Битва за Бессарабию: 200 лет спустя
В Молдове создана инициативная группа «1812», чтобы отметить двухсотлетие освобождения Бессарабии от турок как «агрессию Российской империи», «лишившую молдаван европейских ценностей». Это конечно бред, но история в эпоху Смуты - передовой край битвы за судьбы стран и народов. Речь идет о перекройке юго-западных границ Украины и Молдавии. Лучше понять это сразу и начать действовать, не дожидаясь, когда румынским солдатам снова прикажут перейти Прут.
Через год наступит памятная дата: 200-летие присоединения Бессарабии к России. В 1812 году русские войска, возглавляемые будущим победителем Наполеона Михаилом Кутузовым, освободили от турецких бойцов междуречье Прута и Днестра. Правобережная часть будущей Молдавской ССР по Бухарестскому договору вошла в состав Российской империи. Таким образом, Россия выиграла у Наполеона за месяц до начала Отечественной войны битву на Дунае, ибо за Блистательной Портой явно просматривалась тень Франции, которая стремилась перед нападением на державу Романовых «вторым фронтом» сковать русские силы.
С тех пор присоединение Бессарабии к России торжественно каждый год праздновалось как славное событие. Так было при царе. Так было и при коммунистах. 26 мая ежегодно всякий интересовавшийся историей своей большой и малой Родины человек знал: Бухарестский мир, увенчавший славно выигранную русско-турецкую войну 1806-1812 годов, освободил бессарабцев всех национальностей от кровавой власти султана «Порога Счастья», как тогда называли Турцию.
То, что слова насчёт кровавой власти не пустые, подтверждаются страшной резнёй, учинённой османскими войсками после подавления восстания в Болгарии 1876 года, спустя более чем 50 лет после сражений кутузовских времён. Но, очевидно, такая участь молдавского народа кажется прорумынским националистам предпочтительнее 106-ти лет мирного развития Прутско-Днестровского междуречья в составе России.
Дело в том, что с 1990 года, когда в Молдове к власти пришли унионистские силы, всё изменилось. Вхождение Бессарабии в состав России стали клеймить как «аннексию» и «оккупацию», «оторвавшую Бессарабию от тела единой румынской нации». Абсурдность этих утверждений была очевидной, поскольку единой румынской нации тогда не было и в помине: на территории современной Румынии тогда были Молдавское княжество со столицей в Яссах и Валашское со столицей в Бухаресте. Румынское королевство образовалось только много позже. Бессарабия, не говоря уже о Левобережье Днестра, не имела к новообразованному государству ни малейшего отношения.
С середины 1990-х, когда откровенные унионисты были временно вытеснены из властных структур, казалось, что плач по «аннексии» маленько поутих. Глупость сожаления по утрате османской власти над Молдавией была слишком очевидна. Но с 2009 года, когда правый «Альянс за европейскую интеграцию» пришёл на смену коммунистам, всё вспыхнуло с новой силой. И вот последняя новость: в Кишинёве объявлено о создании движения «1812». В роли «отцов-основателей» выступили историки-унионисты.
В Молдове создана инициативная группа «1812», которая намерена широко отметить двухсотлетие освобождения в 1812 году Бессарабии от османского ига и вхождение ее в состав России, которое авторы инициативы рассматривают как «агрессию Российской империи против Бессарабии».
Об этом заявил 14 июня на пресс-конференции в Кишиневе бывший председатель Парламента РМ, историк Александру Мошану. Он заявил, что «агрессия Российской империи против Бессарабии определила ее судьбу, вырвав из румынского пространства, лишив европейских ценностей». Другой участник пресс-конференции главный редактор газеты «Timpul» Константин Тэнасе оценил данное событие, как «трагедию для всех румын, последствия которой ощущаются до сих пор». О том, что Бессарабия не была государством, а, следовательно, никакой агрессии против неё не могло быть, равно как и о том, что янычары султана имели весьма отдалённое отношение к европейским ценностям, оба оратора предпочли умолчать.
Параллельно в апреле текущего года в Румынии, как сообщили масс-медиа, была создана Гражданская платформа «Actiunea (Действие) 2012», которая представляет собой «коалицию неправительственных организаций и инициативных групп, поддерживающих объединение Молдавии с Румынией и выступающих за «воссоединение румын с обоих берегов Прута в рамках одного государства». Также правительство Румынии предоставило для граждан Молдавии на 2011-2012 академический год 2150 стипендий для обучения — на 100 мест больше, чем в прошлом году. Об этом сообщили 23 июня в Министерстве просвещения Молдовы
Несомненно, перед нами серьёзные события. В Молдове при помощи и под покровительстве Бухареста проводится всесторонняя подготовка для будущей интеграции бывшей Советской Молдавии с Румынией. Директор Европейского центра по исследованию этнических проблем румынской Академии наук Раду Балтасиу приветствует создание Гражданской платформы «Actiunea 2012» и заявляет, что проблему объединения Молдавии и Румынии необходимо обсуждать открыто, так как она достигла «геополитической зрелости».
Вторая линия, по которой проводится такая подготовка — это церковь. Вот уже несколько лет как в Молдове зарегистрирована Бессарабская митрополия, подчиняющаяся Румынскому Патриархату. Её задача — оторвать как можно больше приходов от Митрополии Молдовы, входящей в состав Русской Православной Церкви. А затем — проникнуть на Левобережье Днестра (современная ПМР), в Южную Бессарабию и Северную Буковину, которые в 1918-1940 годах были частью Румынии, а ныне пребывают в составе Украины.
Образовавшие будущее, как они говорят, движение «1812» историки-унионисты намереваются в будущий год провести много мероприятий, прочитать лекции о вреде «российской оккупации», провести встречи с людьми. Это — не чисто молдавская проблема. Она затрагивает интересы России, Украины и Приднестровья, поскольку речь идёт о возможном перекройке политической карты юго-запада бывшего СССР.
Разумеется, «историческая война», объявленная прорумынскими силами всем инакомыслящим, направлена на привлечение к борьбе за присоединение Молдавии к Румынии, прежде всего, молодёжи. И ведётся она в увязке с прочими мероприятиями. Например, в СМИ прошло буквально несколько дней назад сообщение, что Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала молдавским властям разрешить голосовать гражданам РМ не с 18, как сейчас, а с 16 лет. Ясно, на что это будет направлено в случае положительного решения на привлечение в ряды унионистов радикально-националистической молодёжи из числа, в том числе, тех, кто крушил центр Кишинёва 7 апреля 2009 года. И роль исторического воспитания здесь трудно переоценить.
Но самая большая опасность тут кроется в неприкрытом насилии над мозгами и большинства молдавского народа, отвергающего идею объединения с Румынией, и русскоязычного населения РМ. Ведь не только в молдавских, но и в школах с русским, украинским, болгарским и прочими языками обучения национальных меньшинств Молдовы дети будут вынуждены учить враньё о якобы произошедшей в 1812 году «российской оккупации». Жители страны, которая натерпелась вдоволь от турецкого владычества, благодаря унионистам станут зубрить ложь, будто под властью османов жизнь в Молдавии была бы свободнее, мирнее, зажиточнее, нежели под скипетром российского императора. Конечно, в обычных условиях на опровержение откровенных вымыслов не надо было бы тратить время. Но история в эпоху Смуты - это передовой край битвы за судьбы стран и народов.
Румыния в этой битве сражается, не щадя себя и других. 30 июня «Новый Регион» сообщил: «В ходе Первого конгресса учителей Молдавии, в котором также принимали участие их коллеги из соседней Румынии, среди прочего обсуждался вопрос об издании новых учебников для общеобразовательных школ по курсу истории... Советник руководителя правительства Молдовы по проблемам образования Леонид Бужор отметил, что переиздание школьных учебников по истории будет проведено в рамках совместного молдовско-румынского проекта. Подобная инициатива, по словам советника премьер-министра, обсуждалась молдавскими властями еще в начале минувшего года, когда Кишинев посетил Президент Румынии Траян Басеску».
В таких случаях надо без колебаний отвечать ударом на удар. Вот пример из более ранних времён. В 1991 году в Приднестровье была создана своя система образования, не входившая в аналогичную структуру Молдовы. Одним из первых актов министерства образования ПМР была отмена введённого Кишинёвом курса «История румын». Курс этот исходил из того, что пребывание Молдавии в составе Румынии — благо. Он был немедленно отменён или, если угодно, запрещён, дабы не отравлять умы юных приднестровцев ядом прорумынского национализма и унионизма. Этот запрет был спасительным благом: благодаря такому решительному шагу пропаганда в пользу Бухареста была сразу же изгнана из школ ПМР. Да и с чисто моральной точки зрения «История румын» выглядит оскорбительно: как потомкам солдат Суворова, Кутузова и Великой Отечественной штудировать ложь о том, что якобы в 1812, 1940 и 1944 годах наша армия оккупировала Молдавию, а румынские войска в 1918 и 1941 годах её будто бы освободили?!
Можно спросить: но что делать в ситуации, когда бывшие союзные республики стали независимыми государствами? Сделать можно очень многое. Можно в России и Украине издавать миллионными тиражами литературу, где разоблачались бы тезисы прорумынской пропаганды. Можно финансировать тех учёных, политологов и публицистов, которые в лёгком и доступном стиле разоблачали бы идеи румынизма, высмеивали бы их. Можно было бы специально издавать работы по истории для молодёжи Молдавии, в которых в простейших формах доказывалась бы благотворность пребывания бывшей МССР в составе вначале Российской империи, а потом и Советского Союза, а также ущерб от румынского владычества.
Надо всем вместе мыслить на перспективу. Если сегодня молдавский школьник приказом минпроса обязан изучать националистическую «Историю румын», то на один учебник по этому предмету этот самый школьник должен иметь две, три, четыре книги, в которых бы доказывалась благотворность и вхождения Молдавии в Российское государство, и освобождение её от румынской оккупации в 1940 и 1944 годах. И должны найтись на это деньги — ведь Россия и Украина, будем надеяться, не бедней Румынии...
Образно говоря, на каждую унионистскую пулю следует выпускать по нескольку убойных торпед. Работа должна вестись такая, чтобы «История румын» отскакивала от голов студентов и школьников, не оставляя следов в их мышлении. По сути, следует организовать массированную историко-политическую экспансию. И база для неё должна быть такой, чтобы антиунионистские факультативные занятия были, если понадобится, намного эффективнее стационарных уроков и лекций по «Истории румын».
Этот вопрос, как подчёркивалось, не чисто молдавский. Он принадлежит всему нашему бывшему общему государству. Поэтому уже сейчас здравомыслящим силам Москвы, Тирасполя, Кишинева и Киева надо думать о том, как провести мощные мероприятия с позитивной оценкой освобождения Бессарабии от османского владычества в 1812 году.
Ибо это — не просто история. Это — важный элемент будущей судьбы всего постсоветского пространства. Во всяком случае, унионисты увязывают 1812 год с последующими событиями. Так, согласно СМИ, кишинёвский историк Ион Варта утверждает, что «события 28 июня 1940 года не должны рассматриваться отдельно от событий 1812 года, когда Бессарабия была преобразована в российскую губернию. Они должны рассматриваться в органической связи, потому что и те, и другие события являются последствиями имперской власти». «Россия не имела никаких этнических, юридических или языковых оснований, чтобы аннексировать эту территорию», уверен Варта.
Тут следует сказать прямо ещё об одной важной вещи. Почему ненавистники нашего общего прошлого в бывших союзных республиках ведут себя столь бескомпромиссно, так неприкрыто искажают историческую правду? Ответ прост: потому что такие же ненавистники в лице радикальных либералов поощряют их к этому прямо из Москвы — со времён Горбачёва и до наших дней. По степени ненависти к патриотизму, славе Державы, простиравшейся от Бреста до Владивостока, они не уступают, а то и превосходят националистов «на местах».
Например, они выступалют публично против военно-патриотического воспитания в российских школах. Разумеется, СССР был развален, в том числе, и по вине таких, как они. Режиссёр Павел Лунгин снял откровенно клеветнический фильм «Царь», в котором Иван Грозный, один из столпов объединённой Российской Державы представлен извергом в духе европейских средневековых страшилок. О маразме под названием «десталинизация», трубачом которой является один из «оруженосцев» ельцинского развала Михаил Федотов, мне уже приходилось писать ранее. Идиотизм вокруг Советско-Германского пакта 1939 года, когда советские, а затем и российские политики с высоких трибун осуждают внешнеполитические успехи собственной страны, вообще не нуждается ни в каких комментариях. Это всё равно, что накинуть петлю себе на шею, а затем оттолкнуться от табуретки под ногами.
А разве лучше выглядит выходка российских чиновников от дипломатии, которые несколько лет назад совместно с румынским МИДом осудили упомянутый Пакт-39, дав тем самым в руки Бухареста козырь, позволяющий ему претендовать на территории, откуда румынские оккупанты были изгнаны в 1940 и 1944 годах. Что это, как говорили депутаты дореволюционной Думы — «глупость или измена»?
Как известно, Румыния по достоинству оценивает любые примирительные жесты. Например, у Украины она отсудила через суд ООН смачный кусок Черноморского шельфа в районе острова Змеиный. А совсем недавно президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что на месте Иона Антонеску он тоже отдал бы приказ «Перейти Прут!» и послал бы румынских солдат в союзе с Германией отвоёвывать потерянные в 1940 году территории.
Всё это доказывает одно: как театр начинается с вешалки, так и войны выигрываются ещё на школьной скамье. Лучше понять это сразу и начать действовать, не дожидаясь, когда приказ румынским солдатам «Перейти Прут!» прозвучит во второй раз.
Стиль, орфография и пунктуация оригинала сохранены, просьба к читателям — не сигнализировать об ошибках в этой статье — прим. ред. Источник: ИноФорум.
Рейтинг публикации:
|