"...Рад доложить вам: первый в мире космический полет совершен на советском космическом корабле "Восток..."
"Если я снял недостаточно хорошо, значит, я был недостаточно близко" - максима великого фотожурналиста Роберта Капы опровергается историей создания кадра фотографа ТАСС Валерия Генде-Роте, вошедшего во все учебники советской истории: момента, когда Гагарин рапортует Хрущеву о своем полете.
Артём Чернов
Валерий Генде-Роте в тот исторический момент был от правительственной трибуны, скорее всего, не ближе, а дальше всех своих коллег на внуковском лётном поле. Интуиция опытного фотожурналиста подсказала ему такое решение.
" В то памятное утро более сотни человек, обвешанных всевозможными камерами, собрались на Внуковском аэродроме. Специальные вышки, на которых разместилась вся эта армия, представляли очень живописное зрелище, Я говорю "со стороны", потому что сам находился на крыше здания аэровокзала - вспоминал Генде-Роте в интервью советскому журналу "Журналист" в 1986 году. - ...Скажу лишь, что изрядно поволновался и здорово устал, хотя съемка длилась не более 20-30 минут. Слишком велика была ответственность. Накануне вечером я был на аэродроме и совершенно точно знал, где остановится самолет, который доставит героя, знал примерный порядок торжественной встречи и постарался подготовиться. Помимо меня на аэродроме работало ещё три фотокорреспондента ТАСС, и мы не должны были повторять друг друга.
Я взял на съемку три фотоаппарата и три объектива. Расчет оказался правильным: времени менять оптику не было. За те самые 20 минут я снял две пленки советской камерой "Старт" с новейшим по тому времени объективом МТО-1000 и ещё несколько кадров двумя другими камерами. Наибольшая нагрузка выпала на МТО-1000. Именно благодаря этому сверхдлиннофокусному объективу (который и до сих пор с удовольствием приобретают знатоки как в России, так и за рубежом - прим. редакции РР) я находился ближе к Юрию Гагарину, чем любой другой фотокорреспондент, хотя фактически стоял намного дальше... Работа с ним была самой трудной частью съемки.
На трибуне были члены правительства, родные и близкие Гагарина, а соорудили её почему-то очень маленькой. С точки зрения фотокорреспондента, стоящим там было тесно. И это очень затрудняло работу. Когда после рапорта Юрий Алексеевич обнял и расцеловал родителей, мне страшно захотелось крикнуть, чтобы они хоть чуть-чуть повернулись..."
А дальше кадр исторического рапорта ждали метаморфозы.
Сначала в кадре "улучшили фон" - ретушеры убрали с заднего плана все трещины во внуковском асфальте, "чтоб не портили картинку". Заодно дали соответствующую команду - и к прилету следующего советского космонавта, Германа Титова, и сам асфальт летного поля был идеально "отретуширован" - ни одной трещины в кадрах с ним закрашивать не пришлось, поле было идеальным.
Но через три года, в 1964-м, потребовалось новое, куда более серьезное "улучшение" исторического изображения. Второй ключевой персонаж Никита Сергеевич Хрущев перестал отягощать собой композицию. Смещенного и опального бывшего Первого секретаря ЦК попросту отрезали. В новой, тесной рамке Юрий Алексеевич Гагарин оказался в полном одиночестве и рапортовал уже как бы "вообще", всему советскому народу, в открытое пространство. Таким кадр и остался в анналах советской истории и школьных учебниках. Таким его запомнило и мое поколение - детей 70-80-х годов. Космос для нас по-прежнему был романтикой. А фамилии Хрущева мы и не слыхали почти.
Только повзрослев, в 1989-м году я впервые с изумлением увидел полный вариант этой фотографии в руках самого автора. Звезда советской фотожурналистики Валерий Генде-Роте принес на свою лекцию на курсах фоторепортажа при СЖ СССР среди других работ огромный отпечаток, без всякого кадрирования и ретуши и рассказал нам всю его историю. "Я понял тогда, что если полезу со всеми в толпу, то ничего не сниму. И поэтому предпочел быть от события дальше всех, выше всех зато в гордом одиночестве" - примерно так он говорил нам, слушателям курсов. Эта стратегия и сделала его победителем: ни один из кадров его коллег в тот день не может соперничать с его работой в популярности и "знаковости". Эта фотография фактически - визуальная веха истории СССР.
Тем печальнее, что, готовя этот материал, я обнаружил, что оригинала кадра сейчас... не найти. Несмотря на то, что Валерий Генде-Роте был в 1961-м году штатным сотрудником Фотохроники ТАСС, в архиве ИТАР-ТАСС драгоценный негатив отсутствует. Его местонахождение сотрудникам архива неизвестно. Зато копией "урезанного" кадра, без Хрущева, почему-то торгуют оба бывших советских агентства - и ИТАР-ТАСС, и РИА Новости, где Генде-Роте никогда не работал. Мы с вами рискуем так и остаться с "урезанной вехой истории" навсегда.
Старый друг и коллега Генде-Роте, выдающийся российский фотомастер Николай Николаевич Рахманов, автор уникальных фотоальбомов о Москве, московском Кремле, Оружейной палате, вскоре после смерти товарища подготовил замечательную книгу о фотографическом наследии Генде-Роте, в которой история гагаринской съемки - лишь одна многих из увлекательнейших глав. К сожалению, по независящим от составителя причинам, книга так и не дошла до читателя до сих пор.
Наверное, это далеко не единственный случай странной судьбы работ выдающихся советских авторов XX века, всего лишь один, из многих, увы, скорее типичный в наше время. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь ситуация все же изменится к лучшему.
Кинохроника встречи Гагарина во Внуково-2 14 апреля 1961 года:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+