Недавно упоминали соки в трехлитровых банках — те самые, которые сейчас многие, знаю, вспоминают с грустью.
И есть в ассортименте этих напитков один, ну очень уж спорный. Березовый сок. Он был самым дешевым из всех — если покупал в кафетерии стаканчик этого сока, то обходился он, кажется, в 8 копеек (7 стоило плодово-ягодное мороженое без шоколадной глазури).
Вкус у этого напитка (который назывался березовым соком) был сладкий, с приятной, ярко выраженной кислинкой. Легкий такой, весенний.
Но вот в то, что в этой банке был именно березовый сок, верили не все. И, признаться, до сих пор не особо верят.
Главный аргумент — это ж сколько берез надо, чтобы такое количество сока выпускать, чтобы на всю страну хватило. Утверждают — ничего, кроме воды, сахара и лимонной (а, заодно — аскорбиновой) кислоты, в этом напитке не было.
Я решил поискать информацию о березовом соке и столкнулся с тем, что добыть ее труднее, чем военную тайну. Ей-ей…
Дело в том, что его производство ГОСТами не регулировалось. Даже в старых, тех, которые сейчас уже не действуют (в гостах, на соки с сахаром, на соки без сахара), нигде нет упоминания березового сока. Есть весьма интересные варианты — даже лимонник, а вот березового — нет.
Существует ТУ на сок березовый, полуфабрикат, РСТ РСФСР 537-82, утвержденный Госпланом СССР, на смену ТУ от 76, вроде как, года. Но он регулирует качество именно заготовленного сока, правила его хранения до передачи на производство.
А качество самого готового продукта — консервированного березового сока с сахаром, регулировалось отсраслевыми стандартами, причем разными — например, РСТ УССР 1393-75, ОСТ 111-16-84, но текстов этих ТУ обнаружить в сети (да и где бы то ни было, мне не удалось).
Пришлось идти другим путем — искать все, что более-менее связано с добычей березового сока и его переработкой. Удача улыбнулась не сразу. Сначала попалась книга А. В Макарова «Добывание березового сока», аж 1943 года издания. Да, представляете, в войну.
Консервных заводов, как таковых, тогда не существовало, и сок производили артели. Для этих артелей был дан вот такой вот рецепт:
После этой находки появилась надежда обнаружить хоть какие-то упоминания производства по техническим условиям. И — вышло!
На хелпикс орг обнаружилась пиратски (без указания авторства, увы) выложенная публикация «Техника и организация добычи березового сока».
И вот оттуда цитата:
На предприятиях Министерства лесного хозяйства УССР освоено производство консервов «Сок березовый с сахаром»…
…В соответствии с временной технологической инструкцией Министерства пищевой промышленности УССР для консервирования используется свежий березовый сок, отвечающий требованиям технических условий. …
… Поступившее в переработку сырье фильтруют через шелковые или капроновые сита с обечайкой из нержавеющей стали с отверстиями диаметром 0,5 мм. Затем сок загружают в паровой котел, добавляют сахар, лимонную кислоту, подогревают до 70—80 °С, помешивая до полного растворения сахара, и фильтруют на фильтр-прессах. Перед розливом в банки напиток подогревают в трубчатых или пластинчатых подогревателях или в вакуум-аппаратах до 70—80 °С, разливают в горячем виде в стеклянные банки емкостью 0,5—3,0 л, герметически закупоривают лакированными крышками и пастеризуют. Законсервированный таким образом сок хранят в чистых, хорошо вентилируемых помещениях при температуре 0— 20 °С, относительной влажности воздуха не более 75%.
Так что, дамы и господа, то, что продавалось в СССР по название «Сок березовый с сахаром» и есть — сок березовый, только с сахаром и лимонной кислотой.
Еще одна цитата:
В 1983 г. только плодоперерабатывающий цех Маневичского лесхоззага Волынской обл. выпустил 151 тыс. условных банок этой продукции, а в 1984 г.— около 2,5 млн. Всего в 1983 г. консервные цеха лесхоззагов выпустили такой продукции более 12 млн. условных банок на сумму 2,5 млн. р.
А березы…березы выдерживали. Промышленная технология добычи давала реально много сырья — гораздо больше, чем мы можем себе представить, изредка добывая сок «любительским» способом.