Латвийский Сейм принял во втором чтении законопроект, согласно которому в течении десяти лет предусматривается выплата компенсаций в размере 40 миллионов евро родственникам жертв Холокоста, чье имущество было отобрано во время Второй мировой войны. Первое чтение состоялось еще в сентябре прошлого года и сопровождалось длительными дискуссиями. Не обошлось без них и на этот раз. Причина – в двусмысленности положения, создаваемого будущим законом для официальной Риги.
С одной стороны, признавая необходимость выплаты государством компенсации, парламент страны тем самым одновременно признает свою ответственность за преступления Холокоста. Иначе – зачем бы возмещать ущерб, причиненный не тобой? С другой стороны – в текст будущего закона включены положения, согласно которым Латвия «не признает себя виноватой и не несет ответственности за Холокост». Кстати, именно благодаря этой поправке второе чтение для законопроекта завершилось с большим успехом – в первый раз голосов «за» было существенно меньше.
Однако то, что документ обсуждается, пусть даже успешно и целых два раза – не означает, что он все-таки будет принят. Позиция властей республики в отношении участников и организаторов Холокоста на территории республики сегодня вполне однозначна – в настоящее время большинство из них считается здесь национальными героями, ведь они в свое время боролись против так называемой «советской оккупации». А то, что под предлогом этой «борьбы» они сотрудничали с Гитлером и его сторонниками и принимали участие во многих преступлениях нацистов, в том числе и в Холокосте – как-то не учитывается.
Самый известный пример – ежегодные шествия бывших легионеров СС в Риге 16 марта. Латышский добровольческий легион СС – это воинское формирование, созданное немецким командованием на территории республики в годы войны. Оно состояло из двух дивизий – 15-й и 19-й гренадерских. Обе участвовали в карательных акциях против мирного населения республики, а также Новгородской, Псковской и Ленинградской областей, в расстрелах узников концентрационных лагерей, в которых содержались как евреи, так и представители других национальностей, в преступлениях против военнопленных.
Всего за время оккупации в Латвии было убито около 70 тысяч евреев – местных жителей, а также около 20 тысяч евреев из других регионов СССР. Еврейские погромы начались здесь практически сразу же после оккупации. Латышская пресса, в особенности, газета Tēvija намеренно распространяла антисемитские настроения среди местных жителей. По воспоминаниям уцелевшего в Рижском гетто Бернхарда Пресса «увлеклась уничтожением евреев как интеллектуальная элита, так и простые граждане».
Печально знаменитая дата – 4 июля 1941 года. В этот день именно местными коллаборационистами, а не немцами, было убито множество евреев, более двух тысяч человек сожгли заживо в хоральной синагоге, также было осквернено, разграблено и уничтожено еще около 20 синагог. Возглавлял «команду», кстати, человек, сегодня очень почитаемый властями человек – Виктор Арайс. Он создал ее с разрешения немцев, тем не менее, входили в нее только латыши.
И таких фактов очень много. Однако Рига продолжает закрывать на них глаза. Поэтому говорить о том, что обсуждение законопроекта – что-то большее, чем желание вызвать одобрение со стороны международного сообщества, в частности, ЕС, который официально осуждает те же шествия 16 марта – пока очень преждевременно.
Источник
Рейтинг публикации:
|