Соленым псам легче, чем сухопутным крысам, представить себе отчего экипаж может покинуть свой корабль. Стихийные бедствия, бунт, болезни, пираты и многое другое. Вполне реальные причины, угрожающие людям не только на воде, но и на суше. Все мы под Богом ходим. Однако охотники и рыбаки, актеры и моряки любят рассказывать байки. "Вот видел давеча "Летучего голландца".
Человечество любит истории о проклятых во веки веков, а не только до седьмого колена. Истории эти с бородой по колено. Древнегреческий Тантал не находит покоя даже в царстве мертвых. Сын Зевса стоит по горло в воде и не может напиться, тянется к сочным плодам (это-то в преисподней!), но не может их ухватить. Агасфера, он же Вечный Жид, проклял сам Сын Человеческий. По заклятью, наложенному на него Иисусом Христом, Агасфер не знает ни покоя, ни смерти…
К числу подобных мифов относятся многочисленные истории о "Летучем голландце". При этом и речи нет не только о голландце, но и о какой-либо летучести. Объединяет эти легенды — море и блуждающие по нему суда. У Багамских островов с поднятыми парусами, но без экипажа дрейфовало французское судно "Розали". Но чаще страшилки случались с кораблями-призраками, плававшими под "Юнион Джек" — шхуна "Эллен Остин" и корабль "Атланта". Двухмачтовая бригантина "Мария Селеста" плавала под американским флагом, но от этого ее история не стала менее захватывающей.
Обнаруженная 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара, между Азорскими островами и Португалией, бригантина Mary Celeste стала синонимом корабля-призрака и крылатого выражения "Летучий голландец". Правильное название покинутого экипажем судна "Мэри Селест", но в русскоязычной литературе традиционно закрепились "Мария Селеста" и "Мария Целеста". Поскольку первое из них ближе к оригиналу, позвольте так и будем называть бригантину.
Впрочем, в европейских источниках тоже встречается неверное написание судна, например Marie Céleste. За это следует благодарить гений сэра Артура Конан Дойла, давшего такое название кораблю в своей повести "Сообщение Хебекука Джефсона" (1884). Вслед за ним несколько переиначенное название подхватили другие.
Итак, Mary Celeste — бригантина длиной 31 метр, шириной 7,6 метра, осадкой 3,5 метра, водоизмещением 282 тонны. Построено в доках Spencer's Island в Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и первоначально называлось "Амазонка" (Amazon). Первый капитан Роберт Маклеллан (Robert McLellan) скончался от пневмонии через 9 дней после принятия команды над судном. В 1869 году шторм у берегов Новой Шотландии выбросил "Амазонку" на берег. После подобных инцидентов и смены ряда судовладельцев, приносящее одни лишь убытки судно приобрел американец, который переименовал "Амазонку" в "Марию Небесную".
"Как вы судно назовете, так оно и поплывет", утверждал капитан Врунгель. По всей видимости, новый капитан переименованной бригантины Бенджамин Бриггс был того же мнения, когда 5 ноября 1872 года отправился в плавание из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта-ректификата на борту. Кроме 38-летнего капитана, его жены Сары Элизабет Кобб-Бриггс, их двухлетней дочери Софии Матильды, на бригантине плыла команда из семи человек. Настоящий интернационал: 2 американца, 4 немца и один датчанин, т. е. голландец, но не летучий.
Из-за отсутствия стандарта часовых поясов в 19-м веке, барк Dei Gratia ("Деи Грациа" — "Богини грации") обнаружил бригантину 4 или, по другим данным, 5 декабря. Капитан барка Дэвид Рид Морхауз лично знал Бенджамина Бриггса как опытного морехода и был несказанно удивлен тому, что видел в подзорную трубу. Он в течение двух часов наблюдал за бригантиной, которая плыла так, словно ею никто не управлял. С корабля не подавали никакого сигнала бедствий. И тем не менее он распорядился отправить к "Марии Селесте" шлюпку. Никого из девяти человек на борту не было.
Последняя запись в судовом журнале — 24 ноября 1872 года. Следовательно, за десять дней до встречи с ним, "Мария Селеста" взяла курс на восток, а его обнаружили идущим на запад. Старпом Оливер Дево с "Деи Грациа" докладывал своему капитану об увиденном. Он нашел "весь корабль основательно промокшим и в беспорядке" (the whole ship was a thoroughly wet mess). Вода под палубой достигала более метра (3,5 фута). Отсутствовала единственная шлюпка, которая не была сорвана, а скорее спущена на воду, вторая шлюпка была сдана в ремонт незадолго до выхода в море. На поручнях правого борта найдены глубокие зарубки топором. Все окна кормовой надстройки закрыты брезентом и заколочены досками. Крышки люков сняты. Запасов продовольствия хватило бы на полгода.
Вдоль бортов бригантины шли надрезы дюймовой ширины, длиной по два метра каждый. Сыщики установили, что эти надрезы были сделаны каким-то плотницким инструментом примерно в конце ноября, как раз в то самое время, когда в судовом журнале была сделана последняя запись. Мебель в каютах находилась на своих местах, койки были аккуратно заправлены, одежда висела на вешалках. Кают-компания выглядела так, будто ее только что покинули. На обеденном столе были разложены столовые приборы. У иллюминатора располагалась швейная машинка с незаконченной работой. Масленка не была опрокинута, значит, корабль не попадал в шторм. Предположительно команда готовилась к эвакуации, поскольку отсутствовали секстант и хронометр. Единственный компас, видимо при попытке его демонтировать, оказался сломанным. Остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и пачки денежных купюр.
О загадочном исчезновении экипажа "Марии Селесты" высказано более десятка самых различных версий, но практически ни одна из них не проходит проверки фактами. В большинстве мифов фигурируют либо гигантские морские чудовища (осьминог и др.), либо пираты. Как карточный домик рассыпались и теории, выдвигавшие на первый план цунами или песчаные острова, которые с легкостью и без следа растворяются в океане.
Тайна лишь способствует появлению новых рассказов и фильмов о "Марии Селесте", но никак не решению вопроса о загадочной судьбе ее экипажа. В результате из 17-го столетия всплывают рассказы о "Летучем голландце". С мифами ничего не смог поделать рационально-материалистический 19-й век, который вместо решения вековых споров, кажется, способствовал еще большей путанице. В 20-м столетии медленно, но неуклонно стали изживать предрассудки позитивистов и критически рассматривать высосанные из пальца теории. Следуя так называемой "бритве Оккама", не следует увеличивать сущности сверх необходимости. Достаточно объяснить произошедшее известными причинами, а уж если они не сработали, то тогда следует прибегнуть к фантастическим домыслам.
Наиболее правдивую историю об исчезновении экипажа "Марии Селесты" высказал, пожалуй, дальний родственник капитана Бриггса некий человек по фамилии Кобб. Как мы помним, такова была девичья фамилия жены капитана "Марии Селесты". Коббу якобы удалось ознакомиться с документами из семейного архива капитана Морхауза, нашедшего неуправляемое судно. Кроме этого, он получил доступ к материалам следствия, хранящимся в лондонском Адмиралтействе. Вариант, предложенный Коббом, был изложен им в вышедшей в США в 1940 году книге "Розовый коттедж".
По его мнению, экипаж вынужден был покинуть судно из-за опасения, что могут взорваться 1700 деревянных бочек со спиртом. Скопившиеся пары спирта начали взрываться, но вследствие того, что люки оказались открытыми, дальнейших не последовало. Однако капитан уже распорядился пересесть всем в спасательную шлюпку, чтобы переждать взрывы. Скорее всего, шлюпка отошла от бригантины на буксирном тросе. Внезапно изменившийся ветер быстро погнал "Марию Селесту", оснащенную 15 парусами, а перегруженная людьми лодка стояла, как на якоре. Трос разорвало и бригантина помчалась на восток, шлюпку принял в свои объятия начавшийся шторм.
Интересную версию исчезновения экипажа впоследствии "озвучил" корабельный кок "Селесты" Эдвард Хэд. Согласно его рассказу, вся эта история с самого начала была ничем иным как жульничеством. Во-первых, реально на корабле было не семь, а пять человек команды, двое немцев значились только в списках, то есть были настоящими "летучими голландцами" (или, если угодно, "мертвыми душами"), а также капитан и его жена. Во время плавания от несчастного случая погибла жена капитана (ее придавило роялем при качке), капитан обвинил во всем команду, завязалась ссора, в результате которой убили одного матроса и выбросили за борт капитана. Хэд утверждал, что найденные после зарубки на борту появились в результате этой драки.
Оставшиеся в живых старший помощник и три матроса с горя хорошенько наспиртовались, в результате чего никем не управляемое судно окончательно сбилось с курса. Однако им повезло — через двое суток корабль обнаружил Морхауз. Хитрый капитан предложил выжывшим сделку — он записывает их под другими фамилиями в члены команды "Деи Грация", а сам заявляет, что нашел пустое судно (за это полагалась премия от судовладельца). И ничего не говорит о реальных злоключениях экипажа "Селесты", чем избавляет членов команды от виселицы. Предложение было соблазнительным, поэтому на него все согласились.
Хэд рассказал эту историю через много лет после данного события. Была ли она правдивой, или вконец издержавшийся моряк просто хотел таким образом заработать денег, доподлинно неизвестно. Однако конец "Марии Селесты" был действительно бесславный — в 1885 году это судно налетело на рифы около Гаити и затонуло. Позже выяснилось, это было мошенничество капитана с целью получения страховки. Так что прав был старик Врунгель: "Как вы судно назовете…"
Игорь Буккер Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вот так мошеннически и с намерениями, далёкими от барабашкиных проделок, люди во все века изобретали ложные мифы для современников, а потомки несколько веков пытаются разгребать завалы лжи и найти истину. Каждый ищет то, во что верит