Из блога Грэма Филлипса: Кем был Степан Бандера?
Перевод, оригинал публикации: http://thetruthspeaker.co/2015/04/29/who-is-stepan-bandera
В воскресенье я побывал в музее Степана Бандеры на севере Лондона. Этот музей существует в Лондоне уже более 50 лет, но, похоже, в это воскресенье, когда мне физически воспрепятствовали ступить на территорию его ислингтонских владений, пресса писала о нем активнее всего за всю историю.
Итак, внимание прессы обратилось на этот музей, и, соответственно, на персону, которой он посвящен. Об этой персоне в западном мире знают немногие. Так кем же был Степан Бандера?
Степан Андреевич Бандера родился в семье священника в деревне Старый Угринив, что в Западной Украине. Ставший лидером украинских националистов Бандера рано увлекся политикой. При жизни был широко известен по всей Украине – главным образом, благодаря акту «О независимом украинском государстве», объявленном в Львове в 1941 году. Но именно после 1959 года, когда он был убит агентом КГБ, его слава – добрая для одних и дурная для других – возросла настолько, что Виктор Ющенко на излете своей президентской карьеры пытался присвоить ему звание Героя Украины – которое через год было аннулировано новым президентом Виктором Януковичем.
Заукраинцы, однако, действительно почитают Бандеру своим героем, и поклонение ему стремительно развивалось в течение всех 50 лет с его смерти. Его фигура стала одной из центральных для Евромайдана – его портрет до сих пор висит на одном из главных административных зданий в Киеве. Немецкий историк Гжегож Россолинский-Либе считает, что мифологизация Бандеры берет начало в Канаде как фактор, связывающий разделенные украинские диаспоры, которым так был нужен хоть какой-то «герой» украинской идентичности, что они были готовы закрыть глаза на все остальное. С течением времени и при активном участии канадских иммигрантов украинского происхождения (внук Бандеры Стивен и другие его родственники по сей день живут там) этот культ был перенесен в Украину. Неподобающие образу героя факты биографии Бандеры были заменены кирпичиками нового мифа о Бандере.
Но давайте вернемся к этим фактам – с тех самых пор, как мальчиком он был вовлечен в украинские ультранационалистические организации и начал подниматься по карьерной лестнице до ответственного по пропагандистской работе ОУН в 1931 году, активно вербовавшего украинцев как на западе, так и на востоке Украины. В 1932 г. он стал вторым человеком в ОУН в Галиции, а в 1933 возглавил ОУН.
Вместе с другими ультранационалистами Романом Шухевичем, Степаном Ленкавским, Ярославом Стецько, Ярославом Старухом Бандера разрабатывал концепцию «непрерывной революции», которая заключалась в том, что, поскольку украинцев на протяжении всей истории эксплуатируют всяческие «оккупанты», то необходима революция, которая сбросит это ярмо. А затем новая революция – ведь неизбежно появится какой-то новый вид эксплуатации. А затем еще и еще.
После того, как Бандера в 1933 г. стал лидером ОУН – Организации украинских националистов – он занялся тем, что начал выдавливать советские и польские власти со спорных территорий Галиции (на фото вверху – территория современной Западной Украины). Эта деятельность не принесла желаемой автономии региону, и Бандера занялся заговорами и покушениями на убийство, собираясь убрать польского министра иностранных дел Бронислава Перацки – что тоже провалилось. Бандера был арестован и приговорен к смертной казни.
К моменту ареста и тюремного заключения в 1934 г. политическая карьера Бандеры уже достаточно долго развивалась как карьера бунтовщика и террориста, поскольку он избрал эти методы для достижения независимости Украины. Но смертная казнь была заменена ему на пожизненное заключение, а после пяти лет отсидки он и вовсе вышел на свободу, после того, как безоговорочно согласился сотрудничать с нацистской Германией в 1939 г. После освобождения Бандера направился прямиком в оккупированный Краков – столицу генерал-губернаторства нацистской Германии. Но ему не удалось вернуть себе контроль над ОУН – у нее уже был новый лидер Андрий Мельник (на фото они оба).
В результате внутрипартийных разборок ОУН распалась на два лагеря: Андрий Мельник не поддержал намерения Бандеры искать поддержки у нацистов, и появились ОУН-М под руководством более консервативного Мельника и ОУН-Б Бандеры, ставшая нацистскими коллаборационистами и стремившаяся к полной интеграции с ними. Бандера лично присутствовал на заседаниях немецкой разведки, когда формировались батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», состоявшие из лояльных нацистам украинцев-ОУНовцев.
25 февраля 1941 г. глава немецкой военной разведки Вильгельм-Франц Канарис одобрил создание в рядах нацистской армии «Украинского Легиона» из 800 бойцов под командованием Шухевича. Сам Бандера контролировал организацию небольших боевых соединений из ОУН-Б – мобильных групп из 5 – 15 человек, задачей которых было распространять пропаганду и вербовать новых членов в Западной Украине и за ее пределами. Программа вербовки строилась на тех же постулатах, что и нацистская: во главу угла ставился антисемитизм, с той разницей, что предполагалось, что Украина будет существовать как независимое государство бок о бок со сверхчеловеческой Германией. Эта тактика имела такой успех, что мобильные группы общей численностью в 7000 человек смогли обеспечить и вербовку новых бойцов, и распространение нацистской идеологии по всей Западной Украине (целые города восторженно приветствовали нацистские войска) и даже в некоторые районы Киева. Видные западноукраинские писатели Иван Багряный и Василь Барка также встали на сторону нацистов.
«Нахтигаль» был сформирован в начале 1941 г. под командованием Бандеры. Его состав носил форму вермахта с желто-голубыми нашивками на плечах. В мае 41 года в Кракове ему были поставлены следующие задачи: «Москали, поляки, евреи и все прочие враждебно настроенные должны быть истреблены, особенно те, кто будет против установления нашего режима. Важно уничтожить их интеллигенцию, которая может находиться на начальственных позициях. Евреи должны быть изолированы и удалены с государственных постов для исключения саботажа. Те, которые будут признаны незаменимыми, должны работать только под надзором. Ассимиляция евреев невозможна»
Итак, ОУН-Б сопровождала немецкое вторжение на Украину. Бандеровский «Нахтигаль» отличился безжалостным истреблением евреев, поляков и русских, которые были объявлены врагами. 30 июня, вдохновленный тем, что Украина, казалось, сдалась нацистам и ОУН-Б, Бандера в Львове объявил о создании независимого украинского государства, заявляя, что это государство будет сподвижником Гитлера в создании «нового порядка в Европе». В подтверждение серьезности намерений был учинен львовский погром с 30 июня по 2 июля – массовое истребление евреев и поляков, за время которого были убиты десятки тысяч людей. «Нахтигаль» и Бандера лично принимали активное участие в погроме. Сохранились свидетельства, что сами нацисты были шокированы жестокостью казней.
«Независимое украинское государство» не просуществовало и недели. Бандера был арестован нацистами, которым этот 32-летний балбес так легко поверил, что они поддержат независимость Украины. Конечно, они лишь желали упростить себе оккупацию Украины. Арестованный 5 июля 1941, Бандера был помещен в тюрьму в Берлине. Немцы обращались с ним хорошо, но он оставался заключенным и не мог покинуть Берлин до конца 1941 года. Затем, в 1942, он был переведен в концлагерь Заксенхаузен, в специальный барак для видных политических заключенных Зелленбау. Бандера не пытался бежать, наблюдая из комфортных условий за тем, как сотни тысяч его соотечественников гибнут на войне. Он провел в тюрьме следующие три года на особом положении после того, как подтвердил свое намерение и дальше сотрудничать с немцами. В тюрьме он мог пользоваться радио и даже немного общаться с внешним миром, так что в 1944 году он уже знал, что нацисты проигрывают войну. Нужно отметить, что военное крыло ОУН, Украинская повстанческая армия УПА, в начале 1943 даже начала воевать против немцев. Однако, когда Бандере в апреле 1944 предложили снова сотрудничать с немцами, он с энтузиазмом согласился. Его выпустили в сентябре 1944, и в Берлине он начал заниматься помощью армии оружием и разведданными в попытке вновь завербовать украинцев на сторону стремительно теряющих мощь нацистов. К этому моменту большинство из его сторонников погибли или сражались против немцев, но семена антисемитской пропаганды дали всходы в виде таких зверств, как Бабий Яр. Бандеровская попытка вербовки не принесла успеха, через несколько месяцев война закончилась поражением нацистов, и Бандера начал жить жизнью мирного гражданина – в некотором роде.
По данным семьи Бандеры, сообщения о том, что его брат Богдан был убит нацистами, не подтверждаются. Другие братья Александр и Василь погибли в Аушвице. Поклонники Бандеры уверяют, что он не мог поддерживать режим, который убил его братьев. На самом же деле, доказательства указывают на то, что братья Бандеры были убиты польскими сокамерниками, когда стало известно, кто они такие. Известно, что отец Бандеры был казнен немцами, и также известно, что он не разделял политические взгляды сына. Некоторые считают, что он был казнен за укрывательство одного ОУНовца, который восстал против немцев. Это произошло за месяц до объявления Бандерой о независимости Украины во Львове.
В конце 40х – начале 50х Бандера работал в немецком аналоге ЦРУ, тренируя шпионов для внедрения в СССР. Он встретил свою будущую жену Ярославу еще в 1941 году, и она в свои 22 тоже была опытной политической активисткой. В июне этого же года они поженились. Дочь Наталья родилась в 1941 году, Андрей – в 1944 или 46, Леся в 1947. Бандера никогда не был нормальным главой семьи. Наталья рассказывает, что ее детство прошло в скитаниях под вымышленными именами, в лесных хижинах, когда она подолгу не видела отца и не имела нормальной пищи.
В 1954 Ярослава с детьми приехали к Степану в Мюнхен, но жизнь оставалась тяжелой. Немцы в послевоенной Германии не хотели знать Бандеру, а западные спецслужбы хотели использовать его на шпионской работе. А вот в СССР Бандеру не забыли, и в течение следующих лет на него было совершено несколько покушений. В 1959 году немецкая полиция арестовала человека, который проявил подозрительный интерес к детям Бандеры. К Бандере приставили дополнительную охрану и настоятельно советовали ему уехать из Мюнхена, но он отказался.
15 октября 1959 Бандера был убит в собственном доме агентом КГБ Богданом Сташинским, который следил за ним с января и усилил слежку в последние дни перед убийством. Несмотря на это, по словам СТашинского, «низенький, лысый, с голубыми глазами» Бандера (который жил под именем Степан Попель) ушел в тот день без охраны. Последними словами Бандеры, когда Сташинский достал из свернутой газеты пистолет, заряженный цианидом, было довольно нелепое: «А ты что тут делаешь?». Бандера не попытался достать свой пистолет, который всегда был при нем и которым он блестяще владел. Заряд попал ему в лицо, от яда лицо Бандеры побагровело, затем почернело, и 50-летний Бандера умер на лестничной площадке третьего этажа еще до приезда скорой.
Жена Бандеры сразу после его смерти переехала с детьми в Торонто и начала новую жизнь. Бандера с детства воспитывал из детей националистов, но о том, что их фамилия Бандера, а не Попель, они узнали только после его смерти. Наталья принимала участие в кое-каких националистических движениях, но у нее с детства были проблемы со здоровьем. Она умерла в 1985 в возрасте 44 лет, оставив двоих детей: Софию (1972 г.р.) и Ореста (1975 г.р.). Андрей – или Эндрю – принимал активное участие в жизни украинской диаспоры, создал несколько организаций, газету «Украинское эхо» и собирал манифестации. С женой Мэри у них родилось трое детей: Степан (Стивен, Стив – на фото) в 1970 г., Богдана в 1974 г. и Хелен в 1977 г.
Стивен, который пробовал себя в журналистике, оказался самым яростным защитником своего деда, обвиняя всех вокруг в нападках на него и называя его «героем». Однако в последнее время его активность стала угасать. Раньше он предпринимал попытки написать «исторический» труд, реабилитирующий его деда, но се они заканчивались признанием, что правды никто не знает: «в подлинной истории Украины в 20 веке остается много белых пятен». К сожалению для Стива, уже написано бесчисленное множество подкрепленных фактами подлинно исторических трудов о том времени.
Из-за проблем со здоровьем Андрей умер в 1984 году в возрасте 38 или 40 лет – в зависимости от источника года рождения. Леся, которая работала переводчиком в разных украинских организациях, детей не имела и умерла в 64 года в 2011 году. Ярослава умерла в 1977 в 59 лет. Несмотря на свое желание быть похороненным на Украине, Бандера был похоронен в Мюнхене, где и лежит по сей день. Его могила в недавнее время подверглась нескольким атакам.
Жизнь Бандеры после смерти ненамного лучше его земной жизни. В 2009 году к его 100-летию со дня рождения была выпущена почтовая марка, которую многие магазины Украины отказались продавать. Затем 22 января 2010 года в день единства Украины Виктор Ющенко в последние недели своего президентства попытался зацепиться за эту неоднозначную личность как за последний аргумент (до Евромайдана только у 6% населения по Украине в целом было к нему положительное отношение, на западе страны 37%, на востоке 1% ). Бандере было присвоено звание героя Украины, награду вручили его внуку Стивену. Это событие вызвало международное порицание и осмеяние, особенно среди людей, награжденных званием Героя Украины, которые высказывали желание отказаться от награды. Даже Европарламент был против. Бандера пробыл Героем меньше года. Звание было аннулировано 12 января 2011 новым президентом Януковичем. Поговаривали о возможности крупных выступлений, если звание будет отменено, но в спокойные дни домайданной Украины опасения оказались напрасными.
Что касается памяти Бандеры в материальном виде, существуют несколько памятников ему на Западе Украины, и у них разнообразная судьба. Один из них недалеко от Львова был рарушен в 2013 году. В самом Львове в 2012 был открыт новый памятник, стоимость которого из-за особых материалов отделки возросла в 2 раза против запланированного и составила 1,2 млн.долларов.
И вот, наконец, этот музей в Лондоне, о котором я еще расскажу. Странный, секретный музей, куда пускают только определенный, одобренный круг лиц – тех заукраинцев, которые продолжают пытаться реабилитировать своего кумира. Музей ревизионизма, в котором Бандера будет выглядеть «героем» в противовес тому, кем он являлся на самом деле – беспардонным, безжалостным коллаборационистом-неудачником.
Грэм Филлипс
Перевод: Диана Колычева Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|