Со дня гибели Энрико Маттеи, создателя энергетического консорциума Eni, прошло 50 лет. Его называли «последним князем эпохи Возрождения», «самым могущественным римлянином после императора Августа».
27 октября 1962 года самолет, на котором он возвращался из Сицилии в Милан, разбился около местечка Баскапе (Павия), обозначив конец не только целой эпохи экономического развития Италии, но и мирового энергетического порядка.
В последнее время к «делу Маттеи» вновь проявляется большой интерес. Не в последнюю очередь этому способствовал одноименный фильм Франческо Рози, недавно отреставрированный и показанный на последнем Венецианском кинофестивале, где режиссер, которому в ноябре этого года исполняется 90 лет, получил приз «Золотой лев» за карьеру.
Несмотря на прошедшие полвека со дня трагической гибели основателя Eni, она до сих пор вызывает немало вопросов. Уже не подлежит сомнению, что тем далеким октябрьским вечером Энрико Маттеи стал жертвой покушения: благодаря новому расследованию, проведенному в 90-х годах прокуратурой города Павия, было установлено, что на борту находился заряд тротила, взорвавшийся, когда самолет пошел на посадку.
Некоторые раскаявшиеся мафиози, как Гаэтано Йянни и Томмазо Бушетта, подтвердили, что взрывчатка в самолет Маттеи была подложена сицилийской мафией, которую попросила об этом «одолжении» мафия американская.
Энрико Маттеи родился в 1906 году в маленьком городке Аскуаланья, недалеко от Пезаро, в семье бригадира карабинеров. Он начал свою трудовую деятельность очень рано - рабочим на фабрике, и в 20 лет уже стал начальником химической лаборатории, изготавливавшей лак для покрытия металла. Во время войны участвовал в Сопротивлении, где познакомился с Луиджи Лонго, будущим главой Итальянской коммунистической партии, который впоследствии помог ему заключить экономические контракты с Советским Союзом.
Настоящий взлет в карьере Маттеи произошел сразу после окончания Второй мировой, когда он получил место директора Agip–компании, созданной во времена фашистского режима, которая занималась поиском газовых и метановых месторождений на севере Италии.
В какой-то момент Маттеи должен был закрыть Agip, поскольку задачу энергетического обеспечения страны захотели взять на себя англо-американские компании. Но Маттеи проявил удивительную твердость и самостоятельность: понимая, что будущее зависит от энергетики, он не только не закрыл компанию, но расширил поиски метана, увенчавшиеся успехом.
Только человеку необыкновенной воли, ума, работоспособности, дипломатических качеств было в тех условиях под силу изменить ситуацию. Маттеи удалось заразить своими идеями премьер-министра Италии Альчиде Де Гаспери, который находился под постоянным давлением англо-американских компаний, чувствовавших угрозу своей монополии. Но Энрико Маттеи упрямо шел вперед.
Чтобы избежать ненужной бюрократии, он пускался во всевозможные авантюры: нередко жители итальянских городов просыпались воскресным утром, с изумлением созерцая проложенные за ночь газовые трубы - такими вот своеобразными методами проводилась «газификация всей страны».
Позже Маттеи начал поиски нефти на итальянской территории и закупил у Англии ядерный реактор (ядерная программа будет закрыта в Италии в конце 80-х под сильным давлением тех же американцев).
А в 1953 году был создан энергетический консорциум Eni. Это было его детище, и для многих Eni и его глава были едины и неразделимы. Концерн был государственным – Маттеи считал, что энергетическая область ни в коем случае не должна попадать в руки частников, которые видят цель лишь в немедленном получении прибыли.
Поскольку на территории Италии не удавалось найти достаточное количество нефти для того, чтобы удовлетворить растущие потребности индустрии, Маттеи начал искать ее за пределами страны, и в этих поисках нажил себе немало врагов.
Особенно непримиримую позицию заняли семь ведущих англо-американских компаний, так называемые «семь сестер», которых раздражал метод главы Eni: в странах Африки и Ближнего Востока он предложил странам-экспортерам нефти рекордно высокую прибыль от продажи - до 75% вместо установленных 50%.
Энрико Маттеи привнес новый взгляд на ведение дел в энергетическом секторе и на человеческие отношения в бизнесе. При этом он отнюдь не был святым. Критики в его адрес хватало и в Италии, и за рубежом. Его обвиняли в политической неразборчивости (у него были друзья во всех политических партиях), в превышении полномочий, отсутствии демократизма. Он почти единолично определял политику Eni, что косвенно влияло на международную политику Италии. Но самым удивительным было то, что все это он делал не ради личной выгоды. Проблемы Италии его интересовали гораздо больше, чем собственные. Он обходился малым, отправлял деньги на благотворительность, а на Доломитах выстроил для своих подчиненных туристическую деревню, где они могли бесплатно проводить отпуск.
Его было невозможно купить – следовательно, его надо было уничтожить. Сразу после его гибели было проведено быстрое и поверхностное расследование, и дело было квалифицировано как «простая авария».
Но в 1972 году на экраны вышел фильм Франческо Рози «Дело Маттеи», вернувший к нему интерес. Этому не в последнюю очередь способствовало то, что во время съемок таинственным образом исчез журналист Мауро Де Мауро, консультант фильма, которого режиссер попросил провести независимое расследование смерти Маттеи.
А Бенито Ли Виньи, писатель и в прошлом помощник Маттеи, нашел в Америке неизвестные документы, проливающие свет на последние дни жизни главы Eni. Из них становится ясно, что президент США Джон Кеннеди собирался встретиться с Маттеи, чтобы через него установить более тесные связи с Советским Союзом. Однако преждевременная смерть обоих подвела черту под прекрасными иллюзиями сделать мир более мирным и гуманным.
27 октября 1962 года самолет, на котором он возвращался из Сицилии в Милан, разбился около местечка Баскапе (Павия), обозначив конец не только целой эпохи экономического развития Италии, но и мирового энергетического порядка.
В последнее время к «делу Маттеи» вновь проявляется большой интерес. Не в последнюю очередь этому способствовал одноименный фильм Франческо Рози, недавно отреставрированный и показанный на последнем Венецианском кинофестивале, где режиссер, которому в ноябре этого года исполняется 90 лет, получил приз «Золотой лев» за карьеру.
Несмотря на прошедшие полвека со дня трагической гибели основателя Eni, она до сих пор вызывает немало вопросов. Уже не подлежит сомнению, что тем далеким октябрьским вечером Энрико Маттеи стал жертвой покушения: благодаря новому расследованию, проведенному в 90-х годах прокуратурой города Павия, было установлено, что на борту находился заряд тротила, взорвавшийся, когда самолет пошел на посадку.
Некоторые раскаявшиеся мафиози, как Гаэтано Йянни и Томмазо Бушетта, подтвердили, что взрывчатка в самолет Маттеи была подложена сицилийской мафией, которую попросила об этом «одолжении» мафия американская.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос - кому мешал Энрико Маттеи, необходимо вернуться на пятьдесят лет назад и проследить жизненный путь человека, который «сделал сам себя», что в Италии, стране знакомств и блата, совсем не просто.
Энрико Маттеи родился в 1906 году в маленьком городке Аскуаланья, недалеко от Пезаро, в семье бригадира карабинеров. Он начал свою трудовую деятельность очень рано - рабочим на фабрике, и в 20 лет уже стал начальником химической лаборатории, изготавливавшей лак для покрытия металла. Во время войны участвовал в Сопротивлении, где познакомился с Луиджи Лонго, будущим главой Итальянской коммунистической партии, который впоследствии помог ему заключить экономические контракты с Советским Союзом.
Настоящий взлет в карьере Маттеи произошел сразу после окончания Второй мировой, когда он получил место директора Agip–компании, созданной во времена фашистского режима, которая занималась поиском газовых и метановых месторождений на севере Италии.
В какой-то момент Маттеи должен был закрыть Agip, поскольку задачу энергетического обеспечения страны захотели взять на себя англо-американские компании. Но Маттеи проявил удивительную твердость и самостоятельность: понимая, что будущее зависит от энергетики, он не только не закрыл компанию, но расширил поиски метана, увенчавшиеся успехом.
Только человеку необыкновенной воли, ума, работоспособности, дипломатических качеств было в тех условиях под силу изменить ситуацию. Маттеи удалось заразить своими идеями премьер-министра Италии Альчиде Де Гаспери, который находился под постоянным давлением англо-американских компаний, чувствовавших угрозу своей монополии. Но Энрико Маттеи упрямо шел вперед.
Чтобы избежать ненужной бюрократии, он пускался во всевозможные авантюры: нередко жители итальянских городов просыпались воскресным утром, с изумлением созерцая проложенные за ночь газовые трубы - такими вот своеобразными методами проводилась «газификация всей страны».
Позже Маттеи начал поиски нефти на итальянской территории и закупил у Англии ядерный реактор (ядерная программа будет закрыта в Италии в конце 80-х под сильным давлением тех же американцев).
Он был уверен, что только энергетическая независимость поможет Италии стать конкурентноспособной на мировом рынке и быть экономически развитой страной.
А в 1953 году был создан энергетический консорциум Eni. Это было его детище, и для многих Eni и его глава были едины и неразделимы. Концерн был государственным – Маттеи считал, что энергетическая область ни в коем случае не должна попадать в руки частников, которые видят цель лишь в немедленном получении прибыли.
Поскольку на территории Италии не удавалось найти достаточное количество нефти для того, чтобы удовлетворить растущие потребности индустрии, Маттеи начал искать ее за пределами страны, и в этих поисках нажил себе немало врагов.
Особенно непримиримую позицию заняли семь ведущих англо-американских компаний, так называемые «семь сестер», которых раздражал метод главы Eni: в странах Африки и Ближнего Востока он предложил странам-экспортерам нефти рекордно высокую прибыль от продажи - до 75% вместо установленных 50%.
Кроме того, в самый разгар холодной войны он заключил экономический контракт с Советским Союзом, и это не был простой контракт о купле-продаже нефти, но об обмене опытом, оборудованием и новыми технологиями.
Энрико Маттеи привнес новый взгляд на ведение дел в энергетическом секторе и на человеческие отношения в бизнесе. При этом он отнюдь не был святым. Критики в его адрес хватало и в Италии, и за рубежом. Его обвиняли в политической неразборчивости (у него были друзья во всех политических партиях), в превышении полномочий, отсутствии демократизма. Он почти единолично определял политику Eni, что косвенно влияло на международную политику Италии. Но самым удивительным было то, что все это он делал не ради личной выгоды. Проблемы Италии его интересовали гораздо больше, чем собственные. Он обходился малым, отправлял деньги на благотворительность, а на Доломитах выстроил для своих подчиненных туристическую деревню, где они могли бесплатно проводить отпуск.
Его было невозможно купить – следовательно, его надо было уничтожить. Сразу после его гибели было проведено быстрое и поверхностное расследование, и дело было квалифицировано как «простая авария».
Но в 1972 году на экраны вышел фильм Франческо Рози «Дело Маттеи», вернувший к нему интерес. Этому не в последнюю очередь способствовало то, что во время съемок таинственным образом исчез журналист Мауро Де Мауро, консультант фильма, которого режиссер попросил провести независимое расследование смерти Маттеи.
Сам Франческо Рози тоже неоднократно получал угрозы, но они не заставили его отказаться от своего замысла.
А Бенито Ли Виньи, писатель и в прошлом помощник Маттеи, нашел в Америке неизвестные документы, проливающие свет на последние дни жизни главы Eni. Из них становится ясно, что президент США Джон Кеннеди собирался встретиться с Маттеи, чтобы через него установить более тесные связи с Советским Союзом. Однако преждевременная смерть обоих подвела черту под прекрасными иллюзиями сделать мир более мирным и гуманным.