Места эти заселены были слабо, и судьба 45 бедных нубийских деревень, разбросанных по будущему дну искусственного озера, решилась быстро. Для жителей были выстроены новые благоустроенные посёлки. Гораздо труднее, оказалось, спасти исторические памятники. Наиболее выдающиеся из них — высеченные в скалах на западном берегу Нила (в 280 км южнее Асуана, возле посёлка Абу-Симбел) храмы фараона Рамсеса II и его царственной супруги Нефертари.
Скальный храм фараона Рамсеса II был построен около 1260 года до н. э. в ознаменование его победы над хеттами в битве при Кадеше. Фасад храма украшен четырьмя двадцатиметровыми каменными статуями фараона; он сидит, сложив руки на коленях. Взгляд фараона устремлён на восток, навстречу солнцу, ведь его имя означает «рождённый богом Ра». У ног — небольшие скульптуры членов его многочисленной семьи: жены Нефертари, матери и нескольких детей, которых всего у него было более 200. Высота фасада Большого храма — 31 метр.
Храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с подсобными боковыми помещениями. В первый зал допускали всех, во второй — знать, в третий — жрецов. В последний, Малый зал, мог входить лишь фараон с приближёнными.
Узкая дверь ведёт в полутёмный зал с колоннами. В глубине его, в 55 метрах напротив входа, расположена дверь в святилище — низкое, тёмное помещение. Там вдоль задней стены высечены рядом четыре скульптуры величиной в человеческий рост — изваяние самого Рамсеса II и богов Ра, Амона и Пта. Сидящие фигуры богов изображены в коронах, увитых уреями (священными кобрами). На стенах храма сохранились иероглифы — летопись военного похода в Сирию, который предпринял великий фараон на пятом году своего царствования, в том числе рассказ о знаменитой битве под Кадешем.
В действительности, как полагают историки, в двухдневном сражении египтян с хеттами от уничтожения первых спасли лишь личное мужество фараона и подошедшее подкрепление. Кадеш не был взят, и в итоге обе стороны заключили перемирие, после чего Рамсес II отступил в Египет.
Согласно преданиям, он дожил до 90 лет, из которых 67 был неизменным правителем крупнейшего в те времена государства. Вопреки бесчисленным легендам, жизнь фараона была не только бесконечной цепью завоевательных войн. Огромен его вклад в развитие искусства и архитектуры Древнего Египта. При Рамсесе II ведётся строительство в храмах Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; возводится грандиозный заупокойный комплекс Рамсессеум на западном берегу Нила напротив Фив. В Нубии, которая при Рамсесе II прочно подчинена Египту, сооружаются храмы в его честь. Самый известный среди них — скальный храм в Абу-Симбеле, который является не только историческим и архитектурным памятником, но и уникальным инженерным сооружением.
Ежегодно 20 октября, в день своего рождения, и 21 февраля, в годовщину восшествия на престол, великий фараон Рамсес II должен был являться народу в храме. В это время совершалась одна из торжественных церемоний: ночное богослужение в колонном зале, едва освещенном редкими светильниками.
Жрецы в белых одеждах. Коленопреклонённый народ. Дым курильниц. Торжественные песнопения. И когда все присутствующие, взвинченные до предела долгим, напряжённым ожиданием чуда, слышат, как верховный жрец произносит священную формулу, заклиная солнце явиться во тьме, вдруг происходит нечто невероятное: ровно в 6 часов утра, словно и в самом деле повинуясь заклинанию жреца, солнечный луч проникает через Входной портал и освещает тоннель длиной 65 метров, идущий к культовой нише Малого зала. Луч, не касаясь статуи Птаха, задерживается на 6 минут на Амоне и Ра, 12 минут — на статуе фараона, при этом ярко высвечивая в глубине святилища фигуру самого Рамсеса, а его инкрустированные рубинами глаза вспыхивают недобрым блеском.
Правительство Египта, желая спасти шедевры далёкого прошлого, обратилось к ЮНЕСКО и другим международным организациям с просьбой о спасении храмов, оказавшихся в зоне затопления. Предложений поступило множество, но самым целесообразным было признано решение распилить храмы Абу-Симбела на куски и собрать на новом месте в 200 метрах от старого, на 60-метровой скале.