Зададимся простым вопросом: обречена Россия на революцию, или сможет выбраться из нынешнего политического и экономического кризиса спокойным путём? Перед тем, как мы начнём искать ответ, следует в очередной раз повторить тезис о том, что Майдан на Украине не был революцией. В этой стране состоялся обычный верхушечный переворот под видом народного восстания. Сменились лица во власти, добавилось национализма, но суть осталась прежней, лишь методы стали жёстче. Настоящая революция с глобальной сменой основ государства у Украины ещё впереди. А что же Россия? Существует ли у нас почва для настоящей революции или для переворота по типу украинского? К сожалению, да. Обречена ли она на гибельный сценарий? Нет, всё ещё можно предотвратить. Но для этого нужна могучая политическая воля и понимание того, какие именно шаги нужны для выживания страны. Пока же мы не наблюдаем ни того, ни другого.
У любой системы есть строк годности, что можно сказать и о любом государственном строе и сопутствующих ему общественных отношениях. Сперва новая система государство-общество бурно развивается, гибко и динамично реагируя на вызовы времени. Затем она костенеет, и её едва хватает на то, чтобы как-то поддерживать страну на плаву в стремительно меняющемся мире. Признаком этого можно назвать присутствие во власти десятилетиями одних и тех же лиц, которые уже в силу возраста не способны генерировать новые идеи. Затем наступает неизбежный кризис, который приводит к слому системы одним из трёх способов. Первый способ — это радикальная революция сверху, вроде реформ Петра Великого. Второй — революция. Третий — снос старого устройства через завоевание иностранной армией, которая приносит свою, более эффективную систему. Иногда случаются комбинации из двух или сразу всех трёх вариантов, но в целом они именно таковы. И законы развития одинаковы для всех обществ: европейских, азиатских или американских.
С изменением формации государства и общества обычно изменяются и национальные границы страны, причём не всегда в сторону уменьшения. Всё зависит от большого числа факторов: идеологии, экономической эффективности новой общественно-государственной структуры и т.д. Чем более удачной окажется новая формация, тем дольше она существует и тем обширнее будут её границы и сфера влияния.
Уничтожение старой, не способной меняться системы — процесс неизбежный. Например, германский рейх пережил три радикальные реорганизации: кайзеровскую, Веймарскую и нацистскую, после чего сам рейх был обрушен, и на его месте возникла принципиально иная система. Аналогично и в Японии сёгунат Токугава сменился динамично развивающейся Великой Японской империей, которая в конечном итоге нарвалась на войну, которую так не смогла выиграть. Современные системы государственных и общественных отношений в Японии и Германии также подошли к пределу своих возможностей, и там сейчас лихорадочно ищут им замену. Аналогично близки к слому действующего строя и США, система которых казалась достаточно удачной (с некоторыми корректировками) на протяжении 250 лет, но теперь она всё меньше удовлетворяет вызовам времени, а что-то менять не позволяют традиции и негибкость мышления лидеров. Государственно-общественная система КНР сейчас переживает пик развития благодаря эффективным социальным лифтам и хорошо работающему порядку омоложения высшего руководства страны.
Беда России в том, что она может придти к точке разрушения системы гораздо раньше, чем развитые страны. Уточню снова, речь идёт не о разрушении страны, а о крахе нынешнего государственного устройства и сопутствующих общественных отношений. Да, при их неизбежной аннигиляции может наступить и гибель страны в целом, хотя, скорее всего, этого не произойдёт. Что-то мы можем и потерять, но что-то и приобретём. И, самое главное, обновлённая страна вступит на новый этап развития — до очередного закостенения и коллапса.
В русской истории за последние 400 лет имели место три радикальные смены общественно-государственного строя. Сперва Московское царство превратилось в Российскую империю, затем империя — в СССР, и наконец, СССР уступил место нынешней Российской Федерации. Однако постсоветская система (как государство, так и общество) оказалась настолько недееспособной, что, судя по всему, грядёт очередное переформатирование. И поскольку порочная система сама не желает по доброй воле ни изменяться, ни уходить, это переформатирование обещает быть весьма радикальным.
Ныне правящая российская элита показала себя как исключительно некомпетентная и до крайности порочная. Даже программа перевооружения Вооружённых сил была затеяна не из цели защитить родное государство, а из вполне обоснованных опасений, что другой бандит под звёздно-полосатым флагом просто придёт и заберёт драгоценные месторождения, территорию и прочий источник дохода. В остальном же, от экономики до спорта, зияют провалы, а редкие успехи вполне объяснимы чуть ли не случайными факторами.
Принцип неолиберализма, иначе называемого диким или воровским капитализмом, ставится высшим руководством современной России как наивысшая из догм. При этом ни в одной развитой стране Запада ничего подобного уже давно не практикуется. Там государство активно вмешивается в экономику, не давая акулам бизнеса уничтожить всё вокруг себя ради процентов прибыли. Российская же система более характерна для колониальных слаборазвитых стран Африки, Азии и Латинской Америки. Вообще, про экономику уже говорилось много раз. В частности, о том, как на валюту, полученную от продажи нефти и газа, покупались долговые обязательства США, по которым никто никогда не будет расплачиваться. Или о том, как в тучные «нулевые» были окончательно уничтожены те предприятия и НИИ, которые в начале десятилетия ещё можно было спасти. Или о том, что вся экономическая система страны искусственно построена так, что развивать любое производство в ней категорически невыгодно. Или о том, что государство в кризисы и 2008-2009 и 2014-2015 годов устремлялось спасать банкиров, бросив на произвол судьбы промышленность и население, которых поддержали очередными бравурными речами. Не говоря уже, что даже при Ельцине существовала практика принудительной сдачи валюты компаниями-экспортёрами, а нынешний президент отчего-то не может её вернуть.
Если зайти со стороны межнациональной политики, то тут всё тоже неважно. Российское государство защищает права всех, кроме представителей титульной нации Российской Федерации. И дело не только в том, что оно спокойно допустило резню русских в Чечне (1989-1999 гг.) и на Донбассе (2014-2015 гг.). Стало системой то, что совершённое в отношении русских представителями иных народов преступление (в том числе и тяжкое) становится безнаказанным. Грабители, насильники, убийцы, осквернители русских святынь легко уходят от ответственности, а на скамье подсудимых зачастую оказывается именно их жертва. Это называется «толерантностью» и терпимостью к другим национальностям. Дошло до того, что отдельные национальные деятели открыто называют русских недочеловеками и призывают их убивать. Например, когда глава московского землячества крымских татар Эрнст Кудусов публично объявил русских «потомственными рабами» или когда чеченский адвокат Дагир Хасавов пообещал «залить город кровью», если не будут позволены законы шариата. «Компетентными органами» в заявлениях обоих деятелей экстремизма «не обнаружено». Этнических же русских ждёт жесточайшая кара и за гораздо менее брутальные высказывания и даже за простой перепост картинок и анекдотов — прецеденты уже были. Невольно возникает вопрос: зачем титульной нации любой страны система, которая не гарантирует ей элементарных прав, в том числе на жизнь и неприкосновенность? В своей стране русские оказываются людьми часто даже не второго, а третьего и четвёртого сорта. Похожую политику проводили в Югославии, которая заигрывала со всеми национальностями в ущерб сербам, или в Советском Союзе, который делал то же самое по отношению к русским. Чем закончили оба государства, напоминать не надо. В то же время страны, которые жёстко подавляли и ассимилировали национальные окраины (вплоть до истребления местного населения), не только успешно существуют, но и неплохо развиваются. Российская Федерация копирует именно советскую и югославскую модель со всеми вытекающими. В Конституции РФ вообще не сказано о том, что русский народ является государствообразующим, то есть у русских на планете Земля вообще нет своего государства. Есть у немцев, евреев, китайцев, а у русских — нет. Вот так-то. Неудивительно, что в приграничных регионах РФ начинают распространяться настроения в духе «позвать на княжение соседей, у которых порядка побольше». Примеры приводить не будем, но полагаю, все понимают, о каких субъектах РФ идёт речь. Настроения эти стали настолько популярны, что Дума ввела специальную статью УК за призывы к сепаратизму (раньше наказывались лишь конкретные действия). То есть снова идёт борьба с симптомами, а не с причинами.
Не лучше дела и во внешней политике. За годы своего существования (с 1991 года) отечественная дипломатия добилась значительных успехов только в одном — тотальной сдаче национальных интересов страны. Чего стоит только списание многомиллиардных долгов разного рода «братьям». Вьетнаму, который вполне способен расплатиться, было прощено 11 млрд. долларов США, а Кубе более 30 млрд., не говоря уже обо всех остальных. Эти миллиарды долларов стали бы спасением, к примеру, для откровенно неблагополучной Волгоградской области, но жесты царской щедрости на международной арене для кого-то, видимо, важнее. И не надо говорить, что взамен, дескать, российские компании получили выгодные контракты. Мы уже много раз убеждались, что интересы этих самых компаний имеют весьма мало общего с интересами страны. Таким образом, и здесь потребности страны приносятся в жертву олигархам. Что мешало в ответ на прощение долгов потребовать у должников расплатиться «натурой» — товарами или куском территории для российской военной базы в аренду на 99 лет? И совершенно не имеет значения, появились бы там российские военные объекты или нет, но если вдруг будет принято политическое решение для их создания, место для них всегда найдётся.
За неимением реальных успехов российские власти хвастаются неким «единством БРИКС», не уточняя, что сам БРИКС — такая же химера, как и знаменитая «единая пророссийская Украина». Успехи российской внешней политики привели к закономерному результату: пресловутая «сфера влияния» скукожилась практически до национальных границ, на западных рубежах полыхает крупная война, в которой десятками тысяч гибнут русские люди, а высшие руководители великой ядерной державы беспомощно лепечут о «партнёрстве» и «мирном урегулировании». Аналогичная картина наблюдалась и в 2008 году, когда вместо победоносного завершения войны был подписан совершенно предательский мир, который ещё неизвестно чем аукнется в будущем.
Отечественными деятелями самого высокого уровня часто говорится о том, что у России великая культура, однако нынешний век русской культуры не золотой, не серебряный и даже не бронзовый — это век каменный. Когда вместо кинематографа у нас царят Михалков, Бондарчук и «камеди-клаб в кино», вместо музыки — Пугачёва и Стас Михайлов и тому подобное. Страна, которая претендует хотя бы на региональное лидерство, должна предоставлять привлекательные культурные образцы, которые будут интересны прежде всего молодым людям не только в собственной стране, но и за её пределами. У Соединённых Штатов есть Голливуд и популярная музыка, у Японии — аниме, манга и видеоигры всех жанров, у Саудовской Аравии — собственная радикальная версия ислама, которая охватывает всё больше последователей. А где оно, медийное лицо новой России? Елена Ваенга? «Пусси Райот»? Максим Галкин? Значительная часть населения с лёгкостью игнорирует такой «массовый продукт», предпочитая то, что предлагают другие страны по принципу «пусть чужое, но мне интересно».
Вот так мы постепенно подходили к точке кипения, ещё задолго до сегодняшнего противостояния с Украиной и экономического коллапса, который с каждым месяцем всё более ощутим. Последний год находясь в критической ситуации, так называемая российская элита не устаёт доказывать, что она утратила какую-либо связь не только с чаяниями народа, но и с национальными интересами собственной страны. За исключением присоединения Крыма, где операция действительно была проведена хорошо, в остальное время мы наблюдаем феерию предательств и популизма в духе полузабытых времён Горбачёва — Ельцина. Это и фактически брошенный на произвол украинской армии Донбасс, и откровенно вредительская экономическая политика, ведущая к краху финансовой системы страны и тотальному обнищанию населения. В общем, визитной карточкой нынешней политической системы становится либо абсолютно неправильная реакция на вызовы времени, либо правильная, но чудовищно запоздавшая, когда принимаемые меры уже не имеют никакого смысла.
При этом генерируется огромное количество паразитических и откровенно вредных законов, которые только усложняют и без того непростую жизнь граждан. Спросите себя, когда наша Государственная Дума в последний раз что-то существенное разрешала или облегчала? Нет, сплошь идут законопроекты из серии «запретить», «ужесточить», «повысить штрафы/налоги/поборы», «ввести/ужесточить уголовную ответственность». Государственный аппарат всё больше превращается в паразита нации, который ничего не даёт, но стремится забрать всё. У нас в России принято смеяться над украинцами, которые десятками тысяч бегают от очередных волн мобилизации, потому что не видят смысла погибать за олигархическую Украину. А теперь давайте подумаем, а возможен ли в нашей стране такой же «массовый забег», не дай бог, случись что серьёзное… Простая логика говорит, что более чем возможен. Желающих идти в бой «за яхту Абрамовича и заводы Дерипаски» с каждым годом становится всё меньше, ибо государство само приучает людей к тому, что в современной России никто никому ничего не должен. Мобилизовать силой таких людей силой и давать им оружие становится просто опасно, ибо при правильной пропаганде со стороны потенциального противника (а к ней подойдут с душой, тут можно не сомневаться) результат будет таким же, как в Первую мировую. Только теперь всё случится ещё быстрее — технологии усовершенствовались.
Недееспособность государства гармонично дополняется моральным разложением нации в целом. Признание этого факта есть первый шаг к исправлению ситуации. Исправлению путём радикальных, но необходимых преобразований. В точности так же, как отдельный человек должен признать свои недостатки, чтобы приступить к их устранению, аналогично должна поступить и страна, точнее, те, кто сейчас находятся у её руля. Если нужные шаги не предпринять, то негодная система в любом случае будет сметена, как указывалось выше, либо революцией, либо коалицией иностранных армий. Либо и тем, и тем вместе.
Понимают ли это «наверху»? Возможно. Но, судя по всему, там всех устраивает текущий пир за государственный счёт, с присвоением громадных доходов и последующим перекладыванием издержек на население. Потерявшая адекватность система государство — общество прямым ходом идёт к потере всякой управляемости. А дальше последует снос системы с катастрофическими последствиями. Как и в поздние года Российской империи и СССР, власть предпочитает не ликвидировать фундаментальные проблемы, а силой подавлять их проявления в виде народного недовольства. Конец такой политики всегда предсказуем.
Так есть ли шанс выбраться из тупика без революционного хаоса? Да, есть. И ключ к спасению — в Крыму и на Донбассе. Об этом речь пойдёт в следующей части небольшого обзора, которая будет называться «Другие русские как новая надежда».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 183
Рейтинг поста:
Капание на мозги ура-патриотам, раскачка недовольства. Причем, как всегда в таких манипуляциях адресуются посылы не к разуму (фактов не приведено, одни утверждения, как бы давно известного), а к эмоциям, а именно - нагнетание негатива к властям.
Впрочем, власти стоит прислушаться хотя бы к тому, какие темы чувствительны для воздействия на массы, что пытаются вменить ввину и как с этим бороться.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 647
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
1. Если элита понимает необходимость смены формации и служит не собственным интересам, а народу и стране, и если народ поддерживает элиту. В этом случае совершается революция "сверху" - бескровная и наиболее эффективная, без разрушений.
2. Если элита привыкла пожирать все на своем пути, как саранча, и старается продлить свое благополучие за счет народа. В этом случае возможны два варианта:
- при политической безграмотности народа и отсутствии национального аттрактора с одновременным иностранным "руководством" возможен "майдан" с развалом страны.
- при наличии внутреннего национального аттрактора - революция настоящая, по типу 1917 года.К сожалению, пока такого аттрактора не наблюдается.
В любом из этих вариантов - кровь, что нежелательно.
3. При наличии паразитарной элиты и политической апатии народа - быстрое загнивание и скатывание к катастрофе. Опять же в конце кровь и распад страны.
К сожалению, без смены формации не обойтись: капитализм в его классическом протестантском варианте, с теми гуманистическими буржуазными ценностями, которые были провозглашены Французской революцией, уже не реставрировать. Даже в одной отдельно взятой стране (России). В сегодняшней ситуации весьма желательно делать революцию "сверху", очень аккуратно и постепенно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 105
Рейтинг поста: