Убивать или выживать. Такой выбор стоял перед всеми племенами и народами античного мира. Но не все смогли так выстроить общественную жизнь, чтобы максимально эффективно обороняться и наступать, ведя постоянные войны с соседями. Государство Спарта неслучайно стало сообществом воинов. Боевые заслуги не только давали общественное положение, но и на многие поколения в будущем обеспечивали семьи всенародным почетом и уважением. Конечно, славу отцов надо было подкреплять новыми подвигами. Но для этого существовало огромное поле деятельности. Спартанцы недаром считали себя потомками легендарного Геракла. Они умели переносить тяготы и выигрывать битвы.
Суеверные и жестокие, они передавали законы устно. Традиция была в воинском воспитании спартанцев всем. К 15 годам каждый юноша-спартанец должен был выдерживать показательные испытания на выносливость и мужество. Сначала будущие воины приносили жертвы на алтарь бога Ареса. На второй день развертывалось любимое зрелище спартанцев – юношеский бой, в котором все дрались против всех. Тут пощады не давали никому. Главным условием было – выбраться из свалки живым. Мальчишки должны были победить как больше противников, повергнуть их на землю любым способом. В ход шли самые разные уловки, удары, можно было кусаться, царапаться, собираться в группы, чтобы сбросить противников в ямы. В такой битве немало участников получали тяжелые увечья, которыми потом гордились.
Никакой роскоши у спартанцев не было. Романтическое изображение спартанской семьи.
Выжившие в общей битве предавались ритуальной порке у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Били юношей жрецы Артемиды свежей ивовой лозой до крови. Истязание могло продолжаться до тех пор, пока избиваемые не теряли сознание. Нельзя было кричать и стонать. За нарушение этого правила могли быть унижены родные и близкие. Допустивший малодушие испытуемый навсегда покрывался позором и мог быть даже изгнан из Спарты.
Греческий поэт Лукиан так написал о диких обычаях спартанцев: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели… Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.»
"Убивай или погибай" -- суровый закон спартанской жизни
После «проверки на прочность» 15-летний спартанец должен был убивать. На это отводился целый год (криптия). Спартанцы несли полицейскую службу. Можно было участвовать в необъявленной войне против илотов, у которых юные воины воровали еду и одежду. Они подстерегали на дорогах ночами одиноких илотов и убивали их голыми руками или дубинками, камнями. Наказывать юношей за убийство никто не думал. Так воспитание воина осуществлялось на практике.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Голод и холод -- два самых суровых воспитателя спартанцев
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления».
Только в тридцать лет заканчивался период обязательного военного образования, и спартиат становился полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав. Именно суровое отношение к себе и к своим детям помогло спартанцам вести успешные завоевательные войны. В VIII веке до нашей эры воины Спарты предприняли громадную экспансию близлежащих земель Мессении. В ходе оккупации они не перебили всех местных, но превратили их в бесправных рабов-илотов, поскольку нуждались в рабочей силе. Спартанские пленники трудились на полях и нередко были объектами нападения со стороны спартанской молодежи, которая на рабах оттачивала навыки убийств.
Каждый спартанский гоплит мог получить земельный надел в Мессении. Спарта могла выставить до 9 тысяч копейщиков, что было самым большим войском в Элладе. Эта армия не сидела без дела и была нацелена на силовое подавление восстаний мессенцев, которые тяготились своим положением и не ждали от своих господ ничего хорошего.
Армия Спарты получала выносливых и опытных воинов, благодаря системе воинского воспитания, готовившей бойцов в детства. К 18 годам подросток путем неустанных тренировок превращался в солдата, способного убивать любым видом холодного оружия.
Афинские стратеги много сделали для побед греков при марафоне и при Саламине. Но в битве при Платеях 479 году до н.э. спартанцы стали одними из главных авторов разгрома персидской армии. Фактически спартанцы спасли всю греческую цивилизацию. Закат спартанского общества начался с третьего века, когда Грецию атаковали германцы-герулы.
Источник: https://armflot.ru/gretsiya-i-makedoniya/1176-voinskoe-vospitanie-spartantsa-pochemu-samoe-militarizovannoe-gosudarstvo-ellady-dolzhno-bylo-prolivat-morya-krovi