Юридически эти действия были абсолютно недопустимы и несостоятельны
В очередную годовщину событий 1991 года, связанных с ГКЧП, мы обратились к Анатолию Вассерману с просьбой ответить на ряд вопросов KM.RU.
– Ваша оценка произошедшего? Какие уроки из тех событий Вы извлекли лично для себя?
Люди, попавшие в государственный аппарат, активно отучались что-то делать
Начну с того, что лично я вынес из того опыта. Я убедился, насколько легко меня обмануть. Я много лет совершенно искренне верил в то, что введение чрезвычайного положения представляло собой государственный переворот, а сами члены ГКЧП – преступники. И только сравнительно недавно я пришел к окончательному выводу, что они не только действовали из наилучших побуждений, но и не нарушили никакой из действовавших тогда законов.
Глядя сейчас на тогдашние события, я более всего огорчен тем, что попытку остановить окончательный развал и хозяйства, и самой страны как единого целого предприняли люди, неспособные довести до конца свои собственные планы. Может быть, они даже и не смогли эти планы додумать до конца! Поэтому я считаю, что ГКЧП был свидетельством вырождения тогдашнего государственного аппарата.
Я подчеркиваю, что речь идет о вырождении не людей, а именно аппарата. Независимо от того, умны ли люди этого аппарата, само его устройство приводило к тому, что эти люди оказывались неспособны к активным и полезным действиям. Люди, попавшие в государственный аппарат, активно отучались что-то делать. На мой взгляд, с нынешним аппаратом, хотя и по несколько иным причинам, происходят сходные процессы.
Во что превращаются управленцы без надзора, мы видим на примере современных «эффективных менеджеров»
Важно и то, что попытка, предпринятая негодными средствами, неизменно приводит к результату, противоположному тому, что было задумано изначально. Они просто не знали, что им делать, поэтому введение чрезвычайного положения под лозунгом сохранения целостности страны привело к ускоренному распаду страны, а меры, провозглашенные с целью удержания единства управления народным хозяйством, привели к распаду этого хозяйства и ускоренному введению рыночной системы, при которой звенья цельного хозяйственного механизма оказались разорванными. Многие из них просто разрушились, а те, что остались, сейчас вынуждены чуть ли не с нуля искать способы взаимодействия.
По сути, первый шаг в направлении, которое в конечном счете привело к разрушению, был сделан 26 июня 1953 года, когда Хрущев при поддержке Жукова организовал государственный переворот со свержением и убийством фактического преемника Сталина Лаврентия Павловича Берии. Даже если его убили, оформив это приговором, это все равно было именно убийство – хотя бы потому, что по действовавшему тогда закону ни Хрущев, ни кто бы то ни было из военных просто не имел полномочий на смещение первого заместителя председателя Совета министров. Более того, Хрущев попытался в дальнейшем сделать вид, что решение было принято на заседании правительства, тогда как фактически правительство в тот день не заседало. Если кто и заседал, так это Президиум ЦК КПСС, не уполномоченный принимать такие решения.
В любом случае юридически эти действия были абсолютно недопустимы и несостоятельны. Дело было даже не в том, что это был государственный переворот, а прежде всего в том, что переворот был совершен в интересах партийной и управленческой номенклатуры. Первым его следствием стал запрет спецслужбам наблюдать за управленцами. А во что способны превратиться управленцы без надзора, мы видим на примере современных «эффективных менеджеров».