нарисован неправильно, однако интересный с точки зрения изображения деталей. Например, каска на немце, который бросает в танк винтовочную гранату. Видимо, вставлять ее в ствол времени уже просто нет!
Хорошо известная фотография МК I, наглядно показывающая его характерный камуфляж.
Тогда еще люди ходили в атаку под звуки волынок … и почитали это за геройский подвиг!
Еще одна «военная картина» художника И.В. Владимирова – «Нападение казаков на германские авто».
В советское время видел кинофильм «Расколотое небо». Обрадовался, увидев достаточно хорошо сделанные и летающие (!) реплики самолетов Первой мировой и гражданской войны. Очень реалистичным было и подкладывание пилотам под седалище обыкновенной сковородки. Да, так было и они, сидя на сковородах, действительно летали, чтобы шрапнель не попала в это самое место. А вот потом… потом нехорошие «беляки» начали брать боевые стрелы и по одной (!!!), держа их за хвостик, бросать с неба в красноармейский обоз с раненными. И ведь попадали, наверное, судя по замыслу режиссера. Ну, неужели консультанты фильма не знали про наличие вот этого рисунка в вышеназванном издании?
Авиационная боевая стрела. Сброшенная с высоты в 1000 футов насквозь пробивала всадника и лошадь, причем на голове у всадника была каска!
А вот это главком российской императорской армии по прозвищу Николаша в 1914 году.
В общем, полезное издание, не так ли?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 800
Рейтинг поста: