Разведка «святого престола»
Глава из книги «Тайное становится явным». Владислав Минаев. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР Москва - 1960
На гербе Ватикана изображены скрещенные ключи. Одним ключом католическая церковь как бы открывает доступ ко всему, что ее интересует, а другим – запирает все, что ей противоречит. Это изображение на гербе весьма символично.
Чтобы иметь доступ ко всему сокровенному в международной политике, римские папы создали широко разветвленную разведывательную организацию.
Разведку Ватикана фактически обслуживает вся католическая церковная иерархия. Свыше полусотни «дипломатических» представителей папы и полторы тысячи архиепископов и епископов, руководящих католическим духовенством в разных частях света, систематически собирают самую различную информацию от десятков тысяч подчиненных им низших церковных чинов и направляют ее в Ватикан. Добыванием разведывательной информации занимаются многочисленные монашеские ордена, созданные Ватиканом. Наконец, для этой цели Ватикан использует множество разных католических организаций, объединяемых ассоциацией «Католическое действие», а также политические партии католиков.
Важнейшими организующими центрами ватиканской разведки являются резиденции папских дипломатов – нунциев (послов), интернунциев (посланников) и апостолических легатов (церковных представителей папы).
Весь поток собираемой информации поступает в специальное ведомство Ватикана – «Конгрегацию священной канцелярии», учрежденную в 1542 году и заменившую собой «Великую римскую инквизицию». Огромный аппарат чиновников ежедневно тщательно изучает и классифицирует поступающие сведения. ТомасМорган, автор книги о Ватикане, метко названной им «Пост подслушивания» пишет: «День и ночь стекаются к святому престолу вести, дурные и хорошие, из самых отдаленных уголков мира».
В октябре 1939 года, спустя месяц после начала второй мировой войны, Ватикан создал при своем государственном секретариате так называемое «Бюро информации», которое возглавил бывший католический епископ в царской России Евреинов – один из старейших деятелей Ватикана на поприще шпионажа. Это бюро организовало свои филиалы в важнейших центрах и в особенности в районах, где происходили военные действия. Сеть филиалов систематически расширялась. Они имелись в Вашингтоне и Токио, в Каире и Бангкоке, в нейтральных странах и во многих пунктах оккупированной гитлеровцами территории. Сотни специальных агентов каждодневно занимались выполнением заданий бюро.
Под видом «розыска военнопленных и беженцев», «помощи голодающим» и т.п. «Бюро информации» распространило свою деятельность на все театры военных действий. Маскируясь «благотворительными» целями, ватиканская агентура проникала в лагеря для военнопленных и интернированных, завязывала связи с беженцами и эмигрантами, снабжала их радиоприемниками, литературой, музыкальными инструментами. Все это служило ширмой для шпионской работы. К концу войны «Бюро информации» Ватикана разрослось в крупнейшую разведывательную организацию, обслуживавшую как США и Англию, так и фашисткую Германию, с центром, насчитывающим в своем аппарате до 150 человек. Бюро представляло собой подсобный орган ватиканской разведки, которым является так называемый «Центр информации для бога» («Чентро информационе про део»).
Еще в самом начале второй мировой войны Ватикан начал добиваться установления «взаимодействия» своей разведки с соответствующими американскими инстанциями. Один из католических иерархов в США, епископ Джемс Райан, опубликовал 12 мая 1940 года в газете «Нью-Йорк Таймс» статью, в которой доказывал целесообразность для Соединенных Штатов установления дипломатических отношений с Ватиканом. Указывая на политические выгоды этого, епископ особенно подчеркивал, что Ватикан – самая информированная в мире организация.
Соединенные Штаты охотно пошли на установление неофициальных дипломатических отношений с Ватиканом. В 1940 году в Ватикан прибыл личный представитель США Майрон Тэйлор – бывший президент стального концерна «Юнайтэд стейтс стил корпорэйшн», директор «Ферст нэйшнл бэнк» в Нью-Йорке и глава ряда других фирм, контролируемых банкирским домом Моргана.
«Одна из целей, которую преследовал Тэйлор, - пишет американский журналист Чанфарра, - состояла в сборе максимума возможных сведений… Дело в том, что с самого начала войны Ватикан все время располагал весьма значительной и бесперебойно поступавшей информацией о внутреннем положении в различных районах Европы, исключая СССР.
Можно безошибочно утверждать, что в распоряжение Тэйлора были предоставлены сведения, которые сразу же были переданы президенту Рузвельту».
Ватикан, по словам Чанфарра, в одно и то же время стремился не портить отношений с Муссолини и доставлял информацию его противникам.
По окончании войны разведка Ватикана подверглась реорганизации, объединившись с разведывательной службой ордена иезуитов. Вновь созданный орган, возглавляемый генералом иезуитского ордена Жанссеном, был подчинен исполняющему обязанности государственного секретаря Ватикана кардиналу Монтини.Заместителями Жанссена были назначены директор «Чентро информационе про део» Морлион – монах доминиканского ордена, бельгиец по происхождению, и директор шпионской организации иезуитов Шмидер.
Разведывательной деятельностью католической церкви, как пишет анонимный автор книги «Секретные документы ватиканской дипломатии», вышедшей в Италии в апреле 1948 года, руководил непосредственно и лично папа Пий XII. Он часто устраивал совещания с участием кардинала Монтини и других деятелей Ватикана.
Пражское телеграфное агентство 29 июня 1948 год сообщало, что между правительством США и Ватиканом было заключено секретное соглашение, по которому США взяло на себя финансирование «антикоммунистической» деятельности Ватикана. Папа Пий XII, со своей стороны, обязался максимально активизировать деятельность Ватикана против стран народной демократии и СССР. Фактически США финансировали Ватикан и раньше. По сообщениям печати, в 1947 году на разведывательную деятельность Ватикана только в Европе США предоставили около 500 тысяч долларов.
В конце апреля 1948 года в одной из румынских газет была опубликована статья под названием «Деятельность шпионской службы Ватикана», в которой излагалась суть новых директивных указаний, преподанных Пием XII своей разведке. Папа требовал, чтобы все католические организации, монашеские ордена и отдельные церковные деятели максимально использовали свои возможности для сбора разведывательных сведений, чтобы вся периферийная сеть ватиканской разведки немедленно установила контакт с местными резидентурами американской и английской разведок и передавала им всю информацию общего характера, которую возможно использовать для усиления борьбы с коммунизмом. Информацию особо секретного характера папа предложил направлять в главный центр ватиканской разведки.
Разведка США оказывает свое влияние на разведку Ватикана и через орден иезуитов, значительное число членов которого составляют американцы. Из 28 234 иезитов, имевшихся в мире к концу 1946 года, 6282 находились в Соединенных Штатах, а их нью-йоркская организация насчитывала 1200 членов, 4973 – в Испании, 4566 – в Англии, Канаде, Ирландии и Бельгии, 3154 – в Германии и Голландии, 3100 – во Франции, 2450 – в Латинской Америке, 2353 – в Италии и 1356 – в других странах.
Немецкий журнал «Вельтбюне» опубликовал статью Джузеппе Наварра под названием «Небесная рать», в которой рассказывается о подрывной деятельности иезуитов.
«Этот главный, наиболее боеспособный, наиболее опасный отряд «стратегических резервов» папы, - пишет автор. – У иезуитов нет определенной сферы действия, им поручаются, так сказать «специальные» задания… Они представляют особый ударный отряд. Орден иезуитов является венцом державы папы и одновременно самым эффективным ее оружием. Там, где нужно пробить брешь для проникновения политики католицизма, там, где нужно ликвидировать прорыв в собственных рядах, там, где «небесные полки» начинают шататься под ударами, - там на арене появляются иезуиты. Это – палачи и инквизиторы во времена борьбы с реформацией, это – воспитатели в княжеских домах до и после французской революции, это – авангард империализма в колониях, это – автоматчики в сражении против социализма».
Большую роль в деятельности разведки Ватикана играет также орден доминиканцев, или «братьев-проповедников». В прошлом представители этого воинствующего католического ордена обычно руководили инквизиционными трибуналами и другими органами ватиканского сыска, а также возглавляли высшую цензуру. Характер деятельности доминиканцев соответственно отражен на их гербе, на котором выгравирована собака, несущая в пасти горящий факел, и изображен патрон ордена св. Доминика, прижимающий палец к губам. Отсюда и другое наименование доминиканцев – «псы господни». Любопытен и тот факт, что по уставу ордена браться его имеют право разговаривать друг с другом только два часа в сутки.
Несмотря на многовековой опыт в области всякихвидов тайной борьбы с прогрессивными движениями, католическая церковь терпит на этом фронте одно поражение за другим. Поэтому Ватикан уделяет много внимания подбору и подготовке кадров для своего шпионского аппарата. Этим делом руководят два ватиканских органа – «Конгрегация семинарий, университетов и исследований» и «Конгрегация пропаганды веры».
Главной задачей разведка Ватикана считает подготовку агентов для ведения подрывной работы в странах народной демократии и в Советском Союзе.
Разоблачения Алигьеро Тонди
Говоря о Ватикане, нельзя обойти молчанием разоблачений, сделанных бывшим профессором ватиканского Грегорианского университета Алигьеро Тонди. Выходец из буржуазной семьи, архитектор и художник по образованию, Тонди 16 лет, с 19366 и до весны 1952 года, состял членом ордена иезуитов и достиг весьма высокого положения в ватиканской иерархии. В последнее время он занимал пост вице-директора института высшей религиозной культуры Грегорианского университета. Последняя его деятельность на этом посту была связана с очень ответственным заданием Ватикана.
Тонди было поручено изучать марксизм, положение в СССР и странах народной демократии с тем, чтобы «доказать необоснованность» этого учения и дать теоретическое направление в борьбе против социализма. Выполняя это поручение Ватикана, Тонди после длительной и сложной внутренней борьбына 44-м году жизни отказался от католицизма и примкнул к коммунистам.
В 1952 году в органе итальянской коммунистической партии «Унита» Тонди опубликовал ряд разоблачительных статей о Ватикане, изданных затем отдельной брошюрой по названием «Ватикан и неофашизм». В начале 1953 года во Флоренции была опубликована книга Тонди «Иезуиты», и несколько месяцев спустя вышла в Риме новая его работа под названием «Тайная власть иезуитов».
Интересны разоблачения Тонди о «Католическом действии» («Акционе каттолика») – этой крупнейшей политической организации Ватикана. По его словам, на бумаге «Католическое действие» не должно заниматься политикой, но факты говорят, что в его «учреждениях, на собраниях, на лекциях – словом, повсюду господствовала политика и самый неистовый, свирепый антикоммунизм, кровожадный даже в выражениях». Глава «Католического действия» Луиджи Джедда является инициатором создания «религиозных» организаций нового типа. Речь идет о «Гражданских комитетах».
Эти комитеты были основаны в феврале 1948 года и сразу же приняли активное политическое участие в подготовке избирательной кампании в Италии. Так называемые «Гражданские комитеты» являются в буквальном смысле осведомительными организациями Ватикана. В этом легко убедиться, когда обращаешься к такому документу, как «Организация и план работы местного Гражданского комитета», изданному в 1951 году. В названном документе точно указывается, какого рода сведения должны собирать исполнительные органы «Гражданских комитетов». К таким сведениям относятся данные о явной или скрытой деятельности политических партий, об общественном мнении в отношении местных и национальных проблем, представляющих общий интерес. Такие сведенияс обираются в результате наблюдения за новостями, внимательного чтения прессы и сбора сведений и документов. Общественное мнение, как пишется в указанном документе, разведывается путем формулирования точных вопросов, интересующих «Гражданский комитет» и направление этих вопросов значительному числу лиц различного социального положения. Ответы аккуратно аннотируются.
В одной из своих книг Тонди указывает на огромную финансовую поддержку, оказываемую американскими монополиями Ватикану.
«Монсиньр Фаллани из ватиканского секретариата иностранных дел, - пишет Тонди, - как-то откровенно сказал мне: «Сейчас Америка посылает нам столько долларов, сколько нам необходимо, ибо она нуждается в нас как в политической силе». Лейбер, личный секретарь папы, также говорил Тонди, что Ватикан «получает из США много долларов… Кардинал Спеллман и Белый дом помогают нам всеми силами».
Агентура Ватикана
Ватикан имеет широкую сеть агентов. Одной из главных задач всей этой сети является подрывная деятельность в странах народной демократии. Пожалуй, наибольшее внимание Ватикана привлекает Чехословакия.
В буржуазной Чехословакии позиции католической реакции были весьма сильными. Католические князья церкви содействовали захвату страны гитлеровской Германией. В годы немецко-фашистской оккупации они активно помогали захватчикам. Предвидя разгром фашистской Германии, ватиканская разведка насаждала на территории Чехословакии шпионско-диверсионную сеть с расчетом на использование ее в послевоенное время.
В качестве организатора этой сети в 1943 году в Чехословакию был заслан под видом антифашиста опытнейший шпион Демислав Колакович. Хорват по национальности, этот «профессор богословия», обосновавшись в Словакии, развил необычайную активность. Во время народного восстания в Словакии осенью 1944 года он проник с помощью католического епископа Шкрабика в ряды повстанцев. Выпытывая у раненых во время исповеди военные тайны и добывая сведения другими путями, Колакович передавал их немецко-фашистским оккупантам через шпионский пункт, помещавшийся в самой епископской резиденции.
Матерый иезуитский шпик создал в Словакии шпионско-диверсионную сеть, носившую конспиративное наименование «Семья». Участники этой разведывательной организации обслуживали одновременно ватиканскую и гитлеровскую разведки.
С сомента образования Чехословацкой Республики Ватикан плел интриги, целью которых являлось свержение народной власти. Вокруг верхушки католической церкви объединялись деятели распущенных и запрещенных фашистских и профашистских партий.
Во время февральских событий 1948 года, когда чехословацкая реакция подготавливала государственный переворот, агентура Ватикна действовала в полном контакте с заговорщиками. Пражский архиепископ Беран обещал им полную поддержку папы. После провала планов реакции Ватикан еще оболее активизировал шпионско-диверсионную деятельность против Чехословакии. Без согласия чехословацкого правительства в Прагу был направлен новый папский нунций – Веролино, широко известный по своей подрывной работе в народно-демократической Венгрии. По его указанию было проведено тайное совещание всех католических епископов в Чехословакии, на котором архиепископ Беран потребовал от имени Веролино усилить подрывную работу. Он предложил епископам создать новые подпольные шпионско-диверсионные группы.
Но не везде папский нунций встретил со стороны низшей церковной иерархии «послушание трупа» (девиз иезуитов, характеризующий беспрекословное повиновение). Многие священники отказались следовать наставлениям посланца Ватикана. Веролино пытался воздействовать на некоторых из них применением различных кар, но это вызвало протесты рядовой массы католиков.
В 1950 и 1951 гг. последовали судебные процессы нескольких групп разоблаченных в Чехословакии тайных агентов Ватикана, уличенных в подрывной деятельности против республики. На скамье подсудимых сидели люли в черных, коричневых и белых сутанах.
Суд установил, что некоторые обвиняемые в период немецко-фашистской оккупации, будучи агентами Ватикана, одновременно сотрудничали с гестапо. Фактически между гестапо и ватиканской разведкой существовал самый тесный контакт в борьбе с народно-освободительным движением. С помощью гестапо Ватикан избавлялся от неугодных ему священников.
Было доказано, что во многих католических монастырях и церквах Чехословакии укрывалось оружие и они служили прибежищем для иностранных шпионов и террористов. Так, католический костел в городе Зноймо был превращен в центр переброски за границу предателей чехословацкого народа, которые затем после соответствующей подгтовки направлялись обратно в Чехословакию для шпионско-диверсионной работы.
Настоятель Премонстрантского монастыря аббат Махалка хранил в укромных уголках обители оружие и боеприпасы, а в мехах органа и других местах прятал около миллиона чехословацких крон, американские доллары, итальянские лиры, золотые и серебрянные вещи. Свой пистолет Махалка держал в исповедальне. Служитель доминиканского ордена и преподаватель католической семинариии в Оломоуце Сильвестр Брайн занимался распространением антигосударственных листовок и использовал кафедру семинарии для того, чтобы сеять недовольство и подстрекать верующих на антинародные выступления.
Столь же неприглядны и деяния трех словацких епископов – Яна Войтешака, Михала Бузалки и Павла Гойдича, которых судили в Братиславею. Эти князья церкви прятали бежавших из Польши бандитов, устраивали склады оружия, печатали контрреволюционную литературу, устанавливали в своих резиденциях тайные радиопередатчики, подготавливали террористические акты.
Чрезвычайную активность в подрывной раблоте против чехословацкого народа проявляли иезуиты, глав которых в Чехословакии Франтишек Шингал был уличен в систематической шпионской деятельности.
В других странах народной демократии, в частности в Польше и Албании, агентура Ватикана также содействовала осуществлению агрессивных планов международной реакции.
В 1952 году польские органы государственной безопасности разоблачили в Кракове большую шпионскую организацию, созданную Ватиканом и польской реакцией.
Шпионов в сутанах возглавлял ксендзЮзеф Лелито. Еще в годы немецко-фашистской оккупации этот «пастырь» организовал фашистскую банду. После освобождения Польши от фашисткой оккупации Лелито с помощью кардинала Сапеги совершил много кровавых преступлений. Поэтому он был вынужден долгое время скрываться под фальшивой фамилией.
В это время Лелито установил связь с американским разведывательным центром в Мюнхене, от которого стал получать инструкции по организации шпионажа и диверсионных действий. Вскоре он привлек к шпионской деятельности некоторых своих некоторых своих коллег ксендзов. Опорным пунктом шпионской организации стала краковская курия, в стенах которой шпионы хранили иностранную валюту и другие ценности, а также оружие.
Задержанный по этому делу бывший нотариус Краковского архиепископства ксендз Похопень сознался, что он тесно сотрудничал с ксендзом Лелито. Ежедневно в архиепископство поступало от 50 до 100 рапортов от католических священников, из которых Похопень черпал нужные шпионские сведения, которые затем передавал ксендзу Лелито для отправки за границу.
Ковалик, один из участников шпионской шайки, признался, что он не останавливался перед вербовкой для шпионской деятельности даже детей.
В начале 1950 года в Ватикане было созвано специальное совещание, на котором обсуждались мероприятия по усилению шпионско-диверсионной деятельности в странах народной демократии. На этом совещании было решено организовать в Риме двухгодичную школу. Окончившие эту школу предназначались для выполнения функций резидентовв странах народной демократии, куда они должны были формально направляться в качестве священников. Кроме того, было решено открыть в Милане и Венеции курсы для подготовки радистов и шифровальщиков с годичным сроком обучения. Слушатели этих курсов также предназначались для работы в странах народной демократии.
Учебные заведения снабжены новейшим американским оборудованием, а в качестве преподавательского персонала в них подвизаются офицеры американской разведки. Контингенты же слушателей подбираются Ватиканом преимущественно из числа духовного звания.
Католическая реакция стремится сорвать строительство социализма в странах народной демократии. Она полагает, что лишний десяток шпионов и диверсантов «высокой квалификации» или тысяча предателей, принадлежащих к разновидности так называемой «массовой агентуры», смогут сделать что-либо решающее в этом направлении. Бдительность свободных народов разбивает эти зловещие планы.
«Конгрегация» в борьбе с коммунизмом
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции Ватикан занял непримиримую, резко враждебную позицию по отношению к Советскому государству. Представитель Временного правительства при Ватикане Лысаковский в течение ряда лет после образования Советской республики именовал себя «представителем России» и осуществлял связь Ватикана с различными белогвардейскими организациями. Одновременно миссия Лысаковского служила для папского престола поставщиком шпионской информации о Советской России. В тот же период Ватикан начал проводить различные мероприятия, имевшие целью подрыв международного и внутриполитического положения нашей страны.
Особую роль в этой подрывной деятельности играла и играет образованная при Ватикане еще в мае 1917 года «Конгрегация восточных церквей», на которую возложено руководство делом распространения «католицизма восточной обрядности» в странах с православным населением. После Октябрьской революции «Восточная конгрегация» превратилась из центра по руководству «воссоединением христианского мира в лоне единой (то есть католической) церкви» в штаб Ватикана по борьбе с коммунизмом и организации антисоветских интриг.
В 1918 году папа Бенедикт XV назначил епископа Ахилла Ратти «апостолическим визитатором по делам России». Советское правительство отказало Ратти в разрешении на въезд в страну. Тогла он получил назначение на пост чрезвычайного нунция в Варшаве. Сын миланского фабриканта, прошедший школу католического воспитания, Ратти оказался ловким и коварным организатором антисоветского шпионажа в дни войны.
Действуя в тесном контакте со «вторым отделом» (так называемой «двойкой») генерального штаба буржуазной Польши, Ратти развернул подрывную деятельность против Советской страны. При его прямом участии в Варшаве были организованы особые курсы для подготовки шпионов и диверсантов из числа католических священников. Во Львове была создана типография для печатания на русском и украинском языках антисоветских листовок и воззваний. В тыл советских войск засылались агенты, которые устанавливали связь с местными ксендзами и, пользуясь их помощью, собирали шпионские сведения и подготавливали всякие провокации.
Антисоветская деятельность Ратти не ограничивалась только пределами Польши. Его уполномоченные и тайные агенты орудовали во всех граничивших с Советской Россией государствах и на Балканах. Сам Ратти и его подручные установили тесную связь со многими эмигрантскими белогвардейскими организациями. Он направлял также деятельность назначенного папой «апостолического визитатора по делам Украины».
В 1920 году Ратти вернулся в Рим, а в следующем году за свои «заслуги» получил кардинальское звание, став наиболее вероятным кандидатом на папский престол.
В 1921-1922 гг. ряд областей нашей страны постигли неурожай и голод. Ватикан обратился к Советскому правительству с предложением направить в Россию миссию якобы для оказания «помощи голодающим».
25 августа 1922 года миссия Ватикана по оказанию «помощи голодающим» прибыла в Крым. В составе миссии было 11 человек, в том числе 3 иезуита. Возглавлял ее американский иезуит, директор одного из колледжей этого ордена в США, «доктор философии» Эдмунд Уолш.
Советское правительство в начале 1924 года потребовало отзыва главы миссии Уолша, изобличенного в антисоветской деятельности. На смену Уолшу Ватикан прислал «святого отца» Германа, но характер и содержание «работы» католической «миссии помощи» от перемены ее руководства не изменились ни на йоту, наоборот, миссия усилила свою подрывную деятельность. Ввиду этого летом 1924 года Советское правительство было вынуждено выслать ее личный состав из пределов страны.
Под различными предлогами католическая реакция пыталась создать свои опорные пункты в Закавказье. В сентябре 1918 года между Ватиканом и католикосом Грузии Кироном IIшли переговоры о слиянии православной и католической церквей. В результате предательства Кирона IIВатикан получил право назначить в Тбилиси католического архиепиксопа. На этот пост папа назначил доминиканца Мориондо, назвав его «апостолическим вкарием и администратором Кавказа». Одновременно папа поручил «неаполитанской провинции» ордена иезуитов распространить свою деятельность на Грузию. В 1921 году после установления в Грузии Советской влсти Мориондо был зам енен архиепископом Сметсом, который пробыл в Тбилиси до августа 1924 года. Деятельность Сметса в Грузии, не имевшая ничего общего с проповедью «слова божьего», завершилась его участием в меньшевистской авантюре, после ликвидации которой Советское правительство выслало Сметса.
«Руссикум»
Убедившись в невозможности «мирного» проникновения в СССР, Ватикан пытался активизировать вредительскую и шпионскую работу католического духовенства внутри Советского Союза и развернул подготовку специальных кадров шпионов и диверсантов, предназначенных для засылки в Советскую страну.
Вопрос о подготовке тайной агентуры для засылки в Советский Союз и об организации работы «по изучению России» был поставлен Ватиканом еще в начале 20-х годов. 12 ноября 1923 года папа в своем послании указал на необходимость «основать и вдохновлять восточный католический институт» в целях изучения Востока и подготовки католических проповедников для СССР.
Инициаторами создания этого института были иезуиты. При ордене иезуитов и был создан так называемый Восточный институт во главе с аббатом Мишелем д’Эрбиньи – сыном французского банкира. В конце 1925 года д’Эрбиньи совершил поездку в СССР и пробыл три недели в Москве. Видимо, это путешествие было необходимо д’Эрбиньи для личного ознакомления со страной. Плодом этой поездки явилась гнуснейшая книжонка, полная самых наглых клеветнических измышлений о нашей стране.
Затем по поручению папы д’Эрбиньи объехал некотороые страны для сбора средств на открытие при Восточном институте «русского колледжа». Многие капиталисты предоставили в распоряжение д’Эрбиньи значительные денежные средства. К 1928 году орден иезуитов получил 4 миллиона лир, из которых около половины было отпущено американской католической организацией «Рыцари Колумба».
Ватикан и орден иезуитов весьма тщательно готовились к открытию «русского колледжа», которому католическая реакция придавала большое значение. В Риме для колледжа было выстроено четырехэтажное здание. В 1930 году «Русский католический колледж имени св. Терезы» был открыт.
Первым директором «Руссикума» был назначен д’Эрбиньи, его заместителем – бывший царский офицер князь Волконский, принявший католичество. В числе преподавателей были: иезуит Яворно – бывший офицер австро-венгерской армии, бывший врангелевский офицер монах Николай Братко, священник Сипягин и другие.
Первый контингент слушателей «Руссикума» почти целиком состоял из белых эмигрантов. Каждый из слушателей прошел самую тщательную проверку. О настоящем лице «Руссикума» свидетельствую некоторые материалы, опубликованные в иностранной печати. Так, австрийская газета «Линцер фольксблатт» сообщала о нем следующее: «Это один из самых странных домов в Риме. Его окна никогда не открываются и двери всегда заперты. Питомцы этого института на протяжении всего срока обучения, который составляет от двух до трех лет, не имеют права принимать посетителей и переписываться с родными. В мрачный дом на улице Карло Альберто имеют доступ лишь некоторые лица, принадлежащие ордену иезуитов». Выпускники школы, по словам газеты, «направляются под чужим именем в зоны, занятые Советами» и путешествуют не в монашеском платье, а в качестве обычных туристов. Перед отъездом каждому из них папа дает особую аудиенцию. «Русским колледжем» руководит австрийский иезуит Швейгль, который, как указывала газета, долгое время жил в СССР. Помощником его состоит австрийский иезуит Веттер. Учащиеся колледжа подбираются главным образом из числа русских белоэмигрантов и перемещенных лиц.
«Русскиум» располагает и собственным пропагандистским аппаратом – Бюро пропаганды, которое издает еженедельный журнал «Леттр де Ром». В течение многих лет журналом руководил иезуит отец Ледит – канадец, русский по матери. Вся пропаганда «Руссикума» имеет антикоммунистическое и антисоветское направление.
Кроме «Руссикума», Ватикан использует для подготовки антисоветской агентуры Грегорианский и Западноукраинский институты, основанные – первый еще в 1883 году, а второй – в 1897 году.
С целью подыскания соответствующих контингентов для таких учреждений, как «Руссукум», Грегорианский и Западноукраинский институты, в некоторых городах учреждены так называемые «Российские католические миссии». Эти миссии выискивают среди белоэмигрантского отребья и гитлеровских военных преступников лиц, желающих принять католичество. После некоторой обработки согласившихся отправляют в Рим для получения специального образования или использования на практике.
Один из преподавателей института по изучению «русской современности» при Фордхемском католическом университетет в Нью-Йорке белоэмигрант, бывший князь Андрей Урусов, в разговоре с А. Тонди поведал о многих фактах антисоветской шпионской деятельности ордена иезуитов.
«Вспоминаю, - пишет Тонди, - с какой тщательностью иезуиты организуют сеть своих агентов во всем мире, стараясь охватить и прибрать к своим рукам эмигрантов, бежавших из Венгрии, Чехословакии и других демократических стран, но в особенности – русских белоэмигрантов. Этим явно провокационным делом занимаются иезуиты православного толка, шныряющие повсюду, где имеются значительные группы эмигрантов».
Как пишет Тонди, большое число белоэмигрантских организаций проводит антисоветскую шпионскую деятельность под руководством иезуитов. К таким организациям относятся «Русский антикоммунистический центр», «Высший монархический совет», «Российское антикоммунистическое объединение», «Союз Андреевского флага», «Комитет объединенных власовцев», «Национально-трудовой союз», «Российское народно-державное движение», «Союз борьбы русского народного движения», «Союз борьбы за освобождение народов России» и другие.
Еще ранее папа создал специальный орган «по изучению большевизма» - «Комиссию по делам России», которую возглавил аббат д’Эрбиньи. На эту комиссию папа возложил задачу «изучения положения религии» в СССР и ведение антисоветской пропаганды. В короткий срок комиссия превратилась в крупнейший центр по распространению самой злостной клеветы на Советский Союз.
В годы войны
Через несколько недель после нападения фашистской Германии на СССР Ватикан заключил с Гитлером соглашение о посылке на оккупированную советскую территорию специально подготовленных священников. Немецкие фашисты считали посланников Ватикана весьма ценным подспорьем для себя. С их помощью, как они полагали, им удастся «примирить русских с немецкой оккупацией».
В 1949 году в Чехословакии вышла книга «Заговор Ватикана против Чехословацкой Республики». В ней приведены факты, показывающие, что Ватикан был осведомлен о готовившемся нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Факты таковы. К моменту нападения фашистской Германии на СССР Ватикан располагал уже отпечатанными молитвенниками, предназначенными для граждан СССР, причем первой молитвой была молитва за… Пия XIIи русского царя. Заблаговременно Ватикан начал издавать в Словакии журнал «Православная Русь», редакция которого затем перебазировалась на оккупированную территорию СССР. Во время войны разведывательная служба Ватикана поддерживала тесный контакт с гитлеровской Службой безопасности (СД). Уполномоченный СД по делам церкви Бауэр регулярно приезжал в Рим, где совещался с главой ватиканской разведки Монтини. Во времяэтих совещаний происходил обмен информацией и намечался дальнейший характер сотрудничества обеих систем.
После разгрома Советской Армией гитлеровских полчищ под Сталинградом и по мере развертывания победоносного наступления Советских Вооруженных Сил Ватикан усиливал антисоветскую подрывную работу. Он создавал опорные пункты ватиканской разведки на территории сопредельных с СССР стран, откуда удобнее было тайно переправлять шпионов в Советский Союз. Одновременно Ватикан активизирует свою антисоветскую пропаганду. С 20 апреля 1943 года ватиканское радио начало передачи на русском языке, в которых содержались злобные выпады против Советской влсти, провокационные и клеветнические измышления.
Судебные процессы по делу ватиканских агентов, разоблаченных в послевоенное время в странах народной демократии, вскрыли картину их подрывной антисоветской деятельности. Один из агентов, уже упоминавшийся «профессор богословия» Колакович, предавший гестапо десятки чехословацких патриотов, в 1945 году нелегально перешел границу СССР. Ватикан поручил Колаковичу установить связь с реакционными элементами из среды греко-католиков, или так называемых униатов, проживающих на территории западных областей Украинской ССР, снабдить их деньгами и оружием, с тем чтобы использовать униатов для
Поддержки действовавших в Западной Украине антисоветских банд Степана Бандеры.
Проникнув на советскую территорию, Колакович имел свидание с бандитом Бандерой. Этот гитлеровский наемник, на совести которого кровь тысяч ни в чемне повинных мирных советских людей, встретился на большой лесной лужайке вблизи Перемышля с человеком, одетым в сутану ксендза. Представитель «святой римской церкви» уговаривает главаря банды убийц усилить свои разбойничьи операции. Колакович обещал бандитам оружие, боеприпасы, продовольствие, радиопередатчики и доллары.
Ватикан использовал представителей греко-католической церкви Чехословакии для оказания помощи бандеровским бандам, действовавшим на советской территории в Польше, в Чехословакии. При прямом содействии Ватиканав Чехословакии была создана курьерская и информационно-разведывательная службы бандеровцев. Вдоль специальной дороги, проходившей от польской границы через всю территорию Чехословакии и оканчивавшейся в американской оккупационной зоне Германии, были созданы пункты, которые служили местом укрытия для проезжающих курьеров, снабжения их продовольствием и документами.
Такими опорными пунктами являлись резиденция греко-католического епископа Гойдича (Словакия), женский монастырь вблизи этого города, греко-католическая церковь в Праге и многие другие приходы. Греко-католические священники оказывали содействие бандеровским бандам в их операциях против советской, польской и чехословацких армий. При прямом участии этих священников планировались разбойничьи налеты бандеровцев, священники добывали для них шпионскую информацию, фабриковали подложные документы, обеспечивали нелегальные переходы через границу и т.п.
Кто не слышал имени пламенного писателя-революционера, активного общественного деятеля Советской Украины Ярослава Галана! Его неукротимое, острое перо беспощадно разоблачало истинную деятельность Ватикана. В его гневных памфлетах срывались ханжеские, лицемерные маски с отцов святой церкви, и они предстали во всей своей неприглядности – злобные, коварные враги свободы и демократии, продавшиеся американским империалистам.
Галан был страшен Ватикану. Его решили купить. Писатель-боец с гневом отверг эту попытку. Его пытались запугать. Он ответил новым страстным памфлетом. Тогда папа благословил бандита-бандеровца Стахуру, и 24 октября 1949 года во Львове в своей квартире славный советский патриот Ярослав Галан был зверски убит.
Ватикан активно участвует в холодной войне против Советского Союза и стран народной демократии, поддерживает политику «с позиции силы». В Западнйо Германии Ватикан создает различные католические молодежные объединения. Финансирует эти объединения «союз немецких католиков», во главе которого стоят лица, в прошлом близкие Гитлеру.
В среде католиков растет недовольство политикой Ватикана, его подрывной деятельностью против социалистических стран. В связи с этим «отцы церкви» еще сильнее стали маскировать свою агентуру. Однако растет бдительность трудящихся, и даже тайная политика «послушания трупа» потерпит провал.
http://www.agentura.ru/library/vatican/
А есть ли у Римско-Католической Церкви спецслужбы в принципе? Апостольская нунциатура в Германиина запрос Института по изучению мирной политики сообщила 9 августа 1993 года, что "Святой престол, а также Государство Ватикан не располагают никакими разведывательными службами. Информация, касающаяся военных и экономических вопросов, не собирается никакими ведомствами. Необходимая для центральных институтов церкви информация церковно-религиозного характера направляется в Рим Апостольской нунциатурой".
Швейцарская гвардия - единственная легальная служба безопасности Папы (фото с официального сайта Ватикана)
Однако вряд ли можно поверить, что одно из самых древних государств в мире, не меньше прочих озабоченное распространением своего влияния, с такими претензиями на мировое господство и веру в собственное предназначение может обойтись без спецслужб.
Я задался этим вопросом в мае 2000 года, после того, как американские друзья переслали мне отрывок о ватиканской разведке из книги немецкого эксперта в области спецслужб Эриха Шмидта-Эенбома (Erich Schmidt-Eenboom) «Службы информации в Северной Америке, Европе и Японии» (''Nachrichtendienste in Nordamerika, Europa und Japan'').Там обнаружилась масса интересной информации. В том числе упоминался колледж «Руссикум» - как центр по подготовке агентов для нелегальной засылки на территорию СССР.
В результате месячной работы удалось собрать некий массив информации, которая была предложена для опубликования в газете «Сегодня» (я тогда работал именно в этом издании). Тут началась какая-то мистика, без которой не обошлось ни на одном этапе развития темы. В «Сегодня» опубликовать текст отказались, мотивируя очень странными причинами.
Однако статья все же была напечатана в газете «Версия».
Спустя пару недель самые разные люди стали разыскивать меня по поводу этой публикации, включая, например, Ивана Засурского. Неожиданно вспыло имя иезуитов, которые, оказывается, заслужили очень высокий авторитет среди московской (и не только) элиты…
Перейдя в «Известия», я решил продолжить тему. Оказалось, что те центры по сбору информации, которые удалось ранее обнаружить в структуре Ватикана (включая «Руссикум») контролируются иезуитами. В дальнейшем я постоянно наталкивался на представителей этого ордена, анализируя пропагандистские акции Ватикана в России. Возникла вздорная мысль, что ища спецслужбы Ватикана, я ранее просто проходил мимо очевидного ответа….
Результатом этих исследований стал текст, предложенный «Известиям». В общем, по каким-то совершенно мистическим причинам текст вышел в сильно урезанном виде. Хотя среди журналистов не принято показывать изнанку подготовки материалов, в данном случае приходится идти на нарушение этого принципа. Очень бы не хотелось, чтобы собранная информация о спецдеятельности иезуитов в России просто пропала.
Андрей Солдатов
Хроника сбора доказательств:
Март 2003 года. На «Агентуре» размещен материал, который показывает, что знали советские спецслужбы о тайной деятельности Ватикана в 60-е годы.
Февраль 2003 года. Многие исследователи свидетельствуют, что учебные заведения занимают в папской стратегии распространения католицизма особое место. Но понять, что именно делается в стенах университетов, можно только изнутри. Поэтому мне пришлось отправиться в Рим, правда, такая возможность представилась только в октябре прошлого года. Репортаж из Папского Григорианского университета.
Март 2001 года. В интервью «Русской мысли» Константин Мельник, координатор французских спецслужб во время алжирской войны, заявил:
- У иезуитов была такая группа по изучению России, три человека со мной вместе, что-то вроде «русского отдела ватиканской разведки». И они нам платили какие-то деньги за эту работу. У иезуитов в этот период были большие неприятности в странах Восточной Европы, и они хотели понять, что такое Советский Союз, какая связь между ним и Россией, кто такие Сталин и Ленин... Этим занимался кардинал Тиссеран, очень умный человек, кстати, бывший французский военный разведчик в Первую Мировую войну. Они боролись против коммунизации Церкви и вообще всех католиков в Восточной Европе. Организовали настоящее подполье, что-то вроде религиозного Сопротивления. И они начали эту работу очень рано, в 1949 году. В том, что случилось впоследствии в Польше, есть, наверное, и их заслуга. Они, конечно, думали, что если религиозное движение в странах Восточной Европы сохранится, то однажды это может привести к свержению советского строя в этих странах… (Полный текст интервью)
Декабрь 2000 года. Подтвердилась информация «Агентуры» о тесном сотрудничестве ЦРУ с соответствующими службами Ватикана. Только что в лондонском издательстве "Харпер Коллинз" вышла новая книга Найджелла Уэста «Третья тайна: ЦРУ, "Солидарность" и заговор КГБ по устранению Папы”. Подробности.
http://www.agentura.ru/dossier/vatican/ Источник: namakon.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В декабре 2007 года в Москве было открыто представительство светского католического ордена "Опус Деи" ("Дело Божье"). В ближайшее время Орден надеется обосноваться и в других городах России и, прежде всего, в Санкт-Петербурге, где Ватикан планирует создать более крупное отделение.
До сих пор Россия оставалась последней из крупных стран, где "Опус Деи" не был официально представлен. Тем не менее, как заявил представитель самой организации А.Хавард, сотрудники "Опус Деи" работают на территории России уже в течение 15 лет. Видимо, почва за это время оказалась настолько хорошо подготовленной, что руководство Ордена в лице главы епископа Хавьера Эчеварриа сочло возможным перевести организацию на "легальное" положение.
Сейчас российскую общественность пытаются успокоить, представляя "Опус Деи" как исключительно религиозно-просветительскую организацию, выполняющую якобы духовную миссию. В то же время хорошо известно, что "Опус Деи" – это организация с "двойным дном", осуществляющая не только миссионерскую деятельность (в реальности – религиозную экспансию), но и преследующая чисто политические цели. Аналитики называют ее неофициальным центром ватиканских спецслужб, или главной разведывательной службой Папы, выполняющей важнейшие политические миссии.
Для деятельности "Опус Деи" характерны, во-первых, закрытый характер и, во-вторых, "точечная" работа, то есть привлечение влиятельных фигур, которые становятся ядром "агентуры влияния" Ватикана. Не случайно руководитель российского отделения ордена, священник Хосе-Антонио Сеновилья, подчеркнул, что "Опус Деи" не собирается вести в России "активную пропаганду": "это не наш метод, мы работаем с каждым человеком лично". Непосредственно в состав Ордена входит более 85 тыс. человек, но их официальных списков не существует, сами члены не должны афишировать своей принадлежности к организации и хранят в тайне все, что касается методов их работы. Не существует и официальных финансовых отчетов, а печатный орган Ордена "Хроника" доступен только штатным членам – нумерариям.
Сегодня роль "Опус Деи" чрезвычайно велика, это не просто один из орденов Ватикана. В отличие от Православия католицизм представляет собой мощную политическую организацию, а Ватикан – один из важнейших игроков на международной арене. Если на протяжении четырех веков ключевую роль в обеспечении контроля над сознанием элит и в проведении соответствующей папским интересам политики играл Орден иезуитов, то сегодня его полностью заменил "Опус Деи", который после обретения в 1982 году статуса личной прелатуры Папы превратился в "мозг и сердце" современного католицизма.
Созданный в 1928 г. испанским священником Хосе Мария Эскрива де Балагер "Опус Деи" представляет собой принципиально новый тип орденской организации: кроме духовенства он включает и мирян, которые могут "обрести святость" в своих будничных делах, выполняя указанные функции в определенной общественной сфере. Фактически это копия протестантской этики с ее сакрализацией мирской деятельности, в которой человек и призван себя полностью реализовать. Выполнение любого дела рассматривается тут как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Этим обусловлены изначальный интерес Ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам, центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр.
Другим важнейшим элементом специфики работы "Опус Деи" является то, что Орден создан по модели секты, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину с абсолютным подчинением вышестоящим, с сетевым типом организации. Все члены общества подразделяются на три ступени: нумерарии (штатные члены организации, выполняющие руководящие функции, живущие в целибате, соблюдающие все обеты и правила, отдающие весь свой заработок в пользу Ордена), "аггрегати" (которые также холосты и отчисляют часть своего заработка) и "супернумерарии" (сверхштатные, состоящие в браке). В соответствии с этим строится вся деятельность Ордена, представляющая собой многоуровневую систему.
Главную роль играют официальные центры, представляющие духовную прелатуру. Затем идут организации, создаваемые правоверными мирянами – членами Ордена и сочувствующими. В названиях этих организаций не присутствует имя "Опус Деи", но они теснейшим образом связаны на религиозном уровне. К ним относятся университетские центры, центры профессионального обучения, различные образовательные учреждения, часто регистрируемые как фонды, культурные центры, где и происходит рекрутирование основной массы молодежи. И наконец, третий уровень включает в себя различные финансовые, политические и идеологические учреждения, не связанные с Орденом на религиозном уровне, но создаваемые людьми "Опус Деи". Эти учреждения настолько скрытно внедрены в структуру Ордена, что их очень трудно распознать. К ним относятся личные фонды, связанные с банками и промышленными предприятиями, политические клубы, семейные ассоциации. Эта система позволяет Ордену проникать в различные сферы и вовлекать в свою деятельность широкий круг людей, численность которых достигает несколько сот тысяч человек.
Уникальная дисциплина Ордена сделала его незаменимым именно тогда, когда католическая церковь оказалась в состоянии глубокого разложения, последовавшего за "либеральными" реформами П Ватиканского Собора. В 70-е годы позиции Ордена настолько укрепились, что им была поставлена задача осуществить глубинную "инфильтрацию" в "тело церкви". Важнейшую роль в этом сыграл Римский центр встреч служителей культа (CRIS), превратившийся в элитную организацию по обработке перспективных представителей духовенства, среди которых был и кардинал Кароль Войтыла.
Именно "Опус Деи" помог прийти к власти Иоанну Павлу П, который присвоил 28 ноября 1982 года Ордену статус "личной прелатуры", выведя его из-под юрисдикции епархиального руководства (опусдеисты называют этот день "исторической датой"). С этого времени Орден стал играть доминирующую роль в Ватикане, превратившись по существу в "церковь внутри церкви".
В условиях развернутого тогда на Западе наступления неоконсерватизма и крайнего обострения холодной войны "Опус Деи" поставил перед собой задачу добиться восстановления международного политического веса Ватикана. Восточная Европа являлась в 80-х годах главной сферой геополитического противоборства, и стратегические интересы Ватикана и США здесь полностью сошлись. Это стало основой "священного союза" Ватикана, Вашингтона и ЦРУ, в оформлении которого "Опус Деи" сыграл важнейшую роль. Для этого Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича с американскими членами Трехсторонней комиссии и в первую очередь с З.Бжезинским. Ключевыми фигурами "священного союза" стали также глава ЦРУ У.Кейси и госсекретарь США А.Хейг – оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемого "вооруженной рукой" Ватикана.
И еще один чрезвычайно знаменательный факт: в 1983 г. из католического юридического кодекса изымается действовавший 200 лет канон N 2335, который запрещал католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах. Это означало официальное прекращение борьбы Ватикана с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами. В том же 1983 году Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек), а в 1984 г. между Ватиканом и США устанавливаются дипломатические отношения. В Америке открывается не менее полусотни центров "Опус Деи", члены Ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона. С тех пор влияние Ордена здесь не перестает расширяться.
В этом стратегическом альянсе Святой Престол выступал в качестве главного эксперта и координатора действий западных спецслужб. Представители администрации Рейгана позднее признавались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше представители Ватикана опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Уильям Кларк, в частности, утверждал: "Информация Ватикана абсолютно превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех отношениях". Одновременно участие Ватикана призвано было и "духовно" узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти, которая была представлена и Папой, и Вашингтоном как "священная война" против коммунизма.
Параллельно с этой внешнеполитической религиозной задачей "Опус Деи" решал и другую – внутреннюю идеологическую. Она заключалась в проведении такой перестройки сознания западноевропейских элит, которая позволила бы им принять англосаксонский неолиберальный проект. Идеологические установки Ордена, будучи своеобразным симбиозом неолиберализма и религиозного фундаментализма, явились фактически католическим аналогом теории экономической свободы Ф.Хайека, оправдывающей уход государства из социально-экономической жизни общества. Эти установки были положены в основу соответствующих учебных и исследовательских программ в контролируемых Орденом университетах, институтах и финансовых школах. Вдохновителем их стал американский Институт изучения религии и свободы им. Эктона (Мичиган), а главным центром распространения – Международная академия философии в Лихтенштейне. На базе этих установок формировалось уже новое поколение европейских политиков, финансистов, экономистов, пришедших на смену старым кадрам как раз в начале ХХI века.
Иоанн Павел П, вошедший в историю как "Папа "Опус Деи"", оставил после себя богатое наследие. Добившись восстановления позиций Ватикана на мировой арене, органично инкорпорировав его в новую систему глобального управления, он крепко связал политику католической церкви с американскими геополитическими интересами.
Показателем эффективности работы "Опус Деи" стали ее успехи во Франции – стране с традиционно светской культурой и глубоко антиклерикальными традициями. Интенсивная инфильтрация опусдеистов началась при Ж.Шираке, совершившего в 1996 г. визит в Ватикан, который французские лидеры не посещали с 1959 г. Членами или симпатизирующими Ордену является значительная часть французских функционеров, работающих сегодня с Н. Саркози. Большие симпатии к "Опус Деи" всегда проявлял и ультра-либерал, мондиалист М. Камдессю – бывший директор-распорядитель МВФ, пристроенный Орденом после своей отставки в понтификальную комиссию "Справедливость и Мир".
Сегодня двумя приоритетными направлениями деятельности Ватикана являются, во-первых, обеспечение культурно-религиозного фундамента для строящейся Единой Европы, рассматриваемой исключительно в рамках евро-атлантической солидарности, и, во-вторых, ослабление позиций Русской Православной Церкви – в самой России (через распространение криптокатолицизма) и на Украине (через объединение украинских раскольников с греко-католиками в подчиненном Папе "Украинском Патриархате"). Преемственность этой политики и обеспечивает Бенедикт ХУI, достаточно тесно связанный с "Опус Деи", который способствовал его приходу к власти. В то же время, в отличие от Иоанна Павла П, привыкшего работать открыто и на массы, новый Папа проводит свою линию более скрытно, тихо, сдержанно, но и более жестко, что полностью соответствует предписаниям Эскрива де Балагера, учившего "быть внешне покладистым, но иметь стальной кулак в велюровой перчатке".
В последнее время влияние католической церкви в европейской политике заметно усилилось. Складывается консенсус правящих европейских элит и Ватикана, который должен превратиться в опору Единой Европы. Поскольку же число католических священников неудержимо сокращается (даже в Польше), растущее значение приобретает деятельность "святых мирян", которых и формирует "Опус Деи", все активнее внедряющийся в последнее время в международные организации и в первую очередь в институты ЕС.
Наиболее ярко поворот в сторону Ватикана проявился в деятельности самого проамериканского из всех европейских политиков Н.Саркози, который, будучи прагматиком, приспособил католицизм к своим политическим целям. В своей книге "Республика, религии, надежда" (написанной в соавторстве с Т.Колленом, членом Фонда социальной политики, близкого к "Опус Деи") Н. Саркози даже высказал идею о возможности изменить закон 1905 года, утверждающий отделение церкви от государства и являющийся опорой французской светскости (многие оценивают это как невиданное покушение на сами основы политической культуры Франции).
Растущее влияние Ватикана проявилось и в последних событиях в Италии, связанных с отставкой правительства Р. Проди, кампанию против которого католическая церковь вела с самого начала его деятельности, добиваясь возвращения к власти С. Берлускони. Отставка была ускорена тонкой игрой пожизненного сенатора Д. Андреотти, близкого к "Опус Деи", а также общей атмосферой, в которой доминирует намерение Ватикана восстановить свою культурную и моральную гегемонию в ее самой непримиримой версии.
Что же касается восточного направления деятельности Ватикана, то здесь он не менее настойчиво добивается расширения своего влияния, но использует другую тактику. Появление в России представительства главной ватиканской спецслужбы, занимающейся перестройкой сознания "незападных" народов, далеко не случайно. Действуя в духе заветов Эскрива де Балагера, Ватикан осуществляет свое "интеллектуальное проникновение" под прикрытием идей "межхристианского диалога" и "взаимного духовного обогащения".
Экуменическое движение мыслится Ватиканом исключительно в духе униатской модели и рассматривается как процесс объединения всех христиан под властью Папы. Еще в 2000 г. кардинал Й. Ратцингер (будущий Бенедикт ХУI) подготовил папскую энциклику "Dominius Iesus", в которой истинной признается лишь католическая церковь, что поставило российских филокатоликов в трудное положение, и об энциклике предпочли забыть. Однако летом 2007 г. Бенедикт ХУI вновь напомнил о миссии католицизма, санкционировав документ, подготовленный Конгрегацией по вопросам вероучения Ватикана, в которой православие и протестантизм названы "неправомочными", а римское католичество – "единственной подлинной Церковью Христа", в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту. И наконец, в октябре 2007 года на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которую представители РПЦ вынуждены были покинуть, был подписан некий секретный документ, призванный проложить путь к восстановлению единства католиков и православных. Итальянская газета La Repubblica привела следующие цитаты из этого документа: Папа – "первый Патриарх", Рим – "первый престол", а Римская церковь "окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика". То есть признание папского главенства всеми христианами остается главным условием для восстановления общения с Римом.
И последнее. Характерна реакция Ватикана на провозглашение независимости Косова. Святой Престол, призвав "политиков Сербии и Косова к осторожности и умеренности", потребовал "принять меры против экстремистских реакций и скатыванию к насилию", но вопрос о том, чьи же действия расценивают в Ватикане как экстремистские, остался не проясненным. Можно догадаться, что эта проблема будет обсуждаться Бенедиктом ХУI в Белом Доме, который примет Папу во время его первого визита в США 15-20 апреля 2008 года.
Ольга Четверикова
Фонд стратегической культуры