Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Почему СССР не построил ни одного линкора

Почему СССР не построил ни одного линкора


1-08-2013, 11:36 | Открываем историю / Новый взгляд на историю | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (6) | просмотров: (4 746)

Почему СССР не построил ни одного линкора

 

 

Почему СССР не построил ни одного линкора


Предисловие

Коррупция в ведомстве великого князя Алексея Александровича, брата Александра Третьего, достигла таких астрономических масштабов, что броневые листы кораблей скреплялись деревянными втулками. Невзрывающиеся снаряды и Цусимский погром – таковы, вкратце, результаты работы Морского ведомства, возглавляемого великим князем. Никто не сделал для поражения России в Русско-Японской войне больше, чем этот человек.

Уже набило оскомину упоминание о том, что русский крейсер «Варяг» был построен в США. Казалось бы, ничего странного в этом нет. Крейсер был заказан, оплачен и построен в срок - где здесь есть преступление?
Однако, крайне редко упоминается о том, что второй участник легендарного боя при Чемульпо - канонерская лодка «Кореец» - была построена на верфи Bergsund Mekaniksa в Швеции.

Господа, позвольте один вопрос: Что-нибудь вообще строилось в Российской Империи на рубеже XIX–XX веков?

Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки - Гавр, Франция;
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» - Сен-Назер, Франция;
Бронепалубный крейсер «Аскольд» - Киль, Германия;
Бронепалубный крейсер «Боярин» - Копенгаген, Дания;
Броненосный крейсер «Баян» - Тулон, Франция;
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье», Франция;
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на верфи «Виккерс» в Барроу-инн-Фёрнесс, Англия;
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Уильям Крэмп & Санс», Филадельфия, США;
Броненосец «Цесаревич» - построен в Ла-Сейн-сюр-Мер во Франции…

Это могло быть смешно, если бы дело не касалось нашей Родины. Ситуация, при которой половина отечественного флота строилась на иностранных верфях, ясно указывала на крутые проблемы в Российской Империи в конце XIX – начале XX веков: отечественная промышленность находилось в глубоком упадке и стагнации. Подчас ей были не под силу даже простейшие эсминцы и миноносцы – практически все они строились за рубежом.

Серия миноносцев «Кит» («Бдительный»), место постройки - верфь Фридриха Шихау, Эльбинг, Германия;
Серия «Форель» («Внимательный»), строились на заводе А. Нормана во Франции;
Серия «Лейтенант Бураков» - «Форж & Шантье» и завод Нормана, Франция;
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» - верфь Шихау, Германия.

Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» - построены в Германии и, соответственно, в Великобритании; миноносец «Пернов» - завод А. Нормана, Франция; «Батум» - верфь Ярроу в Глазго, Великобритания; «Адлер» - верфь Шихау, Германия…

Уважаемые господа-товарищи, то, что здесь написано есть просто крик души. Когда либеральная общественность вновь запоет песнь том, как хорошо и правильно шло развитие России в начале века, а потом пришли проклятые «коммуняки» и все «запороли» - не верьте ни единому слову этих прохвостов.

Бронепалубный крейсер «Варяг» из Америки, и броненосный крейсер «Адмирал Макаров», строившийся во Франции, - вот истинная картина тех событий. Перед Первой мировой Российская Империя закупала за рубежом все – от кораблей и аэропланов до стрелкового оружия. С такими темпами развития мы имели все шансы продуть и следующую, вторую по счету мировую войну, навсегда исчезнув с политической карты мира. К счастью, судьба распорядилась иначе.

Страна под названием Советский Союз научилась все делать самостоятельно.

Сага о не построенных линкорах

По необъятным просторам Интернета гуляет презабавный плакат-демотиватор следующего содержания:

Почему СССР не построил ни одного линкора


ГУЛАГ и линкоры – это сильно. Впрочем, автор плаката кое в чем прав: Советский Союз действительно не спустил на воду и не ввел в строй ни одного линкора (несмотря на то, что дважды принимался за их строительство).
Каким контрастом на фоне этого выглядят достижения дореволюционного отечественного кораблестроения!
В период с 1909 по 1917 гг. состав ВМФ Российской Империи пополнился 7 линкорами-дредноутами типов «Севастополь» и «Императрица Мария».

Это не считая недостроенного линкора «Император Николай I» и четырех сверхдредноутов типа «Измаил», которые уже были спущены на воду и находились в высокой степени готовности – лишь Первая мировая война и Революция не позволили русским корабелам завершить начатое.

Почему СССР не построил ни одного линкора

Линейный корабль "Гангут" - первый российский дредноут типа "Севастополь"

Суровая правда заключается в том, что «Севастополь» и «Императрицу Марию» просто стыдно сравнивать с их ровесниками – британскими сверхдредноутами «Орион», «Кинг Джордж V» или японскими линейными крейсерами типа «Конго». «Севастополь» и «Императрица Мария» строились по заведомо устаревшими проектами, а задержки в их строительстве, вызванные невиданной коррупцией в Морском ведомстве, слабостью промышленности и общей неблагоприятной обстановкой в стране, привели к тому, что к моменту вступления в строй отечественные «дредноуты» были едва ли не слабейшими в мире.

Главный калибр «Севастополя» (305 мм) смотрятся курьёзом на фоне 343 мм стволов «Орионов» или 356 мм артиллерии японского «Конго». Что касается брони – это был просто стыд: «цусимский синдром» и страх перед фугасными снарядами взял вверх над здравым смыслом. И без того тонкую броню «размазали» по всему кораблю – это в то время, когда у «вероятного противника» уже строились линкоры с 13,5 и 14-дюймовыми орудиями – один их снаряд мог прошить «Севастополь» насквозь и подорвать погреба боезапаса.

Немногим лучше был недостроенный «Измаил» - несмотря на солидную огневую мощь (12 х 356 мм – по этому параметру «Измаил» мог сравниться с лучшими зарубежными аналогами) и высокую скорость хода (расчетное значение - более 27 узлов), новейший российский супер-дредноут вряд ли мог стать серьезным аргументом в споре с его британским ровесником «Куин Элизабет» или японским «Фусо». Слишком слаба броня – защищенность «Измаилов» была ниже всякой критики.

Говоря об отечественном судостроении начала ХХ века, нельзя не упомянуть о легендарных «Новиках» - лучших в мире эсминцах на начало Первой мировой войны. Четыре отличные 102 мм пушки Обуховского завода, котлы на жидком топливе, ход 36 узлов, возможность принимать на борт до 50 мин – «Новики» стали мировым эталоном при проектировании эскадренных миноносцев.

Чтож, «Новик» - то самое исключение, которое подтверждает общее правило. Слава «Новиков» была подобна падающей звезде – ярчайшая, но быстро погасшая вспышка в непроницаемой черноте будней императорского Военно-Морского Флота.

Остается констатировать очевидный факт: попытка дореволюционной России стать морской державой с треском провалилась – недостаточно развитая промышленность Российской Империи проиграла «гонку вооружений» ведущим мировым державам.

К слову, СССР дважды принимался за строительство линейных кораблей. В отличие от «дореволюционных» линкоров, которые морально устарели еще на этапе закладки, советские проект 23 («Советский Союз») и проект 82 («Сталинград») были вполне современными кораблями – мощными, сбалансированными и ничуть не уступавшими по совокупности характеристик зарубежным аналогам.

Первый раз достроить линкоры помешала война. Немало сказалась дореволюционная отсталость отечественной промышленности. Индустриализация только набирала обороты, и столь амбициозный проект оказался «крепким орешком» для советских корабелов – линкоры мало-помалу превращались в долгострой.

Вторая попытка была сделана вначале 1950-х – увы, эпоха дредноутов и жарких артиллерийских дуэлей неумолимо уходила в прошлое. Достройка «Сталинградов» была отменена через пару лет после их закладки.

Покупал ли СССР корабли за рубежом?

Да, покупал. Перед войной Союз приобрел недостроенный немецкий крейсер «Лютцов» («Петропавловск») и лидер эсминцев «Ташкент», построенный в Италии по оригинальному проекту.
Что-то еще? Да.

Например, у фирмы MAN были заказаны двадцать корабельных дизелей типа G7Z52/70 мощностью 2200 л.с. и типа G7V74 мощностью 1500 л.с. Также для флота были закуплены образцы гребных валов, рулевых машин, корабельные краски против обрастания, чертежи 406-мм и 280-мм корабельных башен, бомбометы, гидроакустическая аппаратура…

Не нужно иметь «семи пядей во лбу», чтобы понять очевидную вещь – в предвоенные годы Советский союз скупал ТЕХНОЛОГИИ
Все остальное он делал сам.

С началом Холодной войны ситуация приняла еще более жесткий оборот – в прямом противостоянии с евро-атлантической цивилизацией Союз мог рассчитывать только на себя. Просто смешно представить атомный подводный ракетоносец для ВМФ СССР, строящийся где-нибудь в британском Глазго или в американской Филадельфии.

И Союз справился! Восстановив экономику и промышленность после страшной войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ ФЛОТ, от которого задрожали обе половинки Земли – в такт подводным ракетоносцам, покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова.

Хорошо бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть было нечего – то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире.

Почему СССР не построил ни одного линкора


Первая в мире морская баллистическая ракета и её подводный носитель; «поющие фрегаты» 61-го проекта – первые в мире корабли с полностью газотурбинной ГЭУ; морская космическая система разведки и целеуказания «Легенда-М»…

Противокорабельное ракетное оружие – здесь ВМФ СССР вообще не было равных.

Укоризненная фраза «СССР не построил ни одного линкора» может вызвать лишь гомерический хохот. Советский Союз умел строить подлодки из титана, авианесущие крейсера и гигантские атомоходы «Орлан» - любой дредноут меркнет на фоне этих ШЕДЕВРОВ конструкторской мысли.

Говорить о каком-либо заимствовании с Запада просто не приходится – советские корабли имели свой хорошо узнаваемый аутентичный облик, компоновку, размеры и специфический комплекс вооружения. Более того, сам Военно-Морской Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам западных стран (по умолчанию – ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало совершенно оригинальную (и совершенно верную!) концепцию противодействия ВМС США и смело придерживался выбранного направления, создавая специфические, до этого нигде невиданные, образцы военно-морской техники:
- большие противолодочные корабли - ракетные крейсера с гипертрофированным ПЛО-вооружением;
- тяжелые авианесущие крейсеры;
- подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. «убийцы авианосцев»;
- ударные ракетные крейсера, известные как «оскал социализма»…

Почему СССР не построил ни одного линкора

Советская военно-морская мощь

Уникальные корабли измерительного комплекса пр. 1914 «Маршал Неделин», узлы сверхдальней океанской связи (низкочастотный импульс огромной мощности, направленный в земную кору, может быть принят даже на борту подлодки), малые ракетные корабли и «москитный флот», вооруженный немалыми ракетами (достаточно вспомнить, какой фурор в мире произвело потопление израильского «Эйлата»).

Все это - собственные технологии и собственное производство. Made in USSR.

Кто-нибудь наверняка задаст вопрос о больших десантных кораблях проекта 775 – БДК этого типа строились в период с 1974 по 1991 год в Польше. Ответ прост: это было чисто политическим решением, продиктованным желанием поддержать своего союзника по Варшавскому блоку.

Скажу больше – верфи Финляндии регулярно получали заказы от ВМФ СССР – в основном дело касалось постройки буксиров и плавказарм. Чисто экономические мотивы – советским верфям было невыгодно возиться с этой «мелочью», ведь на стапелях Северодвинска и Николаева стояли атомные подлодки и ТАВКРы.

Известная история с покупкой станков фирмы TOSHIBA для точной мехобработки винтов советских субмарин – не более чем курьез. В конце-концов, купили станок, а не готовый эсминец или подлодку.

Наконец, ВМФ СССР никогда не гнушался пользоваться иностранной техникой, если речь шла о трофейных кораблях.

Эпилог

- Адмирал не жалеет средств на свою новую возлюбленную, поговаривают, что последний подарок – роскошная коллекция бриллиантов - был приобретен за счет средств, предназначавшихся для «чилийского контракта» (прим. Россия планировать выкупить в Англии броненосцы, строящиеся для ВМС Чили).

- А что вы хотели, сударь? Элиза Балетта – теперь одна из самых богатых женщин в России.

- Да-с, великий князь знает толк в «откатах» - ведь не случайно контракт на поставку корабельной брони передан от казенного Ижорского завода частному Мариупольскому, что гонит халтуру по цене вдвое дороже (9,9 вместо 4,4 рублей за пуд).


Примерно в таком ключе судачила между собой великосветская петербургская публика в начале ХХ века - Милостивейший Государь, адмирал, великий князь Алексей Александрович знатно отдыхал на Лазурном берегу и щедро одаривал подарками свою юную возлюбленную, французскую балерину Элизу Балетту, до тех пор, пока не грянула Русско-Японская война.

«Пошел вон, князь Цусимский»! - орала взбешенная публика, при виде входящего в партер Михайловского театра Алексея Александровича, чем едва не довела адмирала до сердечного приступа.
Досталось в тот день и его пассии – блистающую «камушками» балерину закидали всяким сором с криками: «Вот где наш Тихоокеанский флот! На твоих бриллиантах кровь русских матросов»!

30 мая 1905 года великий князь Алексей Александрович подал в отставку с должности главного начальника флота и Морского ведомства и вместе с Балеттой укатил в Париж.

Господа, у Вас не складывается ощущение дежа-вю?

 

 

Автор Олег Капцов

 



Источник: topwar.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (6) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #6 написал: Чалдон (3 августа 2013 17:11)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 54
    Рейтинг поста:
    0
    Господа, позвольте один вопрос: Что-нибудь вообще строилось в Российской Империи на рубеже XIX–XX веков?

    Броненосцы: "Петр Великий"(1877), "Чесма" и "Екатерина II"(1883), "Гангут" и "Александр II"(1885), "Георгий победоносец", "12 апостолов" и "Ростислав" (заложены в 1892); к1901 - 1905гг: «Ослябя», «Пересвет», «Победа», «Князь Потемкин-Таврический»; большая серия: «Император Александр III», «Слава», «Бородино», «Князь Суворов», «Орел». К началу русско-японской войны в составе Российских флотов насчитывалось 24 броненосца, из них 2 заграничной постройки при этом не самые лучшие. С крейсерами та же история,не говоря о том, что сам класс крейсеров зародился в России, а владычица морей Англия строила свои крейсера с оглядкой на русские.

    Суровая правда заключается в том, что «Севастополь» и «Императрицу Марию» просто стыдно сравнивать с их ровесниками – британскими сверхдредноутами «Орион», «Кинг Джордж V» или японскими линейными крейсерами типа «Конго».

    Вы бы еще с "Ямато" и "Бисмарком" сравнили! А вот среди своих "одноклассников" дредноутов первого поколения они смотрелись вполне достойно. Надо заметить, морское ведомство подошло к проектированию линкоров весьма ответственно, уже первые корабли имели характерные очертания "линкора русского типа", в других флотах шёл долгий поиск оптимальной компоновки.

    броневые листы кораблей скреплялись деревянными втулками

    Бред! Броневые плиты (толщина которых доходила до 200мм) крепились стальными заклепками, на "Измаилах" для амортизации под плитами располагалась деревянная подкладка а плиты скреплялись между собой при помощи "ласточкина хвоста".

    Первый раз достроить линкоры помешала война.

    ЛК типа "Советский Союз" (по сути американский проект) советская довоенная промышленность была не в состоянии построить. Революция и гражданская война лишила страну и средств производства и производительных сил и культуры проектирования. В 30-е годы приходилось все начинать с нуля, ни то, что линкор, а речной монитор толком создать не могли. Башенное производство отсутствовало, орудия большого калибра делать не могли, броневых плит нужной толщины изготовить тоже, не говоря уже о силовой установке. А ведь все это Императорская Россия делала!

    Не нужно иметь «семи пядей во лбу», чтобы понять очевидную вещь – в предвоенные годы Советский союз скупал ТЕХНОЛОГИИ
    Все остальное он делал сам.

    Скорее брал, что дают, а давали так, чтобы чего-нибудь да не хватало. Налицо полная зависимость довоенного СССР от заграницы в деле создания флота. В результате во время войны основная нагрузка легла на "москитный флот", крейсера и линкоры спрятали в базах, где они эффективно громили врага своей артиллерией... созданной еще при царе. А для защиты Арктики от немецких рейдеров арендовали американский линкор.

    Укоризненная фраза «СССР не построил ни одного линкора» может вызвать лишь гомерический хохот. Советский Союз умел строить подлодки из титана, авианесущие крейсера и гигантские атомоходы «Орлан» - любой дредноут меркнет на фоне этих ШЕДЕВРОВ конструкторской мысли.

    Да что там говорить, Петр I вообще корабли из дерева строил, вот недоумок!
    Если уж сравнивать, то дредноут начала ХХ века, это как авианосец конца ХХ века. Так что мы можем предъявить в противовес атомным авианосцам США, Англии, Франции? И не надо вспоминать 4-х "Орланов", ибо и Америка строила ракетные крейсера (и эсминцы), например "Тикондерога" - 27 единиц.

    Известная история с покупкой станков фирмы TOSHIBA для точной мехобработки винтов советских субмарин – не более чем курьез. В конце-концов, купили станок, а не готовый эсминец или подлодку.

    Не курьёз, а блестящая операция КГБ, не "станок", а обрабатывающий центр с ЧПУ, каких в Союзе делать не умели. Благодаря этому "станку" лопастям винтов подводных лодок удалось придать нужный профиль, снизивший шум, а это очень серьёзно. Такое оборудование гораздо ценнее покупки самого совершенного эсминца.

    Эпилог:...
    Господа, у Вас не складывается ощущение дежа-вю?

    У меня полное, погуляйте по интернету, те же обвинения только имена поменялись. В 1917 те кто "судачили между собой" в великосветских салонах, стенах университетов, трактирах получили по полной. Если будем поливать грязью историю своей страны вместо того, что бы учиться на ошибках своих предков - кончим так-же.

       
     


  2. » #5 написал: Чалдон (2 августа 2013 21:41)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 54
    Рейтинг поста:
    0
    Для того, что бы гордиться достижениями позднего СССР не обязательно втаптывать в грязь историю Российского Императорского флота! Да, Россия заказывала корабли за границей, но свои верфи так же были загружены под завязку. Строили все классы кораблей (своей разработки) не уступавшие лучшим аналогам. Скажем кроме названого "Цесаревича" флот получил в это же время серию из 4-х броненосцев отечественной постройки, ставших результатом развития взглядов российских моряков и кораблестроителей. Автор не смог не упомянуть о "Новике", забыл только упомянуть сколько таких эсминцев было построено в короткое время (30 построено еще 28 помешала достроить революция). Линкоры типа "Севастополь"(4) и "Императрица Мария"(3) полностью отвечали взгляда отечественной военной науки, а "Измаилы", будучи построены, не имели бы себе равных ни по вооружению, ни по бронированию. Судостроительная промышленность России в предвоенные годы развивалась невиданными темпами. Подтверждение моим словам легко найти в сети. А вот СССР в предвоенные годы линкоры строить просто не мог, настолько деградировала промышленность, даже лидер пришлось заказывать за границей, а линкоры типа "Советский Союз" разрабатывались на базе "американцев". Только к 60-70гг мы сформировали свою кораблестроительную школу и это принесло свои плоды. История России - одно целое, со своими взлетами и падениями. На ошибках следует учиться, а достижениями - гордиться, вне зависимости от строя и эпохи. ЭТО ВСЕ НАША ИСТОРИЯ!

       
     


  3. » #4 написал: flaer44 (1 августа 2013 21:24)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 43
    Рейтинг поста:
    0
    Публикация хороша,если бы всё было так гладко, какие СУ на последних БПК?

       
     


  4. » #3 написал: erborgr (1 августа 2013 15:24)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1789
    Рейтинг поста:
    0
    Немного юмора.Рассказали студенты однокурсники - служивые, из морфлота. Как известно, что большинство морских кораблей очень похожи, это касается и военных кораблей, тут только специалисты находят отличия. Давно это уже было, америкосы проводили учения в Тихом океане, мы же внимательно за ними наблюдаем, анализируем и запоминаем. И вот ночью к американскому топливозаправщику причаливает советский эсминец, что-то соответствующее отсемафорил. Американцы подали шланги, наш эсминец благополучно заправился и отчалил. Через некоторое время там спохватились, поняли свою ошибку, вроде бы даже пытались подать в суд, дескать, хоть оплатите за горючее. Но получили в ответ Шариковское - "виг вам"!

       
     


  5. » #2 написал: iura139 (1 августа 2013 14:39)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 2320
    Рейтинг поста:
    0
    Всё в нашей стране идёт по кругу, ничего не меняется,только нюансы...Ситуация с армией один,в один...Японская война показала всю подноготную империи,после чего был 1905 год...Только после такой оплеухи начали задумываться о развитии промышленности...Для СССР таким примером была война с Финляндией, победоносного в ней мало,но всё-таки уроки извлекли...Сейчас реформа Сердюкова вывернула всё на изнанку,хорошо хоть спохватились а то..........

       
     


  6. » #1 написал: farizkpe (1 августа 2013 12:58)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Седюкова с подельниками под скорый, справедливый и публичный суд с конфискацией имущества всей семьи.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map