Так считает бывший замглавы следственной группы Генпрокуратуры, которая расследовала октябрьские события 1993 года.
18 лет назад танкисты Таманской дивизии по приказу Верховного главнокомандующего расстреляли парламент. Так президент Ельцин поставил точку в многодневном противостоянии с Верховным Советом. Но точка превратилась в затянувшееся многоточие: гражданская война, вспыхнувшая в те дни на улицах Москвы, и по сей день продолжается в головах многих россиян.
Что произошло тогда? Почему так легко граждане одной страны начали стрелять друг в друга? Чьи приказы они исполняли? Об этом в эфире радио и телевидения «КП» корреспонденту Андрею РЯБЦЕВУ рассказал бывший следователь Генпрокуратуры Леонид Прошкин, который шаг за шагом изучил все, что происходило в Москве в октябре 1993 года.
«Лицо у Хасбулатова было серого цвета»
- Леонид Георгиевич, весь мир видел кадры: из Дома Советов альфовцы в шлемах и масках выводят Руцкого. Он идет с гордо вздернутым подбородком. А как он и его товарищи вели себя на допросах?
- В следственном изоляторе в Лефортове первым перед нами провели Хасбулатова. Лицо у него было серого цвета. Я лично допрашивал Альберта Михайловича Макашова. Он был в своем черном кожаном плаще, пришел в кабинет, сел, снял беретку и… задремал.
- То есть был абсолютно спокоен? Вот так выдержка!
- Я бы не сказал. Он извинялся: трое суток не спал вообще. Протокол допроса был еще советский, с графой «партийная принадлежность». Я хотел этот пункт пропустить. Но Макашов сказал: пиши - я член КПСС! А показаний давать не стал.
|
4 октября 1993 года танкисты Таманской дивизии поставили точку в противостоянии Верховного Совета и президента Ельцина Фото: Анатолий ЖДАНОВ |
|
«Я пойду на башню»
- А информатора к нему подселить не пробовали?
- Нет, понимали, что бесполезно. И тогда Макашова посадили в камеру с негром.
- Его-то, националиста?
- Посадили так, чтобы не с кем было поговорить.
- Макашов показаний не давал. А остальные?
- Например, пока бывшему вице-президенту Руцкому не показали видеозапись, на которой он говорит: «Нужно взять штурмом мэрию и «Останкино», он перекладывал вину на Макашова. Кстати, генерал, когда получил команду идти на мэрию, сказал: «Теперь нам конец». Но когда легко взяли мэрию, он, довольный собой, вещал в рацию: «Давай подмогу, пойду на башню».
- Почему же они так легко взяли мэрию? Ведь там был спецназ «Витязь», который потом жестко отстоит «Останкино».
- Это один из оставшихся по сей день вопросов. Макашова и его группу в мэрию просто пустили. Непонятно и то, зачем они вообще пошли на мэрию. У кого я потом ни спрашивал - никто не мог мне объяснить.
Счет шел на сотни стволов
- Здание СЭВ (Совета экономической взаимопомощи, там находилась мэрия) сильно пограбили, - продолжает Прошкин. - Неудобно говорить о таких вещах, но мы обоснованно посчитали, что грабил его ленинградский ОМОН. На дверях были отпечатки ботинок бойцов. А выносить там было что. Большая часть здания сдавалась в аренду предпринимателям.
- Говорят, бесследно исчезло и оружие из «Белого дома».
- Да, время от времени оно всплывало. В частности, один из автоматов группы «Север» (подчинялась только Макашову - это было его подразделение из 20 человек) пострелял в Минске. Как минимум две жертвы.
- Но счет шел явно не на единицы, а на сотни стволов?
- Да запросто! Были установлены и случаи, когда уже после расстрела «Белого дома» военнослужащие Внутренних войск, находя там оружие, выносили его и продавали.
Многих нашли живыми
- Официально было 124 убитых, 384 раненых. Есть известное фото: по пояс голые трупы, сваленные в несколько рядов и помеченные цифрами.
- Ну, если только за один вечер из «Останкино» по двум моргам развезли 46 трупов! По убитым цифры точные. Может быть, 2 - 3 человека было, о которых мы не узнали. У людей же остаются родственники, друзья, которым рот-то не заткнешь. В первую годовщину событий мы переписали все фамилии, указанные в списках вахты памяти. Многих мы нашли живыми. Говорили о девушке с Кубани, которую якобы изнасиловали и убили омоновцы. Она оказалась жива, здорова. И таких примеров - масса.
|
3 октября 1993 года московское Садовое кольцо превратилось в поле сражений защитников Верховного Совета и Внутренних войск, подчинившихся правительству и президенту Фото: Сергей ЛЕЙКИН |
|
Машут руками, улыбаются
- В какой момент вообще пролилась первая кровь?
- Где-то в районе 15 часов 3 октября было прорвано оцепление Внутренних войск и колонна демонстрантов направилась к «Белому дому». Все кричат «ура!», при этом бойцы из оцепления тоже. Все знают, что вот-вот подпишут соглашение с участием Патриарха Алексия II между президентом и Верховным Советом. Толпа проходит мимо мэрии, и тут выскакивает человек из толпы - мы его так и не нашли, хотя старались, - в сером бушлате без погон, достает автомат и палит по милиции.
- Провокатор?
- Конечно! Эти выстрелы защитникам «Белого дома» были совершенно не нужны.
- И милиция начала стрелять?
- Нет.
- А почему, когда Макашов со товарищи поехали в «Останкино», никто их не остановил?
- Вот и еще один вопрос. Более того, командир отряда «Витязь» Лысюк получил команду ехать защищать «Останкино». И ехали они параллельно, есть видеозаписи, на которых «витязи» машут руками, улыбаются тем, кто едет на штурм…
Макашова «разводили»
- А потом они будут стрелять друг в друга. Разве Макашов, боевой генерал, не понимал, что взять «Останкино» невозможно?
- Да и штурма-то никакого не было и не должно было быть. В общей сложности «Останкино» защищали 24 БТРа и более 900 военнослужащих. А защитники «Белого дома» приехали в нескольких грузовиках, 200… ну хорошо, 300 человек. Из них вооруженных - только отряд «Север» - 20 бойцов с автоматами. Баркашовцы в мэрии захватили около 70 пистолетов ПСМ, это хлопушечки 5,45-го калибра.
Макашов сначала просто потребовал дать ему эфир. Когда понял, что не дадут, решил проникнуть туда силой.
- Интересно, что никто из защитников «Белого дома» при этом не погиб.
- Да, гибли зеваки, журналисты и даже сотрудник «Скорой помощи», который приехал спасать раненых... А Макашов, когда началась стрельба у «Останкино», развернулся и уехал.
- Ничего себе командир!
- Ну, он потом объяснял, что собирался организовывать оборону Дома Советов…
«Нас к этому не подпустили»
- Но что оставалось делать «витязям»? Считается ведь, что нападавшие начали стрельбу из гранатомета.
- Да, установлено, что два человека из группы «Север» отобрали у бойцов ОМОНа гранатомет РПГ-7 и два выстрела к нему. Уже утром 4-го везде по радио и ТВ начали говорить, что именно из этого гранатомета был убит боец из «Витязя» Ситников. Мы проверяли. Но подтверждений не нашли. Нам не дали расследовать многие вещи. Нас к этому не подпустили.
- Кто не подпустил?
- Руководство. Когда мы попросили дать нам проверить, чьими выстрелами были убиты люди, офицеры дивизии Дзержинского и отряда «Витязь» направили жалобу Ельцину: дескать, следственная группа Генпрокуратуры наезжает. В общем, нам было категорически запрещено отстреливать (проводить экспертизу) оружие правительственных войск.
|
Типичный защитник «Белого дома»: шел с работы, а тут гражданская война - пришлось взяться за оружие. |
|
«Несколько трупов и два Героя России»
- А почему утром 4 октября случилась перестрелка между «своими» - бойцами Внутренних войск и Таманской дивизии?
- Дело было так. Грачев привлек ветеранов Афганистана. Ребята пришли в черных кожаных куртках, им дали автоматы, они уселись на БТР и проехали мимо позиций Внутренних войск. Те видят - идет чужой БТР, с ним невозможно связаться (связь на разных частотах), на броне гражданские. Внутренние войска открывают огонь.
- То есть просто бестолково организованное взаимодействие между подразделениями?
- Да, в это же время в Москву уже введены подразделения Минобороны, в частности Таманской дивизии. Они тоже открывают огонь, но уже по Внутренним войскам. В итоге несколько трупов и два Героя России. Кстати, в Гражданскую войну в Белой армии наград не давали. Потому что говорили: за борьбу со своим народом награждать нельзя.
О еврейских снайперах
- А как насчет таинственных снайперов, ни одного из которых так и не поймали?..
- Они появились 4-го числа, когда уже было решено штурмовать «Белый дом». Причем первые выстрелы, которые якобы произведены снайперами, были в бойцов Внутренних войск и Министерства обороны.
- Это сторонники Руцкого или опять провокаторы?
- Мне трудно представить, как на гостиницу «Украина» могли попасть защитники «Белого дома». Гостиница контролировалась милицией.
- Говорят, был даже некий еврейский отряд снайперов?
- Да, так называемая организация «Бейтар». Мы пытались ее найти. Ну, во-первых, это молодежно-спортивная, а не военизированная организация. Во-вторых, я верю человеку, который мне сказал, что разговоры про «Бейтар» - полная ерунда. Этот человек - Макашов. Если учесть его отношение к евреям, то слова его выглядят очень убедительно.
«Дергать из-за океана - слишком много ниток нужно»
- Но вы соглашаетесь, что были и провокаторы, и снайперы. А не было ли участия какой-то третьей стороны? Может, даже иностранцев?
- Кандидатов на роль провокаторов несложно найти и среди наших же граждан. Вы не забывайте, что это было начало лихих девяностых. Но то, что за ниточки могли дергать откуда-то, - это однозначно. Это, конечно, предположение. Но у меня и у многих, кто работал вместе со мной, создается впечатление: и теми и другими руководили из одного центра.
- Откуда? Из-за океана?
- Из-за океана - это слишком много ниток нужно. Наверное, есть места и поближе.
- И кто же, по-вашему, тогда, 18 лет назад, был виноват?
- По существу, надо было привлекать к ответственности и ту и другую стороны. Именно поэтому февральская амнистия 1994 года удовлетворила практически всех.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Леонид Георгиевич ПРОШКИН. Государственный советник юстиции 3-го класса. Почетный работник Прокуратуры РФ. На следственной работе с 1972 года. Занимался расследованием событий в августе 1991-го, а также в октябре 1993-го. В 1996 году ушел на пенсию, последняя должность - замначальника Управления по расследованию особо важных дел Прокуратуры России. Адвокат Московской коллегии адвокатов.
|
События октября 1993-го у большинства россиян вызывают сегодня неоднозначные оценки. (Снимок сделан у «Белого дома» в тот «черный октябрь»...) Фото: Анатолий ЖДАНОВ |
|
ВОПРОС ДНЯ
А сейчас бы вы на чьей были стороне?
Геннадий ЗАЙЦЕВ, в октябре 1993 г. - командир группы «Альфа», генерал-майор, Герой Советского Союза:
- Тогда у меня и моих бойцов выбора не было. Мы подчинялись Ельцину. Слава богу, что мы вошли в «Белый дом» без единого выстрела и так же, как говорится, без шума и пороха вывели оттуда депутатов и тех, кто их поддерживал. Но я сам, наверное, лет на 10 свою жизнь укоротил - такое было напряжение... Сейчас, к счастью, такого противостояния нет. Поэтому ваш вопрос теряет актуальность.
Эдуард ЛИМОНОВ, писатель, политик:
- В октябре 1993 года я защищал «Белый дом» и сейчас сделал бы то же самое. Потому что тогда Ельцин расстреливал российскую демократию. 4 октября 1993 года она погибла...
Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:
- «Чума на оба ваших дома!» Руцкой предлагал бомбить Кремль, а Ельцин, чтобы удержать власть, решился на то, на что не решились члены ГКЧП в 1991-м, - стрелять в людей из танков. Ни одна из сторон недостойна ни сочувствия, ни уважения.
Ирина ХАКАМАДА, политик:
- Конфликт 1993 года стал результатом личной ссоры Ельцина и Хасбулатова. Амбиции были большие, а политической культуры, умения договариваться - ноль. Я ни на чьей стороне, оба хороши.
Сергей МИТРОХИН, лидер партии «Яблоко»:
- Я на стороне закона. А по закону стороны должны были сесть за стол переговоров и прийти к какому-то соглашению. Но Ельцин был слабым политиком, поэтому и отдал приказ стрелять.
Эдуард ХИЛЬ, народный артист РСФСР:
- На той, которая никого не расстреливает. Потому что Господь Бог никому не давал права распоряжаться жизнями людей.
Максим, читатель сайта KP.RU:
- Как и тогда, помогал бы санитарам «Скорой» вытаскивать раненых из толпы глазеющих на расстрел. Самое ужасное впечатление от тех событий - идет бой и стоят огромные толпы народа, смотрят...
Петр, слушатель радио «KП»:
- Я бы начал разбирать баррикады.