Ослабив Россию в Русско-японской войне 1904-1905 гг., Великобритании удалось повернуть русскую внешнюю политику с востока на запад. Лондону необходимо было активное участие России в европейских делах. Британцы с большой тревогой следили за ростом военно-экономической мощи Германии. Тевтоны стали для них самым главным противником на континенте. В Лондоне понимали, что схватка с Берлином неизбежна, поэтому необходимо «пушечное мясо». Французы, охваченные военным психозом и готовые к реваншу за позор 1870-1871 гг. — это хорошо, но ещё лучше будет стравить немцев с русскими. Без помощи России Франция была заведомо более слабым противником и не могла выдержать битву с германцами. Россия, которая увлеклась дальневосточными делами, не должна была остаться в стороне от европейской бойни. Поэтому англосаксы натравили на русских японцев и всячески поддерживали Японию во время подготовке к войне и в ходе самой войны. Затея полностью удалась.
Англия и Россия в начале XXI века. Борьба за ПерсиюУже 7 октября 1905 года английский посол Ч. Гардинг на встрече с министром иностранных дел Российской империи Владимиром Ламсдорфом попытался прозондировать почву на тему возможности начала переговоров о союзе. Ламсдорф, который поддерживал линию на франко-русский союз и с подозрением относился к Германии, очень обрадовался такой возможности и посоветовал поднять тему на предстоящей встрече с российским императором.
11 октября Гардинг при встрече с Николаем II стал говорить об искреннем желании британского правительства добиться дружественных отношений с Россией. Британский посол уверял царя в якобы мирных намерениях Англии, которая не планирует расширять границы империи, не создаёт военных союзов в Европе и добивается лишь мира со всеми народами. Стремясь разрешить спорные вопросы с Россией, британское правительство выражало надежду, что российско-английские соглашение не будет направлено против другой страны. Российский император, выслушав британца, ответил, что Россия не ищет новых территорий и что если Россия и Великобритания договорятся по персидскому вопросу, то и другие вопросы можно согласовать. Таким образом, первый шаг был сделан.
Надо сказать, что отношения России и Британской империи в начале XX столетия серьёзно омрачались соперничеством в Азии, особенно в Персии. Россия пыталась закрепиться в Персии ещё при Петре I (
Как Пётр I прорубал "дверь" на Восток), но не вышло. После включения в состав Российской империи Туркмении, в декабре 1881 года в Тегеране была подписана конвенция о разграничении между русскими и персидскими владениями к востоку от Каспийского моря. Персы, которые находились в плену у туркмен, получили свободу и возможность вернуться на родину. Россия начала экспансию в Хорасане. Русские власти вербовали ханов и вождей племен. Центром продвижения в Персии стал Ашхабад — столица Закаспийской области. Затем таким центром стал Мешхед, где учредили русское генеральное консульство. Россия получила концессию на строительство шоссе от Ашхабада до Кучана. Русская торговля стала вытеснять из Хорасана британскую. В северной Персии стали преобладать русские товары. Русская торговля теснила британскую и в других областях. Персидская держава стала важным рынком для русской текстильной, сахарной и нефтяной промышленности. Активно развивались русские рыбные промыслы. В 1908 году «Товарищество Южно-Каспийских рыболовных промыслов Г. С. Лианозова» было крупнейшим промышленным предприятием на персидской территории. В этом предприятии работало 800 граждан России и более 3 тыс. местных жителей. Предприятие инвестировало в годы Первой мировой войны 9 млн. рублей. Персия стала для России местом вложения капитала.
Карта Персии в начале XX века.
В Персии интересы России столкнулись с интересами Британской империи. В 1901 году британский бизнесмен Вильям Нокс Д'Арси получил у шаха за 20 тыс. фунтов стерлингов и 10% акций ещё не основанной фирмы по разведке нефти концессию на добычу нефти. Предприниматель получил монополию на разработку и эксплуатацию месторождений нефти, газа, асфальта и битума по всей территории Персии в течение 60 лет. Не распространялась концессия только на 5 северных областей и провинций: Иранский Азербайджан, Гилян, Мазендаран, Астрабад и Хорасан. Эти земли были исключены из концессионного соглашения по требованию русского посланника. После нескольких лет бесплодных изысканий, в 1908 году британцы нашли в юго-западной части Персии в районе Месджеде-Солеймана (нефтяные поля Машид и Сулейман) большое нефтяное месторождение. Из скважины глубиной около 340 метров забил фонтан. Это было одно из крупнейших в мире нефтяных полей. С этого момента началась промышленная добыча нефти в Персидской державе.
14 апреля 1909 года в Лондоне была создана Англо-персидская нефтяная компания (Anglo-Persian Oil Company, современная Бритиш Петролеум). Первоначально большая часть акций (97%) принадлежало компании Burmah Oil. Англо-персидская нефтяная компания скупила все акции действовавших в Персии британских фирм и стала монополистом, единственным обладателем концессионных прав, которые получил д’Арси. Нефтяные богатства Персии стали настоящим золотым дном как для британского правительства, так и хозяев частных компаний и банков. Понятно, что персы на долгие десятилетия были отодвинуты от этого пирога. Как впоследствии с удовольствием отметил У. Черчилль, доходов от персидских нефтяных богатств оказалось достаточно, чтобы не только обеспечить потребности огромного британского флота, но и для строительства кораблей в таком количестве, чтобы сохранить статус «владычицы морей», причем «без единого пенни, полученного от налогоплательщиков». Таким образом, богатства Персии помогли Англии сохранять контроль над Мировым океаном.
Также необходимо отметить, что Персидский залив стал для британцев одним из стратегических пунктов, помогающих контролировать мировые коммуникации (затем «эстафету» у британцев подхватят американцы). Британцы построили большую военно-морскую базу и сильную крепость в Адене, на берегу Аравийского полуострова. С этого момента британский флот постоянно дежурил в Персидском заливе. Британский флот, опираясь на Аден, получил возможность в любой момент быстро перебросить в Южную Персию англо-индийские войска из Индии.
Лондон, встревоженный проникновением русских в Персию, откуда уже рукой подать было до Индии, стал вынашивать идею официального раздела Персидской державы между Россией и Британией. В 1892 году вышла книга лорда Джорджа Керзона «Персия и персидский вопрос», эта монографии стала своего рода «библией» английских колонизаторов. Керзон выдвинул идею раздела Персии между Российской империей и Британией. Заявив, что русские вот-вот захватят северные провинции, лорд предлагал через всю Персию провести линию от Сеистана на востоке, через Керман и Йезд на Исфахан и далее на запад на Буруджир, Хамадан и Керманшах. Он считал, что к югу от этой линии русское влияние недопустимо. Изображая из себя защитников Персии, британцы желали её богатств и раздела. К тому же британцы поощряли сепаратистов, чтобы ослабить Персию. Поддерживали вождей южных племен — бахтиар, кашкайцев, белуджей и других. Если у России и Персии торговля была взаимовыгодной, то англичане откровенно грабили персидский народ.
Таким образом, британцы укрепили своё господство на юге, а русские — на севере. Причем в России не забывали и о Южной Персии. В конце XIX века «Русское общество пароходства и торговли» учредило регулярную грузопассажирскую линию Одесса — порты Персидского залива, по которой ходили русские пароходы. В Тегеране обе великие державы с переменным успехом вели борьбу за влияние на шаха и его окружение. Если на протяжении большей части столетия британцы имели доминирующее влияние в иранской столице и смогли спровоцировать русско-персидские войны 1804—1813 и 1826—1828 гг., то в конце XIX века чаша весов стала склоняться в пользу России. Россия даже смогла создать элитное подразделение, охранявшее шаха. В 1879 году была создана Персидская казачья бригада, сформированная по образцу терских казачьих частей. Обучение проводили русские военные инструкторы, командиром соединения был русский офицер, получавший жалование от российского правительства. Бригада охраняла высших лиц государства, важнейшие государственные и военные объекты, применялась для подавления волнений.
Петербург пытался подчинить Тегеран своему господствующему влиянию, но без нарушения внешней самостоятельности Персии и внутреннего её строя. Летом 1905 года в Петербурге прошли переговоры с персами. Русские дипломаты сформулировали персам условия оказания финансовой помощи их стране, что вело к односторонней экономической зависимости от России. Однако переговоры завершились безрезультатно. После поражения Российской империи в войне с Японией и начавшейся первой русской революции Тегеран решил отказаться от идеи прорусской ориентации страны. В результате Лондон, натравив Японию на Россию, решил ещё одну задачу — ослабил русское влияние в Персии.
В это же время британцы взяли курс на разрушение сильной централизованной власти в Персии. Им была нужна слабая Персия, раздираемая внутренними противоречиями. Для этого использовали тогдашних персидских «либералов», революционеров — сторонников конституционного устройства страны и сепаратистов. Среди племен главную роль сыграли бахтиары (бахтияры) — группа племён Юго-Западного Ирана. Во второй половины XIX веке британцы поставили бахтиарские племена под свой контроль. Влияние британских резидентов на юге Персии было настолько велико, что вожди племен признавали их основными посредниками в отношениях с шахским правительством.
Из-за экономических проблем, вызванных тем, что иностранные концессии получили контроль над промышленностью и рынками страны и антишахских вступлений, Мозафереддин-шах Каджар (1896-1907) начал утрачивать контроль над Персией. В результате давления аристократии, духовенства и интеллигенции монарх был вынужден созвать Меджлис (законодательно-представительный орган) и принять конституцию в октябре 1906 г., которая ограничивала власть шаха. Эти перипетии подорвали здоровье шаха, он умер через 40 дней после принятия конституции от сердечного приступа. Новым шахом стал его сын Мохаммад Али-шах (1907-1909), будучи принцем, он занимал пост губернатора Тебриза, был правителем Иранского Азербайджана.
18 (31) августа 1907 года в Петербурге глава российского МИДа Александр Извольский и английский посол Артур Николсон подписали соглашение, которое разграничивало сферы влияния России и Британской империи в Азии. Петербург признал протекторат Англии над Афганистаном и соглашался не входить в прямые сношения с афганским правителем. Россия и Англия признали Тибет частью Китая и отказались от попыток установить свой контроль над ним. Персия была разделена на сферы влияния. Южной границей русской сферы влияния стала линия Касре — Ширин — Исфахан — Йезд — Зульфегар и далее до точки схождения русской, персидской и афганской границ. Южная Персия вошла в английскую сферу влияния. Это были территории к юго-востоку от линии афганская граница — Гезик — Бирдженд — Керман — Бендер-Аббас. Ни Англия, ни Россия не должны были вступать и домогаться в чужих зонах политического, экономического, торгового, транспортного и других видов влияния и преимуществ. Территория между этими линиями в центре страны объявлялась временно нейтральной, там стороны могли действовать по предварительной договоренности.
Районы Персии, выделенные голубым цветом, предназначались России, южные районы, выделенные розовым, шли под контроль Великобритании.
Волнения в стране продолжались. Шах при вступлении на престол обещал соблюдать конституцию, но не выполнил своих обещаний. Вскоре убили первого министра Мирзу Али Асгар-хана, совершили покушение на самого шаха. При поддержке Персидской казачьей бригады шах в 1908 году разогнал Меджлис. Однако восстание расширялось. Весьма символично, что активизация восстания произошла одновременно с открытием крупного нефтяного месторождения. Началось восстание в Тебризе. Рештские повстанцы заняли Казвин. Предводители бахтиарских племен предложили сторонникам конституции в Гиляне и Казвине объединить усилия. Противники шаха захватили власть в Бушире, Бендер-Аббасе и некоторых других городах и районах Персии. 13 июля 1909 повстанческие силы вступили в столицу. После нескольких стычек со сторонниками шаха, Тегеран был занят восставшими. Шах со своими приближенными укрылся в летней резиденции русской дипломатической миссии. Восставшие собрали чрезвычайный национальный совет и объявили о низложении Мохаммада Али. Трон передали его 11-летнему сыну Ахмаду. Мохаммад Али был вынужден бежать в Россию. Султан Ахмад-шах (1909 — 1925) не обладал реальной властью, от его имени страной руководили регенты и вожди бахтиярских племён, которые заняли ключевые должности. Соответственно британцы в это время серьёзно укрепили свои позиции в Персии.
Свержение шаха не устраивало Петербург, но российское правительство воздержалось от серьёзной военной интервенции. Командующий силами Кавказского военного округа граф Илларион Воронцов-Дашков получил директиву отправить в Тавриз (Тебриз) отряд, ввиду нападений на консульство, европейские учреждения и российских подданных. Русские войска в основном действовали против кочевников (курдов и туркмен), наказывая их за разбои и нападения. За разбои брали штрафы, убийства карались смертными приговорами, которые выносил военно-полевой суд. Русские консулы отмечали, что торговцы и местное население благодарны русским войскам. Русские войска заняли несколько городов, в ответ британцы заняли несколько городов в Южной Персии.
До 1911 года установилось затишье. Осенью 1911 года бандформирования начали совершать нападения на отряд в Тавризе, обстреливали консульские учреждения и конвои. Кочевники снова стали нападать на торговые караваны. В этих нападения принимали участие силы протурецки настроенных губернаторов западных провинций и революционных движения Закавказья. 29 октября (11 ноября) 1911 года русский посол вручил персидскому правительству ультиматум с требованием восстановить порядок в стране и обеспечить защиту экономических интересов Российской империи. После истечения срока ультиматума русские войска заняли Казвин, Энзели и другие центры Северной Персии. Операцией руководил генерал-квартирмейстер штаба Кавказского Военного округа Николай Юденич. Операция прошла успешно, русские войска обеспечили порядок в стране. После обеспечения стабильности в Персии, основная часть войск была выведена. Но отдельные русские соединения оставались на территории Персии до начала Первой мировой войны. Во время Первой мировой войны Англия и Россия уже совместно оккупировали Персию, чтобы улучшить возможности ведения боевых действий против Османской империи.
В декабре 1911 года персидское правительство, опираясь на отряды бахтиар, разогнали Меджлис, отряды федаев — добровольческих вооруженных отрядов городской бедноты, мелкой буржуазии и крестьян. Демократическое движение в стране было подавлено. При поддержке Англии и России феодалы сохранили власть в Персии, но монархия так не восстановила всю полноту власти.
В 1912 году персидское правительство официально признало русско-английское соглашение 1907 года о разделе Персии. Однако это соглашение не решило всех противоречий, оно только стабилизировало ситуацию. В частности, больным вопросом была деятельность Англо-Персидской нефтяной компании, которая активно осваивала нейтральную зону. Тем не менее, британцы в 1912 году сдерживали свои экспансионистские порывы, они уже готовились к войне с Германией, нельзя было враждовать с Россией из-за Персии. Их уже мало волновал вопрос, где стоят русские войска. Лондон защищал свои интересы, но переходил грань, которая могла вызвать конфликт с Петербургом. Англия хотела сосредоточиться на европейских делах и вовлечь в них Россию.
Продолжение следует…