ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > ОПУС ДЕИ

ОПУС ДЕИ


17-12-2010, 10:38. Разместил: VP

В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру
.


О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков - "Opus Dei". Деятельность этого "ордена" получает весьма неоднозначные оценки, между тем, имея статус личной прелатуры Папы Римского, он пользуется полной поддержкой Иоанна Павла II, канонизировавшего два года назад его основателя — испанского священника Хосе-Марию Эскриву де Балагера.

Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир. Однако определить направление грядущих изменений непросто, ведь даже сокровища ватиканской библиотеки, по слухам, содержащие неизвестные рукописи древнегреческих философов и еврейских средневековых мудрецов, так до сих пор и не открыты внешнему миру — тем более остается тайной внутренняя жизнь Святого престола.

Однако можно сказать с уверенностью: мозгом и сердцем современного католицизма является "Божье Дело", по латыни — "Опус Деи".

6 октября 2002 г. в Ватикане Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической Церкви Хосе-Марию Эскриву де Балагера (1902- 1975), основателя влиятельной организации, полное название которой - светский католический орден "Прелатура Святого креста и дела Бога" ("Prelatura della Santa Croce e Opus Dei") или, если короче, "Опус Деи", "Божье дело".

Организация эта достаточно известна — не в малой степени выдвигаемыми в ее адрес обвинениями. Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что "Опус Деи" — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м - в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

При явном благоволении к ордену Иоанна Павла 11 основатель "Опус Деи" удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической Церкви), а спустя всего десять лет - к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии "Опус Деи" на папское окружение и лично на понтифика, - влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и "социальным христианством", — так и надежность механизма "непогрешимости Папы". Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги "Опус Деи", и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.

"...или право имею?"

В 30-х гг. прошлого века основатель "Опус Деи" написал "Духовные размышления". Труд, получивший название "Camino" ("Путь"), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. "Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем".

Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: "Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять". Заведенный в "Опус Деи" порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день "бдения и жертв" (как правило, по субботам). Имеются и другие способы "умерщвления плоти": мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

Непосредственно "святые бдения" включают в себя ежедневные мессу и причасти, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне. "Нумерарии должны умереть выжатыми как лимон", — говорил Эскрива де Балагер.

Завет основателя ордена: "Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка" воспринимается буквально: подавляющее число членов "Опус деи" завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система "духовной помощи", — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

Итальянский журнал "Панорама" опубликовал рассказ о восьмилетнем пребывании в ордене итальянской девушки по имени Эва Сичильяно.

Когда Эве было 12 лет, она стала ездить в культурно-религиозный центр ордена, состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Эву учили там игре на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно ее приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери ио жизни Эскривы де Балагера. Почти каждую неделю Эва исповедовалась священнику — члену "Дела божьего".

Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кельне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было еще 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром взрослых членов ордена, которые знакомили девочек с трудами Балагера.

В следующем году, во время поездки в Рим произошел коренной поворот в жизни 14-летней Эвы. На Пасху отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены "Опус Деи": сотни юношей и девушек со всех стран мира собираются на коллективные встречи с беседами и песнопениями, их принимают руководители ордена и сам Папа.

Когда ей исполнилось четырнадцать с половиной лет, Эва направила письмо главе "Опус Деи" с просьбой принять ее в "нумерарии" — полноправные члены организации. Этот акт называют "питар" (по-испански "свисток"). Вместе с другими будущими нумерариями Эва дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет — обет верности, в знак чего выдается кольцо, которое члены организации носят на левой руке.

Самостоятельно вступить в орден невозможно: для этого требуется приглашение от одного из активистов организации. Процесс вовлечения и регламент членства в "Опус Деи" для посторонних является абсолютной тайной.

Официально орден объединяет свыше 85 тыс. человек, с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени.

Стоящие на первой из них (нумерарии) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии) относятся к "апостолату" (правоверным мирянам).

"Нумерарии" соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

"Аггрегати" могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к "Опус Деи". Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). "Супернумерарии" состоят в браке и посещают обычные места молений.

Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, "особенно руководящую". Бывшая руководительница женской организации "Опус деи" Мария Аугустиа Морено: "Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты".

Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа. Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии. С 20 апреля 1994 г пост прелата занимает епископ Хавьер Эчеварриа, родившийся в Мадриде 14 июня 1932 г.

Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

Святой Престол не замедлил воспользоваться этим мощным орудием. 2 февраля 1942 г. папа Пий XII издал энциклику "Provida Mater Ecclesiae" (" Попечением матери церкви"), юридически признающую организации мирян, которые, соблюдая монашеские обеты, не носят сутану и не живут в монастырях, а в 1950-м полностью одобрил деятельность "Опус Деи". 32 года спустя Иоанн Павел II предоставил этой организации статус своей персональной прелатуры, то есть отныне члены ордена не подпадают под юрисдикцию церковных руководителей тех местностей, где они проживают, но находятся в личной юрисдикции Папы.

Накануне конклава кардиналов, который должен был избрать преемника Иоанна Павла I, краковский епископ Кароль Войтыла посетил один из ватиканских склепов, где распростерся на плите из зеленого мрамора с надписью "Хосе Мария Эскрива де Балагер" — на могиле основателя организации, всецело соответствующей представлению польского кардинала об истинном лице католицизма. Без поддержки "Опус Деи" Войтыла не смог бы стать Папой, а без поддержки Иоанна Павла II "Опус Деи" не смог бы занять столь высокое положение в средоточии католической власти.

Подобно изуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разработки стратегического характера. "Опус Деи" владеет восемнадцатью университетами; более того, несколько лет назад Иоанном Павлом II был учрежден и передан под начало ордена новый центр католического образования — Папский университет Св. Креста в Риме, в котором обучается около полутора тысяч студентов из 65 стран. Члены ордена работают почти в 500 университетах и других высших учебных заведениях пяти континентов, более чем в 600 газетах и журналах, на 52 радио- и телевизионных станциях, в 38 информационных агентствах, в 12 кинокомпаниях, входят в правительства, руководства спецслужб, банков и корпораций.

Согласно самым осторожным подсчетам, одно только итальянское "казначейство" организации может рассчитывать, по меньшей мере, на 50 млрд. лир в год, что гораздо больше суммы, собираемой Ватиканом во всем мире с помощью кампании "обол святого Петра". А ведь в казну "Опус Деи" поступают также наследства, пожертвования, всевозможные подаяния! Нумерарии обязаны завещать в пользу ордена все свое имущество. Вокруг "Опус Деи" существует огромное число "вспомогательных обществ", как их именуют в уставе ордена, в том числе учебно-академических и финансовых. Причем в официальных названиях этих обществ ничто не указывает на связь с орденом.

Активными проводниками политики Ватикана являются специально подготовленные священники, состоящие военными капелланами вооруженных сил ряда стран НАТО. Согласно недавнему Папскому декрету, епископы с воинскими нашивками, хотя у них и нет епархии, обладают абсолютной духовной властью над кадровыми военнослужащими и рядовыми, а также над членами их семей и даже могут создавать свои семинарии.

Не все в Ватикане поддерживали концепцию личной прелатуры. Среди противников такой идеи был и ближайший сподвижник Павла Vl кардинал Джованни Бенелли. Однако через месяц после предоставления Ордену статуса прелатуры в конце 1982 г. он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. С того момента папские владения стали все больше контролироваться опусдеистами. Епископ прелатуры, "Опус Деи" Хулиан Эрранс является сопредседателем Папского Совета, где у ордена еще двое сторонников. Делами информации и прессы в Ватикане заведует Хоакин Наварро-Вальс, мирянин -"нумерарий" Ордена, соблюдающий целибат. Причем некоторые иерархи не заявляют публично о своем членстве, как, например, личный секретарь главы Ватикана монсеньор Станислав Дзивич.

Испания: международные кредиты в обмен на усиление влияния "Опус Деи"

Весьма показательна история ордена в Испании. Здесь в 50 — 60-е гг. "Опус Деи" смог занять главенствующие позиции на политической сцене, заменив фашистскую фалангу в качестве основной закулисной силы режима.

После второй мировой войны Испания, будучи союзником стран "Оси", оказалась в международной изоляции. Ее экономика представляла собой замкнутую систему, несмотря на отдельные экономические и торговые соглашения с США и Великобританией. В 1957 году ведущие страны Европы заключают знаменитые римские соглашения, положившие начало европейскому сообществу. Франкистская Испания не была принята в число объединившихся стран. Ее экономика далеко отставала от уровня Франции, Германии и даже Италии. Франко понимал, что для выживания его режима Испания должна добиться вхождения в европейское экономическое и политическое пространство — и решил использовать международные связи "Дела Божьего".

В том же 1957 году было сформировано правительство, в которое впервые вошли два министра из "Опус Деи". Они заняли ключевые экономические посты: "Нумерарио" А.Ульястрес стал министром торговли, а "супернумерарио" М.Наварро Рубио — министром финансов. И уже в 1958 году Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд.

После сложных переговоров испанское правительство получило кредиты на сумму 418 млн. долларов. Они предназначались для осуществления программы либерализации экономики, вошедшей в историю как "план стабилизации и развития". Его основной задачей выдвигалось подготовка вступления Испании в европейское экономическое сообщество, а одним из главных авторов плана был член испанского правительства, нумерарио "Опус Деи" Лауреано Лопес Родо.

Разрешался доступ иностранных товаров на испанский рынок, ослаблялся таможенный режим, тем не менее, сохранялись протекционистские тарифы, так чтобы поток высококачественных товаров из ведущих европейских стран не задушил испанскую промышленность. Развитие собственной промышленности предполагалось на базе технической модернизации. Эти меры предопределили рост экономики в 60-е годы. Прирост промышленного производства достиг небывалых для Испании 10 % в год. В 1986 страна была принята в ряды Единой Европы.

Члены ордена входили во все правительства Испании до 1973 года, занимая там ключевые посты. С 1992 года присутствие ордена в составе практически всех испанских кабинетов возобновилось.

С начала 70-х влияние организации стремительно распространилось в мире, и особенно заметно — на Американском континенте.

Сильные позиции орден имел в Чили, где его поддерживал генерала Аугусто Пиночет, а один из богатейших людей страны, Крусат, контролировавший "Банк де Сантьяго" и около 250 компаний, в 70-е гг. ежемесячно выделял по 2 млн. долл. на финансирование структур организации. Бывший перуанский президент Альберто Фухимори, покинувший страну из-за обвинений в коррупции, сотрудничал с представителями ордена. Влияние ордена велико и в Мексике.

Не менее полусотни центров ордена открыто и в США — там "Опус Деи" стал особенно усиливаться в годы Рональда Рейгана, когда члены ордена появились и в Белом доме, и в средних и высших эшелонах Пентагона. При администрации Клинтона влияние ордена также расширялось, хотя и медленнее.

Впрочем, далеко не все в католической церкви довольны стремительным возвышением "новых иезуитов".

Накануне канонизации Балагера в Ватикан пришло письмо от группы бывших членов "Опус Деи", обвинивших Эскриву во вспыльчивости, заносчивости и пристрастии к роскоши. Испанские журналисты пролили свет на финансовые операции рыцарей церкви, и на связь ордена с Кларой Кальви, вдовой "божьего банкира" и масона Роберто Кальви, главного действующего лица знаменитого итальянского политического скандала. Лондонская "Times" опубликовала фотографию кожаной плетки, которой адепты истязают свои грешные ягодицы. В ФРГ были опубликовали целые серии разоблачительных статей и книг, написанных бывшими нумерариями. Все это — показатель серьезной внутренней борьбы за будущую идеологию Церкви, за ее геополитическую концепцию.

В последнее время Ватикан охвачен серьезными идеологическими разногласиями: часть отцов церкви выступают за далеко идущие реформы и послабления, другие придерживаются консервативных взглядов. "Либералов" до недавнего времени возглавлял 74-летний архиепископ Милана Карло Мария Мартини. Однако сейчас он, похоже, вынашивает идею отойти от дел и удалиться на Святую землю, и его место занимает 64-летний епископ Майнца Карл Леман, вот уже 14 лет возглавляющий Германскую епископальную конференцию. Возведен в кардинальский сан Леман был совсем недавно. С 1983 года он занимает пост руководителя "кардинальского" диоцеза, но, тем не менее, на трех последних консисториях был обойден кардинальской шапочкой.

Сложилась скандальная ситуация: немецкие епископы три раза подтверждали мандат Лемана на руководство национальной конференцией, то есть на сан кардинала, а Папа столь же упорно не хотел вводить его в Кардинальскую коллегию. Причиной того, что лидер богатейшего и влиятельнейшего объединения европейских епископов впал в немилость Святого престола,— либеральная позиция абсолютного большинства германских пастырей по проблемам семьи, разводов, повторных браков, абортов и применения противозачаточных средств.

Стан консерваторов возглавляет 78-летний Кардинал Йозеф Ратцингер, с 1977 г. — архиепископ Мюнхенский и кардинал, а с 1981 г. и поныне — префект Конгрегации вероучения Ватикана. До сравнительно недавнего времени церковной политикой руководили модернисты, но проводимые ими реформы подорвали внутрицерковную дисциплину и, как следствие, финансовую базу и политическое могущество Церкви. В ней, к тому же, стали набирать силы и совсем крайние реформаторы, например, толки харизматов, учения которых практически выходит за рамки католицизма. Сейчас Иоанн-Павел 11 пытается поддержать консерваторов, противостоять либеральным тенденциям, считая, что дальнейшее следование по пути, предложенному "реформаторами", вызовет необратимые изменения.

Опора консерваторов — Восточная Европа, оплот либералов — Германия. Крепки их позиции и в США,Латинской Америке, Азии и Африке, так что консерваторы удерживаются с трудом. Все эти разногласия давно приняли опасный характер для дальнейшей судьбы всей Католической Церкви. Однако для того, что бы повести Церковь в нужном направлении, при этом сохранив ее единство, консервативному крылу необходимо мощное основание. Остановить дальнейшее расползание можно, только придав Церкви новый импульс и новый смысл существования, связав ее судьбу с какой-то мощной силой. В существующих условиях напрашивающимся вариантом является превращение Ватикана в опору и духовное сердце Объединенной Европы.

Ватиканская пропаганда упорно — и небезуспешно — пытается сделать из Папы духовный символ всех "людей доброй воли", именно этой цели служат его бесконечные поездки. Римский Папа как духовный эталон, ведущая идеологическая сила эпохи — вот цель Понтифика и поддерживаемого им консервативного крыла, суть выработанной "Опус Деи" стратегии.

Такое превращение выгодно и Европе, ведь без единого духовного, идеологического и организационного стержня поддерживать прочное объединение затруднительно. Как уже говорилось, главным бастионом консервативного крыла являются католические приходы Восточной Европы и западной части бывшего СССР — а значит, и исторически связанные с католическими фундаменталистами местные националистические движения. Однако здесь усилению католических позиций препятствует влияние православной церкви и России. Поэтому Ватикан объективно заинтересован в уходе Москвы из Восточной Европы и Украины-Белоруссии-Прибалтики.

Однако ватиканская дипломатия никогда не идет напролом, а стратеги "Дела Божьего" стараются не оставлять своих подписей под принимаемыми Папой решениями — и вполне возможно, что дипломаты ордена могут для смягчения сопротивления России их курсу, в качестве "компенсации" за разработанную ими же стратегию, предложить руководству РФ свои связи и влияние в американской администрации и свое содействие в деле установления контактов между РФ и ЕС по модели, испробованной во времена Франко.

Превращение "Опус Деи" в движущую силу католического мира стало возможным потому, что постепенно стал меняться идеологический климат на планете. Как заметил в связи с канонизацией Балагера московский православный публицист Егор Холмогоров, до последней трети ХХ века в мире набирали силу процессы секуляризации и либерализации, однако в последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону — происходит духовная милитаризация мировых религий. Внутри них вызревают силы, ориентирующиеся на реальный успех своего дела не только в вечности, но и "в веке сем".

В исламе эта тенденция приобрела форму исламского фундаментализма, с его ориентацией на мусульманскую умму как воинское объединение. В католичестве — форму полутайного ордена, избравшего путь стремления к светскому доминированию и активного участия в политической жизни, как к средству для воплощения духовных задач христианства. В православии также происходит "духовно-милитаристское" брожение, хотя оно и не приняло еще четкие организационные формы.

Такие процессы идут и в России, и на Украине, и в Сербии, и в Греции. Протестантизм переживает эпоху бурного роста харизматических и активистских течений. Во многих, удаленных друг от друГа регионах, таких как Белоруссия и Латинская Америка, протестанты вытесняют старые конфессии, постепенно становясь главной религиозной силой региона. В Латинской Америке в последние десятилетия на основе африканских, индейских и христианских элементов сложились новые религиозные системы, ставшие не только духовным, но и политическим фактором — например, религии Канбомбле, Макумба, Умбанда и Кимбанда в Бразилии.

Вокруг Тибетского ламаизма начинает чувствоваться возможность вызревания воинственного и экспансивного буддизма. В рамках иудаизма также назревает революция, сравнимая с появлением хасидского движения в середине восемнадцатого века. На этот раз в иудаизме можно ожидать появления движений, стоящих на позициях сугубой религиозной ортодоксии, одновременно эсхатологических и нацеленных на духовную и светскую экспансию. Причем стремящихся, как это было в последние столетия до распространения христианства, выйти за пределы еврейского народа. В самых неожиданных точках, как перуанские Анды или индийский штат Мизорам на границе с Бирмой, местные племена в массовом порядке переходят в ортодоксальный иудаизм.

Новые времена, грозные и неожиданные, уже стоят на нашем пороге. Наступивший век не будет похож на ушедший — и католическая церковь первой из мировых религий стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач.


(Указанный документ не является материалом НАМАКОН)

 

 

Разведка «святого престола»

Глава из книги «Тайное становится явным». Владислав Минаев. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР Москва - 1960

На гербе Ватикана изображены скрещенные ключи. Одним ключом католическая церковь как бы открывает доступ ко всему, что ее интересует, а другим – запирает все, что ей противоречит. Это изображение на гербе весьма символично.

Чтобы иметь доступ ко всему сокровенному в международной политике, римские папы создали широко разветвленную разведывательную организацию.

Разведку Ватикана фактически обслуживает вся католическая церковная иерархия. Свыше полусотни «дипломатических» представителей папы и полторы тысячи архиепископов и епископов, руководящих католическим духовенством в разных частях света, систематически собирают самую различную информацию от десятков тысяч подчиненных им низших церковных чинов и направляют ее в Ватикан. Добыванием разведывательной информации занимаются многочисленные монашеские ордена, созданные Ватиканом. Наконец, для этой цели Ватикан использует множество разных католических организаций, объединяемых ассоциацией «Католическое действие», а также политические партии католиков.

Важнейшими организующими центрами ватиканской разведки являются резиденции папских дипломатов – нунциев (послов), интернунциев (посланников) и апостолических легатов (церковных представителей папы).

Весь поток собираемой информации поступает в специальное ведомство Ватикана – «Конгрегацию священной канцелярии», учрежденную в 1542 году и заменившую собой «Великую римскую инквизицию». Огромный аппарат чиновников ежедневно тщательно изучает и классифицирует поступающие сведения. ТомасМорган, автор книги о Ватикане, метко названной им «Пост подслушивания» пишет: «День и ночь стекаются к святому престолу вести, дурные и хорошие, из самых отдаленных уголков мира».

В октябре 1939 года, спустя месяц после начала второй мировой войны, Ватикан создал при своем государственном секретариате так называемое «Бюро информации», которое возглавил бывший католический епископ в царской России Евреинов – один из старейших деятелей Ватикана на поприще шпионажа. Это бюро организовало свои филиалы в важнейших центрах и в особенности в районах, где происходили военные действия. Сеть филиалов систематически расширялась. Они имелись в Вашингтоне и Токио, в Каире и Бангкоке, в нейтральных странах и во многих пунктах оккупированной гитлеровцами территории. Сотни специальных агентов каждодневно занимались выполнением заданий бюро.

Под видом «розыска военнопленных и беженцев», «помощи голодающим» и т.п. «Бюро информации» распространило свою деятельность на все театры военных действий. Маскируясь «благотворительными» целями, ватиканская агентура проникала в лагеря для военнопленных и интернированных, завязывала связи с беженцами и эмигрантами, снабжала их радиоприемниками, литературой, музыкальными инструментами. Все это служило ширмой для шпионской работы. К концу войны «Бюро информации» Ватикана разрослось в крупнейшую разведывательную организацию, обслуживавшую как США и Англию, так и фашисткую Германию, с центром, насчитывающим в своем аппарате до 150 человек. Бюро представляло собой подсобный орган ватиканской разведки, которым является так называемый «Центр информации для бога» («Чентро информационе про део»).

Еще в самом начале второй мировой войны Ватикан начал добиваться установления «взаимодействия» своей разведки с соответствующими американскими инстанциями. Один из католических иерархов в США, епископ Джемс Райан, опубликовал 12 мая 1940 года в газете «Нью-Йорк Таймс» статью, в которой доказывал целесообразность для Соединенных Штатов установления дипломатических отношений с Ватиканом. Указывая на политические выгоды этого, епископ особенно подчеркивал, что Ватикан – самая информированная в мире организация.

Соединенные Штаты охотно пошли на установление неофициальных дипломатических отношений с Ватиканом. В 1940 году в Ватикан прибыл личный представитель США Майрон Тэйлор – бывший президент стального концерна «Юнайтэд стейтс стил корпорэйшн», директор «Ферст нэйшнл бэнк» в Нью-Йорке и глава ряда других фирм, контролируемых банкирским домом Моргана.

«Одна из целей, которую преследовал Тэйлор, - пишет американский журналист Чанфарра, - состояла в сборе максимума возможных сведений… Дело в том, что с самого начала войны Ватикан все время располагал весьма значительной и бесперебойно поступавшей информацией о внутреннем положении в различных районах Европы, исключая СССР.

Можно безошибочно утверждать, что в распоряжение Тэйлора были предоставлены сведения, которые сразу же были переданы президенту Рузвельту».

Ватикан, по словам Чанфарра, в одно и то же время стремился не портить отношений с Муссолини и доставлял информацию его противникам.

По окончании войны разведка Ватикана подверглась реорганизации, объединившись с разведывательной службой ордена иезуитов. Вновь созданный орган, возглавляемый генералом иезуитского ордена Жанссеном, был подчинен исполняющему обязанности государственного секретаря Ватикана кардиналу Монтини.Заместителями Жанссена были назначены директор «Чентро информационе про део» Морлион – монах доминиканского ордена, бельгиец по происхождению, и директор шпионской организации иезуитов Шмидер.

Разведывательной деятельностью католической церкви, как пишет анонимный автор книги «Секретные документы ватиканской дипломатии», вышедшей в Италии в апреле 1948 года, руководил непосредственно и лично папа Пий XII. Он часто устраивал совещания с участием кардинала Монтини и других деятелей Ватикана.

Пражское телеграфное агентство 29 июня 1948 год сообщало, что между правительством США и Ватиканом было заключено секретное соглашение, по которому США взяло на себя финансирование «антикоммунистической» деятельности Ватикана. Папа Пий XII, со своей стороны, обязался максимально активизировать деятельность Ватикана против стран народной демократии и СССР. Фактически США финансировали Ватикан и раньше. По сообщениям печати, в 1947 году на разведывательную деятельность Ватикана только в Европе США предоставили около 500 тысяч долларов.

В конце апреля 1948 года в одной из румынских газет была опубликована статья под названием «Деятельность шпионской службы Ватикана», в которой излагалась суть новых директивных указаний, преподанных Пием XII своей разведке. Папа требовал, чтобы все католические организации, монашеские ордена и отдельные церковные деятели максимально использовали свои возможности для сбора разведывательных сведений, чтобы вся периферийная сеть ватиканской разведки немедленно установила контакт с местными резидентурами американской и английской разведок и передавала им всю информацию общего характера, которую возможно использовать для усиления борьбы с коммунизмом. Информацию особо секретного характера папа предложил направлять в главный центр ватиканской разведки.

Разведка США оказывает свое влияние на разведку Ватикана и через орден иезуитов, значительное число членов которого составляют американцы. Из 28 234 иезитов, имевшихся в мире к концу 1946 года, 6282 находились в Соединенных Штатах, а их нью-йоркская организация насчитывала 1200 членов, 4973 – в Испании, 4566 – в Англии, Канаде, Ирландии и Бельгии, 3154 – в Германии и Голландии, 3100 – во Франции, 2450 – в Латинской Америке, 2353 – в Италии и 1356 – в других странах.

Немецкий журнал «Вельтбюне» опубликовал статью Джузеппе Наварра под названием «Небесная рать», в которой рассказывается о подрывной деятельности иезуитов.

«Этот главный, наиболее боеспособный, наиболее опасный отряд «стратегических резервов» папы, - пишет автор. – У иезуитов нет определенной сферы действия, им поручаются, так сказать «специальные» задания… Они представляют особый ударный отряд. Орден иезуитов является венцом державы папы и одновременно самым эффективным ее оружием. Там, где нужно пробить брешь для проникновения политики католицизма, там, где нужно ликвидировать прорыв в собственных рядах, там, где «небесные полки» начинают шататься под ударами, - там на арене появляются иезуиты. Это – палачи и инквизиторы во времена борьбы с реформацией, это – воспитатели в княжеских домах до и после французской революции, это – авангард империализма в колониях, это – автоматчики в сражении против социализма».

Большую роль в деятельности разведки Ватикана играет также орден доминиканцев, или «братьев-проповедников». В прошлом представители этого воинствующего католического ордена обычно руководили инквизиционными трибуналами и другими органами ватиканского сыска, а также возглавляли высшую цензуру. Характер деятельности доминиканцев соответственно отражен на их гербе, на котором выгравирована собака, несущая в пасти горящий факел, и изображен патрон ордена св. Доминика, прижимающий палец к губам. Отсюда и другое наименование доминиканцев – «псы господни». Любопытен и тот факт, что по уставу ордена браться его имеют право разговаривать друг с другом только два часа в сутки.

Несмотря на многовековой опыт в области всякихвидов тайной борьбы с прогрессивными движениями, католическая церковь терпит на этом фронте одно поражение за другим. Поэтому Ватикан уделяет много внимания подбору и подготовке кадров для своего шпионского аппарата. Этим делом руководят два ватиканских органа – «Конгрегация семинарий, университетов и исследований» и «Конгрегация пропаганды веры».

Главной задачей разведка Ватикана считает подготовку агентов для ведения подрывной работы в странах народной демократии и в Советском Союзе.

Разоблачения Алигьеро Тонди

Говоря о Ватикане, нельзя обойти молчанием разоблачений, сделанных бывшим профессором ватиканского Грегорианского университета Алигьеро Тонди. Выходец из буржуазной семьи, архитектор и художник по образованию, Тонди 16 лет, с 19366 и до весны 1952 года, состял членом ордена иезуитов и достиг весьма высокого положения в ватиканской иерархии. В последнее время он занимал пост вице-директора института высшей религиозной культуры Грегорианского университета. Последняя его деятельность на этом посту была связана с очень ответственным заданием Ватикана.

Тонди было поручено изучать марксизм, положение в СССР и странах народной демократии с тем, чтобы «доказать необоснованность» этого учения и дать теоретическое направление в борьбе против социализма. Выполняя это поручение Ватикана, Тонди после длительной и сложной внутренней борьбына 44-м году жизни отказался от католицизма и примкнул к коммунистам.

В 1952 году в органе итальянской коммунистической партии «Унита» Тонди опубликовал ряд разоблачительных статей о Ватикане, изданных затем отдельной брошюрой по названием «Ватикан и неофашизм». В начале 1953 года во Флоренции была опубликована книга Тонди «Иезуиты», и несколько месяцев спустя вышла в Риме новая его работа под названием «Тайная власть иезуитов».

Интересны разоблачения Тонди о «Католическом действии» («Акционе каттолика») – этой крупнейшей политической организации Ватикана. По его словам, на бумаге «Католическое действие» не должно заниматься политикой, но факты говорят, что в его «учреждениях, на собраниях, на лекциях – словом, повсюду господствовала политика и самый неистовый, свирепый антикоммунизм, кровожадный даже в выражениях». Глава «Католического действия» Луиджи Джедда является инициатором создания «религиозных» организаций нового типа. Речь идет о «Гражданских комитетах».

Эти комитеты были основаны в феврале 1948 года и сразу же приняли активное политическое участие в подготовке избирательной кампании в Италии. Так называемые «Гражданские комитеты» являются в буквальном смысле осведомительными организациями Ватикана. В этом легко убедиться, когда обращаешься к такому документу, как «Организация и план работы местного Гражданского комитета», изданному в 1951 году. В названном документе точно указывается, какого рода сведения должны собирать исполнительные органы «Гражданских комитетов». К таким сведениям относятся данные о явной или скрытой деятельности политических партий, об общественном мнении в отношении местных и национальных проблем, представляющих общий интерес. Такие сведенияс обираются в результате наблюдения за новостями, внимательного чтения прессы и сбора сведений и документов. Общественное мнение, как пишется в указанном документе, разведывается путем формулирования точных вопросов, интересующих «Гражданский комитет» и направление этих вопросов значительному числу лиц различного социального положения. Ответы аккуратно аннотируются.

В одной из своих книг Тонди указывает на огромную финансовую поддержку, оказываемую американскими монополиями Ватикану.

«Монсиньр Фаллани из ватиканского секретариата иностранных дел, - пишет Тонди, - как-то откровенно сказал мне: «Сейчас Америка посылает нам столько долларов, сколько нам необходимо, ибо она нуждается в нас как в политической силе». Лейбер, личный секретарь папы, также говорил Тонди, что Ватикан «получает из США много долларов… Кардинал Спеллман и Белый дом помогают нам всеми силами».

Агентура Ватикана

Ватикан имеет широкую сеть агентов. Одной из главных задач всей этой сети является подрывная деятельность в странах народной демократии. Пожалуй, наибольшее внимание Ватикана привлекает Чехословакия.

В буржуазной Чехословакии позиции католической реакции были весьма сильными. Католические князья церкви содействовали захвату страны гитлеровской Германией. В годы немецко-фашистской оккупации они активно помогали захватчикам. Предвидя разгром фашистской Германии, ватиканская разведка насаждала на территории Чехословакии шпионско-диверсионную сеть с расчетом на использование ее в послевоенное время.

В качестве организатора этой сети в 1943 году в Чехословакию был заслан под видом антифашиста опытнейший шпион Демислав Колакович. Хорват по национальности, этот «профессор богословия», обосновавшись в Словакии, развил необычайную активность. Во время народного восстания в Словакии осенью 1944 года он проник с помощью католического епископа Шкрабика в ряды повстанцев. Выпытывая у раненых во время исповеди военные тайны и добывая сведения другими путями, Колакович передавал их немецко-фашистским оккупантам через шпионский пункт, помещавшийся в самой епископской резиденции.

Матерый иезуитский шпик создал в Словакии шпионско-диверсионную сеть, носившую конспиративное наименование «Семья». Участники этой разведывательной организации обслуживали одновременно ватиканскую и гитлеровскую разведки.

С сомента образования Чехословацкой Республики Ватикан плел интриги, целью которых являлось свержение народной власти. Вокруг верхушки католической церкви объединялись деятели распущенных и запрещенных фашистских и профашистских партий.

Во время февральских событий 1948 года, когда чехословацкая реакция подготавливала государственный переворот, агентура Ватикна действовала в полном контакте с заговорщиками. Пражский архиепископ Беран обещал им полную поддержку папы. После провала планов реакции Ватикан еще оболее активизировал шпионско-диверсионную деятельность против Чехословакии. Без согласия чехословацкого правительства в Прагу был направлен новый папский нунций – Веролино, широко известный по своей подрывной работе в народно-демократической Венгрии. По его указанию было проведено тайное совещание всех католических епископов в Чехословакии, на котором архиепископ Беран потребовал от имени Веролино усилить подрывную работу. Он предложил епископам создать новые подпольные шпионско-диверсионные группы.

Но не везде папский нунций встретил со стороны низшей церковной иерархии «послушание трупа» (девиз иезуитов, характеризующий беспрекословное повиновение). Многие священники отказались следовать наставлениям посланца Ватикана. Веролино пытался воздействовать на некоторых из них применением различных кар, но это вызвало протесты рядовой массы католиков.

В 1950 и 1951 гг. последовали судебные процессы нескольких групп разоблаченных в Чехословакии тайных агентов Ватикана, уличенных в подрывной деятельности против республики. На скамье подсудимых сидели люли в черных, коричневых и белых сутанах.

Суд установил, что некоторые обвиняемые в период немецко-фашистской оккупации, будучи агентами Ватикана, одновременно сотрудничали с гестапо. Фактически между гестапо и ватиканской разведкой существовал самый тесный контакт в борьбе с народно-освободительным движением. С помощью гестапо Ватикан избавлялся от неугодных ему священников.

Было доказано, что во многих католических монастырях и церквах Чехословакии укрывалось оружие и они служили прибежищем для иностранных шпионов и террористов. Так, католический костел в городе Зноймо был превращен в центр переброски за границу предателей чехословацкого народа, которые затем после соответствующей подгтовки направлялись обратно в Чехословакию для шпионско-диверсионной работы.

Настоятель Премонстрантского монастыря аббат Махалка хранил в укромных уголках обители оружие и боеприпасы, а в мехах органа и других местах прятал около миллиона чехословацких крон, американские доллары, итальянские лиры, золотые и серебрянные вещи. Свой пистолет Махалка держал в исповедальне. Служитель доминиканского ордена и преподаватель католической семинариии в Оломоуце Сильвестр Брайн занимался распространением антигосударственных листовок и использовал кафедру семинарии для того, чтобы сеять недовольство и подстрекать верующих на антинародные выступления.

Столь же неприглядны и деяния трех словацких епископов – Яна Войтешака, Михала Бузалки и Павла Гойдича, которых судили в Братиславею. Эти князья церкви прятали бежавших из Польши бандитов, устраивали склады оружия, печатали контрреволюционную литературу, устанавливали в своих резиденциях тайные радиопередатчики, подготавливали террористические акты.

Чрезвычайную активность в подрывной раблоте против чехословацкого народа проявляли иезуиты, глав которых в Чехословакии Франтишек Шингал был уличен в систематической шпионской деятельности.

В других странах народной демократии, в частности в Польше и Албании, агентура Ватикана также содействовала осуществлению агрессивных планов международной реакции.

В 1952 году польские органы государственной безопасности разоблачили в Кракове большую шпионскую организацию, созданную Ватиканом и польской реакцией.

Шпионов в сутанах возглавлял ксендзЮзеф Лелито. Еще в годы немецко-фашистской оккупации этот «пастырь» организовал фашистскую банду. После освобождения Польши от фашисткой оккупации Лелито с помощью кардинала Сапеги совершил много кровавых преступлений. Поэтому он был вынужден долгое время скрываться под фальшивой фамилией.

В это время Лелито установил связь с американским разведывательным центром в Мюнхене, от которого стал получать инструкции по организации шпионажа и диверсионных действий. Вскоре он привлек к шпионской деятельности некоторых своих некоторых своих коллег ксендзов. Опорным пунктом шпионской организации стала краковская курия, в стенах которой шпионы хранили иностранную валюту и другие ценности, а также оружие.

Задержанный по этому делу бывший нотариус Краковского архиепископства ксендз Похопень сознался, что он тесно сотрудничал с ксендзом Лелито. Ежедневно в архиепископство поступало от 50 до 100 рапортов от католических священников, из которых Похопень черпал нужные шпионские сведения, которые затем передавал ксендзу Лелито для отправки за границу.

Ковалик, один из участников шпионской шайки, признался, что он не останавливался перед вербовкой для шпионской деятельности даже детей.

В начале 1950 года в Ватикане было созвано специальное совещание, на котором обсуждались мероприятия по усилению шпионско-диверсионной деятельности в странах народной демократии. На этом совещании было решено организовать в Риме двухгодичную школу. Окончившие эту школу предназначались для выполнения функций резидентовв странах народной демократии, куда они должны были формально направляться в качестве священников. Кроме того, было решено открыть в Милане и Венеции курсы для подготовки радистов и шифровальщиков с годичным сроком обучения. Слушатели этих курсов также предназначались для работы в странах народной демократии.

Учебные заведения снабжены новейшим американским оборудованием, а в качестве преподавательского персонала в них подвизаются офицеры американской разведки. Контингенты же слушателей подбираются Ватиканом преимущественно из числа духовного звания.

Католическая реакция стремится сорвать строительство социализма в странах народной демократии. Она полагает, что лишний десяток шпионов и диверсантов «высокой квалификации» или тысяча предателей, принадлежащих к разновидности так называемой «массовой агентуры», смогут сделать что-либо решающее в этом направлении. Бдительность свободных народов разбивает эти зловещие планы.

«Конгрегация» в борьбе с коммунизмом

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции Ватикан занял непримиримую, резко враждебную позицию по отношению к Советскому государству. Представитель Временного правительства при Ватикане Лысаковский в течение ряда лет после образования Советской республики именовал себя «представителем России» и осуществлял связь Ватикана с различными белогвардейскими организациями. Одновременно миссия Лысаковского служила для папского престола поставщиком шпионской информации о Советской России. В тот же период Ватикан начал проводить различные мероприятия, имевшие целью подрыв международного и внутриполитического положения нашей страны.

Особую роль в этой подрывной деятельности играла и играет образованная при Ватикане еще в мае 1917 года «Конгрегация восточных церквей», на которую возложено руководство делом распространения «католицизма восточной обрядности» в странах с православным населением. После Октябрьской революции «Восточная конгрегация» превратилась из центра по руководству «воссоединением христианского мира в лоне единой (то есть католической) церкви» в штаб Ватикана по борьбе с коммунизмом и организации антисоветских интриг.

В 1918 году папа Бенедикт XV назначил епископа Ахилла Ратти «апостолическим визитатором по делам России». Советское правительство отказало Ратти в разрешении на въезд в страну. Тогла он получил назначение на пост чрезвычайного нунция в Варшаве. Сын миланского фабриканта, прошедший школу католического воспитания, Ратти оказался ловким и коварным организатором антисоветского шпионажа в дни войны.

Действуя в тесном контакте со «вторым отделом» (так называемой «двойкой») генерального штаба буржуазной Польши, Ратти развернул подрывную деятельность против Советской страны. При его прямом участии в Варшаве были организованы особые курсы для подготовки шпионов и диверсантов из числа католических священников. Во Львове была создана типография для печатания на русском и украинском языках антисоветских листовок и воззваний. В тыл советских войск засылались агенты, которые устанавливали связь с местными ксендзами и, пользуясь их помощью, собирали шпионские сведения и подготавливали всякие провокации.

Антисоветская деятельность Ратти не ограничивалась только пределами Польши. Его уполномоченные и тайные агенты орудовали во всех граничивших с Советской Россией государствах и на Балканах. Сам Ратти и его подручные установили тесную связь со многими эмигрантскими белогвардейскими организациями. Он направлял также деятельность назначенного папой «апостолического визитатора по делам Украины».

В 1920 году Ратти вернулся в Рим, а в следующем году за свои «заслуги» получил кардинальское звание, став наиболее вероятным кандидатом на папский престол.

В 1921-1922 гг. ряд областей нашей страны постигли неурожай и голод. Ватикан обратился к Советскому правительству с предложением направить в Россию миссию якобы для оказания «помощи голодающим».

25 августа 1922 года миссия Ватикана по оказанию «помощи голодающим» прибыла в Крым. В составе миссии было 11 человек, в том числе 3 иезуита. Возглавлял ее американский иезуит, директор одного из колледжей этого ордена в США, «доктор философии» Эдмунд Уолш.

Советское правительство в начале 1924 года потребовало отзыва главы миссии Уолша, изобличенного в антисоветской деятельности. На смену Уолшу Ватикан прислал «святого отца» Германа, но характер и содержание «работы» католической «миссии помощи» от перемены ее руководства не изменились ни на йоту, наоборот, миссия усилила свою подрывную деятельность. Ввиду этого летом 1924 года Советское правительство было вынуждено выслать ее личный состав из пределов страны.

Под различными предлогами католическая реакция пыталась создать свои опорные пункты в Закавказье. В сентябре 1918 года между Ватиканом и католикосом Грузии Кироном IIшли переговоры о слиянии православной и католической церквей. В результате предательства Кирона IIВатикан получил право назначить в Тбилиси католического архиепиксопа. На этот пост папа назначил доминиканца Мориондо, назвав его «апостолическим вкарием и администратором Кавказа». Одновременно папа поручил «неаполитанской провинции» ордена иезуитов распространить свою деятельность на Грузию. В 1921 году после установления в Грузии Советской влсти Мориондо был зам енен архиепископом Сметсом, который пробыл в Тбилиси до августа 1924 года. Деятельность Сметса в Грузии, не имевшая ничего общего с проповедью «слова божьего», завершилась его участием в меньшевистской авантюре, после ликвидации которой Советское правительство выслало Сметса.

«Руссикум»

Убедившись в невозможности «мирного» проникновения в СССР, Ватикан пытался активизировать вредительскую и шпионскую работу католического духовенства внутри Советского Союза и развернул подготовку специальных кадров шпионов и диверсантов, предназначенных для засылки в Советскую страну.

Вопрос о подготовке тайной агентуры для засылки в Советский Союз и об организации работы «по изучению России» был поставлен Ватиканом еще в начале 20-х годов. 12 ноября 1923 года папа в своем послании указал на необходимость «основать и вдохновлять восточный католический институт» в целях изучения Востока и подготовки католических проповедников для СССР.

Инициаторами создания этого института были иезуиты. При ордене иезуитов и был создан так называемый Восточный институт во главе с аббатом Мишелем д’Эрбиньи – сыном французского банкира. В конце 1925 года д’Эрбиньи совершил поездку в СССР и пробыл три недели в Москве. Видимо, это путешествие было необходимо д’Эрбиньи для личного ознакомления со страной. Плодом этой поездки явилась гнуснейшая книжонка, полная самых наглых клеветнических измышлений о нашей стране.

Затем по поручению папы д’Эрбиньи объехал некотороые страны для сбора средств на открытие при Восточном институте «русского колледжа». Многие капиталисты предоставили в распоряжение д’Эрбиньи значительные денежные средства. К 1928 году орден иезуитов получил 4 миллиона лир, из которых около половины было отпущено американской католической организацией «Рыцари Колумба».

Ватикан и орден иезуитов весьма тщательно готовились к открытию «русского колледжа», которому католическая реакция придавала большое значение. В Риме для колледжа было выстроено четырехэтажное здание. В 1930 году «Русский католический колледж имени св. Терезы» был открыт.

Первым директором «Руссикума» был назначен д’Эрбиньи, его заместителем – бывший царский офицер князь Волконский, принявший католичество. В числе преподавателей были: иезуит Яворно – бывший офицер австро-венгерской армии, бывший врангелевский офицер монах Николай Братко, священник Сипягин и другие.

Первый контингент слушателей «Руссикума» почти целиком состоял из белых эмигрантов. Каждый из слушателей прошел самую тщательную проверку. О настоящем лице «Руссикума» свидетельствую некоторые материалы, опубликованные в иностранной печати. Так, австрийская газета «Линцер фольксблатт» сообщала о нем следующее: «Это один из самых странных домов в Риме. Его окна никогда не открываются и двери всегда заперты. Питомцы этого института на протяжении всего срока обучения, который составляет от двух до трех лет, не имеют права принимать посетителей и переписываться с родными. В мрачный дом на улице Карло Альберто имеют доступ лишь некоторые лица, принадлежащие ордену иезуитов». Выпускники школы, по словам газеты, «направляются под чужим именем в зоны, занятые Советами» и путешествуют не в монашеском платье, а в качестве обычных туристов. Перед отъездом каждому из них папа дает особую аудиенцию. «Русским колледжем» руководит австрийский иезуит Швейгль, который, как указывала газета, долгое время жил в СССР. Помощником его состоит австрийский иезуит Веттер. Учащиеся колледжа подбираются главным образом из числа русских белоэмигрантов и перемещенных лиц.

«Русскиум» располагает и собственным пропагандистским аппаратом – Бюро пропаганды, которое издает еженедельный журнал «Леттр де Ром». В течение многих лет журналом руководил иезуит отец Ледит – канадец, русский по матери. Вся пропаганда «Руссикума» имеет антикоммунистическое и антисоветское направление.

Кроме «Руссикума», Ватикан использует для подготовки антисоветской агентуры Грегорианский и Западноукраинский институты, основанные – первый еще в 1883 году, а второй – в 1897 году.

С целью подыскания соответствующих контингентов для таких учреждений, как «Руссукум», Грегорианский и Западноукраинский институты, в некоторых городах учреждены так называемые «Российские католические миссии». Эти миссии выискивают среди белоэмигрантского отребья и гитлеровских военных преступников лиц, желающих принять католичество. После некоторой обработки согласившихся отправляют в Рим для получения специального образования или использования на практике.

Один из преподавателей института по изучению «русской современности» при Фордхемском католическом университетет в Нью-Йорке белоэмигрант, бывший князь Андрей Урусов, в разговоре с А. Тонди поведал о многих фактах антисоветской шпионской деятельности ордена иезуитов.

«Вспоминаю, - пишет Тонди, - с какой тщательностью иезуиты организуют сеть своих агентов во всем мире, стараясь охватить и прибрать к своим рукам эмигрантов, бежавших из Венгрии, Чехословакии и других демократических стран, но в особенности – русских белоэмигрантов. Этим явно провокационным делом занимаются иезуиты православного толка, шныряющие повсюду, где имеются значительные группы эмигрантов».

Как пишет Тонди, большое число белоэмигрантских организаций проводит антисоветскую шпионскую деятельность под руководством иезуитов. К таким организациям относятся «Русский антикоммунистический центр», «Высший монархический совет», «Российское антикоммунистическое объединение», «Союз Андреевского флага», «Комитет объединенных власовцев», «Национально-трудовой союз», «Российское народно-державное движение», «Союз борьбы русского народного движения», «Союз борьбы за освобождение народов России» и другие.

Еще ранее папа создал специальный орган «по изучению большевизма» - «Комиссию по делам России», которую возглавил аббат д’Эрбиньи. На эту комиссию папа возложил задачу «изучения положения религии» в СССР и ведение антисоветской пропаганды. В короткий срок комиссия превратилась в крупнейший центр по распространению самой злостной клеветы на Советский Союз.

В годы войны

Через несколько недель после нападения фашистской Германии на СССР Ватикан заключил с Гитлером соглашение о посылке на оккупированную советскую территорию специально подготовленных священников. Немецкие фашисты считали посланников Ватикана весьма ценным подспорьем для себя. С их помощью, как они полагали, им удастся «примирить русских с немецкой оккупацией».

В 1949 году в Чехословакии вышла книга «Заговор Ватикана против Чехословацкой Республики». В ней приведены факты, показывающие, что Ватикан был осведомлен о готовившемся нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Факты таковы. К моменту нападения фашистской Германии на СССР Ватикан располагал уже отпечатанными молитвенниками, предназначенными для граждан СССР, причем первой молитвой была молитва за… Пия XIIи русского царя. Заблаговременно Ватикан начал издавать в Словакии журнал «Православная Русь», редакция которого затем перебазировалась на оккупированную территорию СССР. Во время войны разведывательная служба Ватикана поддерживала тесный контакт с гитлеровской Службой безопасности (СД). Уполномоченный СД по делам церкви Бауэр регулярно приезжал в Рим, где совещался с главой ватиканской разведки Монтини. Во времяэтих совещаний происходил обмен информацией и намечался дальнейший характер сотрудничества обеих систем.

После разгрома Советской Армией гитлеровских полчищ под Сталинградом и по мере развертывания победоносного наступления Советских Вооруженных Сил Ватикан усиливал антисоветскую подрывную работу. Он создавал опорные пункты ватиканской разведки на территории сопредельных с СССР стран, откуда удобнее было тайно переправлять шпионов в Советский Союз. Одновременно Ватикан активизирует свою антисоветскую пропаганду. С 20 апреля 1943 года ватиканское радио начало передачи на русском языке, в которых содержались злобные выпады против Советской влсти, провокационные и клеветнические измышления.

Судебные процессы по делу ватиканских агентов, разоблаченных в послевоенное время в странах народной демократии, вскрыли картину их подрывной антисоветской деятельности. Один из агентов, уже упоминавшийся «профессор богословия» Колакович, предавший гестапо десятки чехословацких патриотов, в 1945 году нелегально перешел границу СССР. Ватикан поручил Колаковичу установить связь с реакционными элементами из среды греко-католиков, или так называемых униатов, проживающих на территории западных областей Украинской ССР, снабдить их деньгами и оружием, с тем чтобы использовать униатов для

Поддержки действовавших в Западной Украине антисоветских банд Степана Бандеры.

Проникнув на советскую территорию, Колакович имел свидание с бандитом Бандерой. Этот гитлеровский наемник, на совести которого кровь тысяч ни в чемне повинных мирных советских людей, встретился на большой лесной лужайке вблизи Перемышля с человеком, одетым в сутану ксендза. Представитель «святой римской церкви» уговаривает главаря банды убийц усилить свои разбойничьи операции. Колакович обещал бандитам оружие, боеприпасы, продовольствие, радиопередатчики и доллары.

Ватикан использовал представителей греко-католической церкви Чехословакии для оказания помощи бандеровским бандам, действовавшим на советской территории в Польше, в Чехословакии. При прямом содействии Ватиканав Чехословакии была создана курьерская и информационно-разведывательная службы бандеровцев. Вдоль специальной дороги, проходившей от польской границы через всю территорию Чехословакии и оканчивавшейся в американской оккупационной зоне Германии, были созданы пункты, которые служили местом укрытия для проезжающих курьеров, снабжения их продовольствием и документами.

Такими опорными пунктами являлись резиденция греко-католического епископа Гойдича (Словакия), женский монастырь вблизи этого города, греко-католическая церковь в Праге и многие другие приходы. Греко-католические священники оказывали содействие бандеровским бандам в их операциях против советской, польской и чехословацких армий. При прямом участии этих священников планировались разбойничьи налеты бандеровцев, священники добывали для них шпионскую информацию, фабриковали подложные документы, обеспечивали нелегальные переходы через границу и т.п.

Кто не слышал имени пламенного писателя-революционера, активного общественного деятеля Советской Украины Ярослава Галана! Его неукротимое, острое перо беспощадно разоблачало истинную деятельность Ватикана. В его гневных памфлетах срывались ханжеские, лицемерные маски с отцов святой церкви, и они предстали во всей своей неприглядности – злобные, коварные враги свободы и демократии, продавшиеся американским империалистам.

Галан был страшен Ватикану. Его решили купить. Писатель-боец с гневом отверг эту попытку. Его пытались запугать. Он ответил новым страстным памфлетом. Тогда папа благословил бандита-бандеровца Стахуру, и 24 октября 1949 года во Львове в своей квартире славный советский патриот Ярослав Галан был зверски убит.

Ватикан активно участвует в холодной войне против Советского Союза и стран народной демократии, поддерживает политику «с позиции силы». В Западнйо Германии Ватикан создает различные католические молодежные объединения. Финансирует эти объединения «союз немецких католиков», во главе которого стоят лица, в прошлом близкие Гитлеру.

В среде католиков растет недовольство политикой Ватикана, его подрывной деятельностью против социалистических стран. В связи с этим «отцы церкви» еще сильнее стали маскировать свою агентуру. Однако растет бдительность трудящихся, и даже тайная политика «послушания трупа» потерпит провал.

http://www.agentura.ru/library/vatican/

 

 

 

 

 

 

 

Спецслужбы Ватикана 

 

А есть ли у Римско-Католической Церкви спецслужбы в принципе? Апостольская нунциатура в Германиина запрос Института по изучению мирной политики сообщила 9 августа 1993 года, что "Святой престол, а также Государство Ватикан не располагают никакими разведывательными службами. Информация, касающаяся военных и экономических вопросов, не собирается никакими ведомствами. Необходимая для центральных институтов церкви информация церковно-религиозного характера направляется в Рим Апостольской нунциатурой".

 

Швейцарская гвардия - единственная легальная служба безопасности Папы (фото с официального сайта Ватикана)

Однако вряд ли можно поверить, что одно из самых древних государств в мире, не меньше прочих озабоченное распространением своего влияния, с такими претензиями на мировое господство и веру в собственное предназначение может обойтись без спецслужб.

Я задался этим вопросом в мае 2000 года, после того, как американские друзья переслали мне отрывок о ватиканской разведке из книги немецкого эксперта в области спецслужб Эриха Шмидта-Эенбома (Erich Schmidt-Eenboom) «Службы информации в Северной Америке, Европе и Японии» (''Nachrichtendienste in Nordamerika, Europa und Japan'').Там обнаружилась масса интересной информации. В том числе упоминался колледж «Руссикум» - как центр по подготовке агентов для нелегальной засылки на территорию СССР.

В результате месячной работы удалось собрать некий массив информации, которая была предложена для опубликования в газете «Сегодня» (я тогда работал именно в этом издании). Тут началась какая-то мистика, без которой не обошлось ни на одном этапе развития темы. В «Сегодня» опубликовать текст отказались, мотивируя очень странными причинами.

 

Однако статья все же была напечатана в газете «Версия».

 

Спустя пару недель самые разные люди стали разыскивать меня по поводу этой публикации, включая, например, Ивана Засурского. Неожиданно вспыло имя иезуитов, которые, оказывается, заслужили очень высокий авторитет среди московской (и не только) элиты…

Перейдя в «Известия», я решил продолжить тему. Оказалось, что те центры по сбору информации, которые удалось ранее обнаружить в структуре Ватикана (включая «Руссикум») контролируются иезуитами. В дальнейшем я постоянно наталкивался на представителей этого ордена, анализируя пропагандистские акции Ватикана в России. Возникла вздорная мысль, что ища спецслужбы Ватикана, я ранее просто проходил мимо очевидного ответа….

 

Результатом этих исследований стал текст, предложенный «Известиям». В общем, по каким-то совершенно мистическим причинам текст вышел в сильно урезанном виде. Хотя среди журналистов не принято показывать изнанку подготовки материалов, в данном случае приходится идти на нарушение этого принципа. Очень бы не хотелось, чтобы собранная информация о спецдеятельности иезуитов в России просто пропала.

 

Андрей Солдатов

Хроника сбора доказательств:

Март 2003 года. На «Агентуре» размещен материал, который показывает, что знали советские спецслужбы о тайной деятельности Ватикана в 60-е годы.

Февраль 2003 года. Многие исследователи свидетельствуют, что учебные заведения занимают в папской стратегии распространения католицизма особое место. Но понять, что именно делается в стенах университетов, можно только изнутри. Поэтому мне пришлось отправиться в Рим, правда, такая возможность представилась только в октябре прошлого года. Репортаж из Папского Григорианского университета.

Март 2001 года. В интервью «Русской мысли» Константин Мельник, координатор французских спецслужб во время алжирской войны, заявил:

- У иезуитов была такая группа по изучению России, три человека со мной вместе, что-то вроде «русского отдела ватиканской разведки». И они нам платили какие-то деньги за эту работу. У иезуитов в этот период были большие неприятности в странах Восточной Европы, и они хотели понять, что такое Советский Союз, какая связь между ним и Россией, кто такие Сталин и Ленин... Этим занимался кардинал Тиссеран, очень умный человек, кстати, бывший французский военный разведчик в Первую Мировую войну. Они боролись против коммунизации Церкви и вообще всех католиков в Восточной Европе. Организовали настоящее подполье, что-то вроде религиозного Сопротивления. И они начали эту работу очень рано, в 1949 году. В том, что случилось впоследствии в Польше, есть, наверное, и их заслуга. Они, конечно, думали, что если религиозное движение в странах Восточной Европы сохранится, то однажды это может привести к свержению советского строя в этих странах… (Полный текст интервью)

Декабрь 2000 года. Подтвердилась информация «Агентуры» о тесном сотрудничестве ЦРУ с соответствующими службами Ватикана. Только что в лондонском издательстве "Харпер Коллинз" вышла новая книга Найджелла Уэста «Третья тайна: ЦРУ, "Солидарность" и заговор КГБ по устранению Папы”. Подробности.

http://www.agentura.ru/dossier/vatican/


Вернуться назад