Борислав Милошевич: «Мой брат умер победителем»
О судьбе Слободана Милошевича, о будущем Сербии и Косово размышляет брат президента Югославии
- Вашего брата, которому 20 августа исполнилось бы 70 лет, называют настоящим сербом. Что значит быть сербом?
- Национальное самосознание и национальная гордость – в хорошем смысле – это главные черты характера сербов. Конечно, есть и другие, такие, как смелость, трудолюбие. А есть и плохие качества – разногласия, междоусобицы, желание человека настоять на своем, даже если он понимает, что неправ. Неслучайно бытует шутка: «Два серба – три политические партии». Все это присуще, в той или иной степени, каждому народу...
История сербов – это история постоянной борьбы за свою свободу. Мы знаем, каких жертв она стоила. Геостратегическое положение Сербии - практически центра Балкан - всегда делало ее мишенью разных завоевателей. Так было во времена Османской, позже - Австро-Венгерской империи, фашистской Германии. А затем наступило время, когда Социалистическая Федеративная Республика Югославия была насильственно разрушена внешними силами и доморощенными сепаратистами. Главную роль в этом сыграли Германия и Ватикан, позже «эстафету» своим самым активным вмешательством подхватили Соединенные Штаты. Для сербского народа наступила поистине трагическая пора. Слободан Милошевич неоднократно говорил о необходимости сохранить Югославию, страну, в которой жили бы все сербы, включая сербов Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также и все хорваты, все югославские мусульмане. Теперь этого государства больше нет. Сербское национальное пространство значительно урезано, сербский народ был подвергнут этническим чисткам. В Боснии и Герцеговине было создано сербское государство - Республика Сербская, это огромная заслуга Слободана Милошевича. После заключения Дейтонских соглашений в конце 1995-го - в чем он сыграл ключевую роль - Слободана Милошевича долгое время жестко критиковало руководство Республики Сербской. Сегодня же ее лидеры реалистично оценивают как роль Слободана Милошевича в создании своего государства, так и Дейтонские соглашения, видя своей главной задачей их сохранение, недопущение пересмотра, которого уже не один год добиваются западные державы.
Сербов всегда отличало свободолюбие, и Слободан Милошевич был человеком сильной воли и духа, который не подчинялся сильнейшим державам мира, проводил самостоятельную и независимую от внешних «доброжелателей» политику, боролся за истинные интересы сербского народа. Вот главное его отличие от некоторых современных руководителей, не только новообразованных государств на территории бывшей Югославии, но, в том числе, и от глав ведущих мировых держав. Таков настоящий сербский характер.
- В своем интервью газете «Вести», которая выходит на сербском, вы уже говорили, что в марте 2006-го, после его смерти, Наталия Нарочницкая написала вам, что Слободан Милошевич не хотел торговать историческими интересами Сербии, и потому был отброшен теми, кто управлял и сейчас управляет несправедливым судом над историей. Он умер непобежденным. Значит, проиграли организаторы процесса?
- Да, несмотря на то, что против него ополчилась очень мощная сила в лице НАТО, он не капитулировал, агрессия Североатлантического блока не удалась, сохранился наш народ, территория государства, армия. Слободан Милошевич был свергнут позже, орудиями против него стали продолжение жестокой блокады страны, пятая колонна и большие деньги Запада. Недавно бывший американский посол в Белграде Уильям Монтгомери назвал цифру: 100 миллионов долларов было выделено Соединенными Штатами в помощь оппозиционным силам в Сербии во время президентских выборов.
Слободан Милошевич был настоящим патриотом. Он защищал сербский народ в Хорватии, в Боснии и Герцеговине, в Косово и Метохии. Эту борьбу продолжил в Гааге. Он боролся за свой народ, за целостность нашего государства, защищал его от сепаратизма и терроризма. Это был его долг как гражданина и главы государства. В своих выступлениях на заседаниях трибунала он никогда не говорил: «Я этого не знал», «Мне этого не докладывали», «Я таких приказов не отдавал». Он до последнего дыхания боролся против попыток МТБЮ возложить коллективную ответственность на сербский народ и обвинить его в геноциде, отвергал все манипуляции, сводившиеся к обвинению его в некоем национализме и выполнении некоей программы создания «Великой Сербии». Я уверен, что народ Сербии это понимает.
На судебном процессе в Гааге Слободан Милошевич доказал нелегитимность, предвзятость и некомпетентность трибунала. Он не признавал этот суд. Разоблачил истинных виновников величайшего преступления, совершенного на просторах Социалистической Федеративной Республики Югославия: насильственного разрушения страны, повлекшего за собой большие жертвы и страдания народа. В ходе «судебного» разбирательства в Гааге Слободан Милошевич мужественно защищал не себя, а свою страну и свой народ. Вина моего брата не была доказана, и доказана быть не могла, потому что ее не существовало! Слободан Милошевич использовал силу против террористической организации боевиков, называвшей себя Армией освобождения Косово (АОК), а не против албанского народа, который и в Косово, и в Сербии - составная часть нашего народа, народа Сербии.
Слободан Милошевич умер моральным победителем, это сегодня признают все чаще, а по прошествии времени будут делать это еще больше. История все расставит по своим местам, несмотря на то, что и по нынешний день брата кое-кто, особенно власти в Сербии, обвиняют во всех смертных грехах.
- Международное право, созданное после Второй мировой войны, было полностью попрано в Косово – как бы Запад ни старался доказать обратное. Международное право по сей день попирается в Гааге. Причем все начинается с демонизации политиков неугодных Вашингтону государств. Сегодня мы видим агрессию НАТО против Ливии – ее именуют некоей «гуманитарной интервенцией», Муамара Каддафи называют чуть ли не исчадием ада… Косово интересует Запад как стратегический плацдарм, Ливия – потому что там есть нефть. Как вы считаете, что может быть дальше? Американцы будут в Косово создавать «Великую Албанию»?
- Албанское руководство – самое активное в смысле своих экспансионистских планов на Балканах. В Македонии, в Греции, в Косово, в южной части Сербии и в Черногории албанцы демонстрируют свое стремление воплотить эту идею в жизнь. У меня нет никаких сомнений в том, что программа создания «Великой Албании» уже работает. Что касается геополитических интересов Соединенных Штатов, то двадцать лет назад сильнейшая держава мира начала серию завоевательных войн. После Югославии, где американцы закрепили свое присутствие военной базой «Бондстил», наступили Афганистан, Ирак, сегодня это Ливия, растущие угрозы в адрес Сирии и Ирана...
- Они присваивают себе право расправляться с теми, кто им неугоден. И кого еще собираются линчевать?
- Вашингтон и Евросоюз уже требуют от президента Сирии Башара Асада ухода со своего поста, продолжаются угрозы применения силы против Ирана… Дальше? Не исключаю, что на очереди могут быть некоторые государства на постсоветском среднеазиатском пространстве, а также в Закавказье. Они могут стать плацдармом для нападения на Иран. А, в конечном счете - и на Россию. Во многих планах западных держав фигурирует геополитический передел ее территории. Чего нельзя исключить, если Россия не решит свои демографические проблемы, если допустит дальнейшее ослабление науки, промышленности, обороноспособности, если не определит свои исторические идеалы…
- Гаагскому трибуналу выданы Радован Караджич, Ратко Младич и Горан Хаджич. Что, теперь у Сербии действительно светлые перспективы по вступлению в Евросоюз? Ее примут туда как равного партнера?
- Выдача была одним из условий, которые Евросоюз выдвинул Сербии. И власти в Белграде это требование выполнили, причем, замечу, легитимно, потому что в стране был принят соответствующий закон. Единственный обвиняемый, который был выдан трибуналу в нарушение конституции страны и ее законов – Слободан Милошевич. Однако Евросоюз постоянно формулирует все новые и новые требования. Никто и не ожидал, что выдачей гаагских обвиняемых МТБЮ все закончится, и Сербия войдет в Евросоюз. Если она хочет стать кандидатом на вступление, теперь, конечно, надо выполнить главное требование – признать Косово независимым государством. Все идет к этому, не найдена только форма признания. Если Белград наладит отношения с Приштиной, его опять снисходительно похлопают по плечу, а потом потребуют идти еще дальше. Ущерб, который нанесен стране и народу этими реверансами властей, сегодня измерить трудно.
В Сербии слышны голоса о том, что пора перестать идти на новые уступки. Сербия уже заплатила очень высокую цену, выполняя условия Евросоюза. Именно поэтому в стране уже раздаются голоса – пусть пока не очень громкие – требующие определить окончательную стоимость «вхождения в Европу» и понять, соответствует ли эта цена нашим национальным интересам. Речь идет о том, чтобы руководство страны проводило собственную политику, руководствовалось подлинными интересами Сербии.
- Что же думают сербы о будущем Косово?
- Настоящие сербы никогда не примут Косово как некое независимое государство, а всегда будут считать этот южный край неотъемлемой частью Сербии. К сожалению, сербского населения в Косово осталось мало - в результате всех этих исторических погромов и чисток. Но это сербские очаги, сербские поля и сады, сербские православные святыни, сербская история. Так было всегда, даже когда Косово было завоевано турками еще в 1389-м, и до его освобождения в 1912-м, когда оно было возвращено в состав Сербии и стало ее неотъемлемой частью. Уверен: сербы должны твердо стоять на том, что Косово – это часть их родины. Это главное.
Борислав Милошевич - в 1998 - 2001 годах Чрезвычайный и полномочный посол Республики Югославия в Российской Федерации.
Беседу вел Виктор Грибачев Источник: Столетие.
Рейтинг публикации:
|