Такой человек как, Нафталий Аронович Френкель не мог родиться нигде, кроме как в Одессе. В 1898 году, 15-летним юношей он устроился на работу в строительную фирму Гурфинкеля. Как работнику Нафталию в буквальном смысле не было цены. Правда, был у него один недостаток, для достижения цели, он зачастую стравливал друг с другом своих коллег.
В 1900 году Нафталий по приглашению руководства компании «Штейнер и Ко» перебрался в Николаев. Вскоре за счет работодателя он уехал учиться в германский «Строительный техникум» в городе Кётен.
После успешной сдачи выпускных экзаменов, вернувшегося в «Штейнер и Ко» Френкеля уличили в финансовых махинациях и подделке документов.
Другой бы человек если бы не застрелился, то уехал бы из Николаева, но только не Нафталий. В 1912 году он устроился на работу к местному коммерсанту Юрицыну.
Тогда же оставаясь наемным работником, он вложил все свои накопления в торговлю древесиной и не прогадал. Благодаря откровенным спекуляциям Френкель заработал свой первый миллион. В годы I мировой войны он сколотил неплохие барыши на поставках оружия в русскую армию.
В 1918 году когда ситуация в стране, а уж тем более в Одессе была труднопрогнозируемой, Френкель для сохранения своего капитала познакомился у «Фанкони» с одесским налетчиком Мишкой Япончиком.
Коммерсант не ожидал, что Япончик окажется умным человеком и сильным переговорщиком. Ему пришлось не только дать Мишке долю в собственном бизнесе, но и вступить в банду.
Вскоре Нафталию пришлось спасать не капиталы, а жизнь. Вместе с кодлой Япончика, он уехал на фронт воевать за красных. Счастливчик стал одним из немногих, кто выжил из сформированного Мишкой «54-го Советского революционного полка им. Ленина».
Вернувшись в 1921 году в Одессу, красный фронтовик Френкель сколотил свою банду.
С подручными, Нафталий проворачивал финансовые махинации, занимался шантажом и конечно же извечным одесским промыслом – контрабандой.
Юркие шаланды Френкеля курсировали между черноморским побережьем Советской России, Турции и Румынии.
В Одессу шли шёлковые чулки, парфюм, сигареты, алкоголь, а обратно ювелирные украшения и антиквариат, все то, от чего после гражданской войны ломился черный рынок России.
За возможность спокойно работать Нафталий платил чиновникам, сидящим в высоких московских кабинетах, местным правоохранителям, судьям и таможенникам.
Когда слухи о размахе «красного миллионера» Френкеля достигли кабинета «Железного Феликса», тот в январе 1924 года послал в Одессу отряд чекистов под командованием Терентия Дмитриевича Дерибаса (не родственник первого градоначальника Одессы).
Верхушку ЧК, милиции и Френкеля с ближайшими подручными арестовали. По счастливому стечению обстоятельств, чуть ли не единственному из списка арестованных, расстрел Нафталию заменили 10-летним сроком.
В лагерь он приехал с деньгами и первое что сделал, купил себе должность нормировщика.
Когда на Соловках начался тиф, строитель Френкель предложил лагерному начальству, срочно, пока не поздно возвести баню с массовой проходимостью. На скептические ухмылки «Хозяина» зоны Френкель мало того, что показал набросок собственного проекта, но и пообещал поострить здание через 24 часа.
Пятьдесят выделенных ему зеков он мотивировал, очень просто:
«Через 24 часа тут будет стоять, и принимать первых посетителей баня. Если ее не будет, нас с вами поставят к стенке».
Баню «под ключ» строители сдали через 21 час.
За «трудовой подвиг», срок заключения Нафталию сократили вдвое, а весной 1927 года освободили. Френкель не поехал на «Большую землю», пойдя навстречу «Хозяину» он возглавил производственный отдел в «Соловецком лагере особого назначения».
В 1929 году его повысили до должности начальник производственного представительства ГУЛАГа ОГПУ.
Под руководством Френкеля заключенные за 20 месяцев построили гордость Первой пятилетки «Беломорско-Балтийский канал». Во время строительства умерло (в основном из-за сложной ситуации с продовольствием в стране) 12 318 человек, 12% от общего числа заключенных строивших канал.
После открытия канала, по распоряжению Френкеля были освобождены 12 500 заключенных (12,5%), 60 000 (60%) вполовину сократили сроки отбывания наказания.
Сам Нафталий Френкель получил в Кремле орден Ленина.
28 августа 1933 года его назначили начальником строительства «Байкало-Амурской магистрали», через год под его руководство передали «Байкало-Амурский ИТК». Френкель жил в шикарно оборудованном железнодорожном вагоне, и на нем же постоянно выезжал руководить стройкой на десятки строительных участков.
1937 год, обошел «нужного стране» Френкеля стороной, к тому же у него сложились хорошие отношения с Лаврентием Берия.
В 1938 по его инициативе создали «Железнодорожный ГУЛАГ», в котором он стал начальником.
Во время обороны Сталинграда Френкель предложил руководству построить для обеспечения наших войск «Волжскую рокаду». Для этого заключенные разобрали пути на отрезки БАМ-Тында.
Первые поезда по рокаде пошли через 7 месяцев строительства, в августе 1942 года, полностью 978 километровая железнодорожная линия заработала 15 октября 1942 года.
В 1943 году генерал-лейтенанту Нафталию Ароновичу Френкелю вручили третий орден Ленина.
В 1947 году Френкель ушел в отставку и скончался в Москве в 1960 году в возрасте 77 лет.