Не только в атеистических государствах, но и в странах, где вера не возбранялась, женщину-ученую из позднеантичной Александрии Гипатию, или Ипатию, представляли языческой мученицей, растерзанной толпой фанатиков-христиан за религиозную нетерпимость. Сейчас победила другая точка зрения: оказывается, Ипатия вполне лояльно относилась к другим верованиям. Пересмотр истории или?..
Ежегодно 22 июня по новому стилю католическая и православная церкви отмечают день памяти святителя Кирилла Александрийского. Несмотря на сообщение христианского историка (а может быть, именно и по этой причине) Сократа Схоластика о том, что в убийстве Ипатии виноват чтец Петр, позднейшие комментаторы часто возлагают вину на отца церкви Кирилла Александрийского.
Вот как этот эпизод изложен в "Криминальной истории христианства" современного немецкого ученого, теолога и критика христианства Карлхайнца Дешнера (настоящее имя Karl Heinrich Leopold Deschner): "В ходе беспорядков в Александрии в марте 415 года, которые не только произошли с согласия Кирилла, но и были спровоцированы им, была зверски убита Ипатия, известный всему тогдашнему миру и высокочтимый языческий философ, дочь математика и философа Теона, последнего из известных нам руководителей александрийского университета "Мусейон". Учеником Ипатии был отец церкви епископ Синесий из Кирены, который в письмах величает ее "матушка, сестрица и учительница", "возлюбленный Богом философ". Среди ее слушателей были и христиане. Например, с ней любил общаться — к вящей досаде Кирилла — и praefectus augustalis (наместник императора) Орест".
Начнем по порядку. Гипатия, или Ипатия, родилась в Александрии, вероятнее всего, в 355 году (иногда называют и другие даты, например, 370 год). С детства всерьез увлекалась наукой, занимаясь, по примеру отца, философией, математикой и астрономией. От ее трудов ничего не сохранилось, даже фрагментов. Неизвестны также подробности ее учения. О биографии Ипатии, а также о написанных ею произведениях до нас дошли скудные сведения.
В их числе семь писем, написанных к Ипатии неоплатоником Синесием из Кирены, который, кроме того, упоминает о ней в других своих посланиях, а также в своем трактате "О дарах". Его сведения ценны тем, что он был хорошо информированным учеником и другом Ипатии, но в то же время Синесий был христианином и даже епископом Киренаики, что не могло не сказаться на его некоторой пристрастности в оценке расправы над Ипатией, которая носила ярко выраженный религиозный характер.
Уже упоминавшийся нами Сократ Схоластик из Константинополя был младшим современником Ипатии и автором "Церковной истории", на страницах которой — несмотря на всю свою религиозную ангажированность (в данном случае христианскую) — отзывается об Ипатии с большим пиететом и однозначно осуждает ее убийство. На его сообщении позднейшие византийские летописцы соорудили свои собственные версии, которые отчасти полностью противоречат оценке этого происшествия, данной Сократом.
Во фрагментах сохранившегося труда "Философские истории" неоплатоника и последнего схоларха (руководителя) Платоновской академии и Афинской школы неоплатонизма Дамаския, написанного в период с 517-го по 526 год, этот решительный сторонник языческой религии и противник христианства склоняется к критическому суждению о компетенции философов, которые не соответствовали своему масштабу, и позволяет себе пренебрежительные замечания в адрес Ипатии.
Хроника египетского коптского епископа города Никиу (Пашати) Иоанна Никиусского, написана в VII веке. Временная дистанция в два столетия отнюдь не смущает автора, который одобряет убийство Ипатии и безоговорочно поддерживает ее противников.
Ипатии посвящена статья в "Суде" — византийской энциклопедии X столетия.
В ней представлены сведения, порою без разбора заимствованные из различного происхождения и разного достоинства источников. Авторы энциклопедической статьи об Ипатии использовали материал из "Философских историй" Дамаскиоса и, вероятно, также из других позднеантичных источников. Заимствованные, в частности, из жизнеописаний писателей Исихия (Гисихия) Милетского (дошедших до нас лишь во фрагментах), сведения грешат литературным приукрашиванием и красочностью стиля.
Историки полагают, что Ипатия читала публичные лекции, скорее всего, в качестве представителя философии киников, обогащенной идеями неоплатонизма. В качестве представительницы нехристианской философской школы она принадлежала к языческому меньшинству Александрии, большинство населения которой были тогда христианами.
Продолжим цитировать Дешнера: "После того как патриарх распалил народ, в своих проповедях клеймя Ипатию как колдунью и распространяя о ней клеветнические слухи, на нее предательски напали монахи Кирилла под водительством клирика Петра, затащили в церковь Каисарион, сорвали одежду и буквально искромсали осколками стекла (?), а ее расчлененное тело было публично сожжено — "первая отмеченная в истории охота на ведьм".
Нужно отметить, что в оригиналах, когда речь заходит об орудии убийства, упомянуты глиняные черепки или кровельная черепица, называемая по-гречески остракон. Реже под этим термином подразумевается морская раковина, осколки известняка и даже яичная скорлупа.
Никакой другой исторический эпизод, связанный с преследованием еретиков или язычников, не стал таким популярным, как убийство Ипатии. Тут и явственный намек на сладострастие Вольтера, сказавшего об Ипатии — "прекрасных дам обнажают вовсе не для того, чтобы их убить", — и современный испанский режиссер Алехандро Аменабар, снявший блокбастер "Агора" с британской актрисой еврейского происхождения Рейчел Вайс.
С XVIII столетия убийство Ипатии часто рассматривалось в рамках критики христианской церкви как яркий пример нетерпимости и враждебного отношения клерикальных кругов к науке. В современной беллетристике и псевдоисторических произведениях чаще всего представляют картину гибели Ипатии, которая практически ничего не имеет общего с историческими описаниями.
Но никто так активно не спекулировал на убийстве Ипатии, как феминистки.
Дора Рассел, супруга известного британского философа Бертрана Рассела (Bertrand Russell) опубликовала в 1925 году проникнутое идеями феминизма произведение "Ипатия, или Женщина и знание" (Hypatia, or Woman and Knowledge). Эти дамочки разрезвились до того, что начали называть свои многочисленные журнальчики и прочую печатную продукцию именем александрийской ученой. В феминистской литературе эксплуатируется двоякий образ Ипатии. Во-первых, как ранней представительницы эмансипированной женственности, обладающей незаурядными знаниями, и, во-вторых, как жертвы женоненавистнического отношения ее врагов.
Игорь Буккер Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|