…Один из многих спасителей, родившихся обычными людьми, предназначение которых – прожить свои жизни, борясь с трудностями и невзгодами, стараясь сохранить человеческое достоинство и по возможности поднять его на новую ступень– своими делами и поступками, защищая всё славное и доброе, созданное предками, и приумножая человеческий опыт. Не всем приходится это сделать, но многим. А некоторым удаётся сделать за свою недолгую жизнь так много значимого, почти бесценного, что они становятся легендами.
В честь каждого невозможно установить праздник и организовать всеобщее торжество, но сами они являют собой торжество человеческой сути, служат примерами подлинного человеческого поведения. Часто им приходится выступать против нечеловеческого – того, что немало проявлялось и продолжает ещё проявляться в мире. И тем большую ценность приобретают их легендарные, но, главное, человеческие жизни.
Константин Заслонов – один из многих спасителей нашего Отечества, кому довелось проявить лучшие человеческие качества в годы Великой Отечественной войны и тем самым защитить, спасти страну и народ от нечеловеческого, пусть ценой своей собственной жизни.
Легендарный партизанский командир, неуловимый подпольщик, за голову которого фашисты обещали сначала 50000 марок, железный крест и обеспеченную жизнь в самой Германии, а позже 80000 марок или крупный завод на территории Германии в собственность. Но иуд не нашлось… И до своего самого последнего боя Заслонов продолжал наводить ужас на врага, приближая его неизбежное поражение.
Родился Константин в рождественскую пору – 7 января 1910 года (по новому стилю) в городе Осташкове. Многодетная семья не знала достатка. Отец – чернорабочий, мать – прислуга в богатом доме. Когда началась Первая мировая, отца призвали в армию. С малых лет Косте пришлось работать – пасти скот у богатея, а потом учиться сапожному делу. Тяжелораненый отец вернулся к семье, которая тогда уже жила в Псковской губернии, после Октябрьской революции.
Мальчик из простой рабочей семьи получил возможность учиться. Жизнь молодёжи в 20-х годах была необыкновенно насыщенной – Константин с радостью включился в общественную работу, вступил в комсомол. А в 1927 году поступил в железнодорожную профессионально-техническую школу, определив тем самым свою дальнейшую и профессиональную судьбу, и судьбу героя.
Заслонов влюбился в железную дорогу – возможно, и потому, что железнодорожному транспорту молодой советской республики остро не хватало не только локомотивов, но и подготовленных, высококвалифицированных кадров. Настоящий человек всегда находит себя там, где он нужнее…
Он решает продолжить учёбу в институте, но преподавателей не хватает, и вечерний факультет, куда Заслонов подал заявление, прекращает работу. Но он уже опытный слесарь, которому с товарищами удалось восстановить не один безнадёжный старый паровоз. Институт отправляет его на работу мастером депо на станцию Вяземскую Уссурийской железной дороги. Заслонов проявил себя с самой лучшей стороны – хорошие знания, ответственность, трудолюбие и добросовестность. Начинается его профессиональный рост, который язык не поворачивается назвать карьерным.
Его назначают помощником начальника паровозного депо в Новосибирске, где ему удалось наладить работу многотысячного коллектива, затем — начальником депо станции Рославль, а позже начальником депо станции Орша — самого крупного в Белоруссии железнодорожного узла. За короткий срок Заслонов наладил здесь ремонт паровозов всех серий. Оршанское депо стало лучшим на Западной железной дороге, а его начальник был награжден медалью «За трудовое отличие».
Началась Великая Отечественная война. Оккупанты вошли в Оршу 13 июля 1941 года. Врагу не досталось ни одного паровоза, ни одного станка. Рабочие, инженеры и служащие Оршанского паровозного депо, работая круглые сутки, отправляли в тыл оборудование. Заслонов уехал из Орши с последним составом.
В Москве Константина Сергеевича направили в депо имени Ильича. Но Заслонов и теперь знал, где он нужнее… Посоветовавшись с оршанцами, он решает вернуться в Оршу и организовать там подпольную сеть подрывников. План дерзкий и опасный, а мотивировка, с которой он обращается в Наркомат путей сообщения, обычна для любого добровольца того времени: «Наша страна в огне. Жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьется сердце патриота, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал бы на защиту нашей Родины…»
Он получает разрешение, формирует отряд, который с потерями и огромными трудностями добирается до Орши. Заслонов становится организатором подполья. Проявив поразительные способности к перевоплощению, он убеждает немцев в своей лояльности и добивается должности начальника русских паровозных бригад с правом самому принимать людей на работу.
Подпольная организация действовала под носом у оккупантов дерзко и отважно. Подпольщики засыпали песок в буксы, замораживали паровозные и водяные насосы, заглушали трубки маслопроводов, ломали или выбрасывали дефицитные детали, срывали ремонт локомотивов. Но самым главным оружием были так называемые «угольные мины» - тротиловый заряд, замаскированный под крупный кусок угля. Мину подкладывали в угольную кучу, и гитлеровский машинист забрасывал ее в топку уже в то время, когда эшелон двигался по перегону. За несколько месяцев работы отряд организовал 6 крушений поездов, вывел из строя более 200 паровозов, много вагонов с военным имуществом и цистерн с горючим, уничтожил тысячи гитлеровцев.
Немцы, конечно, заподозрили начальника русских паровозных бригад. Заслонова арестовали, к нему применяли пытки. Но, проявив исключительное мужество и находчивость, он сумел убедить немецкого следователя в своей непричастности к диверсиям — его отпустили (еще и потому, что на железнодорожном узле не хватало квалифицированных специалистов), но установили жёсткий контроль.
Оставаться в Орше было опасно. В феврале 1942 года Заслонов уходит в лес, где подпольщики к тому времени уже организовали партизанскую базу. Вскоре в районе деревни Логи начал действовать партизанский отряд, который называли отрядом «Дяди Кости». Железнодорожник Заслонов не изменил себе – основным видом боевой деятельности партизан стали диверсии на железной дороге. За четыре месяца заслоновцы вывели из строя 113 паровозов, 60 автомашин, 15 мотоциклов, разгромили 30 волостных управ, несколько гарнизонов, уничтожили около 1800 фашистов.
В июле 1942 года несколько местных партизанских отрядов, включая отряд «Дяди Кости», объединились в бригаду, командиром которой стал Заслонов.
Борьба продолжалась. Успехи бригады поднимали боевой дух, вселяли веру в партизан у населения. В леса начали уходить целыми семьями.
Гитлеровцы, так и не дождавшись выдачи комбрига, несколько раз устраивали карательные операции против партизанской бригады. В ходе одной из них 14 ноября 1942 года легендарный партизан погиб… «Дяде Косте» было 32 года…
История Человека, такая короткая и такая наполненная Жизнь. Человек-легенда, жизнь-легенда. Но все события подтверждены документами, фотографиями, которые можно увидеть в Мемориальном музее К.С.Заслонова в г.Орша. Там же фотографии, документы, свидетельствующие о жизни и подвигах его товарищей-подпольщиков, бойцов партизанской бригады, спасителей Отечества, спасителей жизней миллионов… Их много. Они родились, чтобы жить, и умерли ради жизни. Так может поступить только Человек. Будем достойны их примера.
Источник: comstol.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 787
Рейтинг поста: